Закон Архимеда
материал для подготовки к егэ (гиа) по физике (9 класс) на тему

Ивлюшина Ирина Анатольевна

Решение качественных задач на закон Архимеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakon_arhimeda_dlya_sayta.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы для подготовки к ОГЭ

Подготовлено учителем физики МАОУ СОШ27  Ивлюшиной И.А.

Дорогие ребята, продолжим решение качественных задач из банка заданий ОГЭ.

На уроках мы с вами решали подобные задачи на Закон Архимеда с помощью математических расчётов. В данном материале предложено иное интересное, на мой взгляд, решение этих задач. Предлагаю вам познакомиться с ним.

1.  В небольшом бассейне плавает лодка. Изменится ли уровень воды в бассейне, если лежащий на дне лодки камень бросить в воду?

 Подумаем: зависит ли ответ на вопрос, поставленный в задаче, от формы дна лодки, на котором лежит камень? Ясно, что такой зависимости быть не может: в законе Архимеда форма тела, погруженного в жидкость, никакой роли не играет. Тогда будем мысленно «продавливать» камень через дно лодки. Последовательные стадии этого процесса представлены на рисунке.

 На одном из этапов камень можно представить подвешенным на верёвке, привязанной ко дну лодки. Уровень воды, естественно, не изменится, если удлинить верёвку так, чтобы камень коснулся дна бассейна. Если теперь веревку перерезать, очевидно, лодка всплывёт и, следовательно, уровень воды понизится. Аналогично решается и следующая задача.

 

 2.  В стакане с водой плавает кусок льда, содержащий: а) пузырёк воздуха; б) кусочек пробки; в) стальную гайку. Как изменится уровень воды в стакане, когда лёд растает?

 Заметим, что если лёд однороден, то после таяния уровень воды не изменится: лёд вытесняет ровно столько воды, сколько сам весит, а, следовательно, сколько получится при таянии. Также заметим, что решение поставленной задачи не зависит от места расположения указанных в условии задачи объектов в куске льда.        

 Пузырёк можно переместить к поверхности льда (см. рис.).  То есть наличие пузырька равнозначно изменению формы льда, таяние которого, как мы уже заметили, уровень воды не изменяет. Гайку, как и в первой задаче, «продавим» сквозь лёд до дна стакана, а затем перережем связывающую ледяную нить. Лёд всплывёт, уровень воды понизится, и уже не изменится после таяния льда. Лёд с вмёрзшей пробкой после таяния не изменит уровень воды, так как пробку можно мысленно выдавить изо льда и пустить в самостоятельное плавание на тонкой ледяной нити.          

3.  Стакан наполовину заполнен водой, в которой плавает кусок льда. Поверх льда наливают керосин, верхний уровень которого устанавливается на высоте h от дна стакана. Как изменится эта высота, когда лёд растает?

 В случае, когда лёд оказывается под поверхностью керосина, ответ очевиден (вода, полученная после таяния льда, занимает меньший объём, значит, верхний уровень керосина понизится). Интерес представляет анализ ситуации, когда лёд выступает над поверхностью льда (см. рисунок).

 Возникает соблазн деформировать лёд таким образом, чтобы его вершина оказалась под поверхностью керосина. Таким образом, казалось бы, можно было бы свести рассматриваемую задачу к предыдущей. Однако этот «фокус» не проходит: погружение выступающей части льда в керосин сопровождается повышением уровня жидкости. После таяния льда уровень понизится, и конечный результат оказывается не очевидным.        

 Может, попробовать деформировать не лёд, а жидкость? Для этого слой керосина (толщиной h1) заменим таким слоем воды, который сохраняет положение льда. Поскольку плотность воды больше, чем плотность керосина, высота слоя h2 < h1.

 При таянии льда уровень воды (как было замечено выше) не меняется. Если теперь осуществить обратную замену и вернуть на место керосин (для этого следует оставить след поверхности льда, см. рисунок), то выяснится, что слой керосина над поверхностью, которую ранее образовывала вода, растекается по большей площади и уровень керосина понижается по сравнению с исходным, (см. рисунок).

 Итак, уровень керосина понижается независимо от того, покрывает керосин ледяную глыбу полностью или частично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока"Закон Архимеда"

Представлена презентация урока изучения нового материала по теме "Закон Архимеда" (7 класс) с использованием элементов проектно-исследовательской технологии, задания для групповых исследований на урок...

Открытый урок физики в 7классе "Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда."

Урок рассматривает теоретическое обоснование возникновения выталкивающей силы и различные способы её олределения. Убеждает в равносильности всех способов на примере одного и того же тела. Исследует не...

Подготовка к ГИА. Закон Архимеда. Гидростатическое давление.

Презентация содержит качественные задачи с решениями  на применение понятия  гидростатического  давления, закон  Архимеда....

Закон Архимеда

Данная презентация очень важна для учащихся, т.к. она изучается только в 7 классе. Рекомендуется для просмотра в 7 классе и 11 классе при подготовке к ЕГЭ....

Об открытии закона Архимеда.

Презентация - шутка об открытии закона Архимеда....

Урок применения ЭОР "Решение задач на применение закона Архимеда"

Решение задач «Закон Архимеда» Цели  урока: Формирование умений вычислять силу Архимеда; показать значение познания мира через мышление; Проверка знаний учащихся по теме «Архимедова си...

Презентация к открытому уроку по физике по теме: «Давление твердых тел , жидкостей , газов, закон Архимеда».

Презентация содержит в себе задания, позволяющие вспомнить основные понятия: массы, веса, давления, атмосферного давления  , физические явления :инерции диффузии, условий плавания тел . Цель мате...