Рабочая программа по физике в 8 классе
рабочая программа по физике (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012г. и зарегистрирован в Минюсте России «07» июня 2012г. За основу составления рабочей программы взята Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika-8_kl.2015-2016.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Предмет: физика
Класс: 8
Уровень: базовый
Всего часов на изучение программы: 68 часов
Количество часов в неделю: 2
Учитель: Леонтьев В.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012г. и зарегистрирован в Минюсте России «07» июня 2012г. За основу составления рабочей программы взята Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник.
Цели изучения физики в школе:
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных дисциплин, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7-8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить физический эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.
Целями изучения физики в школе являются:
- на ценностном уровне:
формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, личностную значимость физического знания независимо от его профессиональной деятельности, а также ценность: научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
- на метапредметном уровне:
овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действия, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к эффективному решению различного рода жизненных задач;
- на предметном уровне:
овладение учащимися системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни; освоение основных физических теорий, позволяющих описать явления в природе, и пределов применимости этих теорий для решения современных и перспективных технологических задач;
формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в структуре естественнонаучного знания и культуры в целом, в создании современной научной картины мира;
формирование умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания; понимание структурно-генетических оснований дисциплины.
Место дисциплины в учебном плане
Базисный учебный план на этапе основного общего образования выделяет 210 ч. для обязательного изучения курса «Физика».
Требования к результатам освоения дисциплины
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
- сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности, научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.
- мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.
Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД). К ним относятся:
1) личностные;
2) регулятивные, включающие также действия саморегуляции;
3) познавательные, включающие логические, знаково-символические;
4) коммуникативные.
- Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.
- Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
- Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.
Общеучебные УУД включают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).
Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.
- Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- знать и понимать смысл физических понятий, физических величин и физических законов;
- описывать и объяснять физические явления;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений;
- решать задачи на применение физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации в предметной области «Физика»;
- использовать физические знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | ТЕМА УРОКА | ДЕМОНСТРАЦИИ | ФОРМА КОНТРОЛЯ | Дата проведения |
ГЛ.Ι | ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ(11ч) | |||
1/1 | Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловые явления. | Изменение внутренней энергии при теплопередаче. Теплопроводность различных тел. Сравнение теплоемкостей тел одинаковой массы. Наблюдение конвекции в жилом помещении. Испарение различных жидкостей. Телефильм: Применение теплопроводности. Термос. Охлаждение жидкостей при испарении. Постоянство температуры кипения. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Кристаллы. Модель кристаллической решетки. Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром. Видеофильм: «Изменение агрегатных состояний вещества» Модель ДВС. Устройство и действие четырехтактного ДВС. Действующая модель паровой машины. Слайды и видеофрагменты:
| Беседа | |
2/2 | Внутренняя энергия и способы её изменения. | Фронтальный опрос, тест | ||
3/3 | Виды теплопередачи. | Фронтальный опрос, тест | ||
4/4 | Сравнение видов теплопередачи. | Фронтальный опрос, тест | ||
5/5 | Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. | Тест | ||
6/6 | Расчёт количества теплоты при нагревании (охлаждении). | Решение задач | ||
7/7 | Самостоятельная работа №1 «Удельная теплоёмкость». | Самостоятельная работа, решение задач | ||
8/8 | Л/р № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | Лабораторная работа | ||
9/9 | Л/Р № 2 «Измерение удельной теплоёмкости твердого тела». | Лабораторная работа | ||
10/10 | Энергия топлива. Закон сохранения энергии. | Фронтальный опрос, тест | ||
20/9 | Решение задач «Энергия топлива». | Решение задач | ||
11/11 | К/Р № 1 «Теплопередача. Количество теплоты» | Контрольная работа | ||
ГЛ.ΙΙ | ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА(13ч) | |||
12/1 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание крист. тел. График плавления. | Анализ ошибок К/р | ||
13/2 | Удельная теплота плавления. | Решение задач | ||
14/3 | Расчет количества теплоты с учетом уд. теплоты плавления. | Самостоятельная работа, решение задач | ||
15/4 | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. | Фронтальный опрос, тест | ||
16/5 | Поглощение (выделение) энергии при испарении (конденсации). | Решение задач | ||
17/6 | Кипение. Удельная теплота парообразования. | Фронтальный опрос, тест | ||
18/7 | Влажность воздуха и способы её определения. | Фронтальный опрос, тест | ||
19/8 | Расчет количества теплоты с учетом удельной теплоты парообразования. | Самостоятельная работа, решение задач | ||
21/10 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | Фронтальный опрос, тест | ||
22/11 | Паровая турбина. Контрольный тест № 1 «Тепловые явления» | Контрольный тест | ||
23/12 | КПД теплового двигателя. | Решение задач | ||
24/13 | К/Р № 2 «Изменение агрегатных состояний вещества» | Контрольная работа | ||
ГЛ.ΙΙΙ | ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (26ч) | |||
25/1 | Электризация тел. Два рода зарядов. | Электризация различных тел. Взаимодействие наэлектризованных тел. Определение заряда наэлектризованного тела. Электрическое поле наэлектризованных шариков. Электроскоп. Электрофорная машина, Термоэлемент, фотоэлемент, гальванический элемент и аккумулятор. Составление электрической цепи. Устройство карманного фонаря. Тепловое, химическое, магнитное действие тока. Измерение силы тока амперметром. Измерение напряжения вольтметром. Зависимость силы тока от напряжения в цепи и от сопротивления этого участка. Измерение сопротивлений Зависимость сопротивления от длины и площади поперечного сечения проводника, а также от рода вещества. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Нагревание проводников током. Плавкие предохранители. | Анализ ошибок К/р | |
26/2 | Проводники и непроводники. Электрическое поле. | Фронтальный опрос, тест | ||
27/3 | Делимость электрического заряда. Электрон. | Тест | ||
28/4 | Строение атомов. | Фронтальный опрос, тест | ||
29/5 | Объяснение электрических явлений. | Тест | ||
30/6 | Контрольный тест №2 «Электризация тел» Электрический ток. Источники тока. | Контрольный тест | ||
31/7 | Электрический ток в металлах. Действия эл. тока. | Тест | ||
32/8 | Электрическая цепь. | Фронтальный опрос, тест | ||
33/9 | Направление тока. Сила тока. Амперметр. | Тест | ||
34/10 | Л/р № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках» | Лабораторная работа | ||
35/11 | Напряжение. Вольтметр. | Тест | ||
36/12 | Л/р № 4 «Измерение напряжения на различных участках эл. цепи». | Лабораторная работа | ||
37/13 | Электрическое сопротивление проводников. | Тест | ||
38/14 | Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома. | Фронтальный опрос, тест | ||
39/15 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление | Решение задач | ||
40/16 | Реостаты. Л/р № 5 «Регулирование силы тока реостатом» | Лабораторная работа | ||
41/17 | Л/р № 6 «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра». | Лабораторная работа | ||
42/18 | Последовательное соединение проводников. | Фронтальный опрос, тест | ||
43/19 | Параллельное соединение проводников. | Решение задач | ||
44/20 | Решение задач «Виды соединений проводников». | Решение задач | ||
45/21 | Работа и мощность тока. | Решение задач | ||
46/22 | Л/р № 7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | Лабораторная работа | ||
47/23 | Нагревание проводников током. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. КЗ | |||
48/24 | Контрольный тест № 3 «Электрический ток» | Контрольный тест | ||
49/25 | Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами | Решение задач | ||
50/26 | К/Р № 3 «Электрический ток». | Контрольная работа | ||
ГЛ.IV | ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6ч) | |||
51/1 | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. | Магнитное поле прямого и кольцевого проводника с током. Магнитные линии. Электромагниты. Взаимодействие постоянных магнитов и магнитных стрелок. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник и рамку с током. | Анализ ошибок К/р | |
52/2 | Магнитное поле тока. Магнитные линии. | Фронтальный опрос, тест | ||
53/3 | Электромагниты и их применение. | Фронтальный опрос, тест | ||
54/4 | Л/р № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действий». | Лабораторная работа | ||
55/5 | Действие магнитного поля на проводник с током. | Тест | ||
56/6 | Л/р № 9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока». | Лабораторная работа | ||
ГЛ.V | СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ(10ч) | |||
57/1 | Источники света. Распространение света. | Прямолинейное распространение света. Отражение света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в линзах. Получение изображения с помощью линз | Тест | |
58/2 | Отражение света. Законы отражения. | Фронтальный опрос, тест | ||
59/3 | Плоское зеркало. | Фронтальный опрос, тест | ||
60/4 | Преломление света. | Фронтальный опрос, тест | ||
61/5 | Линзы. | Фронтальный опрос, тест | ||
62/6 | Л/р № 10 «Получение изображения при помощи линзы». | Лабораторная работа | ||
63/7 | Построение изображений линзы. | Решение задач | ||
64/8 | Оптические приборы. | Решение задач | ||
65/9 | Построение изображений линзы. | Фронтальный опрос, тест | ||
66/10 | К/Р № 4 «Световые явления» | Контрольная работа | ||
67-68 | ПОВТОРЕНИЕ КУРСА. | Анализ ошибок К/р, тест Решение задач |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.
Предлагаю рабочую программу к учебнику "Физика-7", автор А. В. Перышкин....
Рабочая программа по физике 9 класс
Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое планирование составлено на основе стандарта РФ основного общего...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Тематическое планирование для 10 класса...
Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.
Рабочие программы по физике по учебникам Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...