Как решать задачи по кинематике
презентация к уроку по физике (9 класс) на тему
рекамендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_reshat_zadachi_po_kinematike.docx | 63.38 КБ |
osnovy_kinematiki_9_kl.ppt | 374 КБ |
Предварительный просмотр:
Как решать задачи по кинематике?
Не существует универсального метода решения задач по физике, но существует универсальный подход к решению задач. Когда грамотный физик, а мы собираемся стать грамотными физиками, решает задачу, то его действия можно поделить на три больших этапа:
1. Постановка задачи;
2. Решение задачи;
3. Анализ решения.
При постановке задачи и анализе решения мы являемся физиками, при решении задачи мы математики.
Постановка задачи – наиболее важный, а в школьных задачах, и наиболее трудный этап. Мы должны понять физику явления, сформулировать физическую модель, а затем перевести ее в математическую. Конечным результатом этого этапа должна быть система уравнений и неравенств.
При решении задач по кинематике этот этап разбивается на четыре ступени:
1.Внимательно, не торопясь, прочитайте условие задачи. Подумайте, о каком физическом явлении идет речь. Какие физические величины известны, а какие надо найти? (Когда задача сложная, не следует особенно стремиться получить ответ. Надо последовательно, аккуратно ставить задачу, а ответ придет сам, куда ему деваться?)
2.Изобразите на рисунке (схематически) рассматриваемые тела, изобразите их движения.
3.Выберите систему отсчета. Для этого надо построить систему координат, т. е. задать ее начало и положительные направления координатных осей. Кроме того, надо выбрать начало отсчета времени. Без выбора системы отсчета описать движение полностью невозможно.
Для описания прямолинейного движения достаточна одна координатная ось, совмещенная с траекторией движения. Если движение происходит в одной плоскости, то потребуются две оси, для 3-х мерного движения необходима 3-х мерная система координат.
Выбор системы отсчета произволен и не влияет на конечный результат решения задачи. Но удачный выбор системы отсчета упрощает решение задачи.
На этом мы заканчиваем построение физической модели и нам надо превратить ее в математическую модель. Помните, математика – язык физики.
4.Запишите уравнения, описывающие движения всех тел. В случае кинематики в школьных задачах это будут уравнения для зависимости координат материальных точек от времени. Далее от уравнений для значений координат и проекций заданных величин надо перейти к уравнениям для их модулей. Это непростой момент, рисунок должен Вам помочь.
5.Сформулируйте на языке математики так называемые «начальные» и «скрытые» условия. В качестве начальных условий обычно выступают значения координат и скоростей в начальный момент времени, а вот нахождение скрытых условий – это самый деликатный момент в решении задачи. В кинематике в качестве скрытых условий может быть, например, встреча двух тел в момент времени tв, т. е. их координаты в этот момент равны. Это условие дает уравнение:
x1(tв) = x2(tв).
Общее число уравнений должно равняться числу неизвестных.
6.На этом заканчивается этап постановки задачи. Мы получили систему уравнений, может быть, систему уравнений и неравенств, которые являются математической моделью решаемой нами задачи. В последний момент мы смотрим, а что, собственно, нам надо найти в этой задаче, и из состояния «физик» мы переходим в состояние «математик» и решаем эту систему в общем (буквенном) виде. Решать в общем виде – это строго обязательно. Всякая подстановка численных значений до получения общего ответа – это серьезное нарушение. Оценка за это снижается немилосердно!
7.После того, как получен ответ в общем виде, мы снова переходим в состояние «физик» и занимаемся анализом задачи. Полезно посмотреть, к каким последствиям приводит увеличение или уменьшение величин, заданных в условии задачи. Посмотрите области допустимых значений. Проследите, чтобы размерности правой и левой части уравнений были одинаковы. Если у Вас метры складываются с секундами, идите в начало задачи и ищите ошибку. Замечательно, что Вы ошиблись, поиск своих или чужих ошибок – самый эффективный способ обучения. Когда все получается с первого раза – чему тогда учиться?
8.Подставьте в буквенный ответ числовые значения заданных физических величин с наименованием их единиц. Предварительно надо выразить все числовые значения в одной системе единиц. Выполните вычисления и получите ответ. Пользуйтесь правилами приближенных вычислений. Следите, чтобы точность полученного ответа не превосходила точности заданных величин. К сожалению, составители задач редко правильно задают точность исходных величин.
Перечисленные рекомендации не надо считать абсолютно жесткими, неизменными. Всего не предусмотришь. В некоторых случаях отдельные пункты можно опустить, иногда приходится вводить новые. Многие задачи проще решать графически. Но на первых этапах мы должны придерживаться этой схемы. Если где-то мы отходим от нее, то делать это надо осознанно. Когда Вы станете большими мастерами в решении задач по физике, тогда Вы можете импровизировать. А эталон, к чему надо стремиться, сформулировал Р.Фейнман
Физик, это тот, кто видит решение задачи, еще не решая ее.
Приступаем к решению задач. Понятно, что первые задачи будут несложными. Надо привыкнуть к последовательному выполнению этапов решения задач по кинематике.
Задача 1
Тело движется равномерно вдоль оси Х. Со скоростью v = 2 м/с противоположно положительному направлению оси Х. Найдите положение тела в момент времени t1 = 10 с после начала движения, если начальная координата x0 = 5 м. Чему равен путь, пройденный телом?
Решение.
Выписываем в левом верхнем углу «Дано» и делаем рисунок. Иногда это полезно делать одновременно.
Дано: v = 2 м/с t1 = 10 с x0 = 5 м x(t1) = ? s(t1) = ? t1 |
Из условия задачи видно, что физической моделью задачи является материальная точка, двигающаяся по прямой с постоянной скоростью.Математической моделью такого процесса является математическое уравнение для координат материальной точки:
x = x0+ vxt.
По условию задачи vx= -v и формула для координаты принимает вид:
x = x0 - vt.
Пройденный телом путь равен
s = vt.
В этих уравнениях t – параметр, переменная величина. Уравнения показывают, как изменяется координата материальной точки и пройденный ею путь со временем t. Можно для большей ясности писать x(t) и s(t). Смотрим в условие задачи, что нам нужно найти. Координату и пройденный путь в момент времени t1. Физика закончилась. Переходим в состояние «математик» и смотрим, что нам предстоит решить. В этой задаче работы для математика нет. Надо подставить вместо t ее численное значение t1 и подсчитать численный ответ. Обратите внимание, t - переменная величена, а t1 – число. В школьных задачах по физике, как правило, не бывает сложной математики. Поэтому когда Вы оформляете решение задачи в чистовике, математическую часть можно излагать предельно кратко. Леша Щекин на контрольных и олимпиадах выписывал исходную систему уравнений, потом сразу выписывал ответ в общем виде и численный ответ. Это правильно. Но когда Саша Головко записывал «Дано», потом замирал на какое-то время, а потом сразу писал ответ, то это уже слишком. Так поступать не следует. Экзаменатор может подумать, что Вы списали.
Итак, мы имеем:
x(t1) = x0 – vt1 = 5 м – 2 м/с∙10 с = -15 м.
Пройденный телом путь равен
s(t1) = vt1 = 2 м/с∙10 с = 20 м.
Анализ решения.
Из уравнение для координаты видно, что тело из +? движется к началу координат, в момент времени t = 0 оно проходит координатуx0 = 5 м, в момент времени 2,5 с оно проходит через начало координат и уходит в -?. С размерностями величин все в порядке. Поэтому у нас есть основания надеяться, что мы правильно решили задачу.
Задача 2
Из пунктов А и В, расстояние между которыми l = 55 км, одновременно начали двигаться с постоянными скоростями навстречу друг другу по прямому шоссе два автомобиля. Скорость первого автомобиля v1 = 50 км/ч, а второго v2 = 60 км/ч. Через сколько времени после начала движения автомобили встретятся? Найдите пути, пройденные каждым автомобилем за это время.
Решение.
Дано: l = 55 км v1 = 50 км/ч v2 = 60 км/ч t1 = ? s1= ? s1= ? |
Представим движение автомобилей как движение материальных точек.
Примем пункт А за начало координат и направим координатную ось Х в сторону пункта В (см.рис.). Движение автомобилей будет описываться уравнениями:
x1(t) = x01 + v1xt,
x2(t) = x02 + v2xt.
Начальные условия:
x01 = 0,x02 = l.
Так как вектор скорости первого автомобиля направлен в положительном направлении, а второго – в отрицательном, то
v1x = v1,v2x = -v2.
Поэтому первые два уравнения перепишем в виде:
x1(t) = v1t,
x2(t) = l – v2t.
Когда в момент времени t1 автомобили встретятся, они будут иметь равные координаты:
x1(t1) = x2(t1),
или
v1t1 = l – v2t1.
Откуда
t1 =l/(v1 + v2) = 0,5 ч.
Пройденные пути равны
s1 =v1t1 = 25 км,s2 = v2t1 = 30 км.
Анализ задачи.
Задача слишком простая, чтобы что-то еще анализировать. Можно сложить s1 + s2, получается 55 км, значит, решили правильно, скорее всего.
Задача 3
Движение точки на плоскости описывается уравнениями
х = 6 м + 3 м/с ∙t,
y = 4 м/с ∙t.
Определить траекторию движения точки и построить ее на плоскости XOY.
Решение.
Исключим из обоих уравнений параметр t. Для этого выразим время из первого уравнения и подставим во второе, получим:
y = 4x/3 – 8 м.
Это уравнение прямой линии с угловым коэффициентом 4/3 и пересекающая ось OY в точке –8. Можно построить ее по точкам,
при х = 0y = -8 ми при y = 0х = 6 м.
Направление скорости движения точки укажем стрелкой.
Задача 4
На рисунке изображен график зависимости от времени координаты точки, движущейся вдоль оси Х. Как двигалась точка? Постройте графики модуля v и проекции vxскорости, а также пути в зависимости от времени.
Решение.
В течение первых 3 с координаты точки изменялись от 2 м до – 4 м, следовательно, точка двигалась противоположно положительному направлению оси Х. Проекция скорости равна
V1x = (- 4 – 2 )/ 3 м/c = - 2 м/c,
А модуль скорости равен v1 = 2 м/с.
Следующие 4 с точка не двигалась, ее координаты не изменялись, v2x = v2 = 0. Потом в течение 2 с точка двигалась в положительном направлении оси Х о пришла в начало координат (х = 0).Проекция и модуль скорости соответственно равны
v3x = v3 = (0 – (-4))/2 м/с = 2 м/с.
На рисунке «а» изображен график проекции скорости, на рисунке «б» – график модуля скорости, на рисунке «в» - график пути. При построении графика пути не забывайте, что путь не может быть отрицательным и при движении не убывает.
| | |
Задача 5
С подводной лодки, погружающейся равномерно, испускаются звуковые импульсы длительностью t1 = 30,1 с. Длительность импульса, принятого на лодке после его отражения от дна, равна t2 = 29,9 с. Определите скорость погружения лодки v. Скорость звука в воде с = 1500 м/с.
Решение.
Звуковой импульс не является материальной частицей, однако уравнения движения звукового импульса такие же, как и у материальной точки, поэтому можно применять законы кинематики материальной точки.
За время t1 лодка переместится на расстояние vt1, поэтому расстояние в воде между началом импульса и его концом равно
L = ct1 – vt1.
Такая длина сигнала сохранится и после отражения от дна. Прием импульса закончится в тот момент, когда лодка встретится с задним концом импульса. Поскольку скорость их сближения равна с + v, то продолжительность приема равна
t2 = L/(c + v)
Решая эти уравнения совместно, получим
v = = 5 м/с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: систематизировать знания учащихся по равномерному и равноускоренному движению Задачи урока: Закрепить знание формул. Совершенствовать ЗУН понимать и представлять информацию в графическом виде. Развивать логическое мышление при решении задач.
Равномерное прямолинейное движение 1) S 1 X, м S 2 S 3 S 1 S 2 S 3 = = , t t t 1 2 3 = = Равномерное движение – это движение при котором за равные промежутки времени, тело совершает одинаковые перемещения.
S x 2) = U x t , X X 0 = U x + t X 1, м X 0 X 0 U x > 0 U S
Равноускоренное прямолинейное движение . U Движение с постоянным ускорением
Ускорением тела , при его равноускоренном движении называется величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени, за которое это изменение произошло. а = U-Uo t-to Uo a U Uox o ax o Ux x ax = Ux-Uox t-to Uo a U o Uox ax 0 Ux x a Uo U Uo a Uo U Uo
U х = U 0х + a х t t,c U х m/c a х >0 a х <0 U 0х 0 S x = U 0х t+ a х t 2 2 0 U х t,c
Задача. Задача№1. На рисунках изображены графики зависимости координат 2х тел от времени. 2 4 6 8 0 10 20 30 40 50 t ,с Х ,м 2 4 6 8 0 10 20 30 40 50 t ,с Х ,м 60 Определить: а)одновременно ли началось движение тел? б)из одной ли точки началось движение в)одинаковы ли скорости движения тел? г)меняется ли расстояние между телами? д)чему равно расстояние между телами в момент времени t= 4 c е)догонит ли одно тело другое?
В начальный момент времени оба тела находились в начале координат . Два тела I и II движутся прямолинейно вдоль оси ОХ. График зависимости проекций скорости движения тел от времени приведенный на рисунке. Задача №2 1.Какое тело движется равномерно? 2.Чему равны проекции на ось ОХ скорости и ускорения I в момент времени t =4с? 3.В какой момент времени тела имеют одинаковые проекции скорости? 4.Запишите формулу для проекции скорости. 5.Какой путь пройдет I и II тела за 4 с?
Задача 3 На рисунках изображены графики зависимости модуля ускорения от времени для разных видов движения. Какой из графиков соответствует равномерному движению? Равноускоренному движению? а а а а 0 0 0 0 1) 2) 3) 4) t t t t
Задача 4 Автомобиль трогается с места с ускорением 3 м\с 2 . Определите скорость автомобиля через 4 с.
Задача 5 Зависимость координаты от времени для некоторого тела имеет вид X =8 t - t 2 Найдите: 1) проекцию ускорения 2) начальную координату 3) проекцию начальной скорости 4) запишите формулу для проекции скорости 5) найдите скорость тела через 4 с. 6) постройте график зависимости проекции скорости от времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач по кинематике 9 класс
Примеры решения задач по кинематике в 9 классе...
Презентация по теме "Решение задач по кинематике с помощью квадратных уравнений".
Приводится наглядный материал к уроку в 9классе по теме "Решение задач по кинематике с помощью квадратных уравнений"...
Решение задач по кинематике.
Презентация : "Решение задач по кинематике 9 класс". В презентации разобраны несколько задачь по кинематике для 9 класса....
алгоритм решения задач по кинематике
ученикам на первом этапе изучения физике полезно освоить алгоритмический способ решения задач. Предлагаю такой алгоритм для кинематики.Его можноиспользовать как в 7, так и в 10 классе...
Урок решения задач по кинематике
Урок обобщения и систематизации знаний по кинематике на основе решения задач....
Методика решения задач по кинематике
Алгоритм решения задач...
Задачи, формирующие умение решать задачи
Одна из целей обучения математике - научить учащихся решать задачи. Одно из средств повышения эффективности обучения математике – систематическое и целенаправленное формиро...