Программа кружка "Лего-конструирование"
рабочая программа по физике (5 класс) на тему
Программа кружка "Лего-коструирования" предназначена для ддополнительного образования детей среднего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lego-plan_1.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением английского языка № 1362
«Утверждаю» Рекомендовано методическим
советом школы
Директор школы__________ Председатель методического
(Н.С. Соловьева) совета___________________
(Н.Г. Азымова)
Направление: Естественно – научное
ПРОГРАММА
Дополнительного образования детей
«ЛЕГО – КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Для детей 5-9 классов
Срок реализации 2 года
Автор: учитель физики
Юденко М.Н
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе дополнительного образования детей
«Лего – конструирование»
Дети от природы любознательны, творчески активны и изначально талантливы. Они быстро обживают любое помещение и пространство, приспосабливая их под свои нужды. Достаточно вспомнить шалаши в кустах, сооружения на деревьях, дома из картонных коробок, снежные крепости и многое другое. Ребенка интересует сам процесс создания некой формы и проектирование изделия, включая множество предметных мелочей. При этом он разыгрывает сцены воображаемой жизни, наслаждается возможностью жить в собственном рукотворном мире.
Художественно-творческая деятельность детей должна быть организована так, чтобы каждый ребенок смог пройти «путь творца»: от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми. Причем основными критериями успешности выполнения творческого задания должны являться выразительность и самостоятельность художественного образа.
Наглядно-образное мышление детей связано с представлением ситуаций и изменений в них. Важнейшей его особенностью является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве оно практически неразличимо с воображением. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Духовная жизнь школьников неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека. Формотворчеству (процессу создания объемной вещи) всегда отводилась особая роль в общеобразовательной школе.
Одной из значимых составляющих развивающей предметной среды детства являются развивающие игрушки. Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию на уроках Лего-конструирования.
Занятия Лего-конструированием дают возможность ребенку проявить многие свои скрытые качества, индивидуальность и развить в себе те задатки, которые ему даны от природы.
Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук.
Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.
В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Конструктор предоставляет широкие возможности для знакомства детей с зубчатыми передачами, рычагами, шкивами, маховиками, а также для изучения энергии, подъемной силы и равновесия.
Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Цель курса:
Овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, изучение понятий конструкций и ее основных свойств (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.
Основными задачами курса являются:
- развивать творческие способности и логическое мышление детей;
- развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
- развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
- развивать умения творчески подходить к решению задачи;
- развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся будут знать:
- правила безопасной работы;
- основные приемы конструирования;
- способы и приемы соединения деталей;
- особенности различных механизмов и конструкций;
- что разные варианты расположения нагрузки, силы и точки опоры позволяют добиться увеличения либо перемещения, либо силы;
- что колеса уменьшают трение;
- применение зубчатых, ременных передач, рычагов и блоков;
- что червячная передача увеличивает крутящий момент;
- что различные передачи можно использовать в одном механизме;
- этапы создания презентаций в PowerPoint.
Учащиеся будут уметь:
- самостоятельно работать с инструкциями к конструктору;
- работать с литературой;
- создавать модели из деталей конструктора по технологическим картам;
- самостоятельно конструировать модели;
- подготовить творческие работы к защите (создавать презентации средствами PowerPoint)
- представлять свои работы на конкурсах.
Способы проверки:
- педагогическое наблюдение;
- анализ творческих работ учащихся;
- самоанализ;
- защита и презентация проектов;
- участие в конкурсах.
Учебно – тематическое планирование
на 1 год
(2 часа в неделю, всего 72 часа)
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2. | Конструкции и силы | 14 | 6 | 8 |
3. | Рычаги | 10 | 4 | 6 |
4. | Колеса и оси | 10 | 4 | 6 |
5. | Зубчатые передачи | 12 | 4 | 8 |
6. | Ременные передачи | 10 | 4 | 6 |
7. | Другие механизмы | 11 | 5 | 6 |
8. | Защита и презентация проектов | 2 | ______ | 2 |
9. | Итоговое занятие | 1 | 1 | ______ |
Итого: | 72 | 30 | 42 |
Содержание программы
Вводное занятие
На вводном занятии проводится инструктаж по технике безопасности в кабинете и при работе с конструктором.
Очень важно правильно организовать первое знакомство с набором. Впоследствии это поможет избежать многих трудностей. Ученикам требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к различным элементам конструктора и к тому, как они состыковываются друг с другом.
На вводном занятии учащиеся смогут:
- познакомиться с составом наборов;
- научиться соединять элементы друг с другом;
- узнавать название деталей;
- научиться аккуратно обращаться с наборами.
Задания
Раздать по одному набору на группу из 2-х учеников. Попросить учащихся:
- построить из деталей набора максимально длинную и достаточно гибкую гусеницу;
- объяснить друг другу, как их гусеница двигается;
- Разобрать гусеницу и убрать все детали на место. Засечь при этом время, чтобы определить, насколько хорошо дети запомнили, куда убирать детали;
- достать из своих наборов названную деталь;
- собрать за 3 минуты какую – либо модель из 10 выбранных элементов;
- объяснить друг другу, что это за модель.
- мини – выставка «Моя первая работа»
Конструкции и силы
На простых примерах учащиеся должны познакомиться с тем, что:
- треугольные формы жесткие;
- прямоугольные формы жесткие;
- для придания большей жесткости прямоугольной форме, ее можно укрепить;
толкающие и тянущие силы действуют на формы по – разному
Практическая работа:
- сделать длинную удочку для рыбалки;
- объяснить друг другу, каким образом соединяются конструктивные элементы;
- сделать треугольную и прямоугольную конструкции;
- проверить их на жесткость и сделать выводы;
- построить мост.
Рычаги
Для ознакомления учеников с реальными конструкциями удобно воспользоваться фотографиями из повседневной жизни. Можно показать изображения детских качелей, тележки, удочки, ножниц и т.д.; посмотреть видеоматериал по теме и обсудить его.
Рычаги:
- для поднятия грузов;
- для перемещения грузов;
- рычажные механизмы;
- музыкальная ударная установка;
- Рычаги, как автомобильные стеклоочистители.
На примере простых моделей учащиеся должны понять, что:
- разные варианты расположения нагрузки, силы и точки опоры позволяют добиться увеличения либо силы, либо перемещений;
- для поднятия груза с наименьшим усилием груз должен быть расположен как можно ближе к опоре, а сила приложена, как можно дальше от опоры.
Практическая работа:
- построить простые качели не менее 10 см. Попробовать их уравновесить и сделать длиннее;
- построить карусель;
- построить ударную музыкальную установку;
- мини – выставка сделанных моделей, защита своих проектов.
Колеса и оси
Ключевые идеи. Колеса и оси могут:
- уменьшать трение;
- накапливать энергию;
- применяться в качестве роликов;
- образовывать наклонную плоскость.
На простых моделях учащиеся должны ознакомиться со следующими закономерностями:
- колеса уменьшают трение;
- чем больше колено изогнутой рукоятки, тем меньше силы требуется, чтобы ее повернуть.
Практическая работа:
- построить самую невероятную машину, которую можно себе представить с возможно большим числом колес;
- дать название своей машине и вкратце рассказать всем, какую полезную работу она выполняет
- построить сухопутную лодку;
- построить любую машину на колесах;
- мини презентация и защита своего проекта.
Зубчатые передачи
Ключевые идеи. Зубчатые передачи могут:
- изменять скорость вращения и вращающий момент;
- менять направления вращения;
- передавать вращающий момент под углом 900.
На простых моделях учащиеся должны познакомиться с основными принципами устройства зубчатых передач.
Практическая работа:
- изготовить механизм с применением зубчатой передачи.
Ременные передачи и блоки
Ключевые идеи. С помощью шкивов можно:
- изменять скорость вращения и вращающий момент;
- изменять направление вращения;
- изменять направление приложенной силы;
- увеличивать силу тяги.
Практическая работа:
- сконструировать и построить механизм, в котором применялось бы как можно больше шкивов и ремней;
- объяснить друг другу принцип его работы;
- выполнить проекты по технологической карте;
- мини презентация и защита проекта.
Другие механизмы
Чтобы учащиеся больше узнали о многообразии механизмов, предлагается просмотр видеоматериала.
Ключевые идеи
- червячная передача увеличивает крутящий момент;
- зубчатая рейка движется прямолинейно и поступательно;
- зубчатую и цепную, ременные передачи можно использовать вместе, в одном механизме.
Учащиеся узнают, что:
- при каждом обороте червяка, червячное колесо смещается на один зуб;
- червяк создает большой крутящий момент;
- червячное колесо не может повернуть червяк;
- зубчатая передача позволяет преобразовывать вращательное движение в поступательное и наоборот.
Практическая работа:
- разработать свой проект;
- собрать его;
- собрать материалы для защиты и презентации своего проекта;
- проведение диспута: чья идея интереснее;
- внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию изготовления модели.
Защита проектов
Каждый ученик проводит защиту своего проекта с использованием созданной ими презентации в PowerPoint. Проводится выставка работ. Лучшие работы отправляются на конкурсы.
Итоговое занятие
Проводятся итоги работы кружка за год:
- что узнали нового и интересного;
- что научились делать своими руками;
- анализ работ участников кружка и самоанализ;
- пожелания на будущий год.
Учебно – тематическое планирование
на 2 год
(2 часа в неделю, всего 72 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Потенциальная энергия | 4 | 1 | 3 |
3. | Кинетическая энергия | 4 | 1 | 3 |
4. | Преобразование механической энергии в электрическую | 5 | 2 | 3 |
5. | Аккумулирование энергии | 9 | 4 | 5 |
6. | Возобновляемые источники энергии | 4 | 3 | 1 |
7. | Основы солнечной энергетики | 10 | 2 | 8 |
8. | Основы ветроэнергетики | 10 | 2 | 8 |
9. | Основы гидроэнергетики | 10 | 2 | 8 |
10. | Системы энергоснабжения | 4 | 1 | 3 |
11. | Дополнительные проекты | 7 | 2 | 5 |
12. | Защита проектов | 2 | 2 | - |
13. | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
Итого: | 72 | 24 | 48 |
Содержание программы
На занятиях учащиеся знакомятся с различными источниками энергии, способами преобразования и сохранения энергии, а также с соотношением между энергией, работой и мощностью. В основе всех предлагаемых заданий – фундаментальный закон природы, который гласит, что энергия не исчезает и не возникает вновь, только переходит из одного вида в другой.
В дальнейшем учащиеся знакомятся с тремя основными возобновляемыми источниками энергии: солнечной энергией, энергией ветра и энергией потока воды.
Вводное занятие
В начале занятия проводится инструктаж по технике безопасности в кабинете и при работе с конструктором.
Дальше проводится знакомство с набором, чтобы впоследствии не тратилось время на поиски деталей.
На вводном занятии учащиеся смогут:
▪ познакомится с составом наборов;
▪ научится соединять элементы друг с другом;
▪ правильно раскладывать все детали по местам;
▪ познакомится со специальными элементами: Лего – конденсатором, солнечной батарей и мотором;
▪ научится проводить электрические измерения с помощью вольтметра и амперметра.
Практическая работа:
▪ Выньте все содержимое из красных коробок и поместите в каждую из них по два голубых поддона.
▪ используя карточки для сортировки деталей, разложите одинаковые детали в соответствующие ячейки.
▪ Измерьте напряжение на лампе. Для этого надо подсоединить генератор к лампе, как показано на рисунке. Вольтметр подключается параллельно.
▪ Измерьте ток. Подключите амперметр к электрической цепи последовательно.
Потенциальная энергия
В ходе занятий учащиеся узнают, что:
- существуют различные виды энергии;
- энергия может переходить из одного вида в другой;
- для того, чтобы поднять груз необходимо приложить силу и совершить работу;
- при поднятии груза возрастает его потенциальная энергия;
- редуктор – это устройство, увеличивающее силу вращения лебедки.
Практическая работа:
- использовать лебедку для поднятия тяжелых грузов;
- проверить на практике, облегчает ли установленный на лебедке редуктор подъем груза с помощью динамометра.
- записать полученные результаты и обсудить их с остальными.
Кинетическая энергия
В ходе этого занятия учащиеся узнают, что:
- при спуске с наклонной плоскости тело теряет потенциальную энергию и приобретает кинетическую;
- сопротивление воздуха снижает скорость движущегося объекта;
- сила трения снижает скорость автомобиля;
- трение преобразует часть кинетической энергии в тепло.
Практическая работа:
- соберите модель автомобиля и изучите его движение по наклонной плоскости, данные запишите в таблицу;
- проведите несколько опытов, изменяя высоту наклонной плоскости и сопротивление воздуха, данные запишите в таблицу, сделайте выводы.
Преобразования механической энергии в электрическую
Для ознакомления учеников с этой темой проводится просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного.
В ходе этих занятий учащиеся:
- увидят, как энергия генерируется при вращении оси мотора;
- познакомятся с работой динамо-машины (генератора);
- узнают, что система генератор – мотор, как и все другие, не является 100% эффективной.
Практическая работа:
- подключите генератор к мотору, понаблюдайте его в действие;
- подключите к системе лампочку;
- предложите метод исследования эффективности системы генератор – мотор
Аккумулирование энергии
В ходе занятий учащиеся узнают, что:
- аккумуляторы энергии иногда называют накопителями;
- потенциальная энергия растянутой резиновой ленты носит название энергии деформации;
- процедура определения точности измерительного устройства называется калибровкой;
- для аккумулирования электрической энергии можно использовать маховик;
- трение заметно снижает величину запасенной кинетической энергии;
- конденсатор может накапливать электрическую энергию;
- энергию можно запасти в каком – либо накопителе и затем использовать по мере необходимости.
Практическая работа:
- сконструируйте и изготовьте модель катапульты с резиновой лентой, чтобы с ее помощью запустить автомобиль по испытательной дорожке;
- разработайте и изготовьте шкалу с отметками положения рычага натяжения резиновой ленты, соответствующими продвижению автомобиля до середины дорожки, до четверти ее длины, трех четвертей и т.д.;
- подготовить презентацию результатов выполненной работы всей группе;
- соберите маховик и установите его на автомобиль;
- сделайте вывод, за счет чего происходит потеря энергии;
- соедините конденсатор с генератором, используйте генератор для зарядки конденсатора;
- исследуйте зависимость расстояния, пройденного автомобилем, от числа оборотов генератора, используемого для зарядки конденсатора.
- Измерьте эффективность преобразования энергии в системе конденсатор – мотор.
Возобновляемые источники энергии
На занятии необходимо обсудить следующие вопросы с учащимися:
- К невозобновляемым источникам энергии относятся ископаемые виды топлива, включая нефть, уголь, газ;
- разведанных запасов угля человечеству хватит на 300 лет , а нефти и газа лет на 40;
- к возобновляемым источникам энергии относятся солнце, ветер и поток воды.
Практические задания:
- выявить различия в использовании возобновляемой энергии солнца, ветра и воды в прошлом и настоящем;
- какие могут быть ограничения при использовании этих источников энергии.
Основы солнечной энергетики
В ходе занятия учащиеся узнают, что:
- солнечная батарея преобразует солнечную энергию в электрическую;
- количество выработанной электроэнергии зависит от яркости света и освещенной площади солнечной батареи;
- электрическую энергию, выработанную солнечной батарей, можно запасать с помощью электрического конденсатора;
- конденсатор не содержит химических веществ и запасает меньше энергии по сравнению с электрической батареей.
Практическая работа:
- собрать модель, в которой солнечная батарея приводит в действие мотор для подъема груза;
- рассчитать величину произведенной работы;
- измерить мощность солнечной Лего – батареи;
- собрать модель электромобиля солнечной батареей;
- убедится, что чем больше мощность мотора на солнечной батарее, тем больший наклон сумеет преодолеть автомобиль;
- проверить, сможет ли солнечная батарея выработать достаточно электроэнергии, чтобы полностью зарядить конденсатор;
- сконструировать и собрать станок для обработки ювелирных камней, приводимый энергией солнца.
Основы ветроэнергетики
В ходе занятий учащиеся узнают, что:
- на скорость вращения крыльев влияют сила ветра, его направление, размер и форма крыльев;
- тормозящее усилие ветродвигателя можно измерить, подвешивая на крюк лебедки дополнительные разновесы до тех пор, пока она не сможет поднять их;
- энергию можно аккумулировать с помощью резиновой ленты. Это потенциальная энергия;
- энергия высвобождается, когда лента приобретает исходную форму;
- чем быстрее устройство отдает энергию, тем оно мощнее
Практическая работа:
- соберите модель ветродвигателя, рассчитайте скорость его вращения;
- использовать накопитель с резиновой лентой для аккумулирования энергии ветра;
- рассчитать величину работы ветродвигателя и его мощность, используя ветродвигатель для поднятия грузов;
- получить электричество с помощью ветрогенератора;
- проверить, можно ли с помощью ветродвигателя зарядить конденсатор;
- разработать конструкцию и собрать модель мельницы для размола зерна, приводимую в движение энергией ветра;
- мини – выставка работ
Основы гидроэнергетики
В ходе занятий учащиеся узнают, что:
- скорость вращения водяного колеса зависит от расхода воды и формы черпаков для захвата воды;
Практическая работа:
- собрать модель водяного колеса;
- используйте модель водяного колеса для преобразования энергии потока воды;
- используйте накопитель с резиновой лентой для запасания энергии водяного потока;
- используйте накопитель для запуска модели автомобиля;
- используйте водяное колесо для поднятия грузов;
- рассчитайте мощность водяного колеса;
- проверьте, можно ли с помощью водяного колеса получить электричество;
- посмотрите, как с помощью водяного колеса можно зарядить конденсатор;
- используйте запасенную энергию для передвижения автомобиля;
- сконструируйте и соберите механизм, приводимый в движение потоком воды, для превращения древесной массы, растительных отходов и ветоши в бумажную массу (пульпу)
Системы энергоснабжения
В ходе выполнения заданий учащиеся смогут убедиться, что:
- увеличение количества энергопотребителей требует повышения числа оборотов генератора;
- система не может выдать энергии больше, чем получила сама;
- дополнительный генератор помогает удовлетворить повышение спроса на электроэнергию;
- система, объединяющая источники и потребители энергии и называемая энергосетью, служит для распределения электрической энергии.
Практическая работа:
- создать единую энергосистему;
- создать модель энергосистемы, включающую устройства для аккумулирования эенргии.
Дополнительные проекты
- Учащиеся самостоятельно разрабатывают конструкции для исследования резиновых лент;
- рассчитывают затраты энергии на освещение; подъём груза;
- изучают движение вверх по наклонной плоскости; измеряют и рассчитывают скорость подъёма и мощность мотора
Защита проектов
Каждый ученик проводит защиту своего проекта с использованием созданной ими презентации в PowerPoint. Проводится выставка работ. Лучшие работы выставляются на конкурсы.
Результаты участия в конкурсах, анализ работы за год, самоанализ выполненных работ проводится на итоговом занятии.
Методическое обеспечение:
▪ Важен дифференцированный подход к каждому ученику, т.к. возраст занимающихся ребят – переходный (подростковый) и важно уметь найти контакт с каждым, учитывая особенности характера ребенка, его желания и интересы.
▪ При изготовлении модели учитываются индивидуальные способности каждого учащегося. Одно и тоже задание выполняется всеми учащимися за различное время. Учащихся не следует ни подгонять, ни останавливать: очень важно индивидуально подойти к каждому ребенку.
▪ Экспериментальный этап характеризуется тем, что подросток, создав собственную модель, проводит ее испытания, фиксирует результат, анализирует его, и на основе этого анализа – корректирует технические возможности модели.
▪ В качестве домашнего задания учащимся предлагается найти и изучить информацию по выбранной теме:
- Выяснение технической задачи.
- Определение путей решения технической задачи.
▪ Контроль осуществляется в форме творческих проектов, самостоятельной разработки работ, участии в конкурсах.
Список литературы:
- Литвиенко В.М., Аксенов М.В. «Лего – мастер» - СПб.: Кристалл,1999г.
- LEGO. – М.: изд. ООО «Лего»
- Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» - М.: Аркти, 2003 г.
- Трактуев О., Трактуева С., Кузнецов В. «eLAB: Методическое учебное пособие для учителя» - М.: ИНТ, 2002 г.
- Чехлова А.В., Якушкин Л.А. «Конструкторы LEGO DAKTA в курсе информационных технологий» - М.: ИНТ, 2002 г.
- Авторская программа педагогов дополнительного образования ВАО г.Москвы «Ключ к успеху» № 10, М.: 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...