урок по физике в 7 классе "Сила трения"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

ниталиева екатерина каббасовна

Цели урока: сформировать понятие силы трения, раскрыть её природу, познакомить школьников с особенностями действия силы трения. Задачи: • Образовательные: изучить явление трения (его причины, закономерности); формировать практические навыки; • Развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать предлагаемую информацию, давать полный развернутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов). • Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения; формировать умения работать в группах. Тип урока: урок освоения новых знаний. Структура урока: I. Организационный этап. II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. III. Актуализация знаний. IV. Первичное усвоение новых знаний. V. Первичная проверка понимания. VI. Первичное закрепление. VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия) Материально – техническое оснащение урока: компьютер, проектор, экран; приборы для демонстрации опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sila_treniya.docx326.01 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ-сош с. Кирово

Краснокутского района

Саратовской области

План-конспект

урока физики

Тема: «Сила трения »

7 класс

Ниталиева Екатерина Каббасовна,

учитель физики

                                       2016 год

План урока

Тема урока:  «Сила трения. Трение в природе и технике»

Класс: 7

Цели урока: сформировать понятие силы трения, раскрыть её природу, познакомить школьников с особенностями действия силы трения.

Задачи:

  • Образовательные: изучить явление трения (его причины, закономерности); формировать практические навыки;
  • Развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать предлагаемую информацию, давать полный развернутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).
  • Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения; формировать умения работать в группах.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

      Структура урока:  I. Организационный этап.

           II. Постановка цели и задач урока.

 Мотивация учебной деятельности учащихся.

                                           III. Актуализация знаний.

                     IV. Первичное усвоение новых знаний.

               V. Первичная проверка понимания.

VI. Первичное закрепление.

                                VII. Информация о домашнем задании,   инструктаж

по  его выполнению

                                           VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Материально – техническое оснащение урока:  компьютер,  проектор, экран; приборы для демонстрации опытов.

Ход урока:

  1. Организационный этап

Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания,  эмоционального настроя.

II. Постановка цели и задач урока.

 Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Почему трудно тащить санки по дорожке, посыпанной песком и легко по снегу?

Ученик: Движению препятствует трение. Трение между санками и дорожкой больше, чем между санками и снегом.

Учитель: Почему человек не может удержаться на ногах? (Фрагмент из киножурнала «Ералаш».)

http://festival.1september.ru/articles/587463/img1.jpg

Ученик: Скорее всего, на дворе гололёд и сила трения между подошвами человека и льдом очень маленькая.

Учитель: Трение помогает девушке спускаться по канату или мешает движению? (Фрагмент из х/ф «Кавказская пленница».)

http://festival.1september.ru/articles/587463/img2.jpg

Ученик: Помогает. Если бы не трение, то девушка не смогла бы удержаться за канат и упала.

Учитель: Совершенно верно, трение.  И соответственно, тема нашего урока  Ученик:  «Сила трения. Трение в природе и   технике».

Учитель: Тогда согласно теме, какие цели мы будем преследовать в ходе урока?

Ученик:  знать, что такое трение, сила трения и ее применение.

III. Актуализация знаний.

Хорошо, но прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним некоторые термины из прошлых параграфов. Воспользуемся одним из наших предметов – мячом.

Упражнение «Передай мяч» - учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч, отвечая на вопросы по данной теме. Если ученик не знает ответа, то он просто передает мяч следующему ученику.

Вопросы:

  1. Какую величину называют силой? (Физическая величина, показывающая меру взаимодействия тел)
  2. Что такое взаимодействие тел? (Взаимное действие двух тел друг на друга)
  3. Как обозначается сила? (F)
  4. Единица измерения силы? (1 Ньютон)
  5. Какая сила приложена к телу и направлена к Земле? (Сила тяжести)
  6. Как вычислить силу тяжести, действующую на тело любой массы? (Нужно 9,8 Н/кг умножить на массу этого тела)
  7. Что называют весом тела? ( Вес тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес)
  8. Как вычислить вес тела? (Так же, как и силу тяжести)
  9. Чему равен вес петуха массой 3 кг? (29,4 Н)
  10. Главное отличие силы тяжести от веса тела? (Сила тяжести приложена к телу со стороны Земли, а вес тела приложен к опоре или подвесу со стороны тела, т.е. точкой приложения)
  11.  Какой прибор предназначен для измерения силы? (Динамометр)
  12. Что нужно сделать, чтобы определить цену деления шкалы прибора? (Нужно, найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины, вычесть из большего значения меньшее значение и полученное число разделить на число делений между ними)
  13. Определите цену деления динамометра на вашей парте. (0,1 Н)
  14. Определите вес бруска. (0,8 Н)

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Молодцы. Теперь возвращаемся к теме нашего урока.

Я предлагаю вам обратиться к  материалу, который лежит у вас на парте.

Возьмите наждачную бумагу и проведите одной по поверхности другой. Что вы наблюдали?

                                (Бумаги трутся друг о друга, но очень плохо).

Теперь возьмите бумагу обратной стороной  и повторите действия.

Что вы наблюдали теперь? 

                                                                        (Трутся легче)

Теперь возьмите стекло  и проведите по поверхности другого стекла.

Что вы наблюдали теперь?

                                                               (Трутся очень плохо)

Скажите, какой процесс с точки зрения физики вы наблюдали?                              (Трение)

Дайте, пожалуйста, определение, что такое трение.

(Трение – взаимодействие при соприкосновении одного тела с другим, которое препятствует их относительному движению)

Давайте  запишем  в тетрадях, что называют трением.

Хорошо. А что вы назовете силой трения?

(Сила, характеризующая взаимодействие соприкасающихся тел, называется силой трения.)

Запишем в тетрадь.

А как вы думаете, куда направлена сила трения?

 ( в сторону, противоположную движению тела относительно другого)

Следует сказать, что сила трения обозначается также буквой F с индексом:  Fтр . Единица измерения Ньютон.

Как вы думаете, каковы причины возникновения силы трения? (Шероховатость поверхностей взаимодействующих тел и взаимное притяжение молекул)

Запишите в тетрадь.

Давайте ещё поэкспериментируем.

Возьмите свои ручки, положите их вдоль парты и слегка толкните. Ручка … скользит… по парте.

Теперь положите её поперек парты и также слегка толкните. Ручка… катится …по парте.

А если её совсем не трогать, то она лежит в покое.

Во всех трех случаях между ручкой  и партой возникает сила трения.

Учащиеся совместно с учителем составляют опорный конспект.

http://festival.1september.ru/articles/587463/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/587463/img2.gif

У вас на партах есть маршрутные листы, в которых указан ход ваших действий. В результате выполнения указаний в листе вы должны сформулировать вывод согласно заданию. На работу отводится 5-7 минут.

Группы определяют зависимость силы трения от веса, от площади движущейся поверхности, от вида поверхности, сравнивают силу трения и силу качения.(См.приложения)

Итак, эксперименты проведены. Выводы сформулированы, давайте проверим результаты.

??? Зависит ли сила трения от веса тела?

(Да, зависит, чем больше вес, тем больше возникающая сила трения)

??? Зависит ли сила трения  от площади поверхности?

(Нет, не зависит)

??? Зависит ли сила трения от вида поверхности?

(Да, чем больше шероховатость, тем больше сила трения)

??? При сравнении силы трения скольжения и силы трения качения,  какие получены выводы?

(Сила трения качения меньше силы трения скольжения) 

Устали? Давайте отдохнем.

Физкультминутка.

На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот  здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Отдохнули, продолжим работать.

V. Первичная проверка понимания

Давайте обратимся к литературе, истории и изобразительному искусству.

  1. Картина «Зимние забавы»

В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья, с горы ледяной.

 (Н.А.Некрасов)

Какая сила присутствует?         (сила трения скольжения)        

  1. Вдоль опушки Вова едет

На своем велосипеде

И везет варенье

Всем на угощенье.

(сила трения качения)

  1. Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку

Тянут-потянут, вытянуть не могут…Почему не могут?

(сила трения покоя между репкой и почвой очень большая)

  1. Объясните смысл пословицы с точки зрения физики:

Баба с возу, кобыле легче.

(сила трения с уменьшением веса тела уменьшается, следовательно, меньше противодействует движению телеги)

  1. Не подмажешь, не поедешь.

(для уменьшения трения применяют смазки)

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону и самооцениванием. Экспресс-диагностика

  1. Какая сила не позволяет сдвинуть с места тяжелый шкаф?

А) сила трения скольжения,

Б) сила трения покоя,

В) сила трения качения.

  1. На неподвижный ящик начинает действовать сила в 40 Н. При этом ящик остается на месте. Какая сила при этом возникает?

А) 0 Н

Б) 10 Н        

В) 40 Н        

г) 100 Н

  1. Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу вправо?

А) вправо,

Б) влево,

В) вертикально вниз.

  1. В каком случае возникает сила трения скольжения?

тр

А) 1,

Б) 2,

В) 3.

  1. Куда направлена сила трения покоя при ходьбе человека?

А) вниз,        

Б) в сторону, противоположную движению,

В) по ходу движения.

  1. В гололёд тротуары посыпают песком. При этом  трение подошв о лёд …

А)  не изменяется,

Б) уменьшается,

В) увеличивается.

  1. При смазке трущихся поверхностей сила трения …

А)  не изменяется,

Б) уменьшается,

В) увеличивается.

Проверка по эталону и самооценивание:

1

2

3

4

5

6

7

Б

В

Б

А

В

В

Б

4-5 правильных ответов – оценка 3,

6 правильных ответов – оценка 4,

7 правильных ответов – оценка 5.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 

Задание на дом:

– § 30-32

– творческое задание (по выбору): Сочинение на тему : «Если бы не было силы трения…»

VIII. Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу. Наш мяч снова вернулся к нам. Ответьте на вопрос: «Что вы узнали нового, что  понравилось на уроке? Может быть, не понравилось».

СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК!!!

Библиографический список

Литература :

1.Буров и др. " Фронтальные экспериментальные задания по физике ", Просвещение, 1981 г.

2.Тульчинский М.Е. "Качественные задачи по физике 6 - 7 кл.", Просвещение, 1976 г

  1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл. – 3- е изд., испр. – М.: Дрофа, 2000.
  2. Перельман Я. Н. Занимательная физика. Кн. 1, 2 – М.: Наука, 1991.

Приложение к уроку

                               Вариант 1

1. Под действием какой силы изменяется направление движения камня, брошенного горизонтально?

А. Силы упругости.
Б. Силы тяжести.
В. Веса тела.

2. Чему примерно равна сила тяжести, действующая на мяч массой 0,5 кг?

А. = 5 Н
Б. = 0,5 Н
В. = 50Н

3. Человек, масса которого 80 кг, держит на плечах мешок массой 10 кг. С какой силой человек давит на землю?

А. = 800 Н
Б. = 700 Н

В. = 900 Н

4. Сила тяги стартующей вертикально вверх ракеты равна 400 кН, а сила тяжести, действующая на ракету, - 100 кН. Определите равнодействующую этих сил.

А. = 400 кН
Б. = 500 кН
В. = 300 кН

5. В гололедицу тротуары посыпают песком, при этом сила трения подошв обуви о лед …

А. уменьшается
Б. увеличивается
В. не изменяется

Виды трения: Сила трения  покоя                            скольжения             качения

                        Fп                                                  Fск.                                   Fк.

      Fп         Fск.                        

      Fск.       Fк.

      Fп         Fк.

Способы увеличения трения

Способы уменьшения трения

  1. Увеличить шероховатость поверхностей

  1. Чем больше вес, тем больше сила трения

  1. Шлифование

  1. Смазка

  1. Уменьшение нагрузки

  1. Силу трения скольжения заменить силой трения  качения

                                                          СИЛА ТРЕНИЯ

Сила, возникающая  при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения

Изучить самостоятельно

Задание 1.

Обозначение силы трения      Fтр.

Единица измерения силы трения-    Н (ньютон)

Обозначение на рисунке                         _______

                                                _____________________

                                                          Fтр.

Причины возникновения трения:

Задание 2. Выполните самостоятельно

ОПЫТ №1

  1. Проведите на листе бумаги карандашом линию
  2. Возьмите предметное стекло (помните о технике безопасности) и проведите линию карандашом на стекле
  3. Сделайте вывод

ОПЫТ №2

  1. Прижмите как можно сильнее два стеклышка друг к другу
  2. Попробуйте сдвинуть друг относительно друга
  3. Сделайте вывод

Причины:

1.

2.

1   Для чего иголки тщательно полируют ?

2  Какую роль играет слюна при глотании пищи ?

3  Почему мел оставляет след на классной доске ?

4           В зимние сумерки нянины сказки
            Саша любила. Поутру в салазки
            Саша садилась, летела стрелой,
            Полная счастья, с горы ледяной.
Н. А. Некрасов

5          Вдоль опушки Вова едет
           На своем велосипеде
           И везет варенье
           Всем на угощенье

6         Хоть тяжело подчас в ней бремя,
          Телега на ходу легка;
          Ямщик лихой, седое время,
          Везет не слезет с облучка.    
А. С. Пушкин

7       Кошка за Жучку
        Жучка за внучку
        Внучка за бабку
        Бабка за дедку
        Дедка за репку   Тянут – потянут, вытянуть не могут
.

8 Почему любое тело, приведенное в движение в конце концов останавливается ?
9  Зачем для передвижения тяжелого груза под него кладут катки ?
10 Почему труднее санки сдвинуть с места, чем их везти ?

* 11 Дайте физическое обоснование пословице : " Коси коса, пока роса, роса долой, и мы домой." Почему при росе легче косить?


* 12 Почему колеса порожней автомашины буксуют больше, чем колеса груженой ?

Пояснительная записка.

Урок проводится учителем с целью выяснить природу силы трения и причины ее возникновения.. Во время урока учащиеся отвечают на все проблемные вопросы, которые ставит перед ними учитель. Класс на протяжении урока работает фронтально, проводятся экспериментальные занятия.  Учащиеся дают объяснение увиденному. Перед каждым увиденным фрагментом учителем ставится цель.

Приложение

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний учащихся (проверка домашнего задания).

Учитель: Какие силы действуют на тело, лежащее на столе?

Ученик: Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости.

Учитель: Со стороны какого тела действует сила тяжести?

Ученик: Со стороны Земли.

Учитель: Куда направлена сила тяжести? Дайте определение силы тяжести.

Ученик: Эта сила направлена вертикально вниз и приложена к центру тела.

Сила тяжести – это сила, с которой Земля притягивает к себе все тела.

Учитель: Как действует сила упругости и куда она направлена?

Ученик: Сила упругости возникает из-за деформации опоры. Действует эта сила со стороны опоры на тело и направлена вертикально вверх.

Учитель: Что понимают под весом тела?

Ученик: Под весом тела понимают силу, с которой тело давит на опору, либо натягивает подвес, вследствие земного притяжения.

3. Мотивация.

Учитель: Сегодня предлагаю Вам посмотреть отдельные фрагменты из фильмов, провести исследование, активно работать и отвечать на вопросы.

Учитель: Почему спортсмены перед тем, как выполнять упражнения на брусьях посыпают руки тальком? (Фрагмент из х/ф «Бунтарка».)

http://festival.1september.ru/articles/587463/img3.jpg

Ученик: Для того, чтобы увеличить трение. Таким образом руки не скользят по снаряду.

Учитель: Что такое трение?

Ученик: При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, которое препятствует их относительному движению.

Учитель: Как называется сила, характеризующая взаимодействие, которое возникает при соприкосновении тел?

Ученик: Силу, характеризующую взаимодействие соприкасающихся тел, называют силой трения.

Учитель: В чём заключаются причины трения?

Ученик: Одна из причин возникновения трения является шероховатость поверхностей соприкасающихся тел, а другая- взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

Учитель: Как можно уменьшить силу трения?

Ученик: Силу трения можно уменьшить, если ввести между трущимися поверхностями смазку.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и определяют основные задачи урока:

  • выяснить физическую природу силы трения;
  • выяснить причины её возникновения;
  • какие способы существуют для уменьшения и увеличения силы трения;
  • выяснить, какие виды силы трения существуют;
  • каковы проявления силы трения в природе и применение их на практике.

5. Экспериментальные задания.

Учитель: Для исследования силы трения вам предстоит:

  • выполнить экспериментальные задания;
  • ответить на вопросы;
  • выводы записать в тетрадь.

а) Прижмите свою руку к лежащей на столе книге и передвиньте её. С помощью чего вы заставили книгу двигаться?

http://festival.1september.ru/articles/587463/img4.jpg

Ученик: С помощью силы трения покоя книги о руку.

Учитель: б) Положим брусок на наклонную плоскость. При небольшом угле наклона плоскости брусок остаётся на месте. Почему?

http://festival.1september.ru/articles/587463/img5.jpg

Ученик: Брусок удерживается от соскальзывания за счёт силы трения, именно сила трения препятствует началу движения.

Учитель: в) С помощью динамометра потяните брусок. Сила трения покоя превращается в силу трения скольжения, направленную в сторону противоположную движению. От чего зависит сила трения?

http://festival.1september.ru/articles/587463/img6.jpg

Ученик:

  1. От неровностей соприкасающихся поверхностей.
  2. От рода материала, из которого изготовлены тела.

Учитель: г) Переместите 2 стеклянные пластинки друг относительно друг друга. Почему между гладкими поверхностями, не имеющими шероховатостей, возникает большая сила трения?

http://festival.1september.ru/articles/587463/img7.jpg

Ученик: Между молекулами соприкасающихся тел возникают силы взаимного притяжения, которые являются причиной трения.

Учитель: д) Нагружая брусок одним, двумя и тремя грузами, измерьте в этом случае силу трения скольжения и сравните силы трения скольжения и веса тела (на столах учащихся брусок, груз, динамометр, трибометр и бланки с таблицами).

http://festival.1september.ru/articles/587463/img8.jpg

Вес бруска, Р (Н)

Сила трения скольжения Fmp (H)

1

 

 

2

 

 

3

 

 

Учащиеся после проведения опыта приходят к выводу: Сила трения скольжения тел больше, чем больше вес тела.

Учитель: Обратите внимание на фрагмент фильма. (Фрагмент х/ф «Полосатый рейс».)

http://festival.1september.ru/articles/587463/img9.jpg

Бочку катят по земле, а если бочку тащить по земле?

Какая сила меньше – сила трения скольжения или качения при одинаковой тяжести груза?

Ученик: Бочку перекатывать легче, чем просто тянуть по земле, поэтому сила трения качения меньше силы трения скольжения.

Учитель: Именно поэтому люди еще в древности применяли катки для перетаскивания больших грузов, а позднее стали широко использовать колесо. При движении колес автомобилем, вагона, велосипеда появляется сила трения качения.

Учитель: Внимание на экран, смотрим фрагмент. (Фрагмент х/ф «Шумный удар».)

http://festival.1september.ru/articles/587463/img10.jpg

Как вы считаете, почему гоночным автомобилям придают такую своеобразную форму ?

Ученик: Обтекаемую форму придают, чтобы уменьшить сопротивление воздушных потоков.

Сила трения (сопротивления) зависит от скорости движения тела и формы тела.

6. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: Ответьте на вопросы:

  1. Что называется сила трения и куда она направлена?
  2. Какова природа силы трения?
  3. Какие вы знаете силы трения?
  4. Каким прибором можно измерить силу трения.

7. Рефлексия.

Закончите предложения и оцените каждое предложение по 5-ти бальной системе.

  • Новое, о чем я узнал на уроке ...
  • Чему я научился на уроке ...
  • Знания, которые я получил на уроке, могу применить ...
  • Фрагменты из фильмов я считаю ...

8. Домашнее задание.

Параграф 30-31, вопросы к параграфу, выучить опорный конспект. Для тех, кому интересна тема сегодняшнего урока, предлагаю расширить свои познания и выполнить по желанию творческие задания:

  1. Литературное исследование: «Сила трения» в пословицах, поговорках, загадках.
  2. Сообщение на тему: «Примеры пользы и вреда силы трения».
  3. Примеры проявления силы трения в быту, в технике, в природе (можно подобрать фрагменты из фильмов).
  4. Заполнить таблицу:

Вредное действие силы трения

Полезное действие силы трения

Заключительное слово учителя: Ребята, вы сегодня ознакомились с ещё одной силой, силой трения, которая играет немаловажную роль в нашей повседневной жизни, в технике, природе. Определили причины её возникновения и виды трения. Надеюсь на следующем уроке услышать много интересных сообщений о силе трения.

О силе трения.

Существует на свете сила трения,
Она имеет большое значение!
Есть три вида трения:
Скольжения, покоя, качения.
Все по себе очень важны
И в этом мире, конечно, нужны.

В. Саятин

Используемая литература:

  1. Перышкин А.В. Физика, 7 класс, учебник. Москва, Дрофа, 2005г.
  2. Поурочные разработка по физике. В.А. Волков, С.Е. Полняский. Москва, «Вако», 2005г.
  3. Нестандартные задачи по физике. А.И.Семке. Ярославль, «Академия развития», 2007г.
  4. Гуревич А.Е. Физика 9 класс учебник. Москва, Дрофа, 2005г.

Используемые художественные фильмы:

  1. Полосатый рейс.
  2. Иллюзионист.
  3. Кавказская пленница.
  4. Бунтарка.
  5. Шумный удар.
  6. Киножурнал «Ералаш № 29». «Вовка – добрая душа».
  7. Методы обучения: 
  8. 1.словесный, наглядно-демонстрационный, практический (по источникам знаний);
  9. 2. обобщающий (по принципу расчленения и соединения знаний);
  10. 3. творческий (по характеру познавательной деятельности учащихся и участию учителя в учебном процессе);
  11. 4. контроль – самоконтроль;
  12. 5. частично - поисковый
  13. 6. объяснительно-иллюстративный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по физике 7 класс . Тема: "Сила трения".

Данная презентация является дополнением к разработке урока по физике 7 класс: "Сила трения"....

Урок по физике (7 класс) "Сила трения"

Урок вкоррекционной школе с использованием конструктора "Лего"...

Открытый урок по физике "Сила трения"

Открытый урок по физике "Сила трения"...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Сила трения; определение коэффициента трения скольжения с использованием электронных таблиц Microsoft Excel» - практическая работа для профессии Судоводитель

Интегрированный урок физика+информатикаУрок по физике - повторение материала по теме «Сила трения» с элементом выполнения практической работы; по информатике - закрепление имеющихся навыков  рабо...