Конспект урока в 7 классе "Равнодействующая сил"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Конспект урока физики в 7 классе по теме «Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сил»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Равнодействующая сил26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 7 классе по теме «Равнодействующая сил»

Ход урока

                                                       «Если вы в этом разберетесь как следует,

                                                       Вы лучше сможете следить за ходом мысли при изложении дальнейшего».   (На маленькой доске)

                                                        М. Фарадей

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успехов в освоении новых знаний, и плодотворной работы.

I этап (Проблема)

Ребята! Посмотрите, а что у меня в руках? Какою детскую сказку вы видите? Сегодня мы с вами на уроке попробуем дать физический смысл детской сказке. Как вы думаете? Действительно ли сказочные персонажи без мышкиной мускульной силы не вытащили бы репку? Чтобы решить эту задачу, нам необходимо изучить новое понятие.

II этап (Активизация знаний)

Но для того, чтобы это сделать нам с вами необходимо вспомнить предыдущий материал по теме «Силы»   -  мы поиграем в пазлы                          ( выполнить карточки)

Цель игры состоит в том, чтобы повторить пройденный материал (повторили все вместе?)

Сегодня по пути к вам я услышала такую пословицу “Один камень не сдвинешь, а артелью гору поднимешь”

 (Артель-  группа лиц, объединившихся для совместной работы)

Ребята, а вы как думаете всегда ли артелью можно гору поднять? В каком случае?

3 этап. Мотивация

Учитель: Почему тема «Силы в природе» так важна для изучения. (Потому, что часто применяем это понятие в повседневной жизни). Что же общего между силой и жизнью? Каждому из вас приходилось тянуть какой-нибудь груз. Может это была тачка с кирпичами, или ваш товарищ на санках. А от чего зависит результат действия силы?

Чаще всего в реальной жизни на любое движущееся или покоящееся тело действует не одна сила, а несколько сил. ( тело на пружине, подвешено к штативу –на демонстр. стол)

На тело, висящее на пружине, действуют две силы: сила тяжести и сила упругости пружины.

-Эпиграфом к изучению материала я выбрала слова великого учёного-физика Майкла Фарадея:                                                       «Если вы в этом разберетесь как следует,

                                                       Вы лучше сможете следить за ходом мысли при изложении дальнейшего».   (На маленькой доске

Вопрос для обсуждения: «Как определить, в какую сторону будет двигаться тело, если на него действует несколько сил?»

Часто тела движутся под действием нескольких сил. При этом очень
удобно все силы заменять одной силой, которая называется равнодействующей силой.

IV этап: Изучение нового материла.

Итак, тема нашего урока «Равнодействующая сила» Запишите её в тетрадь )

(эта тема очень важная для ОГЭ и ЕГЭ)

Цель урока – выяснить, как находят равнодействующую силу, научится применять понятие равнодействующей силы.

Равнодействующая сила – это сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил.

Давайте рассмотрим ситуации, когда силы направлены в одну или в противоположные стороны. Мы должны узнать, чему равна равнодействующая и в какую сторону она направлена?

Первая учебная проблема:  как найти равнодействующую двух или нескольких сил, действующих на тело по одной прямой в одну сторону? Выдвигаем гипотезу

 ( работаем в парах)  карт №1

Что вы думаете если на тело действуют сразу несколько сил, то как в этом случае удобно поступить?  (В этом и других подобных случаях можно заменить действие нескольких сил, одной равноценной по своему действию этим силам).

Учитель: Верно, если на тело действуют сразу несколько сил, надо искать равнодействующую.  Как? Как вы можете найти ответ на поставленный вопрос? (Использовать текст учебника, провести эксперимент.)
− Я предлагаю вам сегодня провести эксперимент и попробовать самим вывести формулы расчета равнодействующей силы, действующих по одной прямой в одну сторону.
− Начнем работу с эксперимента. У вас на столах лежат динамометры и наборы грузов по 1 н. Вы выполняете эксперимент самостоятельно
− Подвесьте на динамометр 1 груз.
− Какую силу показывает динамометр? (1 н.)
− Подвесьте еще один груз.
− Какую силу показывает динамометр? (2 н.)
− Как направлены эти силы? (Силы направлены в одну сторону.)
− Как найти R, если силы направлены в одну сторону? (R равна сумме сил, то есть R = F1 + F2.)
Учитель записывает формулу на доске под диктовку учащегося, учащиеся пишут в тетрадях.
− Какой можно сделать вывод?
(Если F1 и F2 направлены в одну сторону, то R = F1 + F2.)
− Какое направление будет у равнодействующей силы? (В ту же сторону, что и две силы F1 и F2.) Сделать запись в тетради

Учитель:  В данной формуле вы рассмотрели вариант, когда силы направлены в одну сторону. А силы могут быть направлены в противоположных направлениях? (Да, например, сила упругости и сила тяжести.)

Вторая учебная проблема:  как найти равнодействующую двух или несколько сил, направленных по одной прямой в противоположные стороны? Выдвигаем гипотезу  карт №2

- Далее ребята, вам необходимо сесть по группам и выполнить следующее задание по карточкам.

К демонстрационному динамометру с круглой шкалой подвесить груз P = 5Н, за привязанную к динамометру нитку тянем вверх с силой 2Н.

− Как направлены силы в этом случае?

− Силы направлены в противоположные стороны. Чему равна их равнодействующая по показаниям динамометра? (R = 3H.)

− Как ее можно найти без использования динамометра? (R равна разности этих сил.)

− Сделайте вывод. (Если F1 и F2 направлены в противоположные стороны, то R = F1 − F2, если F1>F2, и R = F2 − F1, если F2>F1.)

Учитель записывает формулу на доске под диктовку учащегося, учащиеся в тетрадях.

− Какое направление будет у равнодействующей силы? (Она направлена в ту же сторону, что и большая по величине сила.)


– Может ли
R быть равной 0? (Да, если силы равны по величине и противоположны по направлению).

Третья учебная проблема: Что, если силы, приложенные к телу, противоположны, но равны по модулю? (эта задача также решается в ходе опыта)

– Проверьте свои предположения на опыте.

Демонстрационный эксперимент проводят ученики у доски (динамометр с круглой шкалой, лабораторный динамометр, набор грузов.)

– Зафиксируйте это знаково.

Если F1= – F2, то R = 0 (учащиеся проговаривают формулу).

Физкультминутка.  Учитель: Я зачитываю предложения, а вы взмахом руки показываете, в какую сторону движется тело.

  1. С огромной скоростью ракета стремится ввысь.
  2. Падает синий мяч.
  3. Дима идет к доске.
  4. Ира выходит из класса (дверь класса находится с правой стороны)
  5. Айсберг плывет влево
  6. Девочки на колесе обозрения           музыку

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Нахождение равнодействующей работа по Слайдам

Решение задач

1.коллективно по слайдам

– Определите модуль равнодействующей силы и записать

Задание по первых двум чертежам выполняется у доски с проговариванием.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: 1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия (использование формулы расчета равнодействующей при решении качественных задач и объяснении результатов опыта).

Мы рассмотрели случаи, когда силы направлены вдоль одной прямой.

А могут ли силы быть направлены в разные стороны?

– Могут.

Вспомним басню Крылова “Лебедь, рак и щука” (Лабзина В)

“Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись.
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу.
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам,
Да только воз и ныне там.”

– Чему равна равнодействующая этих сил? (Нулю, так как воз не движется).

– Как ее найти? Пока вы не можете ответить на данный вопрос, т.к. ваших знаний по физике и по геометрии не хватает. Задачи подобного типа вы будете решать в старших классах.

Но эта задача весьма поучительна для всех нас, “когда в товарищах согласья нет – на лад их дело не пойдет.” Если вы участвуете в совместной деятельности, то, как нужно работать? (Так, чтобы наши усилия были направлены в одну сторону, то есть работать дружно).

– А вот другие известные персонажи как раз поступили правильно, их силы были направлены в одну сторону. (сказка “Репка”)

Задача решается устно, проговаривается решение и анализируется результат     ---у доски

– По данным рисункам проговорите, какие силы действуют на тело и как найти их равнодействующую:

Выставление оценок друг другу

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Зачем нам нужно уметь рассчитывать равнодействующую? (Это пригодится в повседневной жизни. Поняли, что при выполнении совместных дел нужно поступать так, чтобы все усилия были направлены в одну сторону). Артелью можно гору поднять или нет?  Что было для вас интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...