урок механическая работа
план-конспект занятия по физике (7 класс) на тему
урок содержит материал и течение самого урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
физика. механическая работа | 683 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пичаевская средняя общеобразовательная школа
ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА ПО ФИЗИКЕ
ДЛЯ 7 КЛАССА ПО ТЕМЕ:
«Механическая работа»
Разработал: Трусов Александр Анатольевич
учитель физики
2013 г.
Цели урока:
- познакомить учащихся с понятием «механическая работа», выяснить физический смысл данной величины;
- закрепить полученные знания на решении различного вида задач;
- воспитывать самостоятельность у учащихся через индивидуальную работу.
Оборудование:
- динамометр, брусок с грузами, линейка.
Урок проводится в кабинете физики.
Оснащение урока:
- карточки для индивидуальной работы:
- формулы,
- рисунок «Движение лыжника»,
- задачи;
Демонстрации:
Определение работы при равномерном перемещении бруска на некоторое расстояние (обратить внимание учащихся на равенство сил тяги и трения при равномерном движении).
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение материала по теме «Силы»:
- индивидуальная работа;
- фронтальная работа (кроссворд).
- Изучение нового материала (в форме беседы):
- введение понятия «механическая работа», формулы для расчёта работы, единиц измерения;
- демонстрация опыта.
- Закрепление изученного материала.
- решение качественных и расчётных задач;
- с/р в форме теста.
- Итог урока и д/з.
Ход урока:
- Организационный момент.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, помните ли вы стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть»? Там есть такие строки: «У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?
… Работа всякого нужна одинаково.
… Все работы хороши, выбирай на вкус!»
А что такое работа? Об этом мы сегодня поговорим с точки зрения физики.
Учитель сообщает тему и цель урока.
- Повторение материала по теме «Силы».
- Индивидуальная работа (устная):
- Задание 1: «Из предложенных формул выберите правильные формулы для расчёта сил».
Fт = mg | Fт = mρ |
Fупр = - kx | Fупр = - km |
P = mg | P = mV |
(После проверки ответа учащемуся задаётся дополнительный вопрос на определение силы - вес.)
- Задание 2: «Рассмотрите рисунок. Подумайте, какие силы могут действовать на тело? Куда эти силы направлены?»
(После проверки ответа учащемуся задаётся дополнительный вопрос на определение силы трения.)
- Задание 3: «Найдите соответствие физической величины и единицы измерения в системе СИ».
F | t | V | g | Н | с | Н/кг | см | г |
S | P | m | кг | м | м/с | Н | кг | км/ч |
- Индивидуальная работа (письменная):
- Задача: «Найдите объём ледяной глыбы, на которую действует сила тяжести, равная 27 кН, если плотность льда равна 900 кг/м3.»
- Фронтальная работа:
УЧИТЕЛЬ: Для изучения новой темы нам необходимо повторить ряд понятий. Задание: Отвечаем на вопросы кроссворда.
ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ:
- Процесс изменения положения тела в пространстве.
- Что характеризует быстроту движения?
- Физическая величина, являющаяся мерой взаимодействия тел?
- Мера инертности тела.
- Взаимодействие, препятствующее движению одного тела по поверхности другого.
- Сила, с которой Земля действует на тела.
- Сила, возникающая при деформации тела.
Дополнительный вопрос: Из красных букв составьте слово, означающее силу.
УЧИТЕЛЬ: Мы вспомнили все силы, которые изучались ранее. Эти знания нам помогут сегодня для введения новой физической величины, которая неразрывно связана с понятием действующей силы.
И эта физическая величина – механическая работа.
- Новый материал.
УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, что такое работа? (Ответы учеников)
Приведите примеры работы! (Ответы учеников)
УЧИТЕЛЬ: Начиная с 1826 года, когда французский ученый Ж. Понселе ввёл понятие работы, под этим словом стали понимать ещё и определённую физическую величину.
ВВЕДЁМ ОБОЗНАЧЕНИЕ:
А – работа
УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, когда совершается работа, с точки зрения физики?
Предполагаемый ответ учащихся: Прежде всего, к телу должна быть приложена сила.
УЧИТЕЛЬ: Что будет происходить под действием этой силы?
Предполагаемый ответ учащихся: Тело будет перемещаться.
ВЫВОД: Первое условие совершения работы – наличие силы, действующей на тело. Второе условие - тело должно двигаться (перемещаться), только тогда совершается работа в обычном понимании.
УЧИТЕЛЬ: Как же рассчитать работу?! Понселе сформулировал правила для расчёта работы (мы рассматриваем частные случаи – когда сила приложена горизонтально или вертикально):
- Пусть к телу приложена сила, направленная вправо, тело тоже движется вправо, тогда работу этой силы можно найти по формуле: А=F*S (положительная работа)
УЧИТЕЛЬ: Подумайте, какая сила может совершать положительную работу?
Предполагаемый ответ учащихся: Сила тяги, сила тяжести при падении тела и т.д.
- Пусть тело движется вправо, а сила, приложенная к телу, направлена влево, тогда работа этой силы равна: А= - F*S (сила совершает отрицательную работу)
УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, какая сила совершает отрицательную работу?
Предполагаемый ответ учащихся: Сила трения, сила тяжести при подъёме тела и т.д.
- Если на тело действует сила, направленная перпендикулярно перемещению, то эта сила никакой работы не совершает. А=0
УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, в каком случае работа силы будет равна нулю?
Предполагаемый ответ учащихся: Сила тяжести при движении тела по горизонтали и т.д.
УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на формулы для расчёта силы, и скажите, от чего зависит работа?
ВЫВОД: Чем больше сила и путь, пройденный в направлении действия силы, тем больше работа, совершаемая данной силой.
УЧИТЕЛЬ: Физическую величину ввели! Обозначение! Формулу! Что ещё необходимо знать у физической величины?
Предполагаемый ответ учащихся: Единицу измерения.
УЧИТЕЛЬ: Единица измерения работы – Джоуль, в честь английского физика – Дж. Джоуля.
Определение: 1 Дж – эта работа, совершаемая силой в 1Н при перемещении тела на 1м в направлении действия силы.
УЧИТЕЛЬ: механическая работа в физическом понимании.
УЧИТЕЛЬ: А теперь вам задание: «Рассчитайте, какую работу совершает сила тяги и сила трения при равномерном движении».
Учитель демонстрирует опыт. Брусок с несколькими грузами тянется равномерно по горизонтальной поверхности с помощью динамометра на расстояние 50 см.
Ответы учеников.
- Закрепление нового материала.
УЧИТЕЛЬ: Попробуем применить наши знания на практике.
- Решение задач (все вместе):
ЗАДАЧА 1: На рисунке изображены три бруска, первый – покоится, второй - движется по инерции без трения, третий – движется под действием силы F (трение отсутствует). В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа?
ЗАДАЧА 2: Какую работу совершает сила тяжести при движении шарика по гладкой горизонтальной опоре?
ЗАДАЧА 1 Какая сила совершает положительную работу, отрицательную и равную нулю?
УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте проверим, как вы усвоили понятие механической работы. Вам предлагается решить тест на компьютере и увидеть результат усвоения материала.
- Самостоятельная работа – тест.
После его выполнения они сразу же получают оценку. Если есть ошибки, то можно вернуться обратно в тест и найти их. На данном уроке выставляются только положительные оценки.)
Вопрос - 1 |
|
|
|
| ||
Какая из перечисленных единиц является единицей измерения работы? | ||||||
Ответы: | 1. | Метр |
|
|
| |
2. | Ньютон |
|
|
| ||
3. | Джоуль |
|
|
| ||
4. | Килограмм |
|
|
| ||
Вопрос - 2 |
|
|
|
| ||
Сила натяжения каната при подъёме лифта равна 4000 Н. Какую полезную работу совершает двигатель при равномерном подъёме лифта на высоту 20 м? | ||||||
Ответы: | 1. | 200 Дж |
|
|
| |
2. | 80000 Н |
|
|
| ||
3. | 0 Дж |
|
|
| ||
4. | 80000 Дж |
|
|
| ||
Вопрос - 3 |
|
|
|
| ||
В каком случае сила тяжести совершает положительную работу? |
|
|
| |||
Ответы: | 1. | Мальчик прыгает с дерева |
| |||
2. | Штангист поднимает вверх штангу с грузами | |||||
3. | Человек держит на плечах мешок с картофелем | |||||
4. | Мяч летит вверх |
|
| |||
|
|
| ||||
Вопрос - 4 |
|
|
|
| ||
Как рассчитать работу силы трения при движении санок с горки? |
|
|
| |||
Ответы: | 1. | А = F*S |
|
|
|
|
2. | А = - F*S |
|
|
| ||
3. | A = 0 |
|
|
|
| |
4. | A = mg |
|
|
|
| |
|
|
|
Подведение итогов, выставление оценок и д/з:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Механическая работа"
Презентация к уроку "Механическая работа"...
План-конспект урока "Механическая работа" в 7 классе
Урок с использованием ЭОР с сайта ФЦИОР и ЕКЦОР....
Презентация к уроку Механическая работа. 7 класс.
Презентация к уроку Механическая работа. 7 класс....
Урок "Механическая работа" Физика 7 класс
Урок позволяет ввести понятие о механической работе постоянной силы, рассмотреть условия совершения механической работы, ввести единицу работы, сформировать умение решать простейшие задачи на формулу ...
Конспект урока по физике. 7 класс. .тема урока: Механическая работа. Единицы измерения.
Тип урока: изучение нового материала.Предоставить новый материал в необычной , нестандартной форме . Изучить физические понятия, применяя литературные произведения. Проделать физические опыты, привлек...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Механическая работа. Единицы работы» 7 класс
Базовый учебник «Физика», 7 класс, А.В. Пёрышкин...
Технологическая карта урока «Механическая работа. Единицы работы»
Устанавливание причинно-следственных связей изучения физической величины, использование знаний о механической работе в повседневной жизни....
Комментарии
механическая работа
рассмотренный принимаемый материал мной и не только мной! используемые материалы.