Урок физики в 7 классе по теме "Атмосферное давление"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Ломанова Анна Юрьевна

Урок разработан согласно ФГОС. Материал содержит подробный конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_atmosfernoe_davlenie.rar672.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Атмосферное давление. Вес воздуха.

Класс: 7

Учитель: Ломанова Анна Юрьевна

Тип урока: урок «открытия» нового знания

 Цели по содержанию:

обучающие:  ввести определение атмосферного давления и раскрыть его природу; изучить причины возникновения атмосферного давления, ознакомить  с явлениями, вызванными действиями атмосферы;

развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развёрнутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования.

воспитывающие: помочь учащимся увидеть практическую пользу знаний, продолжить формировать умение работать  в группах, включаться в диалог друг с другом.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные : знать и понимать смысл  атмосферного давления, объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы, использовать знания об атмосферном давлении в повседневной жизни, проводить наблюдения, опыты, делать выводы, докладывать о результатах экспериментов,  кратко и чётко отвечать на вопросы,  представлять результаты смысловой деятельности,  экспериментов с помощью таблиц.

Метапредметные :

Регулятивные - ставить  цель, оценивают свою работу; исправлять и объяснять свои ошибки..

Коммуникативные - вступать в диалог, уметь слушать и слышать, выражать свои мысли, строить высказывания, участвовать в коллективном обсуждении проблем, учитывают позиции других людей,  работают в группах.

Познавательные - анализировать учебную ситуацию; развивать операции мышления; ставить задачу (ответить на вопрос)  на основе соотнесения того, что известно, смысловое чтение; умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста; выделять существенное.

Личностные: сформировать интерес и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о весе воздуха и атмосферном давлении, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результату обучения, развивать инициативу.

Используемые технологии: технология критического мышления, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационная технология.

Информационно-технологические ресурсы :

Список использованных источников и литературы:

  1. Учебник «Физика. 7 класс». Перышкин А.В. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2-е издание - М.: Дрофа, 2011
  2. Лукашик В. И. Сборник задач по физике для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2007-2013
  3. Перельман Я. И. Занимательная физика.– М.: Наука, 1979. –с.98.
  4. ЦОР по физике 7 класс

Оборудование: для фронтального эксперимента: стеклянные стаканы,  пипетки, шприцы без иголок, трубочки

для демонстрационных экспериментов: лист бумаги, стакан с водой, бутылка, яйцо, оборудование для фонтана, поилка для животных, колба, воронка,

бланки отчетов, бланки самооценки ватман со ступенями для рефлексии, смайлики,   компьютер, экран, проектор, авторская презентация.

Содержание урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие. Краткий настрой на продуктивную работу

Приветствие. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявляют внимание

Коммуникативные: вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умение слушать и слышать

Познавательные: анализируют учебную ситуацию.

Создание проблемной ситуации,  выявления места и причины затруднения;

Обеспечение мотивации учения детей, стимулирование познавательной деятельности

 Проводит демонстрационный эксперимент: опыт с яйцом и бутылкой. Почему яйцо вошло в бутылку?

Проводит фронтальный эксперимент: опыт со шприцом и стаканом с водой. Наблюдают, как вода поднимается вслед за поршнем. Почему?

Рассказывает, как объясняли этот факт во времена Аристотеля. (Аристотель и его последователи объясняли движение воды за поршнем тем, что «природа боится пустоты». Истинная причина этого явления – атмосферное давление).

Отвечают на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: развивают операции мышления, ставят задачу (ответить на вопрос)  на основе соотнесения того, что известно.

Коммуникативные:  выражают свои мысли, строят высказывания.

Формулирование темы и целей урока.

Осмысление и принятие детьми  целей урока

Объясняя многие явления, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. Тема урока: Атмосферное давление. Вес воздуха.

 Учитель предлагает ученикам сформулировать цель урока. Предлагает сделать записи в тетради.

Анализируют проблемную ситуацию. Выделяют проблему. Формулируют цель урока.
Делают записи в тетради.

Регулятивные: формулируют цель урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных высказываний учителя, одноклассников, умение строить логическую цепь размышлений.

Коммуникативные: выражают свои мысли, строят высказывания, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учитывают позиции других людей, вступают в диалог

Этап  построения проекта выхода из затруднения;

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Учитель предлагает план работы на уроке и обсуждает его.

Вспомнить необходимые сведения из курса географии;

Ответить на поставленные вопросы в ходе групповой работы

Закрепить полученные знания в ходе демонстрации экспериментов.

Учащиеся обсуждают предложенный план.

Коммуникативные: выражают свои мысли, строят высказывания, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учитывают позиции других людей, вступают в диалог

этапы реализации построенного проекта:

- актуализация опорных знаний

Вспомнить необходимые сведения об атмосфере из курса географии.

Учитель показывает отрывок из фильма «Хаббл», ведёт фронтальную беседу с классом.
- Ребята, кто из вас  любит  смотреть фантастические фильмы про инопланетян? Я тоже обожаю фантастику.  Сейчас мы с вами немного пофантазируем.  Представим, что мы пришельцы из космоса.

Итак,  закройте глаза (музыка и  часть из фильма  «Хаббл») и представьте, что мы с вами  подлетаем к незнакомой, но очень красивой планете. Мы о ней ничего не знаем, и нам её надо исследовать.  Можно открыть глаза и посмотреть на нее из космоса.  Сканеры нашего корабля уже передают информацию о…  И вопрос к вам, ребята, что в первую очередь нужно выяснить перед посадкой?   Конечно, атмосфера, состав атмосферы.

Предлагает вопросы:

-Из курса географии вспомните: что такое  атмосфера?  Из чего она состоит?

-  Назовите слои атмосферы?

Сообщает познавательную информацию об атмосфере в ходе демонстрации презентации.

Учащиеся участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя

-Изучение новой темы

В ходе разрешения проблемной ситуации дети доказывают, что воздух имеет вес

Учитель ведёт фронтальную беседу с классом. Учитель создаёт проблемную ситуацию.
- Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженного кирпичом. То есть около 10 тонн!

Как проверить, что воздух имеет вес?

Предлагает на примере шара с воздухом предложить теоретически способ определения веса воздуха.

Выполнение демонстрационного эксперимента с коромыслом и двумя шарами.

Почему коромысло уравновешено? Что будем наблюдать, когда выпустим из одного из шаров воздух. Что доказывает этот опыт?

-Изучение новой темы. Работа уч-ся по группам

Организация самостоятельной работы учащихся с источниками информации по поиску нового знания,

Поиск новых знаний

Воспроизведение новых знаний в ходе отчетов групп

Организовывает работу групп по поиску новых знаний:

1 группа (искатели) – рассчитывают массу и вес   1 м3 воздуха и массу воздуха в классе.

2 группа (экспериментаторы) – изучают п 42, объясняют, что называется атмосферным давлением, с помощью опытов доказывают существование атмосферного давления

3 группа (теоретики) – изучают п 43, отвечают на вопросы: почему существует воздушная оболочка Земли, почему молекулы газов, входящих в состав воздуха, не улетают в космическое пространство? Почему не падают на Землю под действием земного притяжения

4 группа (любознательные) – вычисляют силу  давления атмосферы на парту. Давление атмосферы принять за 100кПа.

5 группа (практики) – выясняют роль атмосферного давления в жизни человека. Изучают дополнительные материалы и отвечают на вопросы. Как мы дышим, как мы пьем, почему выдерживаем такое большое атмосферное давление

Учитель консультирует  и принимает отчет групп

Учащиеся работают в группах; читают предложенный текст;

анализируют его;

отвечают на вопросы;

делают выводы;

обсуждают и анализируют  эксперимент; решают задачи

делают записи в бланках-отчетах.

Краткий отчет – рассказ групп

Коммуникативные: вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умение слушать и слышать, выражают свои мысли, строят высказывания.

Познавательные: осмысление цели чтения, анализируют  текст; умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста; развивают операции мышления; анализируют эксперимент, выделение существенного.

Регулятивные: ставят цель прочитать текст и выполнить задания к тексту.

Физ. минутка

Отдых и настрой на последующую работу

Физ.минутка  Делаем вдох!

Раз, два, три, четыре –

атмосферу мы впустили

Делаем выдох-

Два, три четыре, пять –

Выпустим ее опять.

Очень физику мы любим!

Шеей влево, вправо крутим.

Воздух – это атмосфера,

Руки потрусили смело.

 В атмосфере есть азот,

 делай вправо поворот.

Так же есть и кислород,

делай влево поворот,

воздух обладает массой,

Подними ее над классом.

 мы друг к другу повернёмся,

 дружно всем мы  улыбнёмся!

этап первичного закрепления с элементами соревнования по группам

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы:

Учитель демонстрирует опыты

  1. Со стаканом с водой и бумагой
  2. Опыт с фонтаном
  3. Опыт с колбой и воронкой
  4. Опыт с блюдцем, свечей, стаканом и монеткой – достать монетку не намочив рук
  5. Поилка для животных

Учащиеся в группах по очереди объясняют эксперимент учителя

Коммуникативные: работают в группах, участвуют  в коллективном обсуждении экспериментальной групповой работы, вырабатывают умение слушать и слышать, выражают свои мысли, строят высказывания.

Познавательные: выделяют существенное; отрыв от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний развивают операции мышления; анализируют эксперимент.

Регулятивные: вспомнили  цель урока.

этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Учитель использует цор  тест «Вес воздуха. Атмосферное давление»

Выполняют предложенные им задания. Записывают ответы в тетрадь. Проводят взаимоконтроль.

Познавательные: анализируют, сравнивают, и обобщают изученные понятия; развивают операции мышления.

Регулятивные: ставят для   себя цель - выполнить самостоятельную работу; реализуют самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Учитель даёт дифференцировано домашнее задание с учётом индивидуальных способностей детей.

  1. П 42,43, задание 1-4 на стр 125

 2. Подготовить занимательный опыт на использование атмосферного давления ;

3. Приготовить сообщение на тему “Атмосферное давление в живой природе”. «Если бы не было атмосферного давления»

Первый пункт домашнего задания является обязательным для всех.

Слушают, обсуждают.

Коммуникативные:  участвуют  в  обсуждении.

Личностные: проявляют уважение, учитывают мнение учителя.

этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Учитель организует коррекцию работы;

- предлагает учащимся вспомнить цель урока.

- оценивает работу учащихся;

- организует рефлексию;

 

Оценивают свою работу;

-анализируют свою деятельность.

Заполняют смайликами ступени достижений

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки.

Структура урока

  1. Опыт с яйцом
  2. Фр. Опыт со шприцами
  3. Постановка темы и целей урока
  4. Рассуждения об атмосфере (под музыку)
  5. Вытянутые ладони – имеет ли воздух вес
  6. Опыты доказывающие, что имеет
  7. Цоры взвешивание воздуха
  8. Работа в группах – показываю цоры
  9. Анализ работы

Физ.минутка  Делаем вдох!

Раз, два, три, четыре –

атмосферу мы впустили

Делаем выдох-

Два, три четыре, пять –

Выпустим ее опять.

Очень физику мы любим!

Шеей влево, вправо крутим.

Воздух – это атмосфера,

Руки потрусили смело.

 В атмосфере есть азот,

 делай вправо поворот.

Так же есть и кислород,

делай влево поворот,

воздух обладает массой,

Подними ее над классом.

 мы друг к другу повернёмся,

 дружно всем мы  улыбнёмся!

  1. Фокусы с атмосферным давлением – работа с группами
  2. Тестирование – цор
  3. Проверка теста
  4. Подведение итогов - рефлексия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики 7 класс "Давление. Единицы давления"

Презентация к уроку физики в 7 классе по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов". Эту работу можно использовать на первом уроке по этой теме. На слайдах даётся определение данной физической вел...

презентация к уроку физики 7 класса "Атмосферное давление"

Презентация к уроку с использованием опытов...

Конспект урока физики 7 класса "Атмосферное давление"

Конспект интернет - урока в 7 классе...

урок физика 7 класс по теме "Атмосферное давление"

Наличие атмосферы, причины существование атмосферы. атмосферное давление, доказательства существования атмосферного давления...

Урок физики, 7 класс, тема Давление,Единицы давления, тип урока организационно-деятельностный

Формирование учений организовать собственную деятельность на изучение темы: Давление. Единицы давления...

Технологическая карта и разработка урока физики 7 класса "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Технологическая карта урока физики 7 класс. Разработка урока.по учебнику перышкина....

План-конспект урока физики 7 класс "Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли".

План-конспект урока физики 7 класс "Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли". Также представлена презентация к данному уроку...