Рабочая программа по физике (10, 11 классы)
рабочая программа по физике (10 класс) на тему

Орлова Елена Александровна

Программа расчитана на учебник Л.Э. Генденштейна и Ю.И.Дика "Физика" (5часов в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orlova_fizika_rp_10-11_klass.docx62.03 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ

10 - 11  КЛАСС  

Пояснительная записка

            Статус документа

 Рабочая программа по физике для 10 - 11  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, реализуется в учебниках Л.Э. Генденштейна, Ю.И. Дика «Физика» для 10, 11 классов. Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном стандарте среднего (полного) общего образования.

Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа может использоваться в образовательных организациях разного профиля и разной специализации.

Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможностями применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.

Структура документа

Программа включает пояснительную записку, в которой прописаны требованиям к личностным и метапредметным результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимых на их изучение, и требованиями к предметным результатам обучения; поурочно – тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.

 Программа соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся  достаточно широкое представление о физической картине мира. В  программе предусмотрено использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий, а также учета местных условий.  Программа позволяет увеличить время на решение комплексных задач, задач повышенной сложности, лабораторный практикум, больше уделять внимание изучению методологических вопросов.

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования с учётом регионального компонента в соответствии с учебным планом гимназии. Рабочая программа содержит предметные темы образовательного стандарта на профильном уровне; дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе,  лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Общая характеристика учебного предмета

Физика в системе среднего(полного) общего образования входит в предметную область «Естествознание».

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики является системообразующим для естественно–научных предметов, поскольку физические законы являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Освоение учащимися методов научного познания является основополагающим компонентом процессов формирования их научного мировоззрения, развития познавательных способностей, становления школьников субъектами учебной деятельности.

Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов учащихся в процессе изучения физики основное внимание уделено не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Цели изучения физики в средней школе следующие:

  •  формирование системы знаний  об общих  физических закономерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;
  • формирование умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принцип работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;
  • овладение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
  • овладение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;
  • формирование умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности.

Место предмета в учебном плане.

Программа по физике для среднего общего образования составлена из расчета 5 учебных часов в неделю (335 учебных часов за два года обучения) для изучения физики учащимися на профильном уровне.

Содержание программы полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. В соответствии с учебным планом курсу физики старшей школы предшествует курс физики основной школы.

Результаты освоения курса.

Личностными результатами обучения физике в средней (полной) школе являются:

  • в ценностно – ориентированной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
  • в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами обучения физике в средней (полной) школе являются:

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно – информационный анализ, моделирование и т.д.)   для изучения различных сторон окружающей действительности;
  • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, систематизация. Выявление причинно – следственных связей, поиск аналогов;
  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике; использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

         

 В результате обучения физике в средней (полной) школе

выпускник научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;
  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока;   при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

                     

Основное содержание (335часов)

10-11 классы

1.   Физика и научный метод  познания.(4ч)

 Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

2. Механика (76ч)

 Кинематика. Механическое движение и его виды. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности.

 Динамика. Первый закон Ньютона и инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Законы сохранения в механике.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

  Механические колебания и волны. Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс.

Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука.

          Демонстрации:

Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета.

Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции. Инертность тел.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Взаимодействие тел. Второй закон Ньютона.

Измерение  и сложение сил.

Невесомость и перегрузка.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Реактивное движение.

Изменение энергии тел при совершении работы.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Свободные колебания груза на нити и на пружине.

Запись колебательного движения.

Вынужденные колебания. Резонанс.

Автоколебания.

Поперечные и продольные волны.

Частота колебаний и высота тона звука.

 Лабораторные работы:  

1.Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.

2.Изучение движения тела, брошенного горизонтально.

3. Определение жесткости пружины.

4. Определение коэффициента трения скольжения.

5. Изучение закона сохранения механической энергии.

6. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Предметные результаты освоения темы:

 Выпускник научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение,  равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела,   сила, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука);
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

        3. Молекулярная физика и термодинамика (55 ч)        

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Тепловое движение молекул.

Температура. Энергия теплового движения молекул. Модель идеального газа, границы ее применимости. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул.

Газовые законы. Уравнение состояния идеального газа.  Изопроцессы: изобарный, изохорный, изотермический процессы.

Состояния вещества. Строение газообразных, жидких и твердых тел.  Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха.  Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность. Кристаллические и аморфные тела    Плавление и отвердевание.  

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики.     Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды.

Демонстрации:

Механическая модель броуновского движения.

 Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изменение объема  газа с изменением температуры при постоянном давлении.

Изменение объема  газа с изменением давления  при постоянной температуре.

 Психрометр и гигрометр.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов.

 Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы:

7. Опытная проверка закона Бойля - Мариотта.

8. Проверка уравнения состояния идеального газа.

9. Измерение относительной влажности воздуха.

10. Определение коэффициента поверхностного натяжения

Предметные результаты освоения темы:

Выпускник научится:

  • распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия,   большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, агрегатные состояния вещества;
  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины:  внутренняя энергия, температура ,   коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
  • различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

4. Электродинамика (124 ч)

Электростатика. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Законы постоянного тока. Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Последовательное и параллельное соединения проводников. Электрические цепи. Измерение силы тока и напряжения. Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, p— n  переход. Полупроводниковый диод. Транзистор.  

Магнитные взаимодействия. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца.

Электромагнитное поле. Электромагнитная  индукция.    Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.  Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Производство, передача и потребление электрической энергии.  Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи, детектирование и модуляция.  

Оптика.  Развитие взглядов на природу света. Скорость света и методы ее измерения. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение.  Линзы, виды линз. Получение изображения с помощью линзы. Формула тонкой линзы. Глаз и оптические приборы  

Световые волны. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. Свет и цвет в природе. Дисперсия света.

Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.

Демонстрации:

Электрометр.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

Электроизмерительные приборы.

Зависимость удельного сопротивления полупроводников от температуры и освещения.

 Магнитное взаимодействие токов.

 Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

 Излучение и прием электромагнитных волн.

Отражение и преломление электромагнитных волн.

Интерференция и дифракция света.  

Получение спектра с помощью призмы и дифракционной решетки.

 

Лабораторные работы:  

11. Определение ЗДС и внутреннего сопротивления источника тока.

12. Наблюдение действия магнитного поля  на проводник с током.

13. Изучение явления электромагнитной индукции.

14. Изучение устройства и работы трансформатора.

15. Определение показателя преломления стекла

16.  Наблюдение интерференции и дифракции света.

 

Предметные результаты освоения темы:

Выпускник научится:

  •   распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
  • составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
  • использовать оптические схемы для построения изображений в        линзах.
  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

5. Квантовая физика (30ч)

Кванты и атомы. Тепловое излучение. Гипотеза Планка. Постоянная Планка. Кванты. Фотоны. Фотоэффект, его законы. Опыты Лебедева и Вавилова. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Атомные спектры  .   Лазеры. Корпускулярно-волновой дуализм.

Атомное ядро и элементарные частицы. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра.   Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Ядерные реакции. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерная энергетика. Влияние радиации на живыеорганизмы.

 Демонстрации:

Фотоэффект.

Линейчатые спектры излучения. Лазер.

Счетчик ионизирующих частиц. Камера Вильсона.

Фотографии треков заряженных частиц.

Лабораторные работы

17.Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

18. Изучение треков заряженных частиц по фотографиям

19. Моделирование радиоактивного распада.

Предметные результаты освоения темы:

Выпускник научится:

  • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
  • описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
  • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
  • понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

6. Строение и эволюция Вселенной  (10 ч)

Строение Солнечной системы. Система Земля—Луна. Солнце – ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Планеты земной группы и планеты – гиганты. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объ

Демонстрации:

Фотографии Солнца с пятнами и протуберанцами.

Фотографии звездных скоплений и газопылевых туманностей.

Фотографии галактик.

Наблюдения:

Наблюдение солнечных пятен.

Обнаружение вращения Солнца.

Наблюдения звездных скоплений, туманностей и галактик.

Компьютерное моделирование движения небесных тел.

Предметные результаты освоения темы:

Выпускник научится:

  • указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;

Выпускник получит возможность научиться:

  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
  • различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

Лабораторный практикум 20 часов (10 ч - 10 класс; 10 ч -  11 класс)

Обобщающее повторение – 16 ч

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате изучения физики на профильном уровне выпускник научится:

  1. Понимать сущность метода научного познания окружающего мира.

  • Приводить примеры, показывающие что: наблюдения и эксперимент являются основой для формирования гипотез и теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория способна объяснять известные явления природы и научные факты, позволяет предсказать еще не известные явления природы и их особенности; при объяснении природных процессов (явлений) разрабатываются модели этих процессов; один и тот же природный объект (процесс) можно описать (исследовать) на основе разных моделей; законы физики и физические теории имеют границы применимости.

2.Владеть основными понятиями и законами физики.

  • Формулировать основные физические законы.
  • Называть основные структурные уровни строения вещества, фундаментальные взаимодействия в природе и их проявления; существенные признаки физических картин мира.
  • Доказывать смысл физических явлений и процессов, использования достижений физики для обеспечения прогресса цивилизации.

  1. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).

  • Излагать основную суть прочитанного физического текста.
  • Выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации (описание явления и опыта; выдвижение гипотезы; моделирование объектов и процессов; формулировка теоретического вывода и его интерпретация; экспериментальная проверка гипотезы или теоретического предсказания).

При изучении физики в старшей школе осуществляется переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения материала – от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна следующая схема изучения физических процессов: «всеобщее – общее – единичное».

Реализация календарно – тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно – коммуникативной деятельности, в том числе:

  • передавать содержание текста в сжатом и развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно – смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);
  • составлять план, тезисы, конспект.

Специфика целей и содержания изучения физики существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся, к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, особенности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.

В процессе обучения предполагается активное использование медиаресурсов и информационных технологий.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»

Освоение программы учебной дисциплины «Физика» реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, осуществляется в кабинете физики с лабораторией и лаборантской комнатой, который удовлетворяет требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 17802), и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

Методическое обеспечение программы

  • многофункциональный комплекс преподавателя;
  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты: «Физические величины и фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ», «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов);
  • информационно-коммуникативные средства;
  • экранно-звуковые пособия;
  • технические средства обучения;
  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

Материально-техническое обеспечение:

     •     ПК, DVD,телевизор.

   •    видеопроектор,

   •    проекционный экран.

  • комплект электроснабжения кабинета физики;
  • демонстрационное оборудование (комплекты оборудования по разделам: «Механика», «Молекулярная физика», «Термодинамика», «Колебания и волны», «Оптика», «Фотоэффект», «Постоянный ток», «Свойства электромагнитных волн», «Звуковые волны»);
  • лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы: «Механика», «Молекулярная физика», «Термодинамика», «Колебания и волны», «Оптика», «Фотоэффект», «Постоянный ток»);
  • статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;
  • вспомогательное оборудование;

 Учебно – методический комплект

1. Физика. 10 класс. В 2 ч. Ч.1: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый  уровни) / Л.Э. Генденштейн, Ю.И.Дик – 4-е изд.,стер. – М.: Мнемозина, 2013.  – 416 с.: ил.

2. Физика. 10 класс. В 2 ч. Ч.2: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый  уровни) / Л.Э. Генденштейн, Ю.И.Дик – 4-е изд.,стер. – М.: Мнемозина, 2013.  – 416 с.: ил.

3.  А.П.  Рымкевич «Сборник задач. Физика 10-11».-М.: Дрофа, 2004.

4. Л.А. Кирик  «Самостоятельные и контрольные работы по физике.  Разноуровневые дидактические материалы 10-11 классы. Электричество и магнетизм».- «Илекса»,2004.

5. Л.А. Кирик  «Физика 11.Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы» - М.: «Илекса»,2003.

Дополнительная литература

1.В.Ф. Шилов «Физика 10-11 классы. Поурочное планирование» -М.: Провещение,2007.

2.Н.И. Павленко «Тестовые задания по физике 11 класс».-М.: «Школьная пресса», 2004.

3. Сборник задач по физике 10-11 кл./сост. Г.Н. Степанова.- М.: Просвещение, 2003.

4. Е.А. Марон «Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике11кл»-М.: Просвещение, 2008.

5. ЕГЭ. 2004-2005. Физика: контрольные измерительные материалы - М.: Просвещение, 2010-2011.

6. ЕГЭ-2009. Физика: Сдаем без проблем / В.С. Бабаев – М.:Эксмо, 2009.

7.Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.

8.Физика. 10 класс: дидактические материалы /А.Е. Марон, е. А. Марон. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

9.Физика. 11 класс: дидактические материалы /А.Е. Марон, е. А. Марон. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

10.Волков В. А. Поурочные разработки по физике: 10 класс. – М.: ВАКО, 2006.

11.Волков В. А. Поурочные разработки по физике: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006.

12.Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Колебания и волны. 11 кл.: Учеб. для углубленного изучения физики. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2001.

13.Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Молекулярная физика. Термодинамика. 10 кл.: Учеб. для углубленного изучения физики. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1998

14.Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Оптика. Квантовая физика. 11 кл.: Учеб. для углубленного изучения физики. – М.: Дрофа, 2001. – 464 с.

15.Мякишев Г.Я., Синяков А.З., Слободков Б.А. Физика: Электродинамика. 10-11 кл.: Учеб. для углубленного изучения физики. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2001. – 480 с.

16.Углубленное изучение физики в 10-11 классах: Кн. Для учителя / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлова. – М.: Просвещение, 2002. – 127 с.

17Сауров Ю. А. Физика в 11 классе: Модели уроков: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2005. - 271 с.: ил.

Интернет- ресурсы

www.booksgid.com- Воо^ Gid. Электронная библиотека.

 

www.school.edu.ru/default.asp- Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность.

http://www.alleng.ru/edu/phys.htm- Образовательные ресурсы Интернета - Физика.

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://fiz.1september.ru/- Учебно-методическая газета «Физика».

dic.academic.ru- Академик. Словари и энциклопедии.

http://nuclphys.sinp.msu.ru/- Ядерная физика в интернете.

http://college.ru/fizika/- Подготовка к ЕГЭ

http://kvant.mccme.ru/- Научно-популярный физико-математический журнал «Квант».

 

Учебно – тематический план(10 класс)

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

В том числе

Контрольные

работы

Лабораторные

работы

1

Физика и научный метод познания

4

2

Механика.

В том числе:

76

А) Кинематика

18

1

2

Б) Динамика

23

1

2

В) Законы сохранения в механике

20

1

1

Г) Механические колебания и волны

15

1

1

3

Молекулярная физика и термодинамика.

В том числе

55

А) Молекулярная физика

30

2

4

Б) термодинамика

25

1

-

4

Электростатика

17

1

-

5

Лабораторный практикум

10

-

10

5

Повторение

8

ИТОГО

170

8

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.

Предлагаю рабочую программу к учебнику  "Физика-7", автор А. В. Перышкин....

Рабочая программа по физике 9 класс

Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое   планирование  составлено  на  основе стандарта РФ основного общего...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.

Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.

Рабочие программы по физике по учебникам  Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...