Рабочая программа по физике 7 класс (А.В. Пёрышкин)
рабочая программа по физике (7 класс) по теме
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 7 класса предназначена для изучения физики в общеобразовательных учреждениях, реализующих программу основного общего образования. Срок реализации 1 год. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по физике и Программы «Физика. 7-9 классы» Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, (Программы для общеобразовательных учреждений «Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. /сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. М.: Дрофа, 2010). Концепция рабочей программы заключается в реализации концентрического принципа построения учебного материала, отражающегося идею формирования целостного представления о физической картине мира. ЦЕЛЬ программы - формирование и развитие у обучающихся научных знаний и умений для понимания явлений и процессов, происходящих в природе, быту, для обеспечения осознания выбора дальнейшего обучения; формирование единой картины мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 245.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2" П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА | |
микрорайон 5, д.№ 53а, п.г.т.Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, Россия, 629860, тел. (34934) 9-27-45, факс 9-25-67. E-mail: Urengoу_2@mail.ru ОКПО 32733321, ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047191000 | |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т.Уренгой __________________ _____________.
Приказ № от « » _ . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Шмидт Натальи Александровны, первая квалификационная категория
(Ф.И.О., категория)
по физике для 7 класса, срок реализации - 1 год
(предмет, класс и т.п.)
СОГЛАСОВАНО Рассмотрено на заседании
Зам. директора по методического объединения
образовательному процессу протокол № __
__________ ____________. от «____» ________ _______
_______ ______________ рук. МО
п.г.т. Уренгой
2014 - 2015 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 7 класса предназначена для изучения физики в общеобразовательных учреждениях, реализующих программу основного общего образования. Срок реализации 1 год.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по физике и Программы «Физика. 7-9 классы» Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, (Программы для общеобразовательных учреждений «Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. /сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. М.: Дрофа, 2010).
Концепция рабочей программы заключается в реализации концентрического принципа построения учебного материала, отражающегося идею формирования целостного представления о физической картине мира.
ЦЕЛЬ программы - формирование и развитие у обучающихся научных знаний и умений для понимания явлений и процессов, происходящих в природе, быту, для обеспечения осознания выбора дальнейшего обучения; формирование единой картины мира.
ЗАДАЧИ:
освоение знаний о механических явлениях, величинах их характеризующих, законах которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдения, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на их основе зависимости; применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, принципов действия технических устройств и решения задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований;
воспитание убежденности в познании природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды, подготовки к ОГЭ.
Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений РФ отводится 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. На изучение физики на базовом уровне в 7-х классах МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой отводится 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Отличительно особенностью рабочей программы является увеличение количества лабораторных работ (фронтальных, домашних), введение контрольных работ, аналогичных ОГЭ, введение тем, которых нет в стандарте 2004 года, но содержатся ОГЭ.
Для изучения физики выбран УМК, который включает:
Физика. 7кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2012, входящий в Федеральный перечень учебников, рекомендованных для преподавания физики в основной школе,
Сборник задач по физике для 7 – 9 классов образовательных учреждений /В. И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 21-е изд. – М.: Просвещение, 2014,
Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» / А.В. Перышкин; Сост. Н.В. Филонович. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира.
В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными и практическими работами. Контроль осуществляется в виде контрольных, самостоятельных и лабораторных работ, а также устного фронтального и индивидуального опроса.
II. Содержание тем учебного курса
№ | Тема. | Содержание. | Демонстрации | Лаб. работы. |
1 | Введение | Что изучает физика? Физические величины. Измерение физических величин. Физические явления. | Различные занимательные опыты, представляющие физические явления. Измерительные приборы с различной ценой деления. | 1.Определение цены деления измерительного прибора. |
2 | Первоначаль-ные сведение вещества | Строение вещества. Молекулы. Диффузия. Взаимодействие молекул. Агрегатные состояния вещества. | Модель молекул. Кристаллические решетки. Диффузия в жидкостях и газах. Опыты со свинцовыми цилиндрами. Три состояния вещества. | 2.Определение размеров малых тел. |
Взаимодействие тел | Механическое движение. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тел. Единицы массы. Плотность тела. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Центр тяжести. Сила упругости. Вес тела. Единицы силы. Графическое изображение сил. Сила трения. Трение в природе и технике. | Виды механического движения. Движение тел с различными скоростями. Взаимодействие тележек. Инерция различных тел. Эталон массы. Рычажные весы. Набор тел различного объема, плотности и массы. Действие различных сил, Падение тел. Проявление силы упругости. Вес тел. Трение покоя, скольжения и качения. | ФЛР «Изучение зависимости пути от времени» 3.Измерение массы тела на рычажных весах. 4.Определение объема твердого тела 5.Определение плотности твердого тела. 6.Градуирование пружины, измерение силы динамометром. 7.Измерение силы трения динамометром. | |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | Давление. Единицы давления. Давление газов. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Расчет давления на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Воздух. Атмосферное давление. Измерение давления. Барометр. Манометр. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Архимедова сила. Закон Архимеда. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание. | Давление твердых тел, жидкостей и газов. Закон Паскаля. Барометр. Манометр. Гидравлический пресс. Насос. Действие выталкивающей силы в жидкостях и газах. Ведерко Архимеда. Плавание различных тел. | 8. Измерение давления твердого тела. 9.Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. 10.Выяснение условий плавания тел. |
5 | Работа. Мощность. Энергия | Мех. работа. Мощность. Простые механизмы. Рычаг. Моментсил. Блоки. КПД механизмов. Потенциальная и кинетическая энергия. Единицы энергии. Закон сохранения и превр. энергии. | Работа сил. Простые механизмы. Рычаг. Блоки. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии. | 11.Выяснение условий равновесия рычага. 12.Определение КПД наклонной плоскости. |
III. Календарно-тематическое планирование
|
|
|
|
| |
план | факт | ||||
| |||||
1.1 | 2.09 |
|
| Вводный инструктаж по ТБ | |
2.2 | 4.09. |
|
| ||
3.3 | 9.09. |
|
| ||
4.4 | 11.09 |
| Первичный инструктаж по ТБ | ||
2.ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (5+2 ч) | |||||
5.1 | 16.09 |
|
| ||
6.2 | 18.09 |
|
| ||
7.3 | 23.09 |
|
| ||
8.4 | 25.09. |
|
| ||
9.5 | 30.09. |
|
| ||
10.6 | 2.10. |
|
| Краткие итоги главы | |
11.7 | 7.10. |
| |||
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ. |
| ||||
12.1 | 9.10. |
|
| ||
13.2 | 14.10. |
|
| ||
14.3 | 16.10. |
|
|
| |
15.4 | 21.10. |
|
| ||
16.5 | 23.10. |
|
| ||
17.6 | 28.10. |
|
| ||
18.7 | 30.10. |
|
| ||
19.8 | 11.11. |
|
| ||
20.9 | 13.11. |
|
| ||
21.10 | 18.11. |
|
| ||
22.11 | 20.11. |
|
| ||
23.12 | 25.11. |
| |||
24.13 | 27.11. |
|
| ||
25.14 | 2.12. |
|
| ||
26.15 | 4.12. |
| 26 | ФЛР «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины» | |
27.16 | 9.12. |
|
| ||
28.17 | 11.12. |
|
| ||
29.18 | 16.12. |
|
| ||
30.19. | 18.12. |
|
| ФЛР «Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления» | |
31.20 | 23.12. |
|
| ||
32.21 | 25.12. |
|
| КИГ и ПС | |
33.22 | 13.01. |
| |||
| |||||
34.1 | 15.01. |
| 35-36, у.14 | ||
35.2 | 20.01. |
|
| ||
36.3 | 22.01. |
|
| ||
37.4 | 27.01. |
|
| ||
38.5 | 29.01. |
|
| ||
39.6 | 3.02. |
|
| сообщения | |
40.7 | 5.02. |
|
| з. на стр.123 | |
41.8 | 10.02. |
|
| ||
42.9 | 12.02. |
|
| з. на стр.131 | |
43.10 | 17.02. |
|
| ||
44.11 | 19.02. |
|
| ||
45.12 | 3.03. |
|
| повторение | |
46.13 | 5.03. |
|
| ||
47.14 | 10.03. |
|
| ||
48.15 | 12.03. |
|
| ||
49.16 | 17.03. |
|
| ||
50.17 | 19.03. |
|
| ||
51.18 | 24.03. |
| |||
52.19 | 26.03. |
|
| ||
53.20 | 31.03. |
|
| КИГ и ПС на стр.160-162 | |
54. 21 | 2.04. |
| |||
5. РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ. (12ч) | |||||
55.1 | 14.04. |
|
| ||
56.2 | 16.04. |
|
| ||
57.3 | 21.04. |
|
| ||
58.4 | 23.04. |
| |||
59.5 | 28.04. |
|
| ||
60.6 | 30.04. |
|
| ФЛР «Определение центра тяжести плоской пластины» | |
61.7 | 5.05. |
|
| ||
62.8 | 7.05. |
|
| ||
63.9 | 12.05. |
| |||
64.10 | 14.05. |
|
| ||
65.11 | 19.05. |
|
| КИГи ПС стр.200-201 | |
66.12 | 21.05. |
| |||
|
| ||||
67.1 | 26.05. |
|
| ||
68.2 |
|
| |||
69.3 | 28.05. |
|
| ||
70.4 |
|
|
IV. Формы и средства контроля
Контроль знаний осуществляется в виде устного опроса (фронтального и индивидуального) и письменных работ (контрольных, самостоятельных, лабораторных, физических диктантов, тестов).
Количество и распределение контрольных и лабораторных работ по темам указаны в таблице:
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Из них | |
Лаб. работы | Контр. работы | |||
1 | Введение. Первоначальные сведения о строении вещества. | 11 | 2 | 1 |
2 | Взаимодействие тел. | 22 | 5 | 2 |
3 | Давление твердых тел жидкостей и газов | 21 | 3 | 2 |
4 | Работа. Мощность. Энергия. | 12 | 2 | 1 |
5 | Обобщение и систематизация знаний | 4 | - | - |
Всего | 70 | 12 | 6 |
Структура контрольных работ предполагает задания части А, с выбором ответа; части В, на сопоставление и части С, где требуется полное решение задач с указанием основных законов, формул и решения в общем виде.
Контрольные работы составлены на основе:
1.Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс» /О.И.Громцева.-М.: Издательство «Экзамен», 2010.
2.Тесты по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика.7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений» / А.В. Чеботарева - М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Структура лабораторных работ предполагает, на основе теоретических знаний о явлении или процессе, выполнить эксперимент, провести необходимые измерения и вычисления, полученный результат записать в виде таблиц, графиков, проанализировать результат, выявить зависимости и сделать вывод.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся указаны в приложении 1.
Тематика контрольных и лабораторных работ
№ | Тема контрольной работы | № | Тема лабораторной работы |
1 | Введение. Строение вещества. | 1 | Определение цены деления измерительного прибора |
2 | Взаимодействие тел (часть 1) (Плотность вещества. Скорость тела) | 2 | Измерение размеров малых тел |
3 | Измерение массы тела на рычажных весах | ||
3 | Взаимодействие тел (часть 2). (Силы.) | 4 | Измерение объема тела. |
5 | Определение плотности твердого тела | ||
4 | Давление твердых тел жидкостей и газов. | 6 | Градуирование динамометра. |
7 | Измерение силы трения динамометром | ||
5 | Сила Архимеда. | 8 | Измерение давление твердого тела на опору |
6 | Работа. Мощность. Энергия. | 9 | Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. |
10 | Выяснение условий плавания тел | ||
11 | Выяснение условий равновесия рычага. | ||
12 | Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. |
V. Требования к уровню подготовки обучающихся
Знания, умения, навыки.
Учащиеся должны знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, энергия (механическая, кинетическая, потенциальная), КПД;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.
Уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное и неравномерное движение прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной СИ; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов; осуществлять самостоятельный поиск информации естественно научного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для: обеспечения безопасности рационального применения простых механизмов.
VI. Перечень учебно-методического обеспечения
Персональный компьютер.
Интерактивная доска.
Цифровые Образовательные Ресурсы (Приложение 2).
Дидактический материал.
Инструкции по ТБ при выполнении лабораторных работ.
Демонстрационное оборудование
Приборы: часы, термометр, мензурка, линейка, рычажные весы, динамометр, манометр, барометр-анероид.
Оборудование: тележки, стеклянный колокол, насос, шар Паскаля, сообщающиеся сосуды, ведерко Архимеда, рычаг, блоки, наклонная плоскость, бруски.
Оборудование к лабораторным работам
№ | Название работы | Оборудование |
1 | Определение цены деления измерительного прибора | Мензурка, стакан, несколько небольших колб |
2 | Измерение размеров малых тел | Линейка, дробь, горох, пшено, фотография молекул |
3 | Измерение массы тела на рычажных весах | Весы с разновесами, несколько тел разной массы |
4 | Измерение объема тела. | Мензурка, тела неправильной формы (гайки, ролики, кусочки металла), нитки |
5 | Определение плотности твердого тела | Весы с разновесами, мензурка, твердое тело, нитки. |
6 | Градуирование динамометра. | Штатив, динамометр с закрытой шкалой (можно обклеить бумагой), набор грузов по 100 г. |
7 | Измерение силы трения динамометром | Динамометр, деревянный брусок, 2 карандаша, набор грузов по 100г или 50г. |
8 | Измерение давление твердого тела на опору | Деревянный брусок, линейка, динамометр. |
9 | Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. | Динамометр, штатив с принадлежностями, 2 тела разного объема, сосуды с водой и насыщенным раствором соли в воде. |
10 | Выяснение условий плавания тел | Мензурка, весы с разновесами, пробирка поплавок (футляр от фотопленки), проволочный крючок, сухой песок, фильтровальная бумага или сухая тряпка |
11 | Выяснение условий равновесия рычага. | Рычаг, набор грузов, динамометр. |
12 | Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости | Доска, динамометр, измерительная лента, брусок, штатив. |
VI. Список литературы
- Грачев А.В., Погожев В.А и др. Физика: Программы: 7-9 классы, 10-11 классы. - М.: Вентана-Граф, 2007.
- Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс — М.: Издательство «Экзамен», 2010.
- Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 7 класс», - М.: Дрофа, 2006.
- Лукашик. В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2014.
- Марон А.Е. Марон Е.А. Контрольные работы по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2006.
- Орловская Л.И. Как научится решать задачи по физике.- М.: «ВЛАДОС»,2001.
- Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. - М.: Издательство «Экзамен», 2009.
- Перышкин. А.В. Учебник физики для учащихся 7-х классов общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2014.
- Полянская С.Е. Поурочные разработки по физике к учебнику А.В.Перышкина. 7 класс.- М.: «ВАКО», 2004.
- Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.
- Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.- 334 с.
- Соболева С.А. Физика в схемах и таблицах. Справочное пособие для 7-11 классов. - Спб.: Тритон, 2006.
- Физика. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2007.
- Чеботарева А.В. Тесты по физике к учебнику А.В. Перышкина. «Физика 7 класс». М., Издательство «Экзамен», 2008.
- Мартынова Н.К., Иванова Н.Н., Шилов В.Ф., Фадеева А.А., Изергин Э.Т. Программы общеобразовательных учреждений. Физика, 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...