Методическая разработка открытого занятия кружка по физике: « Мыльная опера на все времена, или что такое...»
методическая разработка по физике ( класс) на тему
Кружок занимательной физики для учащихся начальных классов «Удивительная физика».
Методическая разработка открытого занятия.
Тема занятия: « Мыльная опера на все времена, или что такое...»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Беййбулатова Е.А. МБОУ СОШ №1 методическая разработка внеклассного занятия по физике | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Издательская группа «Основа»
Всероссийский конкурс для учителей-предметников на лучшую публикацию — «Творческий учитель».
Кружок занимательной физики для учащихся начальных классов «Удивительная физика».
Методическая разработка открытого занятия.
Тема занятия: Мыльная опера на все времена, или что такое...»
Бейбулатовой Елены Анатольевны, учителя физики
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №1 р.п. Степное
Советского района Саратовской области
декабрь 2015год
Кружок занимательной физики для учащихся начальных классов «Удивительная физика».
Тема занятия: Мыльная опера на все времена, или что такое...»
Цель занятия:
- знакомство учащихся начальной школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни,
- повышение у учащихся интереса к познанию законов природы,
- подготовка учащихся к систематическому изучению курса физики.
Задачи занятия:
- Дать представление учащимся о явлениях «взаимодействие молекул», «смачивание», «несмачивание».
- Включить в работу мышление и речь учеников при проведении опытов.
- Решить на уроке ряд практических задач.
- Вызвать у детей интерес к предмету.
Оборудование к занятию:
Демонстрационное: компьютер, мультимедийная презентация, CDROM “Мир вокруг нас”, мультфильм из серии Смешарики (пинкод) « Мыльная опера на все времена», Перельман Я.И. «Занимательная физика», музыка из мультфильма «Бременские музыканты», «Времена года»Чайковский.
Фронтальное: Комлект №1: полоска резины, пластилин,бумага; Комплект №2: стакан с водой, ,скрепки, маркер; Комплект №3: салфетка, целлофан,ткань «болонья», стакан с подкрашенной водой,стеклянные трубки (пипетки).
Демонстрационное: большой стакан с водой, гайки, болты (50шт), демонтрационныйстолик.
Ход занятия:
Занятие является пропедевтическим, с использованием групповой работы в виде путешествия с остановками на станциях «Экспериментальная», «Литературно-научная», «Спортивная», «Кинозал», «Лирическая», «Практическая».
1.ОРГ. МОМЕНТ (дети рассаживаются группами; группы собираются с помощью игры «Ромашка», отрывая листок от ромашки, они по цвету, определяют в какой группе будут работать)
.2.Введение
- тема занятия Мыльная опера на все времена, или что такое... (перед детьми ставится проблема, закончить предложение).
- музыка из мультфильма «Бременские музыканты» (Идет диалог с детьми:
Что за музыка?, из какого мультфильма? О чем поют музыканты? По итогам этой беседы учитель предлагает детям отправиться в путешествие)
- путешествие по станциям «Экспериментальная», «Литературная», «Спортивная», «Кинозал», «Лирическая», «Практическая».
3.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.
- Работа с CDROM “Мир вокруг нас”(Просматривая информалию с CDROM “Мир вокруг нас”ученики повторяют материал о строении вещества и знакомятся с понятиями притяжение, отталкивание, невзаимодействие молекул)
- Станция №1 «Экспериментальная -1» (Итогом просмотра CDROM “Мир вокруг нас” идет работа в группах, комплект№1: используя данный комплект дети заполняют таблицу в рабочем листе )
- Станция №2 «Литературно-научная» (Учитель зачитывает четверостишие А.С.Пушкина, в ходе беседы дети знаомятся с понятим парадокс)
Станция №3 «Экспериментальная -2» (Учитель зачитывает отрывок из рассказа Перельман Я.И.«Бездонный стакан» («Занимательная физика») и предлагает проверить, или опровергнуть услышенное: комплект №2: экспериментальная проверка услышанного — работа в группах). Параллельно с этим учитель проводит демонстрационный эксперимент.
Вывод: услышенное, парадоксально, но верно. Но перед детьми ставится вопрос: Почему это так? Чтобы ответить на этот вопрос дети отправляются на следующую станцию.
- Станция №4 «Спортивная» (физкультминутка под музыку мультфильма из серии Смешарики (пинкод))
- Станция №5 «Кинозал» (просмотр мультфильма из серии Смешарики (пинкод) « Мыльная опера на все времена»). В ходе просмотра мультфильма дети выясняют как можно сформулировать тему урока (или СМАЧИВАНИЕ), знакомятся с понятиями смачивание и несмачивание, рассматривают условия при которых это происходит.
- ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
Дети вспоминают определение ПАРАДОКС, и вместе с учителем объясняют, почему вода не выливается из сосуда, если туда положить 50 гаек и уровень воды не поднимается, если положить 10-15 скрепок. Просто происходит не смачивание между стенками сосуда и водой.
- Станция №6 «Лирическая» (презентация с фотографиями природы под музыку «Времена года»Чайковский. ) Детям показывают иллюстрации : роса, капли воды, туман. Учитель задает вопросы: Что вы видели на иллюстрациях? О чем играла музыка? Идет беседа о красоте природы и делается вывод:
Любите природу, восхищайтесь ею, отдыхайте у нее в гостях, но и берегите, защищайте ее, - ведь обидчиков у нее много.
- Станция №7 «Практическая»
1.Работа в группах по по исследованию явлений смачивание и несмачивание (комплект№3). В ходе работы с представленными материалами ученики проводят опыты и выясняют, что вода смачивает салфетку, бумагу, но не смачивае целлофан, ткань «болонья». По итогам эксперимента учитель беседует с учащимися о прктическом применении тел, которые смачиваются и несмачиваются водой.
- Вопросы для учащихся с использованием пословиц, поговорок. (картчка№4)
- Будет ли разница в форме капель воды, находящихся на чистой тарелке и на тарелке, покрытой слоем жира? С какими физическими явлениями это связано?
- С какой целью бумажные коробки для кефира или молока пропитывают парафином, или покрывают фольгой?
- Объясните с точки зрения физики выражение «как с гуся вода».
- Почему тюбик с кремом для чистки обуви наполнен жирной массой?
5 . ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ (с помощью корзины идей и мыслей)
Бейбулатова Е.А., учитель физики
высшей квалификационной категории
МБОУ-СОШ№1 р.п.Степное
Советского района саратовской области
Приложение
РАБОЧИЙ ЛИСТ К ЗАНЯТИЮ КРУЖКА
«Мыльная опера на все времена, или ...»
Карточка №1
Взаимодействие молекул | |
Притяжение | |
Отталкивание | |
Не взаимодействие |
Карточка №2
Количество кнопок опущенных в воду –
Уровень жидкости (повысился, понизился, или остался неизменым)
Информация подтверждена? Да? Нет? Парадокс подтвержден?
Карточка №3
предмет | Явление смачивания, или не смачивания |
салфетка | |
целлофан | |
Ткань «болонья» |
Карточка №4
1. Будет ли разница в форме капель воды, находящихся на чистой тарелке и на тарелке, покрытой слоем жира? С какими физическими явлениями это связано?
2. С какой целью бумажные коробки для кефира или молока пропитывают парафином, или покрывают фольгой?
3. Объясните с точки зрения физики выражение «как с гуся вода».
4. Почему тюбик с кремом для чистки обуви наполнен жирной массой?
Карточка №1 Комлект №1: полоска резины, пластилин,бумага. Задание: Используя данный комплект приборов покажите на практике взаимодействие молекул: притяжение, отталкивание, не взаимодействие. |
Карточка №1 Комлект №1: полоска резины, пластилин,бумага. Задание: Используя данный комплект приборов покажите на практике взаимодействие молекул: притяжение, отталкивание, не взаимодействие. |
Карточка №1 Комлект №1: полоска резины, пластилин,бумага. Задание: Используя данный комплект приборов покажите на практике взаимодействие молекул: притяжение, отталкивание, не взаимодействие. |
Карточка №1 Комлект №1: полоска резины, пластилин,бумага. Задание: Используя данный комплект приборов покажите на практике взаимодействие молекул: притяжение, отталкивание, не взаимодействие. |
Карточка №2 Комплект №2: стакан с водой, ,скрепки, маркер; Задание: Используя данный комплект приборов экспериментально проверьте услышанную информацию. |
Карточка №2 Комплект №2: стакан с водой, ,скрепки, маркер; Задание: Используя данный комплект приборов экспериментально проверьте услышанную информацию. |
Карточка №2 Комплект №2: стакан с водой, ,скрепки, маркер; Задание: Используя данный комплект приборов экспериментально проверьте услышанную информацию. |
Карточка №2 Комплект №2: стакан с водой, ,скрепки, маркер; Задание: Используя данный комплект приборов экспериментально проверьте услышанную информацию. |
Карточка №3 Комплект №3: салфетка, целлофан,ткань «болонья», стакан с подкрашенной водой,стеклянные трубки (пипетки); Задание: Используя данный комплект приборов экспериментально исследуйте явления смачивания и несмачивания. |
Карточка №3 Комплект №3: салфетка, целлофан,ткань «болонья», стакан с подкрашенной водой,стеклянные трубки (пипетки); Задание: Используя данный комплект приборов экспериментально исследуйте явления смачивания и несмачивания. |
Карточка №3 Комплект №3: салфетка, целлофан,ткань «болонья», стакан с подкрашенной водой,стеклянные трубки (пипетки); Задание: Используя данный комплект приборов экспериментально исследуйте явления смачивания и несмачивания. |
Карточка №3 Комплект №3: салфетка, целлофан,ткань «болонья», стакан с подкрашенной водой,стеклянные трубки (пипетки); Задание: Используя данный комплект приборов экспериментально исследуйте явления смачивания и несмачивания. |
Карточка №4 1. Будет ли разница в форме капель воды, находящихся на чистой тарелке и на тарелке, покрытой слоем жира? С какими физическими явлениями это связано? 2. С какой целью бумажные коробки для кефира или молока пропитывают парафином, или покрывают фольгой? 3. Объясните с точки зрения физики выражение «как с гуся вода». 4. Почему тюбик с кремом для чистки обуви наполнен жирной массой? |
Карточка №4 1. Будет ли разница в форме капель воды, находящихся на чистой тарелке и на тарелке, покрытой слоем жира? С какими физическими явлениями это связано? 2. С какой целью бумажные коробки для кефира или молока пропитывают парафином, или покрывают фольгой? 3. Объясните с точки зрения физики выражение «как с гуся вода». 4. Почему тюбик с кремом для чистки обуви наполнен жирной массой? |
Карточка №4 1. Будет ли разница в форме капель воды, находящихся на чистой тарелке и на тарелке, покрытой слоем жира? С какими физическими явлениями это связано? 2. С какой целью бумажные коробки для кефира или молока пропитывают парафином, или покрывают фольгой? 3. Объясните с точки зрения физики выражение «как с гуся вода». 4. Почему тюбик с кремом для чистки обуви наполнен жирной массой? |
Карточка №4 1. Будет ли разница в форме капель воды, находящихся на чистой тарелке и на тарелке, покрытой слоем жира? С какими физическими явлениями это связано? 2. С какой целью бумажные коробки для кефира или молока пропитывают парафином, или покрывают фольгой? 3. Объясните с точки зрения физики выражение «как с гуся вода». 4. Почему тюбик с кремом для чистки обуви наполнен жирной массой? |
Используемая литература:
1.Гальперштейн Л. Забавная физика. - М.: Детская литература, 1993 г.
2. Древо познания. Энциклопедия.
3. Ланина И.Я 100 игр по физике. – М.: Просвещение, 1995 г.
4. Меркулов А. Раскрывая тайны природы. – М.: Московский рабочий, 1972 г.
5. Перельман Занимательная физика. 1 и 2 часть – М.: Наука. 1991 г.
6. Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках и сказках. – М.: Школьная пресса, 2002 г.
7. Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике. – М.: Просвещение, 1996 г.
8.Усова А.В. Краткий курс истории физики. – Челябинск, Факел, 1995 г .
9.CDROM “Мир вокруг нас
10.Музыка из мультфильма «Бременские музыканты»,.
11. «Времена года»Чайковский.
12. Мультфильм из серии Смешарики (пинкод) « Мыльная опера на все времена»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия кружка «Эстрадный вокальный ансамбль»
Открытое занятие на тему: «Овладение приемами эстрадного пения»...
Разработка открытого занятия кружка "Волшебный английский" для 1го класса
Второй год веду кружок английского языка в первых классах. Стало хорошей традицией в конце учебного года проводить открытое мероприятие-концерт, который является демонстрацией знаний, умений, приобрет...
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. (Методическая разработка открытого занятия по физике)
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский монтажный техникум» Преподаватель: Блинова Г.И. Тепловые двигатели и охрана окружающей с...
Методическая разработка ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ "Изображение природы в зимнее время года"
Методическая разработка (Конспект) ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ "Изображение природы в зимнее время года" Тема занятия: Изображение природы в зимнее время года ...
Методическая разработка открытого занятия кружка дисциплины Иностранный (английский) язык "День Святого Валентина".
В основе открытого занятия кружка дисциплины Иностранный (английский) язык на основе проектной методики, «День Святого Валентина», находится тема, которая разрабатывалась студентами самостоятельно и о...
методическая разработка открытого занятия кружка "Увлекательный мир квиллинга"
Подробный конспект открытого занятия в кружке "Увлекательный мир квиллинга" по теме "создание бижютерии в технике квиллинг"...
методическая разработка открытого занятия кружка Текстильное рукоделие - вышивка лентами (введение в технику)
методическая разработка открытого занятия кружка по теме "Вышивка лентами по ткани"...