Конспект урока по теме: "Радиоактивность" 9,11классы
план-конспект урока по физике (9, 11 класс) на тему

Бакланова Вера Николаевна

На уроке используется активная групповая форма обучения учащихся , которая развивает социальные и коммуникативные компетенции, познавательную активность учащихся на уроке.

Каждая из 4 групп заранее готовит один из вопросов домашнего задания.

На уроке учащиеся отвечают на вопросы анкеты, работают в группах сменного состава, излагая подготовленный материал, отвечая на вопросы одноклассников,

заполняют таблицу, отслеживая хронологию событий , связанных с открытием или использованием радиоактивности.

Учащиеся участвуют в обсуждении вопросов.

В качестве домашнего задания получают возможность самим составить анкету по радиоактивности, провести ее среди родственников и знакомых и проанализировать ее результаты,

а также желающие могут выпустить экологическую листвку .
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Радиоактивность.

Цели урока:

Обучающие – закрепить знания о радиоактивности, ее применении в с/х, медицине, промышленности, формирование экологических знаний о сложности взаимосвязей в природе, сформировать понятие о радиационном воздействии  как поражающем факторе, о способах уменьшения его воздействия.        

Развивающие – формирование коммуникативных, информационных, интеллектуальных компетенций.

Воспитывающие – ознакомление с мерами предосторожности в случае загрязнения окружающей среды, ответственное отношение к своему здоровью.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: ГСО, беседа, практическая работа.

Средства обучения: счетчик Гейгера, дозиметр, наборы образцов продуктов,

средства индивидуальной защиты, учебники физики 9класс автор А. В. Перышкин,11 класс Г.Я.Мякишев

 учебник ОБЖ 8 класс автор С.Н. Вангородский,  учебное пособие « Наша окружающая среда» 10 класс авт. кол. В.М. Жуковский,

М.Б. Видревич и др.

Вид урока: ГСО, беседа.

Ход урока

Содержание

Метод

1.Оргмомент1 мин

   Учитель разъясняет цель урока, которая заключается в закреплении знаний о радиоактивности, ее применении в с/х, медицине, промышленности, формирование экологических знаний о сложности взаимосвязей в природе,  о радиационном воздействии на  человека , как поражающем факторе, о способах уменьшения его воздействия.

2.Проводится анкетирование 5 мин

« Что ты знаешь о радиации»

1.Источниками радиации являются….

2.Любая ли доза опасна для здоровья? Поясни.

3.Усиливают негативное воздействие радиации стресс, ….

4.Овощи и фрукты выращенные на территории,

которая подвергалась радиационному загрязнению есть …, т.к….

5.Через 10, 20, 30… лет жители могут вернуться в Припять?

6.… использовать древесину с зараженных территорий на дрова, т.к….

7.Проверить  уровень радиации можно….

3.Самостоятельная работа 5 минут

 Учащиеся работают по вопросам

1группа. Открытие радиоактивности

2группа. Строение атома и радиоактивность

3группа. Источники радиоактивного загрязнения

4группа. Применение радиоактивности

  4.Меняются составы групп, (7-10 мин) в каждой группе оказывается ученики ,знающие ответы на разные вопросы, рассказывают друг другу, готовясь к коллективному обсуждению по вопросам:

1.Открытие радиоактивности.

( учебник физики, наша окружающая среда 8-10 класс, интернет ресурсы)

Открытие радиоактивности – явление, доказывающее сложный состав атомного ядра,

произошло благодаря счастливой случайности.  В 1896 году ученый Анри Беккерель обнаружил, что соли урана испускают какие-то странные лучи, позже Мария Складовская – Кюри назвала это излучение радиоактивностью и т.д.

По ходу работы заполняют таблицу.

Дата

События, связанные с радиоактивностью, ее использованием

19 век

1896г.

Открытие радиоактивности Анри Беккерель

1898

Работы Марии Складовской – Кюри, Пьера Кюри

Работы Резерфорда

20 век

1920

Резерфорд осуществил искусственное превращение ядер

1932-34

Ирен Кюри и Фредерик Жолио- Кюри – открытие нейтрона

 и искусственной радиоактивности

Иваненко Д.Д. и Гейзенберг В. - протонно-нейтронную

модель ядра.

1942

Энрико Ферми – управляемая цепная ядерная реакция

1943

Создание центра в СССР по руководством И.В. Курчатова

16 июля 1945

Испытание ядерной бомбы (США)

6 августа 1945г.

Урановая бомба «Малыш» над г. Хиросима ( Япония)

9 августа 1945г.

Плутониевая бомба «Толстяк» взорвана над г. Нагасаки

1948г.

В СССР пущен первый ядерный реактор, создание

уранодобывающей промышленности

1949г.

Взрыв советской ядерной бомбы на Семипалатинском полигоне.

1951-53

Создание термоядерной бомбы

1954

Первая в мире атомная станция в г. Обнинск

54-62

Гонка вооружения, повышение радиоационного фона Земли

Август 1955

Конференция ООН по атомной энергии « атом для мира»

 г. Женева

1957

Первый в мире атомный ледокол «Ленин»

29 сентября 1957

Челябинск -65, р. Теча. Атомная катастрофа  

1963

Договор запрещающий испытания в атмосфере.

70-е

Интенсивное развитие ядерной промышленности

26 апреля 1986

Авария на Чернобыльской АЭС

1990-2000

Все страны, кроме Китая и Франции, отказались

 от ядерных испытаний

2006-2016

Ядерные испытания в Северной Кореи

2.Строение атома и радиоактивность

Этот вопрос у доски разбирается при просмотре видеофильма с комментариями учителя или учащихся подготовивших этот вопрос.

3.Источники радиоактивного загрязнения .

1) Естественная( фоновая) радиация

Люди всегда подвергались космическому облучению и облучению исходящему от самой Земли.

Космические излучения возникают  при звездных взрывах в Галактике, солнечных вспышках, чем выше над уровнем моря, тем сильнее космическое облучение воздействует  на человека.

Земные источники  естественного излучения: радиоактивные вещества в недрах Земли, атмосфере, воде. в организмах всех живых существ нашей планеты.

На нашей планете зарегистрировано лишь 5 районов с повышенной радиацией( Франция, Бразилия, Индия, Египет, остров Науэ в Тихом океане)

2) Причины радиационного загрязнения в развитых странах  ( методом мозгового штурма)

а) военные объекты: атомное, термоядерное оружие – его испытание и применение.

б) атомные станции: аварии, хранилища радиоактивных отходов,

в) предприятия по добыче, обогащению и применению ядерных материалов ( урановые

рудники, металлургические заводы и т.д.)

  4.Применение радиоактивности . Применение радиоактивных изотопов в промышленности, с/х, медицине.

Учитель демонстрирует с помощью Счетчика Гейгера( индивидуального дозиметра) регистрацию радиоактивных  изотопов в табачном дыме.

Пока учащиеся готовятся самостоятельно, учитель анализирует результаты анкетирования.

 5.Желающие рассказывают свой вопрос, пользуясь схемами, таблицами, В/Ф у доски.

 6.Подводим итоги урока:

1.Оцениваем ответы учащихся у доски и работу в группах по индивидуальным маршрутным листам.

2.Вновь возвращаемся к анкете: отвечаем и анализируем ответы

3.Рефлексия: ( можно устно или письменно)

- что тебя удивило?

- что узнал нового?

- что не понравилось в ходе урока?

7. Д/З 11 кл., 9 кл.: составить свою анкету и провести среди родных и знакомых, сделать анализ опроса, желающим  нарисовать экологические листовки.

Литература:

1.В.М. Жуковский, М.Б. Видревич и др. Учебное

 пособие « Наша окружающая среда» 10 класс, Екатеринбург,

«УралЭкоЦентр», 2003

2.Ц. Б. Кац « Биофизика на уроках физики»- М.:

 «Просвещение» 1988.

3. М. Н. Кузнецов и др. учебник ОБЖ 8 класс,- М.: Дрофа,2003.

4. А. В. Перышкин, учебник физики 9класс,- М.: Дрофа,2002

5.Г.Я. Мякишев , учебник физики 11 класс, М: Просвещение 2011

6.Интернет ресурсы.

Учащиеся индивидуально отвечают на вопросы анкеты.

Работа в группах. Учащиеся самостоятельно  работают с литературой, готовят сообщение

Рассказывают друг другу, консультируются с учителем.

Заполнение таблицы

Затем работа у доски. Желающие рассказывают свой вопрос, пользуясь

Схемами,

таблицами, В/Ф

Развитие интеграционных компетенций:(умение сравнивать, обобщать, структурировать знания) идет быстрее при самостоятельных попытках, а не только при наблюдении со стороны. На этом же уроке идет анализ собственных ошибок и достижений, т.е. происходит саморазвитие, реализуется СУМ ( самоуправляющие механизмы личности)

Я- концепция.

Я- знаю,

Я- умею,

Я- могу.

Работа с учебником, схемами, дополнительной литературой, развивает компетенции в сфере познавательной деятельности, работа в группах - развивает социальные и коммуникативные компетенции.

Визуалы получают опору в виде схем, таблиц, в/ф.

Кинестетики - макетов, моделей, другого раздаточного материала.

Аудиалы - прослушивают и проговаривают ответ.

У всех получают развитие все виды памяти, а не только предпочтительные.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...