Конспект интерактивого урока по физике 7 кл
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Конспект интерактивного урока "Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сила."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сложение сил. 7 класс72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РФ

МОУ Рощинская средняя общеобразовательная школа

План – конспект

интерактивного урока

 по физике.

Тема: Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. 

Класс: 7

Учитель: Редькина Юлия Викторовна

п.Роща  


Тема: Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

Цель: определять равнодействующую сил, направленных вдоль одной прямой путем изучения понятия, проведения эксперимента и работы в группе.

Ожидаемые учебные результаты:

После этого занятия учащиеся смогут:

- объяснять понятие равнодействующей сил;

- определять равнодействующую сил, ставить для себя цели, аргументировать свою позицию, слушать других, задавать вопросы, использовать алгоритм, выбирать верное решение;

- высказывать свое мнение о справедливости друг друга, об эффективности использования работы в группе, задуматься о важности изучаемого в жизни.

Основные используемые понятия: сила, равнодействующая сил.

Основная деятельность учащихся: в группах.

Ресурсы к занятию: инструкции по выполнению экспериментов, динамометры, грузы,  карточки с заданиями, листы самооценки (см. приложение).

Домашнее задание: § 29, упр.11 (2) на стр. 70.

План занятия:

Этап

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Средства

1. Организационная часть

(2 мин)

Приветствуют учителя, знакомятся с ходом урока

Приветствует учащихся, знакомит их с ходом урока

План занятия

2. Проверка знаний предыдущего урока по теме

 (5 мин)

На доске показывают направления силы тяжести, силы упругости, вес тела. Остальные контролируют правильность выполнения.

Контролирует правильность выполнения задания.

Подготовленные рисунки тел, стрелки, магниты

3. Мотивация

(2 мин)

???

Посмотрите, на тело действуют 2 силы, а оно не движется. Почему?

4. Изучение нового материала (интерактивное упражнение)

(16 мин)

Делятся на группы, внимательно слушают ход работы.

Работа в группе:

а) распределение ролей, заполнение ролевого бланка;

б) ознакомившись с инструкцией, ставят перед собой цели, заполняют бланк целепоставителя. (возможно поставление новых целей по ходу занятия)

в) выполняют работу и все необходимые записи в тетради, следуя инструкции.

г) решают задачу и презентуют ее.

Помогают и объясняют друг другу материал.

Разделяет учащихся на группы, раздает инструкции, карточки, бланки отчетности, объясняет ход работы в группах.

Следит за ходом работы в группах, за исполнением ролей, сам исполняет роль консультанта в возникающих вопросах.

инструкция по выполнению работы на уроке, ролевой бланк, карточка с задачей на расчет равнодействующей, бланк для отчета целепоставителя.

5. Подведение итогов

(5 мин)

д) проводят рефлексию в группе, дают возможность каждому высказаться, заполняется бланк для отчета ревизора; руководитель выставляет оценки, объясняет их каждому, высказывают согласие или несогласие с оценкой и обоснование.

Следит за тем, чтобы каждый ученик высказался, за заполнением бланков ревизора и руководителя.

Высказывает согласие или несогласие с выставленными оценка-ми, обосновывает и выставляет их в дневники и в журнал

бланки для отчетов ревизора и руководителя, бланк отчета группы, лист для рефлексии.


Задания для исследовательских экспериментов.

Задание 1: как найти равнодействующую двух сил, действующих в одну сторону?

 Приборы и материалы: динамометр, два груза по 100 г каждый.  

Ход эксперимента:

1.   Подвесьте к динамометру один груз.

2.   Запишите в тетради, чему равна сила F1 первого груза, действующая на пружину.

3.   Подвесьте к динамометру еще один груз.

4.   Запишите в тетради, чему равна сила F2 второго груза, действующая на пружину.                                                                                                  

  1. Посмотрите на показание динамометра и запишите, чему равна равнодействующая R этих сил.
  2. Сделайте вывод (смотрите задание 1)
  3. Сравните свой вывод с выводом в учебнике на стр.69 (сверху), запишите его и соответствующую ему формулу в тетрадь.
  4. Начертите силы в тетради (по данным своего эксперимента)

Подсказка для работы: каждый груз массой 100 г действует с силой 1Н.

Задание 2:  как найти равнодействующую двух сил, направленных в противоположные стороны?

Приборы и материалы: один круглый динамометр на штативе и два других динамометра.

Ход эксперимента:

1.   Проверьте, чтобы у круглого динамометра стрелка показывала 0.

2.   Возьмите два динамометра и, прикрепив их к крючкам круглого динамометра, тяните в разные стороны с разными силами.

3.   Запишите в тетради, чему равны силы F1 и F2, с которыми вы тянули.                                                                                                  

  1. Посмотрите на показание круглого динамометра и запишите, чему равна равнодействующая R этих сил.
  2. Сделайте вывод (смотрите задание 2)
  3. Сравните свой вывод с выводом в учебнике на стр.69 (снизу), запишите его и соответствующую ему формулу в тетрадь.
  4. Начертите силы в тетради (по данным своего эксперимента).

Задание 3:  с какими силами, куда и как вы должны действовать на круглый динамометр, чтобы его показания были равны 0? Сделайте вывод.

Приборы и материалы: один круглый динамометр на штативе и два других динамометра.


Инструкция по выполнению работы:

  1. Откройте учебники на странице 68, § 29
  2. Запишите тему урока «Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил»
  3. Запишите в дневниках домашнее задание:  § 29, упр.11 (2) на стр. 70.
  4. Выпишите в тетрадь определение равнодействующей сил.
  5. Выполните задание 1 для исследовательских экспериментов.
  6. Выполните задание 2 для исследовательских экспериментов.
  7. Выполните задание 3 для исследовательских экспериментов.
  8. Решите в тетради задачу  №1, оформите в тетради.
  9. Заполните листы для рефлексии и лист отчета группы.
  10.  В оставшееся время выполните задачи №2 и №3

Задачи для закрепления материала.

Задача №1.

Карлсон, считая себя лучшим пылесосчиком в мире, решил сделать уборку в комнате Малыша после того, как мама только что убрала комнату своего сына.

- Не надо, не надо, - попросил Малыш.

- Зря упираешься, - сказал Карлсон и потянул пылесос на себя с силой 30 Н. А Малыш тянул на себя с силой – с силой 28 Н. В чью сторону сдвинется пылесос? Чему равна равнодействующая сил Малыша и Карлсона? Сделайте схематический чертеж и изобразите на нем все силы в выбранном масштабе.

Задача №2.

Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка до 100 Н, внучка до 50 Н, Жучка до 30 Н, кошка до 10 Н и мышка до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку, равны 791 Н? Почему?

Задача №3.

После победы в борьбе за пылесос Карлсон направил шланг на белые тюлевые занавески, которые с лёгким шелестом тут же наполовину исчезли в нём. Не выключая пылесоса, Карлсон начал вытаскивать занавески, но тщетно: пылесос решительно не хотел их отдавать. Малыш бросился помогать Карлсону. Карлсон прилагал силу 32 Н, Малыш дернул с силой 25 Н. С какой силой втягивал занавески пылесос, если для преодоления его действия двум друзьям не хватало усилия всего 2,5 Н?


Лист отчета группы

Ролевой бланк

Номер группы _______

Распределение ролей в группе:

1. Руководитель (организовывает работу в группе, следит за ходом выполнения работы)

Фамилия:

2. Ревизор (следит за работой группы и подводит итоги того, что нового узнали за урок)

Фамилия:

3. Целепоставитель (ставит цели в начале урока и следит за их выполнением)

Фамилия:

4. Контролёр времени (следит за ходом работы, за тем, чтобы все задания были выполнены вовремя)

Фамилия:

Отчет контролера: 

Фамилия, имя

ученика

Лист оценивания работы на уроке

Самооценка

Оценка руководителя

Оценка учителя

Итоговая оценка

1.

2.

3.

4.

Отчет целепоставителя.

Цели, поставленные в начале и в ходе урока:

1.

2.

3.

4.

Отчет ревизора

Что нового узнали? Чему научились? Как это может пригодиться в жизни? Что было наиболее удачным? Что понравилось? Что бы вы хотели изменить в будущем?

1.

2.

3.

4


Фамилия, имя ___________________

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Что нового узнал(а) на уроке?

___________________________

___________________________

___________________________

  1. Чему научился(лась) на уроке?

__________________________

___________________________

___________________________

  1. Что было непонятно?

___________________________

___________________________

  1. Что понравилось на уроке?

___________________________

___________________________

  1. Что не понравилось на уроке?

___________________________

___________________________

        

Фамилия, имя ___________________

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Что нового узнал(а) на уроке?

______________________________

______________________________

______________________________

  1. Чему научился(лась) на уроке?

______________________________

______________________________

______________________________

  1. Что было непонятно?

______________________________

______________________________

  1. Что понравилось на уроке?

______________________________

______________________________

  1. Что не понравилось на уроке?

______________________________

______________________________

Фамилия, имя ___________________

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Что нового узнал(а) на уроке?

___________________________

___________________________

___________________________

  1. Чему научился(лась) на уроке?

__________________________

___________________________

___________________________

  1. Что было непонятно?

___________________________

___________________________

  1. Что понравилось на уроке?

___________________________

___________________________

5.Что не понравилось на уроке?

___________________________

___________________________

        

Фамилия, имя ___________________

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Что нового узнал(а) на уроке?

______________________________

______________________________

______________________________

  1. Чему научился(лась) на уроке?

______________________________

______________________________

______________________________

  1. Что было непонятно?

______________________________

______________________________

  1. Что понравилось на уроке?

______________________________

______________________________

  1. Что не понравилось на уроке?

______________________________

_____________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект-план урока по физике "Строение вещества" 7 класс

Конспект-план урока по физике "Строение вещества" 7 класс...

План-конспект открытого урока по физике в 8 классе. Электризация тел. Два рода зарядов

План-конспект открытого урока по физике в 8 классе.Электризация тел. Два рода зарядов...

Конспект мультимедийного урока по физике 7 класса на тему: "Сила"

Тема: Көч.Максат: 1. Укучыларны көч һәм вектор зурлык төшенчәләре белән таныштыру.2. Җисемнең тизлеге үзгәрүе  аңа тәэсир итүче көчкә бәйле булуын, ягъни табигать  күренешләренең үзара бәйле...

Конспект мультимедийного урока по физике 9 класса на тему:"Колебательное движение".

Тема: Тирбәнү хәрәкәтен характерлаучы зурлыклар.Максат: 1.  Компьютер кулланып укучыларның яңа белемнәрне үзләштерүенә шартлар тудыру.2. Тирбәнү хәрәкәте, ирекле тирбәнешләр, тирбәнү системалары,...

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...

Конспект интегрированного урока математика+физика в 7 классе на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»

В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других...

Конспект итогового урока по физике «О физике, о физиках и не только...» для 11 класса

Разработка последнего школьного урока по физике в 11 классе. Форма проведения: урок - игра. Ведь игра самое увлекательное из всех видов занятий и в любом возрасте. Игра состоит из пяти этапов. 1 этап:...