Урок света
материал по физике на тему

Федосеенко Наталья Александровна

Всероссийскй тематический урок

«Свет в нашей жизни»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy.doc43 КБ
Файл 2._proekt_pro_solntse.pptx1.56 МБ
Файл 2._svet_8.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Тематический урок

«Свет в нашей жизни»

Цели и задачи:

  • повышение осведомлённости обучающихся о роли света в жизни человека, об естественных и искусственных источниках света;
  • расширить и закрепить ключевые знания учащихся о роли солнечного света для существования и развития живой и неживой природы, а также в происхождении различных природных процессов и явлений на Земле;
  • содействие в формировании научных представлений о свете и источниках света, что будет содействовать повышению [энергетической, экономической, экологической, …] грамотности обучающихся;
  • актуализация проблем энергосбережения и рационального использования энергетических ресурсов
  • сформировать знания об альтернативных источниках энергии и современных технологиях

Форма проведения: турнир между 2 командами, представляющими естественные  и искусственные источники света

Оборудование: плакаты, компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Подготовительные мероприятия: 

  • работа над проектами (Эволюция света, Энергия солнца, Световой год, смена дня и ночи, Источники света)
  • выставка рисунков на тему: «Энергосбережение»
  • проведение соцопроса об энергосбережении

(Читают ведущие и проецируют на экран презентацию):

1. «Мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить!

2. Другого у нас нет и не будет.

1. Для того, чтобы обеспечить своё будущее, мы должны знать этот дом и уметь его обустраивать.

2. Для этого служат нам и наш Разум, и наша Воля, способные использовать полученные знания для того, чтобы обеспечить нам возможность жить в этом доме» ( Н.Н.Моисеев.)

1. Разумное, бережное использование энергии и ресурсов, снижение их неоправданных потерь – настоятельная потребность нашего времени.

2. По инициативе Юнеско Генеральная ассамблея ООН – Организации объединенных наций объявила 2015 год Международным годом света и световых технологий.

1. На минутку задумайтесь, дети,
Что была бы за жизнь на планете,
Если б раз… И не стало вдруг света!

2. Даже страшно подумать об этом!
Если б солнечный свет вдруг бы взял и пропал,
Мир бы сразу угрюмым и чёрным весь стал,

1. Тьма покрыла бы всё на планете….
Даже звёзды с луною не светят…
Солнце, звёзды (запомните это!)
Называют естественными источниками света.

2. А подумайте, как же деревья, цветы?
Потускнеет планета без их красоты!
Но ведь солнце свой свет только днём дарит нам,
Как же людям всем жить по ночам, вечерам?

1. Над вопросом: «Как можно продлить свету век?»
Размышлял, много думал, мудрил человек.
После долгих стараний величественно
Человек вводит в жизнь электричество!

2. И шагает прогресс до сих пор по планете,
В окнах тысячи маленьких лампочек светят!
Без труда все мы можем и ночью читать,
Если светом искусственным ночь освещать.

1. Но, чтоб множить энергоресурсов количество,
Берегите, друзья, электричество!

2. сегодня на нашем турнире команды будут представлять естественные и искусственные источники света.

1. у вас в руках символы этих источников: солнце – естественные источники света, лампочка – искусственные

2. я назову предметы, а вы ответите – какие это источники света, поднимите нужный символ.
свеча, фонарь, фонарик, экран телевизора    - молодцы, правильно, это искусственные источники света, символ лампочка

1. а такие понятия, к каким источникам света относятся: звезды, раскаленная лава, светлячки… совершенно верно – естественные, символ – солнышко

2. Судить наш турнир будет компетентное и уважаемое жюри:

1.Объявляю первый конкурс – визитка. Максимум 5 баллов. Приглашаем команду, представляющую искусственные источники света.

Выступление фиксиков

2. Приглашаем команду, представляющую естественные источники света

Выступление светлячков

1.Ребята у вас есть шанс поддержать понравившуюся вам команду, поднимите символ этой команды, подсчитаем голоса за каждую команду.

2. Слово жюри

1. Свет в жизни – это ключевое понятие.

2.Свет Солнца даёт жизнь нашей планете.

1.Когда человек родился, первое, что он увидел – это свет, что ощутил – свет материнской любви, свет родного очага.

2.Человек растет, развивается и сопутствует ему – свет знаний, свет творчества.

1.Свет и новые технологии делают жизнь комфортной, удобной, красивой.

2. Свет пришел в каждый дом в виде электрических ламп, светильников, на улицу - при помощи фонарей, неоновых огней

1.Второй конкурс называется: «Расскажи об  источниках света» Максимум 10 баллов. Первыми для выступления приглашаются «Светлячки»

2. Приветствуем команду «Фиксики»

1. Ребята, голосуем за  понравившуюся вам команду, поднимите символ этой команды, подсчитаем голоса за каждую команду.

2.Слово предоставляется жюри

1.Третий конкурс под названием «Вопрос - ответ» потребует внимания всех участников турнира.

2 Сотни маленьких огней  на листве мерцают.
После тёплых светлых дней  Светлячки играют.

1. Свет
Солнечный, электрический
Проникает, рассеивается, зажигает
Потоки света проходят все
Энергия

Игра

2. Для подсчета и объявления результатов слово предоставляется жюри.

1. Что же такое энергосбережение?

2.Энергосбережение – это ряд мер, которые направлены на эффективное использование топливных и энергетических ресурсов.

1.Практически любая область деятельности человека во многом связана с проблемами энергосбережения, разработкой, внедрением и эксплуатацией ресурсосберегающих технологий.

2.В нашей стране есть федеральный закон «Об энергосбережении». Этот закон направлен на то, чтобы сохранить людям комфортные условия для жизни и работы, но уменьшить расход энергии.

1. Анализируя проблему энергосбережения, наши команды провели социологический опрос.

2. Результаты  проведенных исследований покажет команда «Фиксики»

1. А теперь давайте посмотрим результаты соцопроса команды «Светлячки»

2. С какими результатами соцопроса вы более согласны, чья работа вам понравилась больше.

1.Голосуйте ребята, напоминаю, символ лампочка – команда «Фиксики», а солнышко – команда «Светлячки»

2. За соцопрос  максимально  можно получить 5 баллов.  Слово жюри

1.Подведем итоги: шаг  для сохранения энергоресурсов нашей Родины может сделать каждый из нас

Презентация

2. Пора заканчивать турнир

1. каждой команде предоставляется право финального слова!

2. Поддерживайте наших конкурсантов!

1.Итак, команда «Светлячки»

- выступление команды «Светлячки»

2.Команда «Фиксики»

        - выступление команды «Фиксики»

1. Итак, для подведения итогов  слово предоставляется жюри.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Энергия СОЛНЦа

Слайд 2

Энергия солнца является источником жизни на нашей планете. Солнце нагревает атмосферу и поверхность Земли. Все живое существуют за счет энергии Солнца.

Слайд 3

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Оно находится на расстоянии примерно 150 млн км от Земли.

Слайд 4

Солнце – шар из раскаленных газов, в основном водорода и гелия. В солнечном ядре происходит реакция превращения водорода в гелий, при этом выделяется огромное количество энергии и температура ядра достигает 15 000 000 о С и Солнце светится.

Слайд 5

Все древние народы осознавали роль Солнца в их жизни и поклонялись ему, как божеству. У египтян - бог Ра , у греков и римлян - Феб и Аполлон . Японцы назвали себя страной восходящего Солнца Древние славяне молились солнцу в образе грозного бога Ярилы

Слайд 6

Люди издавна мечтали заставить Солнце служить земным целям. Одним из первых это смог сделать Архимед . Однажды с помощью Солнца он поджег римские корабли

Слайд 7

По свидетельству греческого историка Лукиана, Архимед использовал бронзовое шестиугольное зеркало, набранное из небольших четырехугольных зеркал. Каждое из них было закреплено на шарнирах, поэтому солнечные лучи из каждого зеркала можно сфокусировать в одной точке. По другой версии, Архимеду помогли женщины Сиракуз, которые по его призыву поднялись на крепостную стену с отполированной до блеска медной посудой, направив солнечные лучи на римские корабли.

Слайд 8

Преобразование солнечной энергии в электрическую возможно с помощью такого устройства как солнечная батарея.

Слайд 11

Использование солнечных батарей: 1. Орбитальная космическая станция «МИР» была оснащена солнечными батареями, преобразующими солнечный свет в электрическую энергию.

Слайд 12

2. В городах и крупных населенных пунктах для энергообеспечения жилых зданий и офисов используют электроэнергию, вырабатываемую на электростанциях. Но если что-то произойдет, то можно в качестве резервного энергоснабжения использовать энергию солнечных батарей.

Слайд 13

Энергией солнечных батарей питаются такие объекты, как дорожные знаки, элементы дорожной разметки и освещения рекламных щитов, уличные и садовые фонари, полицейские блокпосты, буи и многое другое.

Слайд 14

Незаменимы портативные солнечные зарядные устройства в экспедициях и туристических походах.

Слайд 15

Каждый из нас использует солнечную энергию на своих дачах, даже не подозревая об этом. 1. Растения на даче поливают только теплой водой из бочки, нагретой солнечными лучами 2. На даче есть садовый душ

Слайд 16

С олнечные батареи используют для зарядки компьютера и телефона.

Слайд 17

Игрушки на солнечных батареях – ИГРУШКИ БУДУЩЕГО!!!!.

Слайд 18

Самым дорогим объектом зимней Олимпиады 2014 года является совмещенная автомобильная и железная дорога от Адлера до Красной Поляны, освещать которую предполагается светодиодными лампами, работающими от солнечных батарей.

Слайд 19

Солнечная энергия очень важна для человека и для всего живого на земле. Солнечные лучи улучшают здоровье , и продлевают жизнь . Фотосинтез - преобразование энергии солнца в энергию растений

Слайд 20

« С неба смотрит Солнце Миллионы лет, Льет на Землю Солнце И тепло и свет.»

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект на тему: «Эволюция света»

Слайд 2

Древние люди научились добывать огонь . Свет от костра освещал жилище. Эволюция света

Слайд 3

Костер в пещере был синонимом уюта и безопасности, так как согревал своим теплом и отгонял хищников.

Слайд 4

Когда человек поджег палку - получился первый осветительный прибор - факел. Крепкие факелы использовали не просто для освещения, но в качестве сигнального оборудования и оружия. Так огонь превратился в символ силы, и его власть над людьми стала почти бесконечной. Факел

Слайд 5

Как раньше освещали жилище Лучина - тонкая длинная щепка сухого дерева. Для получения лучин полено щепили , то есть разделяли на щепы. Чтобы получить больше света, одновременно жгли несколько лучин. Их закрепляли в светец. Под лучину ставили сосуд с водой.

Слайд 6

Свеча В Древней Руси широко использовались свечи. Сначала сальные, затем восковые, стеариновые, парафиновые. Свечи ставили в подсвечники (шандалы) для изготовления которых применялись дерево, кость, стекло и фарфор, но, чаще всего, огнестойкий металл.

Слайд 7

Керосиновая лампа Керосиновые лампы вытеснили все предыдущие источники света. Керосин поднимался по фитилю и горел. Огонь прятали в стеклянные колбы. Однако, керосиновые лампы сильно коптили .

Слайд 8

Использование керосина как горючего для светильников также набирало обороты и было весьма популярным в XVIII-XIX веке. В ряде европейских государств применялось газовое освещение. Так называемый «светильный газ» содержал бензол, дававший достаточно большое количество света.

Слайд 9

В 1880 году произошло событие, которое навсегда изменило мир – Томас Л. Эдисон усовершенствовал конструкцию лампы Лодыгина и предложил долговечную лампу накаливания . Лампочка

Слайд 10

Электричество Электричество-это река по которой бегут заряженные частички-электроны . Поток заряженных частиц в одном направлении называют электрическим током .

Слайд 11

Как электричество попадает в дом

Слайд 12

Меры предосторожности Электричество может быть опасным. Не прикасайся к оголенным проводам. Не трогай розетку мокрыми руками.

Слайд 13

В 1886 году Никола Тесла запатентовал газоразрядную аргоновую лампу, предшественницу компактной люминесцентной лампы. Газоразрядные лампы прошли большое количество изменений, но доработка сделала возможным их использование в качестве ламп дневного света в общественных помещениях, на фабриках, в офисах и т.д.

Слайд 14

В начале XX века проводились самые разнообразные опыты с электричеством. В результате одного из таких опытов в 1907 году британский изобретатель Генри Раунд задокументировал интересный эффект светоотдачи при использовании твердотельного диода. Позже советский физик О. Лосев в 1923 году наблюдал подобное свечение, проводя опыты с диодами из карбида кремния. Эти опыты можно считать рождением светодиодной лампы.

Слайд 16

Мы живем в удивительное время, когда возможно наблюдать все источники света в действии. Мы используем их по-разному, меняем по своему вкусу, подыскиваем самые подходящие, создаем с их помощью атмосферу и уют. Светотехническая промышленность развивается, и, возможно, мы станем свидетелями новых открытий в области оптики и физики света .

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Свет в жизни живых организмов"

Урок природоведения для 5 класса в котором говорится о значении света в жизни живых организмов....

Презентация к уроку "Свет как экологический фактор"

В презентации представлен урок для учащихся 6 класса (программа И.М. Швец Экология растений). Тема "Свет как экологический фактор"....

Презентация к уроку "Свет и цвет"

Презентация к уроку "Свет и цвет"...

Всероссийский урок света

Урок составлен на основе рекомендаций журнала "Свет" и Вологодского института развития образованияЦель: познакомить обучающихся проблемами энергосбережения в разных отраслях хозяйства и возможными пут...

Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")

В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...

Тема урока: «Свет Рождественской звезды» Тип урока: интегрированный урок. Предметы: музыка, изобразительное искусство.

Тема урока: «Свет Рождественской звезды»Тип урока: интегрированный урок.Предметы: музыка, изобразительное искусство....

Презентация к уроку "Свет. Источники света"

Данная презентация будет яркой иллюстрацией к уроку "Свет. Источники света". Она наглядно  поможет учащимся познакомиться с источниками света, сделает работу учителя на уроке более эффе...