Конспект урока по теме "Изменение атмосферного давления с высотой"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

         Изменение атмосферного давления с высотой.

    Цели урока

Р  -   развитие логического мышления учеников, знаний о видах материи и ее свойствах;

Д  -  формирование знаний о давлении в газах, строении атмосферы Земли и факторов, влияющих на изменение атмосферного давления;

В  – формирование познавательного интереса к изучению окружающего мира, воспитание любознательности и будущих профессиональных навыков.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока.

  1. Актуализация опорных знаний.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление изученного материала. Домашнее задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izmenenie_atmosfernogo_davleniya_s_vysotoy.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

         Изменение атмосферного давления с высотой.

    Цели урока:  

Р  -   развитие логического мышления учеников, знаний о видах материи и ее свойствах;

Д  -  формирование знаний о давлении в газах, строении атмосферы Земли и факторов, влияющих на изменение атмосферного давления;

В  – формирование познавательного интереса к изучению окружающего мира, воспитание любознательности и будущих профессиональных навыков.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока.

  1. Актуализация опорных знаний.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление изученного материала. Домашнее задание.

Содержание материала.

 Атмосфера оживляет Землю. Океаны, моря, реки, ручьи, леса, растения, животные, человек – все живет в атмосфере и благодаря ей.                    

  К. Фламмарион

Атмосфера это внешняя газовая оболочка Земли, которая начинается у ее поверхности и простирается в космическое пространство приблизительно на 3000 км.

Слово «атмосфера» состоит из двух частей: в переводе с греческого «атмос»- пар, «сфера» - шар.

История возникновения и развития атмосферы довольно сложная и продолжительная, она насчитывает близко 3 млрд лет. За этот период состав и свойства атмосферы неоднократно изменялись, но на протяжении последних 50 млн лет, как считают ученые, они стабилизировались. Она неоднородна по своей структуре и свойствам. Атмосферное давление уменьшается с высотой.

В 1648 г. по поручению Паскаля Ф. Перье измерил высоту столба ртути в барометре у подножия и на вершине горы Пюи-де-Дом и полностью подтвердил предположение Паскаля о том, что атмосферное давление зависит от высоты: на вершине горы столб ртути оказался меньше на 84,4 мм. Для того чтобы не осталось никаких сомнений в том, что давление атмосферы понижается с увеличением высоты над Землей, Паскаль проделал еще несколько опытов, но уже в Париже: внизу и наверху собора Нотр-Дам, башни Сен-Жак, а также высокого дома с 90 ступеньками. Свои результаты он опубликовал в брошюре «Рассказ о великом эксперименте равновесия жидкостей».

С чем связано уменьшение давления воздуха с высотой?

Уменьшение давления с увеличением высоты объясняется как минимум двумя причинами:

1) уменьшением толщины слоя воздуха (т.е. высоты воздушного столба), что создает давление;

2) уменьшением плотности воздуха с высотой вследствие уменьшения силы тяжести при удалении от центра Земли.

При подъеме на каждые 10,5 м давление уменьшается на 1 мм рт.ст.

Чтобы проследить за изменением давления по мере изменения высоты над Землей, вспомним строение самой атмосферы Земли.

С 1951 года, по решению Международного геофизического союза, принято делить атмосферу на пять слоев:   - тропосфера,

                                                  - стратосфера,

                                                  - мезосфера,

                                                  - термосфера(ионосфера),

                                                  - экзосфера.

Эти слои не имеют четко выраженных границ. Их величина зависит от географической широты места наблюдения и времен.

Ближайший к поверхности Земли слой воздуха – тропосфера. Высота его над полярными областями – 8–12 км, над умеренными – 10–12 км, а над экваториальными – 16–18 км. В этом слое сосредоточены примерно 80% всей массы атмосферного воздуха и основная масса влаги. Слой хорошо пропускает солнечные лучи, поэтому воздух в нем нагрет от земной поверхности. Температура воздуха с высотой непрерывно понижается. Это понижение составляет около 6°С на каждый километр. В верхних слоях тропосферы температура воздуха достигает минус 55 градусов Цельсия. Цвет неба в этом слое голубой. В тропосфере протекают почти все явления, определяющие погоду. Именно здесь образуются грозы, ветры, облака, туманы. Именно здесь протекают процессы, приводящие к выпадению осадков в виде дождя и снега. Поэтому тропосферу называют фабрикой погоды.

Следующий слой – стратосфера. Она простирается от высоты 18 до 55 км. В ней очень мало воздуха – 20% всей массы – и почти нет влаги. В стратосфере часто возникают сильнейшие ветры. Изредка здесь образуются перламутровые облака, состоящие из кристалликов льда. Привычных для нас явлений погоды здесь не наблюдается. Цвет неба в стратосфере темно-фиолетовый, почти черный.

На высоте от 50 до 80 км расположена мезосфера. Воздух здесь еще более разрежен. Здесь сосредоточено приблизительно 0,3% всей его массы. В мезосфере сгорают влетающие в земную атмосферу метеоры. Здесь же образуются серебристые облака.

Над мезосферой до высоты примерно 800 км находится термосфера (ионосфера). Она характеризуется еще меньшей плотностью воздуха и способностью хорошо проводить электричество и отражать радиоволны. В термосфере образуются полярные сияния.

Последний слой атмосферы – экзосфера. Она простирается до высоты порядка 10000 км. 

Следует отметить, что атмосфера имеет очень большое экологическое значение.
Она защищает все живые организмы Земли от губительного влияния космических излучений и ударов метеоритов, регулирует сезонные температурные колебания, уравновешивает и выравнивает суточные. Если бы атмосферы не существовало, то колебание суточной температуры на Земле достигло бы ±200 °С.

Атмосфера является не только животворным «буфером» между космосом и поверхностью нашей планеты, носителем тепла и влаги, через нее происходят также фотосинтез и обмен энергии — главные процессы биосферы. Атмосфера влияет на характер и динамику всех процессов, которые происходят в литосфере (физическое и химическое выветривания, деятельность ветра, природных вод, мерзлоты, ледников).

Но не все планеты имеют атмосферу. Например, на Луне нет атмосферы. Ученые предполагают, что раньше на Луне была атмосфера, но Луна не смогла ее удержать, так как ее гравитация мала, чтобы удержать атмосферу. Нет атмосферы и на Меркурии.

А как живые организмы приспосабливаются к этому давлению?

 

Атмосферное давление в жизни человека и живой природе.

Тело человека приспособлено к атмосферному давлению и плохо переносит его понижение. При подъеме высоко в горы неподготовленный человек чувствует себя очень плохо. Становится трудно дышать, из ушей и носа нередко идет кровь, можно потерять сознание. Так как благодаря атмосферному давлению суставные поверхности плотно прилегают друг к другу (в суставной сумке, охватывающей суставы, давление понижено), то высоко в горах, где атмосферное давление резко падает, действие суставов расстраивается, руки и ноги слушаются плохо, легко получаются вывихи.

Тенсинг Нордгей, один из первых покорителей Эвереста, делился воспоминаниями, что самые трудные были последние 30м, ноги были чугунными, каждый шаг приходилось делать с трудом. Он установил для себя норму: четыре шага – отдых, четыре шага – отдых.

Почему так трудны восхождения? Это связано с низким атмосферным давлением и его влиянием на организм человека. Как вести себя в горах и при восхождении? (Акклиматизация, следить за весом рюкзака, пища богатая витаминами и калием для работы сердца, равномерно распределять нагрузки).

Альпинисты, летчики при высотных подъемах берут с собой кислородные приборы и перед подъемом усиленно тренируются. В программу подготовки входит обязательная тренировка в барокамере, которая представляет собой герметически закрывающуюся стальную камеру, соединенную с мощным откачивающим насосом.

Атмосферное давление сказывается при передвижении по болотистой местности. Под ногой, когда мы ее приподнимаем, образуется разреженное пространство и атмосферное давление препятствует вытаскиванию ноги. Если по трясине передвигается лошадь, то твердые копыта ее действуют как поршни. Сложные же копыта, например, свиней, состоящие из нескольких частей, при вытаскивании ноги сжимаются и пропускают воздух в образовавшееся углубление. В этом случае ноги таких животных свободно вытягиваются из почвы.

А как мы пьем? Приставив стакан к губам, начинаем тянуть жидкость в себя. Втягивание жидкости вызывает расширение грудной клетки, воздух в легких и полости рта разряжается и атмосферное давление «загоняет» туда очередную порцию жидкости. Так организм приспосабливается к атмосферному давлению и использует его.

Задумывались ли вы над тем, как мы дышим? Механизм дыхания заключается в следующем: мышечным усилием мы увеличиваем объем грудной клетки, при этом давление воздуха внутри легких уменьшается и атмосферное давление вталкивает туда порцию воздуха. При выдыхании происходит обратный процесс. Наши легкие действуют как насос при вдохе как разряжающий, а при выдохе − как нагнетающий.  

Мухи и древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благодаря крошечным присоскам, в которых создается разрежение, и атмосферное давление удерживает присоску на стекле.

Слон использует атмосферное давление всякий раз, когда хочет пить. Шея у него короткая, и он не может нагнуть голову в воду, а опускает только хобот и втягивает воздух. Под действием атмосферного давления хобот наполняется водой, тогда слон изгибает его и выливает воду в рот.

Закрепление материала.

1. Какие ощущения испытывает человек  поднимаясь в горы, где давление ниже? – (признаки горной болезни- это происходит потому, что организм человека не приспособлен  к более низкому атм. давлению на большой высоте).

2. Какое давление в самолете? (создается искусственное давление, комфортное человеку). 

3. Задача 1. У подножья горы атмосферное давление 760 мм. рт. ст. На ее вершине атмосферное давление 460 мм. рт. ст. Найти высоту горы.

4. Задача 2. На поверхности атмосферное давление 752 мм рт.ст. Каково атмосферное давление на дне шахты глубиной 200 м?  (771,05 мм рт.ст. [200:10,5+752=771,05]).

5. Задача 3. На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм рт.ст., а у поверхности Земли — 760 мм рт.ст. Найти глубину шахты.  (210м [(780-760)х10,5=210).

6. Меняется ли атмосферное давление в лифте при подъеме? движении вниз?

7. Почему нельзя сдавать в багаж самолета плотно закупоренные стеклянные банки?

8. Почему пассажирам самолета не рекомендуется иметь заряженные чернилами авторучки?

Д/з: § 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по географии "Атмосферное давление"

План-конспект урока для учителей работающих по учебнику Е.М.Домогацких "География, 6 класс", издательство "Русское Слово"...

конспект урока на тему: "Атмосферное давление. Вес воздуха"

Урок содержит видеофрагменты опытов, опрос в виде тестов, демонстрация опытов, иллюстрации применения атмосферного давления животными....

Конспект урока по теме "Атмосферное давление. Опыт Торричелли""

Цели урока: Р  -   развитие логического мышления учеников, знаний о видах материи и ее свойствах;Д  -  формирование знаний о давлении в газах, атмосфер...

Конспект урока на тему "Атмосферное давление. Вес воздуха"

Конспект урока на тему "Атмосферное давление. Вес воздуха"...

План – конспект урока: Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах

План – конспект урока в 7 классеТема урока: Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний....

Конспект урока по теме "Атмосферное давление"

Данный конспект урока хорошо подходит для изучения нового материала по теме "Атмосферное давление"...