Конспект урока "Вес воздуха. Атмосферное давление"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Урок изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока "Вес воздуха. Атмосферное давление" в 7 классе | 14.54 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс Урок изучения нового материала.
Тема урока в соответствии с программой «Вес воздуха. Атмосферное давление. Опыт Торричелли
по измерению атмосферного давления».
Тема урока для учащихся: «Атмосферное давление».
Атмосферное давление.
Цель: а) Формирование понятия атмосферного давления, как следствие веса атмосферы,
изучить способ его измерения и единицы атмосферного давления – мм рт ст;
б) Развитие внимания, памяти, речи учащихся, развитие логического мышления при
наблюдении явлений и выдвижении гипотезы для его объяснения;
в) Воспитание экологического сознания и культуры общения.
Оборудование: штатив, колба, трубка с краном, стаканчик с водой, шар для взвешивания
воздуха, насос Комовского, весы рычажные демонстрационные, модель
«Магдебургские полушария», мультипроектор, экран.
Ход урока:
I. Организационный момент. (2 минуты).
Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада всех вас видеть. Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас присутствуют гости и наш урок открытый.
Вы уже знаете, что такое давление, знакомы с законом Паскаля. Сегодня на уроке мы будем говорить об атмосферном давлении.
Запишите тему урока: «Атмосферное давление».
Цель нашего урока: убедиться в существовании атмосферного давления, узнать, почему оно возникает и как его измерить.
Для этого мы проведем опыты, поработаем с учебником и посмотрим презентацию. В конце урока вы напишите небольшой тест по изученному материалу.
Сразу запишите в дневники домашнее задание: § 40-42, задание 10 (1)- письменно, задание 11- устно. По ходу урока я буду делать комментарии по этим заданиям.
II Всесторонняя проверка знаний. (2 минуты)
Поскольку речь пойдет о давлении атмосферы, ответьте:
1) Что называют давлением? (Борисова Д)
2) По каким формулам можно рассчитать давление? (Григорович К)
- Сформулируйте закон Паскаля? (Колесник Б)
III Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала. (Проблемная ситуация) (2 минуты)
Предлагаю вашему вниманию опыт. Как вы объясните наблюдаемое явление.
Демонстрация: понаблюдаем фонтанчик в безвоздушном пространстве.
А почему вода поднимается вверх?
Ответ: на нее воздух действует.
Вспомните уроки географии. Что вы знаете об окружающем воздухе?
Ответ: атмосфера – воздушная оболочка Земли.
Слово атмосфера происходит от греческих слов «атмос» - пар, и «сфера»-шар.
IV. Усвоение новых знаний. (11 минут)
Мы живем на дне воздушного океана-атмосферы. Человеческая деятельность влияет на атмосферу и это влияние может быть вредным.
Посмотрим слайд-шоу.
Презентация (4 минуты)
1 слайд Так выглядит атмосфера из иллюминатора космического корабля.
2 слайд: Если бы не было атмосферы, поверхность Земли была бы так же безжизненна, как Луны и происходили резкие скачки температуры днем и ночью.
3 слайд: Атмосфера защищает от вредного космического излучения и ультрафиолетовых лучей. Хранит тепло. В ней сгорают метеориты. Благодаря атмосфере Земля освещена равномерно в течение дня. Воздушная оболочка придает нашему небу голубой цвет. Атмосфера служит проводником звуков.
4 слайд: Атмосфера простирается на тысячи километров и не имеет резкой границы. 99% ее сосредоточено в трех нижних слоях: тропосфера, стратосфера и мезосфера.
5 слайд: В тропосфере, на высотах до 8-16 км, сосредоточено наибольшее количество природных и техногенных (созданных человеком) загрязнителей воздуха.
6 слайд: На высоте 20-25 км сконцентрирован озоновый слой, защищающий все живое от ультрафиолета.
7 слайд: Атмосфера состоит из многих газов, но больше всего в ней азота, кислорода и аргона.
8 слайд: Некоторые газы, содержащиеся в земной атмосфере, действуют подобно стенкам парника. Они задерживают тепловую энергию, помогая поверхности Земли сохранять тепло, и их называют парниковыми газами.
9 слайд: Ежегодно выхлопные газы автомобилей и тепловых электростанций добавляют в атмосферу около 6 млрд. т углекислого газа — главного «парникового» газа.
10 слайд: Метан, другой «парниковый» газ, выделяется отходами жизнедеятельности животных, болотами, рисовыми полями, при разведке буровыми установками нефти и газа.
11 слайд: Парниковый эффект приведет в середине 21 века к глобальному потеплению на 1,5 – 4,5 ºC. Растают северные льды. Уровень Мирового океана поднимется, будет затоплено много приморских стран. Потепление в Сибири особенно опасно: «поползут» трубопроводы, осядут северные города.
12 слайд: Ученые считают, что замедлить развитие парникового эффекта можно, сократив производство «парниковых» газов. Можно было бы сжигать меньше ископаемого топлива (бензина, нефти, природного газа, каменного угля), использовать энергию солнца, ветра.
Проектировать здания с меньшими потерями тепла и использовать новые виды энергии.
Вопрос: К чему может привести увеличение парниковых газов в атмосфере?
Ответ: К глобальному потеплению.
Обладает ли воздух массой?
Проведем опыт : выкачаем воздух из шара, уравновесим его на весах.
Откроем кран и впустим воздух. Равновесие нарушилось.(3 минуты)
Какой вывод вы можете сделать?
Ответ: воздух имеет массу.
Правильно. А значит, воздух обладает весом. В домашнем задании 10(1) вы посчитаете вес воздуха вашей комнаты. Верхние слои действуют на нижние и сжимают их.
Вес атмосферы действует на поверхность Земли.
Проведем опыт: «Магдебургские» полушария. (2 минуты)
Сперва они легко раскрываются. Но после того как из них выкачали воздух, открыть их не удается. Почему?
Ответ: Атмосфера действует с силой, воздух давит снаружи больше чем внутри.
Обобщим результаты. Микроитог (2 минуты).
- Что такое атмосферное давление? (Давление воздушной оболочки на землю и тела на ней.)
- Почему возникает атмосферное давление? (Атмосфера оказывает давление, так как верхние слои воздуха давят на нижние и сжимают их.)
- Применим ли к давлению атмосферы закон Паскаля?
Проверка понимания учащимися нового материала. (3 минуты)
Рассмотрим рис. 119 на странице 99. Здесь изображен прибор ливер - для взятия проб различных жидкостей.
Почему снизу жидкость не выливается, если трубочка закрыта сверху?
Ответ: по закону Паскаля давление атмосферы передается вверх и удерживает жидкость.
Ребята, вспомните, а где-нибудь в жизни вы встречались с подобным прибором? В медучереждениях ?
Ответ: Так берут кровь.
Молодцы. Атмосферное давление, можно использовать.
Физминутка. (2 минуты)
Ребята, сядьте прямо, расслабьте плечевой пояс и сделайте 4-5 глубоких вдохов.
И ответьте на вопрос: почему воздух поступает в легкие?
Ответ: Грудная клетка расширяется, объем становиться больше. А давление в легких – меньше и туда поступает воздух из атмосферы.
Молодцы. Атмосферное давление играет значительную роль в нашей жизни. Будьте наблюдательны и вы обязательно встретите с атмосферным давлением в практике.
А как же измерили атмосферное давление? Посмотрим презентацию. (6 минуты).
Слайды4 минуты
1 слайд: По подсчетам Паскаля атмосфера Земли имеет массу медного шара диаметром 10км - пять квадриллионов( 5000000000000000 ) тонн!
2 слайд: Атмосферное давление измерил Э. Торричелли. Он взял стеклянную трубку, запаянную с одного конца, заполнил ее ртутью и опустил открытым концом в чашку со ртутью. Часть ртути из трубки вылилась и над ртутью образовалась пустота. Столб ртути оказывает давление на ртуть в чашке. Но на уровне аа1 его давление уравновешивается атмосферным давлением. Поэтому, можно утверждать, что давление атмосферы равно давлению ртутного столба.
3 слайд: Торричелли обнаружил, что высота столба ртути в его опыте не зависит ни от формы трубки, ни от ее наклона. На уровне моря высота ртутного столба всегда была около 760 мм. Давление при такой высоте ртутного столба называют
нормальным атмосферным давлением.
4 слайд: С высотой давление и плотность воздуха уменьшаются.
Устный рассказ (2 минуты)
Когда мы слушаем прогноз погоды, мы слышим, что атмосферное давление измеряют в мм рт. ст. Это значит, что атмосферное давление равно давлению такого столба ртути.
760 мм. рт. ст. –это нормальное атмосферное давление.
Закрепление нового материала. (2 минуты)
Но в физике давление измеряют в Паскалях.
Как перевести давление из мм. рт. ст. в Паскали?
У доски это задание выполнит Борисова Даша, а все остальные поработают на местах.
p=ρgh=1мм. 9,8.13600=133,3 Па.
760.133,3 Па=101300 Па=1013 гПа.
Ребята, уметь измерять атмосферное давление очень важно, так как оно связано с погодой, с самочувствием людей. На следующем уроке мы узнаем, какими приборами измеряется давление.
Обобщим результаты работы:
- Почему нельзя вычислить атмосферное давление по известным формулам?
- В чем измеряют атмосферное давление?
- Чему равно нормальное атмосферное давление в мм. рт. ст. и в Паскалях?
Проверка усвоения знаний. Микротест.(6 мин).
Подпишите листочки. У вас пять минут на выполнение.
Обучающиеся выполняют работу.
Поменяетесь работами с соседями и проверите их по слайду.
За каждый правильный ответ поставьте «+», за неправильный «-». Подсчитайте число «+», выставьте эту оценку, подпишите фамилию проверяющего и верните работу автору.
Ребята, поднимите руки, у кого «5»_______
Ребята, поднимите руки, у кого «4»_______
Ребята, поднимите руки, у кого «3»_______
Итоги урока. (3 минуты)
Сдайте работы. Ребята, я конечно еще раз проверю ваши работы и правильность оценок. Это ваши оценки за урок.
Итак, итоговый вопрос: Почему существует воздушная оболочка Земли?
При выполнении домашнего задания в § 41 вы найдете ответ на этот вопрос.
Ребята, спасибо вам за урок. Урок окончен. До свидания, вы можете идти.
- Дополнительное задание (резервное).
Объясните действие сосуда «наказанное любопытство». Если крышка сосуда закрыта, то он не течет. Но стоит открыть крышку, как из отверстий льется вода.
Фамилия, имя __________________________________________ | Буква правильного ответа | Оценка: «плюс» или «минус» | |
1.Атмосферное давление – это … | А. Воздушная оболочка Земли Б. Давление воздуха на Землю и тела на ней В. Давление ртути в трубке | ||
2.Какие газы являются парниковыми? | А. Кислород и водяной пар Б. Азот и аргон В. Углекислый газ, метан. | ||
3. Где атмосферное давление больше? | А. На улице Б. На первом этаже дома. В. Везде одинаково. | ||
4. Где атмосферное давление меньше: на 1 этаже школы или на 3 этаже? | А. На первом. Б. На третьем. В. Одинаково. | ||
5. Если в опыте Торричелли вместо ртути взять воду и керосин, то для какой жидкости трубка должна быть длиннее? (Плотность воды 1000 кг/м³, керосина 800 кг/м³) | А. Трубка с водой должна быть длиннее. Б. Трубка с керосином должна быть длиннее. В. Их длины будут одинаковы. | ||
Итоговая оценка (сколько «плюсиков») Фамилия проверяющнго ________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Вес воздуха. Атмосферное давление"
Презентация к уроку "Вес воздуха. Атмосферное давление"...
Урок физики в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"
Урок в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"...
Самостоятельная работа на 15 минут по теме: АТМОСФЕРА ( состав, строение, температура воздуха, атмосферное давление). 6 класс, география
Самостоятельная работа на 15-20 минут по теме: АТМОСФЕРА ( состав, строение, температура воздуха, атмосферное давление). 6 класс, география...
Презентация "Вес воздуха. Атмосферное давление"
Данная презентация составлена по содержанию параграфов 40 и 41 учебника "Физика 7" Перышкина А.В. и может быть использована учителем в качестве иллюстративного материала при объяснении темы "Вес возду...
Методическая разработка урока физики в 7 классе "Вес воздуха. Атмосферное давление"
Урок объяснения и первичного закрепления нового материала материала по теме "Атмосферное давление" с компьютерной поддержкой из коллекции ЦОР. Урок сопровождает фронтальный и демонстрационны...
Презентация к уроку физики в 7 классе "Вес воздуха. Атмосферное давление"
Презентация рассказывает о строении, составе и значении атмосферы, о "парниковом" эффекте. Знакомит с опытами Торричелли и Паскаля по измерению атмосферного давления. Подготовлена к уроку в 7 кла...
Конспект урока по физике в 7 классе по теме « Вес воздуха. Атмосферное давление.»
Развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развёрнутый ответ; спос...