Урок физики в 8 классе "Электризация тел"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Антипина Ксения Викторовна

План-конспект урока по теме "Электризация тел при соприкосновении. Два рода зарядов". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл электризация тел150.18 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока №2

Антипина Ксения Викторовна

Класс: 8

Тема урока: Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

Цель урока: ознакомить учащихся с явлением электризации тел, доказать существование  двух типов зарядов, объяснить их взаимодействие.

Задачи урока (дидактические):

образовательные задачи:

  • Изучить явление электризации тела
  • Доказать существование двух типов заряда и объяснить их взаимодействие.

развивающие задачи:

  • развитие навыков анализировать, делать выводы
  • развитие умения находить примеры электризации тел в технике и природе
  • развитие логического мышления

воспитательные задачи:

  • воспитание аккуратности и бережного отношения к оборудованию кабинета
  • воспитание научного мировоззрения
  • пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям

Диагностические задачи:

  • воспроизводить основные понятия: электризация тел, электрический заряд
  • объяснять явление электризации тел, взаимодействие электрических зарядов
  • приводить примеры электризации в технике и природе

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

  1. Организационный момент (3 минуты)

Задачи: выработка позитивной мотивации, воспитание объективной самооценки.

  • Приветствие, психологический настрой на урок
  • Выявление отсутствующих
  1. Актуализация знаний (3 минуты)

Задачи: выработка позитивной мотивации, воспитание объективной самооценки.

Рассказ учителя:

Легенда гласит, что в VI веке до нашей эры дочь греческого философа Фалеса сказала ему, что её веретено, изготовленное из дорогого и красивого камня – янтаря (по-гречески – электрона), практически невозможно очистить от мусора – мелких кусочков шерсти, пуха, ниток. И чем усерднее она оттирает их от мусора своим хитоном, тем больше мелких кусочков прилипает к веретену. Философ не смог сразу объяснить происходящее своей дочери, но похвалив за внимательность, обещал подумать. Вечером Фалес, пробуя очистить веретено, заметил, что при натирании веретена в темноте видны искры. «Тут есть о чём подумать и поразмыслить с моими учениками», - решил Фалес. А явление замеченное дочерью Фалес назвал электричеством от слова электрон (янтарь).

Речь идет о распространённом явлении в природе и в жизни людей – электризации тел.

Почему это произошло? В чем суть физического явления? Это нам предстоит выяснить на сегодняшнем уроке.

В тетрадях записываем дату, классная работа, тема урока.

  1. Изучение нового материала (15 минут)

Задачи этапа:

  • усвоение понятий электризация, электрический заряд
  • усвоение метода исследования явления электризации и взаимодействия электрических зарядов

Работа в группах.

Учащиеся делятся на 4 группы. По 2 группы учащихся получают одинаковые задания. Во время выполнения задания учащиеся групп с одинаковым заданием могут консультироваться между собой, помогать.

Затем группы смешиваются таким образом, чтобы в состав новых групп входили учащиеся, выполнявшие оба задания, и происходит взаимообмен информацией (учащиеся выступают в роли учителей).

1 группа.

Прочитайте §25.

Ответьте на вопросы и обсудите их внутри группы:

1. Что такое электризация?

2. Приведите примеры электризации в жизни.

3. Какие существуют способы для электризации тел?

Проделайте эксперимент, результаты запишите в тетрадь.

Задание.   Изучение электризации различных тел.

Приборы и материалы 1) пленка полиэтиленовая, 2) полоска бумажная, 3) полоска резины, 4) эбонитовая палочка, 5) штатив, 6) нить, 7) карандаш, 8) кусочек меха.

Порядок выполнения работы

1. На нитях подвешен карандаш к лапке штатива.

2. Положите полиэтиленовую пленку на стол и натрите ее полоской резины. Поднесите полиэтилен и резину поочередно к концу подвешенного карандаша. Что вы при этом наблюдаете?

Карандаш ___________________.

3. Натрите эбонитовую палочку о мех и проделайте тоже самое, поднося поочередно к подвешенному карандашу.

Карандаш ___________________.

4. Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку и сильно прижмите полоски рукой. Разведите полоски, а затем приблизьте их друг к другу.

Полоски ______________________.


Вывод: тела можно наэлектризовать ____________________. В электризации участвуют всегда ___________ тела и электризуются после разделения_____________ тела.

2 группа

Прочитайте §26.

Ответьте на вопросы и обсудите их внутри группы:

1. Какие виды зарядов существуют в природе?

2. Какой электрический заряд принят за положительный, а какой — за отрицательный?

3. Как взаимодействуют заряды одинаковых знаков? разных знаков?

4. Проделайте эксперимент, результаты запишите в тетрадь.

Задание. Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов.

Приборы и материалы: 1) пленка полиэтиленовая на нити, 2) пленка полиэтиленовая, 3) полоска бумажная, 4) штатив, 5) эбонитовая палочка, 6) полоска резины.

Порядок выполнения работы.

1. Полиэтиленовую пленку, подвешенную на нити к лапке штатива, потрите осторожно кусочком бумаги.

2. Наэлектризуйте бумажную и полиэтиленовую полоски. Для этого на бумажную полоску положите полиэтиленовую пленку и разгладьте рукой. Поднимите полоски за концы, разведите их и медленно поднесите друг к другу.

Как они взаимодействуют? _______________________.

3. Поднесите поочередно бумажную и полиэтиленовую полоски к пленке, висящей на нити, и наблюдайте их взаимодействие:

Пленка с пленкой ________________________________;

Бумажная полоска с пленкой _____________________________;

4. Поднесите к заряженной полиэтиленовой пленке, висящей на нити, эбонитовую палочку, натертую о резину.

Пленка и эбонитовая палочка ________________________.

Пленка и резина _______________________________.


Вывод: в природе существуют ____________________ вида электрических зарядов. Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака _____________________, а тела имеющие заряды противоположного знака _________________________.

  1. Первичное закрепление материала (10 минут)

Задачи этапа: прочное усвоение ЗУН

Фронтальная работа по вопросам (первого отвечающего назначает учитель, затем ученик, ответивший на вопрос, называет, кто будет отвечать следующим).

1. Что такое электризация?

2. Приведите примеры электризации в жизни.

3. Какие существуют способы для электризации тел?

4. Какие виды зарядов существуют в природе?

5. Какой электрический заряд принят за положительный, а какой  за   отрицательный?

6. Как взаимодействуют между собой электрические заряды?

Задачи

1. Три пары легких шариков подвешены на легких нитях.

Какая пара шариков

   а) не заряжена?

   б) имеет разноименные заряды?

   в) имеет одноименные заряды?

2. Как будет вести себя незаряженный легкий шарик, подвешенный на  нити, если к нему поднести заряженное тело?

а) шарик притянется к заряженному телу,

б) шарик оттолкнется от заряженного тела,

в) шарик вначале притянется к заряженному телу, а затем оттолкнется.

3. Демонстрация учителя – наэлектризованную эбонитовую палочку подносим к листочкам электрического султана. Листочки поднимаются вверх.

Вопросы:

- Какой заряд получили листочки султана?

- Почему листочки не опускаются после того, как убрали палочку?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

4. Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения замятия, разрыва бумаги и возможности пожара.

Вопросы:

- Кто прав? Иван Иванович или комиссия?

- Как повысить производительность труда и снизить себестоимость       печатной продукции?

Учащиеся отвечают на вопросы

5. Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул гараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год.

Вопросы:

- Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?

- Прав ли был механик автоколонны?

- Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

  1. Рефлексия ( 5 минут)

Тест.

  1. Если резину потереть о шерсть  и коснуться ею некоторого тела,  то это тело электризуется ...
  1. Положительно. 2. Отрицательно. 
  2. Какой заряд имеет шарик, к которому поднесена   наэлектризованная палочка?

1. Положительный. 2. Отрицательный.

3.   Какой заряд имеет наэлектризованная палочка, поднесенная к      гильзе?

1. Положительный. 2. Отрицательный.

4. Если заряженное тело притягивается к стеклянной палочке, натертой о шелк, то оно заряжено ...

                         1. Положительно. 2. Отрицательно.

  1.  На рисунке  изображены три пары шариков. Какая пара имеет одноименные заряды?

  1. К эбонитовой палочке, натертой о мех, притягиваются тела, заряженные

1. положительным зарядом. 2. отрицательным зарядом.

 


Самопроверка теста, выставление оценок (с помощью документ-камеры)

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Вопрос 6

2

2

1

2

2

1

6.  Домашнее задание (2 минуты)

Задачи этапа: воспитание ответственности, совершенствование навыков самостоятельной работы.

§25§26 (читать, определения учить)

Приготовить доклад на тему «Использование электризации в технике и быту» (по желанию)

  1. Итог (2 минуты)

Задачи: подвести итоги урока.

  • Оглашение оценок за урок (комментарии учителя по работе на уроке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное  употребление причастных оборотов на уроке физики.»...

методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"

Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...