Сила трения-мастер класс
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Зональный этап республиканского конкурса «Учитель года 2015»
в Балтасинском муниципальном районе РТ
Мастер класс по теме «Сила трения» 6.03.15
Учитель физики высшей квалификационной категории
«Большеатнинская СОШ» Атнинского муниципального района РТ Мухарлямова Гульнур Азалевна
Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; Физика является сложным и трудным предметом. Как же быть нам, учителям, чтобы наши дети полюбили её?
Я предложила вам свою методику работы: изучение темы через создание и решение проблем. Проблемы заставляют ребёнка думать, выдвигать свои точки зрения, прислушаться к мнению других. Моя практика показывает - это эффективно и результативно.
Что ещё хорошо в физике, её можно связать с примерами из жизни. И это тоже эффективно.
При изучении темы можно выделить метапредметные и предметные результаты:
- Создаю условий для включения всех в активную деятельность; Формы, методы, технологии работы предлагаются, а не навязываются участникам; Процесс познания гораздо важнее, чем само знание; Форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
Метапредметными результатами обучения физике являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.
Предметными результатами обучения физике являются:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
- 1. Учебно-организационные:
- определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной деятельности;
- организовать деятельность в группах и парах.
- 2. Учебно-информационные:
- формулировать проблемные вопросы;
- качественно и количественно описывать объект;
- формировать программу эксперимента.
- 3. Учебно-логические:
- определять объект анализа;
- выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
- классифицировать информацию по различным признакам;
- уметь доказывать и опровергать;
- самостоятельно вырабатывать алгоритм действий;
Действия мастера | Действия участников | Комментарий мастера |
1.Толкните, пожалуйста, автомобили. | 1.Толкают автомобили | Создаю проблему Создаю условия для включения всех в активную деятельность; |
2.Почему автомобиль остановился? | 2.Автомобиль остановился из-за трения | Создаю проблему |
3.Где, в каком месте возникает сила трения? | 3.Между соприкасающимися поверхностями - между столом и колёсами | Создаю проблему, развиваю логическое мышление, заставляю думать, при этом дети получают новые знания |
4.Как вы думаете, куда направлена сила трения? | 4. Сила трения направлена против движения автомобиля | Создаю проблему |
5.Почему вы думаете, что против движения? | 5.Потому что у автомобиля уменьшается скорость. | Создаю проблему |
Вывод: Мы узнали, что между соприкасающимися поверхностями возникает сила трения. Сила трения направлена против движения тела. | ||
6. Давайте попробуем выяснить, по какой причине возникает сила трения? (работа в группах) | 6.Из-за шероховатости соприкасающихся поверхностей | Представляю раздражитель |
7. А если поверхности отшлифовать? | 7. Тогда будет действовать сила притяжения молекул соприкасающихся тел. | Создаю проблему |
Вывод: Мы определили причины трения: шероховатость соприкасающихся поверхностей и притяжение молекул соприкасающихся поверхностей | ||
8.На экране вы видите три ситуации. Чем они отличаются друг от друга? | 8.Движения разные: скольжение, качение, покой. | Сравнение и анализ |
9.Можем ли мы сказать, что трения разные? | 9.Наверное, можем: трение покоя, трение скольжения, трение качения. | |
Вывод: Мы определили три вида силы трения: сила трения покоя, сила трения скольжения и сила трения качения. | ||
10. Как выдумаете, какое трение имеет большее и какое меньшее значение? | 10.Трение покоя имеет большее, а трение качения меньшее значение. | Сравнение и анализ |
11. Можете ли вы привести из жизни примеры, доказывающее это? | 11.Тело можно перевести на тележке - легко вести, так как трение мало; можно тащить – тяжело, так как трение больше. | |
Вывод: Мы научились сравнивать силы трения. | ||
12.Сейчас я предлагаю Вам выполнять исследовательскую работу в группах. Сообщаю: Учёные утверждают, Сила трения зависит от рода трущихся поверхностей и от силы нормального давления. Нужно проверить справедливость этих утверждений. Группа 1. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей. Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги. | 12. Выполняют работу и делают вывод. | Групповая работа-сотрудничество Применяю дедуктивный метод |
Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. | Выполняют работу и делают вывод. | Групповая работа-сотрудничество |
Вывод: Сила трения зависит от материала трущихся поверхностей и от силы нормального давления. | ||
13.Как выдумаете, трение нам друг или враг? | 13. Высказывают свои мнения, приводят из жизни примеры. | Создаю проблему Игра «Адвокаты и прокуроры» |
14.Если трение друг, его нужно поддержать, то есть увеличить. А если трение враг, от него нужно избавиться. Но полностью от трения избавиться нельзя, можно уменьшить. Приведите, пожалуйста, примеры | 14. Высказывают свои мнения, приводят из жизни примеры. | Создаю проблему |
15. Можно ли трение уменьшить? Если да, то когда? | 15. Высказывают свои мнения, приводят из жизни примеры. | |
16.Что было бы, если бы не было трения? | 16. Высказывают свои мнения, приводят из жизни примеры. | Проектная работа в команде(мини сочинение) |
17. Сила трения скольжения бруска о поверхность стола зависит
1) от площади соприкосновения бруска и стола 2) от скорости движения бруска по столу 3) от силы нормальной реакции, действующей со стороны стола на брусок 4) от площади соприкосновения бруска и стола и от скорости движения бруска по столу | 17.3адача ЕГЭ и ОГЭ | Тест |
Вывод: Уважаемые коллеги, я показала, как можно с помощью решения проблем, связанных с жизнью легко понять возникновение, направление, вред и пользу, изменение силы трения. |
Группа 1
Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей
Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист гладкой бумаги, лист наждачной бумаги.
Указания к работе:
Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:
а) по поверхности линейки
б) по гладкой бумаге;
в) по наждачной бумаге.
Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра.
В каком случае трение больше?
Сделайте вывод: сила трения зависит (не зависит) от рода трущихся поверхностей.
Группа 2
Изучение зависимости силы трения скольжения от силы нормального (перпендикулярного) давления
Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, линейка
Порядок выполнения работы:
1. Положите на линейку брусок, а на него – груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра.
2. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска.
3. Положите на брусок третий груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Сравните полученные данные.
Сделайте вывод: чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем ….. сила трения скольжения. Следовательно, сила трения зависит(не зависит) от силы нормального давления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Сила тока. Единицы силы тока." 8 класс
Тест составлен в программе Mytest для проверки уровня знаний учащихся 8 класса по теме «Сила тока. Единицы силы тока», соответствует содержанию учебника А.В.Перышкина.Тест составлен по учебно-методиче...
Технологическая карта урока по физике. Тема: "Сила тяготения. Сила тяжести.", 7 класс
Технологическая карта урока по физике. Тема: "Сила тяготения. Сила тятяжести.". 7 класс. УМК: Пёрышкин А.В....
План -конспект урока по теме "Сила. Явление тяготения.Сила тяжести" (7 класс)
Урок изучения нового материала и его первичного закрепления, построенный на личностно ориентированном подходе. Урок проводится в форме беседы с элементами исследовательской деятельности. В С цел...
самостоятельная работа по теме "Сила Ампера. Сила Лоренца" 9 класс
самостоятельная работа по теме "Сила Ампера. Сила Лоренца" 9 класс состоит из 8 вариантов. Пять заданий в кадом варианте....
Открытый урок по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести" 7 класс
Открытый урок по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести" 7 класс...
Презентация к уроку "Сила Ампера, сила Лоренца" (9 класс)
Презентация позволяет не использовать для объяснения обычную доску, а показать и объяснить детям все рисунки в хорошем качестве.Может быть использована, как краткий конспект для повторения по теме....