Свободное падение тел.
план-конспект урока по физике (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Тема урока: «Свободное падение тел».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: сформировать представление о свободном падении тел.
Планируемые результаты:
Личностные: участвовать в обсуждении проблем; интерес к изучению темы, желание применять приобретенные знания и умения; формировать умение слушать и вступать в диалог.
Метапредметные: формировать умение видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.
Предметные: объяснять явления, выявляемые в ходе эксперимента, решать качественные задачи на свободное падение тел;
экспериментально измерять скорость своей реакции с помощью линейки и ускорения свободного падения, скорость тела, брошенного горизонтально, и время его падения.
Основные понятия: свободное падение, ускорение свободного падения, равноускоренное движение, ускорение.
Ресурсы:
Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни — М.: Просвещение, 2009.
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике: для 9-11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1994.
http://video.yandex.ru/users/alkuz/view/31/# видеоролик «Опыты Галилея с падающими телами».
http://rutube.ru/tracks/3167081.html - видеоролик «Свободное падение тел в трубке Ньютона».
АРМ, мультимедийная презентация к уроку.
Формы обучения на уроке: индивидуальная, фронтальная.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1. Организационный момент. | Приветствие учащихся, контроль готовности к уроку. | Включаются в учебную деятельность. |
2. Актуализация знаний. | Вступительное слово учителя. Объявление темы урока. (слайд 1) Предлагает обучающимся решить тест. | Отвечают на вопросы теста. |
3. Изучение нового материала. | Создание проблемной ситуации: тела равной массы должны падать на землю одновременно? Возьмём два одинаковых тетрадных листка. Один из них скомкаем. Изменилась ли при этом его масса? Отпустим оба листка одновременно с одинаковой высоты – скомканный листок падает быстрее! Теперь возьмём учебник и тот же тетрадный листок и отпустим их с одной высоты – учебник падает быстрее, как и должно быть по Аристотелю. Положим тетрадный листок на учебник и повторим опыт. Что упадёт быстрее? Учебник и листок падают одновременно, не смотря на то, что у них разная масса! Проверка гипотезы: (слайд 2-3) просмотр видеороликов: 1) Опыты Галилея с падающими телами в г. Пизе; 2) Свободное падение тел в трубке Ньютона. | Участвуют в беседе с учителем. Ученики смотрят и комментируют видеоролики. |
4. Закрепление новых знаний. | Комментирование и оказание помощи при решении задач. (слайд 4-7) | Решают у доски и в тетрадях задания. |
5. Рефлексия. | Организация рефлексии. (слайд 8) | Осуществляет самооценку своей деятельности на уроке |
6. Домашнее задание. | Учитель предлагает домашнее задание: §§ 17 - 18, упр. 4 (3,4). (слайд 9) | Записывают в дневники домашнее задание. |
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- Как называется движение с постоянной скоростью?
- Как называется величина, равная изменению скорости в единицу времени?
- Как называется движение с постоянным ускорением?
- В каких единицах измеряется ускорение?
- Ускорение равно 10 м/с2, что это означает?
3. Изучение нового материала.
Создание проблемной ситуации.
Просмотр видеороликов:
1) Опыты Галилея с падающими телами в г. Пизе;
2) Свободное падение тел в трубке Ньютона.
Работа с учебником стр.37-39.
Какую величину мы найдём, используя выражение ? (проекцию перемещения при v0=0)
Чему равно ускорение свободного падения вблизи поверхности Земли? (g=9,81 м/с2)
Ускорение свободного падения - величина векторная и численно равная 9,8. Ускорение g=9,8 м/с2 свободного падения всегда направлено вертикально вниз, даже если тело подбрасываем вверх, т.к. все тела, брошенные с какой-либо высоты или подброшенные вверх всегда испытывают земное притяжение. Теперь давайте сделаем рисунок падающего вниз тела. 7 мин.
Итак, мы выяснили, что g=9,8 м/с2, а это есть среднее значение ускорения свободного падения, т.к. ускорение свободного падения в разных местах отличается. Например, на полюсе Земли значение " g " больше среднего, на экваторе меньше среднего.
Так как свободное падение – это равноускоренное движение, значит, характеристики движения можно определить по формулам (OY направлена вертикально вверх)
Формулы для определения характеристик свободно падающего тела:
V0= 0; Vy= gyt; Sy= (gyt2)/ 2
4. Закрепление новых знаний.
1. Чему будет равна скорость потока воды в водопаде через 4 секунды от начала падения?
2. С какой высоты упала сосулька, если время ее падения 3 секунды?
3. Сколько времени длился прыжок спортсмена, если в момент касания земли его скорость была 20 м/с?
5. Рефлексия.
- Сегодня я узнал…
- Я понял, что…
- Я научился….
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось….
6. Домашнее задание: § 17 - 18, упр. 4 (3,4).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Свободное падение"
Разработка урока "Свободное падение"...
Гравитационное поле Земли. Ускорение свободного падения Земли.
Описано гравитационное поле Земли, ускорение свободного падения Земли, движение тела, брошенного под углом к горизонту, баллистическая траектория....
Самостоятельная работа "Свободное падение" 9 класс.
Данная работа включает 1 вариант "Свободное падение", 2 вариант "Движение тела вертикально вверх" (тест)...
Открытый урок по теме "Свободное падение", 9 класс
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок построен по ТРКМ. Основная цель урока: формирование понятия свободного падения через проведение исследований, показывающих несоответстви...
Урок физики с использованием ЭОР в 9 классе по теме" Свободное падение"
Данный материал содержит тест на повторение ранее изученного материала,а также интерактивные модели свободного падения, видеоматериал....
Методические рекомендации к уроку "Свободное падение. Ускорение свободного падения"
Данный материал поможет учителю к подготовке к уроку в 9 классе. Предлагаю план урока, с описанием демонстраций уроков, с сылками на Цифровые образовательные ресурсы, с решением задач....
Методическая разработка открытого урока по физике на тему "Свободные и вынужденные колебания. Динамика колебательного движения. Лабораторная работа «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»."
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Основные цели и задачи урока:1. Создание условий для усвоения учащимися понятия о механических колебаниях, включения их в...