Рабочая программа по физике (9 класс)
рабочая программа по физике (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСПЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено: На заседании ШМО ЕМЦ ___________Рубаненко Л.Н. Протокол № ___ от «___»___________2015 г. | Согласовано: Заместитель директора по УВР ________Шибаева О.А. | Утверждено: Директор школы _________Гайдукова М.А. Приказ № ____ от « ___»__________2015 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«ФИЗИКА»
9 класс, II уровень
на 2015-2016 учебный год
Разработана: Южиковой М.А.,
учителем физики высшей
квалификационной категории
с.Успенка, 2015 год
Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа» и Программой для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010. Авторы программы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин.
Учебно-методический комплект:
- Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2012;
- Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина, Е.М.Гутник. «Физика.9 класс» / под ред. Е.М. Гутник, Е.В. Рыбаковой, Е.В. Шарониной. - М.: Дрофа, 2005;
- Дидактический материал. Физика 9 класс. Марон А.Е., Марон Е.А.- М.: Дрофа, 2012;
- Сборник задач по физике для классов общеобразовательных учреждений / А.П. Рымкевич, П.А. Рымкевич. — М.: Просвещение, 2008.
На изучение физики в объеме обязательного минимума содержания образовательных программ в учебном плане МБОУ «Успенская СОШ» отводится 2 часа в неделю (70 часов за год), что соответствует БУП 2004.
Знания, приобретенные обучающимся при изучении физики, применяются в математике, биологии, химии, географии, ОБЖ, технологии.
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки.
Изменений в рабочей программе по количеству часов нет. Рабочая программа полностью соответствует авторской.
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Планируемые результаты обучения физике в основной школе: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Учащиеся должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.
С целью реализации деятельностного подхода в данном классе планируется использование активных методов обучения и групповых форм работы.
Средства обучения: физические приборы; графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики); дидактические материалы; учебники физики; учебные пособия по физике, сборники задач.
Технологии обучения :проблемное обучение; игровое обучение; ИКТ; личностно ориентированное обучение; дифференцированное обучение; метод проектов.
Формы контроля: устный опрос; самостоятельные работы; тесты; лабораторные работы; контрольные работы.
Формы и методы работы с детьми, испытывающими сложности в обучении: индивидуальная работа; наглядный метод; словесный метод; практический метод с опорой на схемы, таблицы, пояснения.
Структура изучаемого предмета
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Законы взаимодействия и движения | 26 |
2 | Механические колебания и волны | 10 |
3 | Электромагнитное поле | 17 |
4 | Строение атома и атомного ядра | 11 |
5 | Обобщающее повторение курса физики 7-9 классов | 6 |
Итого: | 70 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
- смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
применять:
- приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литература для учителя:
Основная:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 334 с.
- А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Физика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2012.
- А.Е. Марон, Е.А. Марон Физика. 9 класс: Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2012.
- Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова, Е.В. Шаронина. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина, Е.М.Гутник «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова, Е.В. Шаронина. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2005.
- А. П. Рымкевич, П. А. Рымкевич. Сборник задач по физике для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2008.
Дополнительная:
- А.Е.Марон, Е.А. Марон. Физика 9. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. Санкт-Петербург: Иван Федоров, 2007.
- О.И. Громцева. Контрольные и самостоятельные работы по физике 9 класс ( К учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс». М.: Дрофа) - М.: Экзамен, 2010.
- О.И. Громцева. Тесты по физике (К учебнику А.В. Перышкина, Е.М.Гутник «Физика. 9 класс». М.: Дрофа) - М.: Экзамен, 2013.
4. Н.И. Зорин. Контрольно-измерительные материалы. - М.:ВАКО, 2012.
Интернет-ресурсы:
1. Учебное электронное издание. Интерактивный курс физики для 7 - 11 классов. Лаборатория Кирилл и Мефодий. 2004.
2. www.edu.ru- "Российское образование" Федеральный портал.
3. www.school.edu.ru - "Российский общеобразовательный портал".
4. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
5. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"
6. www.festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
Литература, рекомендованная для учащихся:
Основная:
- Перышкин А. В., Е.М. Гутник. Физика.9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2012.
- А. П. Рымкевич, П. .А. Рымкевич. Сборник задач по физике для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2008.
Дополнительная:
1. Я.И. Перельман. Занимательная физика / Я. И. Перельман. — М.: Наука, 1980.
2. Я.И. Перельман Я. И. Знаете ли вы физику? / Я. И. Перельман. — М.: Наука, 1992.
Критерии и нормы оценки и контроля знаний обучающихся
Критерии оценивания по предмету соответствуют положению «О системе оценок знаний, умений, навыков, компетенций учащихся основного, среднего (полного) общего образования МБОУ «Успенская СОШ»
Оценка устных ответов обучающихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов соответствующего уровня сложности (I и II), который, в свою очередь соответствует требованиям обязательного стандарта физического образования в основной школе.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью соответствующего уровня сложности (I и II), но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится за работу выполненную полностью соответствующего уровня сложности (I) без ошибок и недочётов, или не менее 2/3 всей работы соответствующего уровня сложности (I и II),но при этом допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3, или не выполнены верно все задания уровня сложности (I) .
Оценка знаний при тестировании
Система оценки тестов ориентирована на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем чтобы обучающиеся постепенно привыкли к другому виду оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки, оценке по традиционной, пятибалльной системе. Все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
80% и более | 5 |
60-80% | 4 |
30-60%% | 3 |
менее 30% | 2 |
Для тестирования используются контрольно - измерительные материалы по физике.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два – три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки: опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения, или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Примечания
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.
Перечень ошибок
Грубые ошибки:
- незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения;
- неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
- неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов;
- небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам;
- неумение определить показание измерительного прибора;
- нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки:
- неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений;
- ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем;
- пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин;
- нерациональный выбор хода решения.
Недочеты:
- нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач;
- арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата;
- отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
- орфографические и пунктуационные ошибки.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Тексты контрольных работ взяты из дидактического материала А.Е.Марон, Е.А.Марон. Физика. 9 кл. – М.: Дрофа, 2012.
Лист корректировки к рабочей программе
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Что скорректировано | Дата прове- дения по факту | Подпись зам. ди- ректора по УВР |
Тексты контрольных работ взяты из дидактического материала А.Е.Марон, Е.А.Марон. Физика. 9 кл. – М.: Дрофа, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.
Предлагаю рабочую программу к учебнику "Физика-7", автор А. В. Перышкин....
Рабочая программа по физике 9 класс
Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое планирование составлено на основе стандарта РФ основного общего...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Тематическое планирование для 10 класса...
Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.
Рабочие программы по физике по учебникам Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...