Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС "Сила Архимеда - выталкивающая сила".
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
Урок, "Сила Архимеда - выталкивающая сила", включен в тему "Давление твердых тел, жидкостей и газов" 7 класса. Данная разработка урока представлена в виде технологической карты. Методическая разработка урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Предложен подробный конспект урока с этапами и запланироваными для них целями. Определены для каждого этапа возможные УУД и методы, с помощью которых они формируются. Представлен подробно этап урока - рефлексия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Методическая разработка урока (занятия) в соответствии с требованиями ФГОС"
Тема урока: Сила Архимеда – выталкивающая сила
“Следствие ведут знатоки”
Автор: Шинкоренко Ольга Владимировна
Должность: учитель физики
Образовательное учреждение:
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №37 имени Новикова Гаврила Гавриловича" г. Кемерово
Описание разработки.
Конспект урока предложен в виде технологической карты, как это требуется по ФГОС. Урок содержит тему урока, форму урока. Определены цели учителя и цели ученика. Показаны методы и приемы, использованные для проведения урока. Здесь представлены все этапы урока, определены цели для каждого этапа. Постаралась четко обозначить действия учителя и действия учеников на уроке. Прописаны возможные УУД, формируемые во время урока и результаты взаимодействия.
Краткие рекомендации к использованию.
Предложен дополнительный материал:
Приложение 1 "Таблица самооценивания" - используется на протяжении всего урока. По этой таблице можно дважды за урок
оценить ученика (нормативная - за знания текущего материала; вертикальная - за личностный рост ученика).
Приложение 2 "Самооценивание совместной работы в группе" - здесь можно увидеть и оценить работу каждого ученика в кол
лективной работе.
Приложение 3 "Вопросы на рефлексию" - благодаря этим вопросам ребята смогут посмотреть на себя и свою работу со стороны.
Дать честный ответ на предложенные вопросы на эмоциональной волне.
Приложение 4 "Оценивание мыслительных способностей" - это оценивание ведет учитель на протяжении всего урока, наблюдая
за работой ребят.
Презентация В презентации предложены задания для 6 групп.
Данный урок рассчитан на то, что ребята самостоятельно должны добывать новые знания.
Технологическая карта урока по физике 7 класс
Тема урока Сила Архимеда – выталкивающая сила “Следствие ведут знатоки”
Эпиграф урока “Покупать продукт или делать его самому – это два образа жизни”
Тип урока Усвоение нового материала (совсем необычный урок) | Форма урока Проблемно – поисковая | ||||
Цели для ученика Аффективные - Развивать мышление и способствовать самостоятельному познанию реального мира; - Уметь иметь собственное видение и понимание; - Уметь делать выводы. - Развивать навыки самоорганизации. Когнетивные - Понимать роль эксперимента в физике; - Понимать методы, применяемые для установки физических фактов. Психомоторные - Уметь безопасно работать с приборами; - Создать коммуникативное пространство для результативной работы в группах. | Цели для учителя Образовательные - Создать ситуацию, при которой ребята примут учебное действие; - Через эксперименты выйти на открытие “закона Архимеда”; - Помочь учащимся увидеть результаты своего труда. Развивающие - Развивать элементы творческой деятельности как качества мышления интуиции, пространственного воображения, смекалки. - Суметь реализоваться в этом уроке. Воспитательные - Воспитывать средствами урока уверенность в своих силах; - Воспитывать активную позицию. | ||||
Методы организации учебно – познавательной деятельности: Гностический – усвоение учебного материала путем самостоятельных размышлений над проблемными ситуациями. Методы стимулирования мотивов интереса – опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации успеха. | Оборудование урока: УМК- Грачев А.В., Погожев В. А.; приборы для проведения экспериментов; таблицы самооценивания своих знаний; таблицы самооценивания своей работы на уроке; таблица оценивания мыслительных способностей. | ||||
Опорные понятия, термины: давление, сила давления, давление жидкостей и газов, закон Паскаля, гидростатическое давление, плотность жидкостей и газов, динамометр. | Новые понятия: выталкивающая сила, направление выталкивающей силы, закон Архимеда, подъемная сила, условия плавания тел. | ||||
Формы контроля Нормативный - оценка при сравнении результатов работы учащихся с научными результатами (сверка с образцом); Вертикальный - оценка за “рост” ученика (сравнение его с самим собой вчерашним) Горизонтальный – оценка при сравнении результатов работы учащихся одного относительно другого. | Домашнее задание: Необычайная обычность - Переложите этот стишок на язык физики, и получите формулу, выражающую силу Архимеда. “Если тело в воду бросить или просто опустить будет сила Архимеда снизу на него давить. Если вес воды в объеме погруженной части знать, можно силу Архимеда очень просто рассчитать” | ||||
Этап урока и его цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Вводный - создать коммуникативное пространство для творческой деятельности учащихся | По традиции начало урока “Вдох” – задержка дыхания, “Выдох” – задержка дыхания. | Ребята выполняют просьбу учителя | Перцептивные: словесные и практические методы. | Коммуникативные -согласованно выполнять совместную деятельность; Регулятивные - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; | “Вдох” – активизирует, “Выдох” – успокаивает. Создано коммуникативное пространство для результативной работы учащихся. |
Актуализация - создать соответствующий эмоциональный настрой; - психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала; - ставятся проблемные вопросы, возникает проблемная ситуация, а из нее вырастают учебные проблемы. | Предлагает поработать с таблицей самооценивания (приложение 1) . | Ребята самостоятельно отвечают на вопросы; | Методы контроля – проверяющие: - по операционно; - по конечному результату. | Личностные - выработать свою жизненную позицию в отношении мира Познавательные - применить действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования Метапредметные – умение определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать; | Знаю ”Что……” это вопросы первого порядка на знание учебного материала (оценка нормативная) Знаю ”Как…” и Знаю “Зачем…” вопросы более высокого порядка, требующие расширенных знаний по данной теме. Навыки высокого мышления помогают использовать знания для решения проблем, анализа и оценки, понять, насколько глубоко изучен данный материал. Знаю ”Я…..” дает возможность увидеть, насколько произошло внутреннее изменение ученика. Работу ученика с таблицей можно оценить дважды: нормативно и вертикально. Ребята повторили пройденный материал и готовы к восприятию новой темы. |
Основной - включение всех ребят в работу своих микрогрупп (наблюдатели из числа присутствующих); - самостоятельное изучение нового материала через эксперименты. | Учитель обращает внимание ребят на Эпиграф: - Ваше отношение к нему? - На что он вас нацеливает? - Какой смысл заложен в нем? Учитель читает Моря и пустыни. Земля и Луна. Свет Солнца и снега лавины…. природа сложна, но природа одна, законы природы - едины. Вот плот и корабль, поплавок рыбака, плывут, как по небу плывут облака. Но камень в воде не плывет, как бревно, и камнем бревно не уходит на дно? В чем сущность явлений? На это ответ искал сиракузский мудрец – Архимед. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Тема урока: - Попробуйте соединить в единое целое эпиграф и тему урока, - Соответствует ли эпиграф теме урока? Учитель дает установку: - Вы, Архимеды, – должны пройти путь великого ученого и сделать первые шаги к ответу на сущность этих явлений Помните!! Ученый идет путем неизвестным никому. Вы же идете путем неизвестным только вам!! Перед началом работы попробую Вас удивить: В одной африканской школе ребята читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств. Начнем знакомство с водой с экспериментов. Учитель - раздает карту движения каждой микрогруппе. – у каждой команды задание индивидуальное. Прежде всего, нам необходимо простроить модель исследовательской работы и определиться в процедурах, которые будем включать в эту модель. | Ребята высказывают свое мнение об эпиграфе: - Знания, полученные в результате своей деятельности прочнее тех, что получены в результате объяснения учителем. Ребята высказывают свои предположения, наверное, опираясь на то, что видят у себя на столе. - Эпиграф полностью соответствует теме урока, - Эксперимент – самостоятельная поисковая работа – результат (прочные знания). Вспоминают путь ученого: - Наблюдение, - Гипотеза, - Эксперимент, - Теория (качество, количество, прогноз) “Даешь открытие” – новые знания. Простраивают модель исследовательского обучения: - Обсуждение проблемы и способов ее формулирования; - Планирование исследовательской деятельности (определение цели, последовательности действий, подготовка к эксперименту); - Осуществление исследовательской деятельности (построение гипотез, сбор данных, проведение эксперимента, подведение итогов); - Подготовка к выступлению по защите своих открытий; - Оценка и интерпретация результатов (оценка содержания, оценка процесса) | Гностический - исследовательские методы; - эвристические ме тоды (частично-поисковые) | Регулятивные – - целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные - поиск и выделение информации; - умение структурировать знания; - построение логической цепочки рассуждений, доказательств. - умение строить речевое высказывание; - умение слушать и слышать товарищей; - умение тактично спорить; | Проблема учителя становится проблемой учащихся – поле деятельности для учащихся задано. Учащиеся ставятся в ситуацию самостоятельного овладения понятиями, способами решения проблем в процессе познания, а роль учителя - координатор. На протяжении всего урока учитель отслеживает мыслительную работу ребят и отмечает в таблице (приложение 4) Фактор успеха – класс! - развитие товарищей по классу; - их успеваемость; - их жизненные планы. Подготовка к выступлению по защите своих открытий: - приобщает ученика к самостоятельной работе; - учит его грамотно передавать содержание своих открытий; - правильно держать себя перед аудиторией, корректно вступать в диалог Это жизненно полезный навык для современного человека. |
Оценочный акт - оценить работу каждого ученика | Предлагает контрольно - оценочные акты. (приложение 2 – Самооценивание совместной работы в группе) Можно предложить ученикам разработать собственные критерии оценивания своих работ | Ученики анализируют все стороны своего учебного процесса. Это ведет к более глубокому пониманию обучения.
Заполняют бланк (Самооценивание совместной работы в группе) Они предлагают собственные, разработанные критерии оценивания своих работ. | Контролирующие: - пооперационно; - по конечному результату - по условным пара метрам. Диагностические: - личностные качества; - учебные умения. | Регулятивные – - оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения; | Выставление оценок является стимулирующим фактором для дальнейшей работы учащихся и предоставляет ему сведения об успешности его учебной деятельности. |
Рефлексия - взгляд внутрь себя: - ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; - какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; - какой вклад в общее дело он может внести; - может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников. | Предлагает ребятам осмыслить свое обучение. Оценить своё состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности: по содержанию, по форме деятельности, по цели (эмоциональная). Учитель предлагает вопросы на рефлексию. (приложение 3- Вопросы на рефлексию) Просмотреть свои открытия и подготовить отчет для выступления. | Ребята отвечают на предложенные вопросы Просматривают свои открытия и готовят отчеты в виде: выступления, презентации. | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения и отличий от эталона; - оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. | Научить высказывать свои мысли и соображения, и понять - ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; - какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; - какой вклад в общее дело он может внести; - может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников. Закрепление полученных знаний, привитие интереса, желание и стремление к дальнейшим “открытиям”. | |
Окончание урок | Предлагает закончить урок традиционным пожатием рук и благодарностью друг друга за приятно проведенное вместе время. | Ребята выполняют просьбу учителя. | Снимается напряжение по окончании урока. Это положительный, эмоциональный настрой для следующего урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики в 7 классе: « Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела».
Активная форма обучения с использовагнием дидактических игр и презентации к уроку делает его запоминающимся и непохожим на другие....
Проект разработки урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему "Выпиливание лобзиком"
В этой презентации показана технологическая карта урока по теме "Выпиливание лобзиком" в соответствии с требованиями ФГОС....
Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме «Архимедова сила»
Урок изучения нового материала на основе исследовательской деятельности учащихся...
Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС
Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС по истории на тему "Отечественная война 1812 года"...
Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС "Сила Архимеда - выталкивающая сила".
Урок, "Сила Архимеда - выталкивающая сила", включен в тему "Давление твердых тел, жидкостей и газов" 7 класса. Данная разработка урока представлена в виде технологической карты. Методическая раз...
Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС ОО Тема: Л.р. № 7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»
Тема: Л.р. № 7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»Класс: 7Тип урока: Лабораторная работаОборудование: учебник, микроскопы, раздаточный материал (раковины моллюсков, чешуя рыб...
Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Уравнение».
Урок открытия нового знания, разработан в системе деятельностного подхода в обучении. На уроке совершенствуются навыки решения, уравнений и задач. На уроке использовались различные в...