Разработка урока в 10 классе по теме: Тепловые двигатели и их роль в жизни человека
учебно-методический материал по физике (10 класс) на тему
Урок-конференция в 10 классе по теме: Тепловые двигатели и их роль в жизни человека. Урок включает в себя историческую справку о развитии тепловых двигателей, модель теплового двигателя, решение экологических проблем, связанных с использованием тепловых двигателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_-_teplovye_dvigateli.odt | 21.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАЙНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ»
Открытый урок
«Тепловые двигатели и их
роль в жизни человека»
(урок-конференция)
10 КЛАСС
Урок подготовила и провела
учитель физики
Елисова С.М.
р.п.Майна
Эпиграф. Человек родился быть господином,
повелителем,царем природы.Но мудрость,
с которой он должен править не дана ему от
рождения:она приобретается учением.
Лобачевский.
Цель урока:
- познакомить учащихся с различными направлениями теплотехники;
- уметь составлять и объяснять схемы действия тепловых двигателей;
- учиться составлять конспекты,делать выводы;
- развитие мышления,познавательного интереса,умение видеть главное.
Этапы:
1. Актуализация опорных знаний.
2. Проблемные ситуации.
3. Постановка опытов.
4. Выдвижение гипотез на основе опытов.
5. Решение задач.
6. Закрепление знаний учащихся.
7. Итог урока.
I. Фронтальное повторение I и II закона термодинамики.
- Можно ли сформулировать II закон термодинамики так: без совершения работы тепло переходит от более нагретого тела к менее нагретому, а не наоборот?(можно)
- Приведите примеры необратимых термодинамических процессов.
А) Два одинаковых тела, находящихся при разной температуре,
привели к соприкосновению. Что произойдет?
Б) В данном сосуде — разряженный газ,в другом сжатый. Какой
процесс будет наблюдаться, если сосуды соединить?
Необратимый ли это процесс?
- Изобразите схематично необратимые процессы.
- Что было бы, если бы II закон термодинамики перестал действовать?
II. Наша цивилизация — машинная цивилизация, причем больше тепловых
машин различных видов. Но принцип действия их один: он основывается на
законах термодинамики. Несомненно, без тепловых двигателей жизнь сразу
же затормозилась: не было бы электричества,транспорта. Поэтому тепловые
двигатели — это достижение человеческой мысли.
1698 г. англ. Севери паровые двигатели1763 г. рус. Ползунов
1870 г. фр. Ленуар ДВС1876 г. нем. Отто
1889 г. швед. Лаваль — паровая турбина.
Что же такое тепловой двигатель и каково его устройство?
Тепловой двигатель — это устройство для превращения внутренней энергии
топлива в механическую.
У всех тепловых двигателей есть общие черты.
А) Нужен объект, который совершает работу(газ) — рабочее тело;
Б) Согласно II закону термодинамики необходим элемент по преобразованию внутренней энергии топлива в энергию газа — это нагреватель(чаще всего камера сгорания);
В) Согласно II закону термодинамики не вся энергия превращается в работу, часть ее отдается холодильнику. Во многих случаях это окружающая среда и воздух.выхлоп газов 35%
потери в системе охлаждения 25% при трении 10-15%
Энергия топлива — А пол.
25% + потери
3.Тепловые двигатели природы (вулканы,гейзеры,круговорот воды...)
4.Простейшие тепловые машины:выстрел из ружья:сгорание пороха,работа
газа по выталкиванию гильзы.
III. Опыты.
- 1. Нагревание пробирки с водой и вылет пробки: получение высококачественного пара, работа пара при расширении и выталкиванию пробки.
2. Высокий химический стакан с водой. Внутри находится перевернутая пробирка,частично заполненная водой. Предсказать поведение пробки при нагревании жидкости.
Ответ теоретически обоснавать,проверить экспериментально.
По мере нагревания воды нагревается и воздух
- в пробике и при кипении в верхнюю часть пробирки
попадают всплывающие пузырьки пара. В результате
из пробирки вытесняется часть воды-пробирка начнет
всплывать. При соприкосновении с воздухом она
немного остынет и вновь погружается в воду.
Плитка
Процесс переодический. Имеем тепловой двигатель.
Определите КПД этого теплового двигателя.
Дано: Решение:
t1=100°C 373K T1-T2
t2=20°C 293К n= T1
n-? 373K-293K
n= 373K =20%
Реальный паровой двигатель имеет n=20%
IV.
1.ДВС(виды,применение,характеристики,таблица)
2.С.Карно-создатель термодинамики (интересные факты биографии)
3.Интересные модели тепловых двигателей.
4.Проблемы и пути повышения КПД тепловых двигателей.
КПД тепловых двигателей:
ДВС(дизельный) 40%
ДВС(карбюраторный) 35%
Тепловая машина 28%
Паровая машина 25-30 %
Реактивный двигатель 25-40%
Паровая поршневая машина <15%
Паровоз <9%
- Повышение температуры нагревателя;
- Сокращение тепловых потерь;
3. Использование экологически чистого топлива(Н2)
4. Изменение пропорции тепловых двигателей в стороу более экономичных;
5. Улучшение за счет регулирования процесса сгорания.
5) Применение тепловых двигателей (быт, траспорт, с/x, авиация,космонавтика).
6) Экологические проблемы использования тепловых двигателей
Пути уменьшения загрязнения окружающей среды.
- Использование в автомобилях вместо карбюраторных двигателей дизелей,в топливо которых не добавляют свинца;
- Разработка и испытание электродвигателей,использующих в качестве топлива водород;
- На тепловых электростанциях,работающих на угле, которые выбрасывают большое количество оксидов серы в газах. Пропускают эти газы через специальные устройства-скрубберы, в которых сера связывается с известью, тогда концентрация оксида серы существенно уменьшается;
- Сжигание угля в кипящем слое. В этом случае зола не плавится, т.к. горение идет при более низкой температуре, чем в факеле.Если в кипящий слой добавить известняк, то он погасит оксиды серы.
V. Учащиеся говорят решение задачи у доски.В это время класс решает задачу, а затем разбирают задачи на доске.
В паровой турбине расходуется дизельное топливо массой 0,35 на 1 квт.ч мощности. Температура поступающего в турбину пара 250C, холодильника 30С. Вычислите фактический КПД турбины и сравните его с КПД идеальной тепловой машины, работающей при тех же температурах.
Дано: СИ Решение:
t1=2500 C 523К n1= An/Q Q=g*m
t2=300C 303К n1=3,6*106 Дж
m=0,3кг 4,2*107Дж/*0,35кг = 0,24=24%
А= 1 кВт.ч 3,6*106 Дж Т1 - Т2
g=4,2*107 Дж/кг n2=
Т1
n1-? n2=(532К-303К)/532К=0,42=42%
n2-?
Ответ: n1=24%; n2=42%
VI.Тест.
- Выберите ответ, в котором перечислены только физические явления.
А) Давление газа, КПД, телеплопередача
Б) I закон термодинамики, изохорный процесс, работа газа.
+В) Теплопередача, адиабатный процесс, расширение газа.
Г) Давление, температур, объем.
Д) Давление, расширение газа, изотермический процесс.
2. В каком из утвержденй названы лишь средства описания т-д процесса.
А) I закон термодинамики, изотермический процесс.
+Б) II закон термодинамики, изотерма.
В) II закон термодинамики, теплопередача.
Г) Теплота и измерение внутренней энергии
Д) Теплоемкость, расширение газа.
3.Выберите ответ, полнее и правильнее характеризующий цикл Карно.
А) Неравновесный, обратимый.
+Б) Равновесный, обратимый, самопроизвольный.
В) Неравновесный, обратимый.
Г) Необратимый, самопроизвольный.
Д) Нет верного ответа.
- Выберите полную и точную формулировку I закона термодинамики.
А) Энергия замкнутой системы повторяется.
Б) Внутренняя энергия замкнутой системы сохраняется.
+В) Изменение внутренней энергии системы равно сумме энергии
теплопередачи и работы.
Г) Внутренняя энергия системы изменяется за счет теплопередачи и
теплоты.
Д) Внутренняя энергия термодинамики системы сохраняется.
5. Выберите полную и точную формулировку II закона термодинамики.
А) В периоде происходят лишь равновесные процессы.
Б) В периоде нет изолированных термодинамических систем.
+В) Внутренняя энергия не может самопроизвольно переходить от тела с меньшей температурой к телу с большой температурой.
Г) в природе воможно любые равновесные процессы.
VIII. Итоги урока.
- Повторение изученного.
- Самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой.
- Различие КПД реальной и идеальной тепловой машины.
- Экологические проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 8 классе по теме "Тепловые двигатели"
В работе приводится наглядный материал к уроку по теме "Тепловые двигатели"...
Урок по физике 8 класс по теме: "Тепловые двигатели"
План-конспект урока и презентация по физике для 8 класса поможет провести урок качественно и удобно. Презентация разбита на две части, которые нужно соединить воедино....
Создание проблемной ситуации на уроке физики в 8 классе по теме «Тепловые двигатели»
кнспект урока...
Открытый урок по физике в 8 классе по теме: "Тепловые двигатели"
Открытый урок по физике в 8 классе по теме: "Тепловые двигатели". Урок изучения нового материала. На данном уроке используются групповая, парная и фронтальная работа. Учащиеся проводят фронтальный экс...
Презентация к уроку физики в 8 классе по теме: "Тепловые двигатели"
Презентация к уроку физики в 8 классе по теме: "Тепловые двигатели"....
Разработка урока физики в 10 классе по теме "Тепловые двигатели"
Разработка составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Выполнена в виде проекта, оформленного как технологическая карта учителя. Сопровождается презентацией....
Технологическая карта урока физики 8 класса на тему: "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник"
Технологическая карта урока физики 8 класса на тему: "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник"...