Рабочая программа по физике 7-9 класс
рабочая программа по физике по теме
Рабочая программа по физике 7-9 класс. Авторы учебников - А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fizika_7-9.doc | 521.5 КБ |
Предварительный просмотр:
п. Целина
Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32»
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ№32
приказ от «_____» _________ 2015 г. №_____
___________ ___________________________
(подпись) (ФИО)
Рабочая программа
по _____________физике______________________________
(указать учебный предмет)
Уровень общего образования (класс):
_______________основное общее образование, 7-9 классы___
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов: 7-9 класс: 205 часов___________________
Учитель: Погорелова Анна Александровна_________________
(фамилия, имя, отчество)
Программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 класс./Сост. Ю.И.Дик, В.А.Коровин. – М.: Дрофа, 2004
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 ;
- Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089
- Примерной программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 класс./Сост. Ю.И.Дик, В.А.Коровин. – М.: Дрофа, 2004;
- Авторской программы: Физика 7-9 классы. Е.М. Гутник. А.В. Перышкин;
- Положением о рабочей программе учителя МБОУ СОШ №32.
Изучение физики в 7-9 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Общая характеристика предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение физики в 7 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю, из них 4 часа
на проведение контрольных работ, 10 часов на проведение лабораторных работ и 2 часа на итоговое повторение.
На изучение физики в 8 классе отводится 69 часов из расчета 2 часа в неделю, из них 4 часа на проведение контрольных работ,
10 часов на проведение лабораторных работ и 2 часа на итоговое повторение.
На изучение физики в 9 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю, из них 5 часов на проведение контрольных работ,
5 часов на проведение лабораторных работ и 2 часа на итоговое повторение.
Содержание учебного предмета.
- Физика и техника (4 ч)
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.
Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»
- Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов.)
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.
Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.
Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Три состояния вещества.
Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»
- Взаимодействие тел. (21 час.)
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.
Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.
Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.
Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.
Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.
Упругая деформация.
Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела»
Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества»
Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
- Давление твердых тел, жидкостей и газов. (22 час)
Давление. Опыт Торричелли.
Барометр-анероид.
Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.
Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.
Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.
Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»
- Работа и мощность. Энергия. (13 часов.)
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага»
Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
VI. Тепловые явления 24 ч
Тепловое движение. Внутренняя энергия.
Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.
Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования.
Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.
Превращения энергии в механических и тепловых процессах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Влажность.
Лабораторная работа № 1.Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры.
Лабораторная работа № 2.Определение удельной теплоемкости вещества.
VII. Электрические явления 28 ч.
Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь.
Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соединений проводников. Работа и мощность тома. Количество теплоты, выделяемое проводником с током.
Счетчик электрической энергия. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Лабораторная работа № 3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.
Лабораторная работа № 4. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи
Лабораторная работа № 5. Регулирование силы тока реостатом
Лабораторная работа № 6. Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
Лабораторная работа № 7.Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
VIII. Электромагнитные явления 4 ч.
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.
Лабораторная работа № 8. Сборка электромагнита и испытание его действия
Лабораторная работа № 9.Изучение электрического двигателя постоянного тока
IX. Световые явления 11 ч.
Источники света. Прямолинейное распространение света.
Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало.
Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы.
Оптические приборы.
Лабораторная работа № 10. Получение изображения при помощи линзы.
X. Законы взаимодействия и движения тел 25ч.
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета.
Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.
Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.
Л/работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
Л/работа № 2 «Исследование свободного падения»
XI. Механические колебания и волны. Звук. 11 ч.
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.
Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.
Л/работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины».
XII. Электромагнитные явления 17ч.
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля.
Магнитный поток. Электромагнитная индукция.
Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах.
Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.
Л/работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».
XIII. Строение атома и атомного ядра 13 ч.
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда.
Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Л/работа №5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
XIV. Повторение 6 ч.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | ||
уроки | лаб. работы | контр. работы | |||
1 | Физика и техника | 4 | 3 | 1 | |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 4 | 1 | 1 |
3 | Взаимодействие тел | 21 | 16 | 4 | 1 |
4 | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | 22 | 19 | 2 | 1 |
5 | Работа и мощность. Энергия. | 13 | 10 | 2 | 1 |
6 | Тепловые явления | 13 | 10 | 2 | 1 |
7 | Изменение агрегатных состояний вещества | 11 | 10 | 1 | |
8 | Электрические явления | 28 | 22 | 5 | 1 |
9 | Электромагнитные явления | 4 | 2 | 2 | |
10 | Световые явления | 11 | 9 | 1 | 1 |
11 | Законы взаимодействия | 25 | 21 | 2 | 2 |
12 | Механические колебания. Волны. Звук | 11 | 9 | 1 | 1 |
13 | Электромагнитное поле | 17 | 15 | 1 | 1 |
14 | Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер | 13 | 11 | 1 | 1 |
15 | Повторение | 6 | 6 | ||
Итого: | 205 | 25 | 13 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
7 класса
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;
- смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;
- смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
- рационального применения простых механизмов;
- контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.
8 класса
знать/понимать:
- смысл понятий: взаимодействие, электрическое поле, атом, атомное ядро.
- смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.
- cмысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.
Уметь:
- описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока, отражение, преломление.
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;
- контроля за исправностью электропроводки в квартире
9 класса
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
- смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция, дисперсия света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники;
- оценки безопасности радиационного фона.
Результаты освоения курса физики
Личностные результаты:
• сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты; • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Нормы оценивания
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает: верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий; правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения. Правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся: правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала. Умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул. Допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся: выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
УМ комплекс и МТ обеспечение. ЭОР
- А.В. Перышкин Физика – 7, М.: Дрофа, 2008 г.
- А.В. Перышкин Физика – 8, М.: Дрофа, 2008 г.
- А.В. Перышкин Физика – 9, М.: Дрофа, 2008 г.
- «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений» В.И. Лукашек, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007 г.
- УМК «СФЕРЫ» Физика 7-8 класс Белага В.В. 2009 г.
- Поурочное планирование «Физика 7-9 класс» Мокрова И.И. Издательство «Учитель-АСТ» Волгоград 2003 .
- «Занимательная физика» Я.И Перельман Москва .2001.
- Наглядная физика «Физика 7 класс» - Интерактивное учебное пособие
- Наглядная физика «Физика 8 класс» - Интерактивное учебное пособие
- Наглядная физика «Физика 9 класс» - Интерактивное учебное пособие
- Интеактивные плакаты «Молекулярная физика 1-2 ч» - Программно-методический комплекс
Интернет ресурсы
.http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.school.edu.ru/default.asp Российский общеобразовательный портал
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ Уро ка | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Возможные виды деят-ти и контроля | Оборудование. ЭОР | Дата | ||
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ – 4ч. | |||||||||
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения. Опыты, измерения. | УОЗМ | Физика, физическое тело, вещество, материя. Вселенная, гипотеза | Знать: Что такое физика, экспериментальные и теоретические методы изучения природы. Основные физические термины, величины. Точность и погрешность измерений. Уметь: Приводить примеры физических явлений, использовать полученные знания для познания окружающего мира, определять цену деления, измерять температуру, время, длину, объем жидкости | ФР | Карточки, тесты | ||||
Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. | УОЗМ | Физ.величина, приборы. Цена деления шкалы, погрешность | СР | Линейка, термометр, мензурка | |||||
ЛР№1: «Определение цены деления измерительного прибора» | УПЗУ | Выполнение ЛР по тексту учебника | ЛР | Мензурка, стакан, колба | |||||
Физика и техника. | КУ | Выдающиеся люди в области физики | ТД | ||||||
Глава 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА – 6 ч. | |||||||||
Строение вещества. молекулы. | УОНМ | Объем тела, частица, молекула, атом | Знать:Вещество. Молекула, атом.Размеры молекул, атомов. Определение диффузии. Молекулярное строение жидких, газообразных, твердых тел их свойства. Уметь:Объяснять дискретное строение вещества с точки зрения МКТ, объяснять взаимодействие молекул,измерять размеры малых тел способом рядов | ФР | Шар с кольцом Кристаллическая решетка | ||||
ЛР№2: «Измерение размеров малых тел» | УПЗУ | Выполнение ЛР по тексту учебника | ЛР | Линейка, дробь, иголка | |||||
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | УОНМ | Диффузия | ФР ДЭ | НФ | |||||
Взаимное притяжение молекул. | УОНМ | Взаимное притяжение, отталкивание молекул, смачивание | СР | НФ | |||||
Три состояния вещества. Различие в молекулярном состоянии твердых тел. | КУ | Агрегатные состояния вещества, их свойства | ФР | Карточки,тесты | |||||
Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о веществе» | УПКЗУ | Контроль знаний по теме | ИРК | Карточки, тесты | |||||
Глава 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ – 22 ч. | |||||||||
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | УОНМ | Мех.движение. путь, траектория, равномерное, неравномерное движение | Знать:Определения:механического движения,пути, равномерного, неравномерного движения,скорости, инерции, массы,плотности,силы,веса. Законы: Всемирного тяготения,Гука.Формулы и ед.измерения в СИ:скорости,пути,времени,силы тяжести,веса. Постоянную ускорения свободного падения, причины трения. Уметь: Объяснять явления инерции, тяготения. Применять изученные формулы для решения качественных и количественных задач. Выводить формулы, используя законы математики, переводить единицы измерения в систему СИ. Пользоваться динамометром, учебными весами | ФР | НФ | ||||
Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. | УОНМ | Скорость, ед.скорости, формула для расчета скорости, пути и времени, векторные, скалярные величины | ФР | НФ | |||||
Решение задач | УПЗУ | Решение расчетных и качественных задач | РД СР | Карточки, тесты | |||||
Инерция. | УОНМ | Изменение скорости, инерция | ФР ДЭ | тележка, песок | |||||
Взаимодействие тел. | УОНМ | Взаимодействие тел | ФР ДЭ | Тележки | |||||
Масса тела. Единицы измерения. | УОНМ | Связь массы и скорости, масса, килограмм | ФР ДЭ | весы | |||||
ЛР№3 «Измерение массы тела на рычажных весах». | УПЗУ | Выполнение ЛР по тексту учебника | ЛР | Весы | |||||
Плотность вещества. расчет массы и объема тела по его плотности. | УОНМ | Плотность, формула плотности, ед.измерения, таблица плотностей | ФР | НФ | |||||
ЛР№4: «Измерение объема тела», «Определение плотности вещества». | УПЗУ | Выполнение ЛР по тексту учебника | ЛР | Мензурка, нитки, тела разно формы | |||||
ЛР№5: «Определение плотности вещества». | УПЗУ | Выполнение ЛР по тексту учебника | ЛР | Весы, мензурка, разные тела | |||||
Решение задач | УПЗУ | Решение расчетных и качественных задач | РД СР | Карточки, тесты | |||||
Сила. Явления тяготения. Сила тяжести. | УОНМ | Деформация, сила, связь силы и скорости. Всемирное тяготение. Сила тяжести | ФР | НФ | |||||
Сила упругости. Закон Гука. | УОНМ | Сила упругости, жесткость, формула силы упругости | ДЭ | НФ Набор пружин | |||||
Вес тела. | УОНМ | Вес тела. Формула веса | ФР | НФ | |||||
Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | КУ | Ед.силы, ускорение свободного падения, формула силы тяжести и веса | СР | весы | |||||
Динамометр. ЛР№6: «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | УПЗУ | Выполнение ЛР по тексту учебника | ЛР | Динамометр. штатив, набор грузов | |||||
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. | КУ | Равнодействующая сил | ДЭ | динамометры | |||||
Сила трения. | УОНМ | Трение. Сила трение | ДЭ | Трибометр,динамометр | |||||
Трение покоя. Трение в природе и технике. | КУ | Трение покоя. подшипники | ТД | НФ | |||||
Решение задач. | УПЗУ | Решение расчетных и качественных задач | РД СР | Карточки, тесты | |||||
Контрольная работа№2 по теме «Взаимодействие тел» | УПЗУ | Контроль знаний по теме | КР | ||||||
Анализ контрольной работы теме «Взаимодействие тел» | УКЗУ | Анализ и корректировка ошибок контрольной работы | ФР | Карточки, тесты | |||||
Глава 3. ДАВЛЕНИЕ ТВЁРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗАОВ – 22 ч. | |||||||||
Давление. Единицы измерения. Способы уменьшения и увеличения давления. | УОНМ | Давление, ед.измерения, формула для расчета давления, способы уменьшения и увеличения давления | Знать: Определения: давления, нормальное атмосферное давление. Смысл законов: Паскаля, Архимеда. Формулы:давление, давления в жидкостях и газах на дно и стенки сосуда. Способы увеличения и уменьшения давления. Принцип плавания судов и воздухоплавания. Уметь: Объяснять физический смысл давления в газах и жидкостях, плавание тел, опыт Торричелли, существование атмосферной оболочки Земли, действие насоса. Пользоваться барометром-анероидом. Определять атмосферное давление, вес воздуха, силу Архимеда, условие плавания тел. Рассчитывать давление, давление на дно и стенки сосуда | ФР | НФ | ||||
Давление газа. | УОНМ | Давление газа, связь давления с температурой и объемом | ФР |
НФ | |||||
Закон Паскаля. | УОНМ | Закон Паскаля | ДЭ | Шар Паскаля Карточки | |||||
Давление в жидкости и газе | УОНМ | Давление в жидкости и газе, зависимость давления от глубины | ДЭ | манометр Карточки, тесты | |||||
Расчет давления жидкости и газа на дно и стенки сосуда | КУ | Вывод формула для расчета давления в жидкости и газа | СР | НФ | |||||
Решение задач | УПЗУ | Решение расчетных и качественных задач | РД СР | Карточки, тесты | |||||
Сообщающиеся сосуды. | КУ | Сообщающиеся сосуды | ФР | Сообщающиеся сосуды | |||||
Вес воздуха. Атмосферное давление. | УОНМ | Атмосфера, атмосферное давление | ФР |
барометр | |||||
Опыт Торричелли. | УОНМ | Опыт Торричелли, ртутный барометр. Барометр-анероид | ФР ДЭ | НФ | |||||
Атмосферное давление на различных высотах | КУ | Нормальное атмосферное давление, зависимость атмосферного давления от высоты, высотомеры | СР | НФ Прибор для демонстрации атмосферного давления | |||||
43. | Манометры. | УОНМ | Жидкостный. Металлический манометры | ФР | Манометр НФ | ||||
44. | Поршневой жидкостный насос. | КУ | Поршневой жидкостный насос, гидравлическая машина, гидравлический пресс | ТД | НФ | ||||
45. | Решение задач | УПЗУ | Решение расчетных и качественных задач | РД СР | Карточки,тесты | ||||
46. | Действие жидкости и газа на тело погруженное в них тело. | УОНМ | Выталкивающая сила | ФР | Динамометр,штатив,стакан. Тела разного объема | ||||
47. | Архимедова сила. | УОНМ | Архимедова сила, формула Архимедовой силы | ФР | Динамометр,штатив,стакан. Тела разного объема | ||||
48. | ЛР№7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | УПЗУ | Выполнение ЛР по тексту учебника | ЛР | Динамометр,штатив,стакан. Тела разного объема | ||||
49. | Плавание тел | КУ | Условия плавания тел | ФР | Мензурка,поплавки | ||||
50. | ЛР№8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | УПЗУ | Выполнение ЛР по тексту учебника | ЛР | Мензурка,динамометр,поплавки | ||||
51. | Плавание судов. Воздухоплавание | КУ | Осадка ватерлиния, водоизмещение, аэростат, стратостат | ТД | НФ | ||||
52. | Решение задач. | УПЗУ | Решение расчетных и качественных задач | РД СР | Карточки, тесты | ||||
53. | Контрольная работа №3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | УПЗУ | Выполнение КР | КР | |||||
Глава 4. РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ – 13 ч. | |||||||||
54. | Механическая работа. Единицы работы. | УОНМ | Мех.работа, ед.измерения, формула для расчета | Знать:Определения:механической работы. Мощности. Простых механизмов. КПД, потенциальной, кинетической энергии. Правила:рычага. Момента сил, «Золотое» правило механики. Формулы и ед. измерения механической работы, мощности. КПД, Рычага, момента сил, потенциальнои, кинетической энергии. Уметь: Вычислять: механическую работу, мощность, КПД механизмов. Приводить примеры простых механизмов и способов их использования на практике. Определять момент сил рычага. Применять основные правила и законы для объяснений физических явлений и решения различных задач. Выяснять условия равновесия рычага и определять КПД наклонной плоскости. | НФ | ||||
55. | Мощность. Простые механизмы. | УОНМ | Мощность, ед.мощности, формула для расчёта, примеры простых механизмов | ДЭ | НФ Простые механизмы | ||||
56. | Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | КУ | Рычаг. Плечо силы, условие равновесия рычага | ДЭ | Карточки Рычаг,набор грузов | ||||
57. | Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе | КУ | Момент силы рычага. Ед. измерения, формула. Примеры рычагов в природе и технике | ФР | Рычаг,набор грузов,весы | ||||
58. | Решение задач | УПЗУ | Решение расчётных и качественных задач | РД СР | тесты | ||||
59. | ЛР№9 «Выяснение условия равновесия рычага» | УПЗУ | Выполнение ЛР по тексту учебника | ЛР | Рычаг,набор грузов,весы | ||||
60. | «Золотое правило» механики. | УОНМ | Подвижный, неподвижный блок. «Золотое правило механики» | ФР | Подвижный, неподвижный блок | ||||
61. | Коэффициент полезного действия механизма | УОНМ | Коэффицент полезного действия механизмов. Ед.измерения. формула | ФР | НФ | ||||
62. | ЛР№10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». | УПЗУ | Выполнение ЛР по тексту учебника | ЛР | Динамометр,линейка,штатив.набор грузов,брусок | ||||
63. | Энергия. | УОНМ | Энергия, ед.измерения | ФР | НФ | ||||
64. | Потенциальная и кинетическая энергия. | УОНМ | Потенциальная. Кинетическая энергии, формулы для расчёта превращение одного вида энергии в другой | ФР | НФ | ||||
65. | Решение задач | УПЗУ | Решение расчетных и качественных задач | РД СР | Карточки, тесты | ||||
66. | Контрольная работа №4 по теме «Работа, мощность и энергия» | УПЗУ | Выполнение контрольной работы | КР | |||||
67-68 | Повторение курса физики 7 класса | ЗУ | Выполнение итогового теста за курс физики 7 | Повторить и обобщить основные понятия, формулы | ИРК | тесты |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Виды деятельности Контроля | Оборудование. ЭОР | Дата | ||
Глава 1. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЕ – 13 ч. | |||||||||
1 | Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. | УОНМ | Температура, тепловые явления, тепловое движение, кинетическая, потенциальная энергии частиц, внутренняя энергия | Знать:Понятия, определения: тепловое движение, температура, связь температуры с кинетической энергией дв.частиц. внутренняя энергия, работа и теплопередача как способ изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи, кол.теплоты, удельную теплоемкость, влажность воздуха. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. формулы: количства теплоты при нагревании и охлаждении тела, сгорании топлива, Уметь:описывать и объяснять физические явления : теплопроводности, конвекции, излучения, испарения, конденсации, кипения, плавления, кристаллизации. Пользоваться термометром Решать задачи на нахождение количеств теплоты при различных тепловых процессах. | ФР | Термометр ИП | |||
2 | Способы изменения внутренней энергии. | УОНМ | Изменение внутренней энергии, теплопередача | ФР | НФ ИП | ||||
3 | Теплопроводность. | УОНМ | Теплопроводность веществ, вакуум | ФР | Прибор теплопроводности тел | ||||
4 | Конвекция. излучение | УОНМ | Конвекция вынужденная, естественная, излучение | ДЭ ФР | Термоскоп, трубка для демонстрации конвекции в жидкости | ||||
5 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость | УОНМ | Зависимость количества теплоты от массы тела, рода вещества, изменения температуры, удельная теплоемкость | ФР | НФ ИП | ||||
6 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. | КУ | Вывод формулы для расчета количества теплоты при нагревании и остывании тела | ФР | НФ | ||||
7 | ЛР №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | УПЗУ | Выполнение ЛР по тексту учебника | ЛР | калориметр, мензурка, стакан, термометр | ||||
8 | ЛР№2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» | УПЗУ | Выполнение ЛР по тексту учебника | ЛР | Стакан, калориметр, термометр, весы, гири | ||||
9 | Решение задач | УПЗУ | Решение расчетных и качественных задач | СР РД | Карточки, тесты | ||||
10 | Энергия топлива. Закон сохранения и превращения энергии | УОНМ | Удельная теплота сгорания, таблица удельной теплоты сгорания различных веществ, закон сохранения и превращения энергии | ФР | НФ | ||||
11 | Решение задач | УПЗУ | Решение расчетныхи качественных задач | СР | Карточки, тесты | ||||
12 | Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» | УПКЗУ | Выполнение контрольной работы | КР | |||||
13 | Обобщающее повторение темы «Тепловые явления» | УПКЗУ | Анализ и корректировка ошибок контрольной работы | ИРК | Карточки, тесты | ||||
Глава 2 . ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА – 11 ч. | |||||||||
14 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. | УОНМ | Агрегатные состояния вещества, плавление, кристаллизация, график плавления и кристаллизации | Знать:Агрегатные состояния вещества, особенности молекулярного строения веществ в различных агрегатных состояниях. Формулы для расчета количества теплоты при различных тепловых процессах. Устройство и принцип работы ДВС и паровых турбин. Уметь:описывать и объяснять физические явления связанные с тепловыми процессами. Определять влажность воздуха, КПД тепловых машин | ФР ДЭ | ИП | |||
15 | Удельная теплота плавления. | УОНМ | Удельная теплота плавления. Формула расчета количества теплоты при плавлении, таблица удельной теплоты плавления веществ | ФР | ИП | ||||
16 | Испарение. Поглощение жидкости при испарении жидкости и выделении ее при конденсации пара. | УОНМ | Парообразование, испарение, насыщенный, ненасыщенный пар, конденсация | ДЭ | ИП | ||||
17 | Кипение. Удельная теплота парообразования. | УОНМ | Кипение, температура кипения, удельная теплота парообразования | ФР ДЭ | Электроплитка, колба НФ | ||||
18 | Решение задач | УПЗУ | Решение расчетных и качественных задач | СР РД | Карточки, тесты | ||||
19 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. | УОНМ | Абсолютная, относительная влажность, парциальное давление, формула для расчета влажности, точка росы. Психрометр, гигрометр | ФР | Психрометр ИП | ||||
20 | Работа газа при расширении. двигатель внутреннего сгорания. | УОНМ | Тепловой двигатель, двигатель внутреннего сгорания | ФР | Модель двигателя внутреннего сгорания | ||||
21 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | УОНМ | Турбина, нагреватель, рабочее тело, холодильник, КПД, формула для расчета КПД | ФР | ИП | ||||
22 | Решение задач | УПЗУ | Решение расчетных и качественных задач | СР РД | Карточки,тесты | ||||
23 | Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | УПКЗУ | Выполнение контрольной работы | КР | |||||
24 | Обобщающее повторение по теме «Агрегатные состояния вещества» | УОСЗ | Анализ и корректировка ошибок контрольной работы | ИРК | |||||
Глава 3. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ – 28 ч. | |||||||||
25 | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. | УОНМ | Электрический заряд, электризация, положительный, отрицательный заряд, взаимодействие зарядов | Знать:основные понятия, определения, величины и их единицы измерения: электрического тока, электрического заряда, электрического напряжения, сопротивления, работы и мощности эл.тока. электрического тока в металлах, направление и действия электрического тока. Законы: сохранения эл. Заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца. принцип параллельного и последовательного соединения проводников. Уметь:определять и объяснять электрические явления. измерять основные электрические величины, использовать изученные формулы для решения качественных и количественных задач по электричеству. собирать электрические цепи | ФР ДЭ | Эбонит палочка, султан электрический | |||
26 | Электроскоп. электрическое поле | УОНМ | Электроскоп, электрическое поле, проводники, диэлектрики, электрическая сила | ФР ДЭ | Электрометр Прибор по взаимодействию зарядов | ||||
27 | Деление электрического заря | УОНМ | Электрон, его обозначение. электрический заряд, масса электрона | ФР | НФ | ||||
28 | Строение атомов. | УОНМ | Заряд ядра, протоны, нейтроны | ФР | Карточки | ||||
29 | Объяснение электрических явлений. | УОНМ | Заряд атома, свободные электроны. заземление | ФР | Гильза, палочка, штатив | ||||
30 | Электрический ток. Электрическая цепь. | УОНМ | Электрический ток, электрофорная машина, гальванический элемент, аккумулятор, электрическая цепь, электрическая схема | ФР ДЭ | НФ Электрофорная машина | ||||
31 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направления тока. | УОНМ | Электрический ток в металлах, действия электрического тока, гальванометр, направление электрического тока | ФР ДЭ | Источник питания, лампа. гальванометр, провода. Ключ, катушка, прибор для электролиза | ||||
32 | Решение задач | УПЗУ | Решение расчетных и качественных задач | СР РД | Тесты | ||||
33 | Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр | УОНМ | Сила тока, ед.измерения, формула, амперметр | ФР | Источник питания, лампа, провода. Ключ, Амперметр | ||||
34 | ЛР№3 «Сборка электрический цепи и изменение силы тока в ее различных участках» | УПЗУ | Выполнение ЛР по тексту учебника | ЛР | Источник питания, лампочка, ключ, амперметр, провода | ||||
35 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. | Работа тока, электрическое напряжение,ед.измерения, формула, вольтметр, параллельное соединение | ФР ДЭ | Карточки-тесты Источник питания, лампочка, ключ, амперметр, провода ,Вольтметр | |||||
36 | ЛР№4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | УПЗУ | Выполнение ЛР по тексту учебника | ЛР | Источник питания, резистры, лампочка, вольтметр, ключ, провода | ||||
37 | Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление | УОНМ | Зависимость силы тока от напряжения, электрическое сопротивление, ед.измерения | ФР ДЭ | Источник питания, резистры, лампочка, вольтметр, ключ, провода, сопротивления | ||||
38 | Закон Ома | КУ | Закон Ома для участка цепи | ФР ДЭ | Источник питания, резистры, лампочка, вольтметр, ключ, провода, сопротивления | ||||
39 | ЛР№6 «Определение сопротивления проводника» | УПЗУ | Выполнение ЛР по тексту учебника | ЛР | Источник питания, амперметр, вольтметр, реостат, ключ, провода | ||||
40 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление проводника | КУ | Вывод формулы для расчета сопротивления проводника, удельное сопротивление вещества | ФР | Источник питания, амперметр, вольтметр, реостат, ключ, провода, сопротивления | ||||
41 | Реостат. ЛР№5 «Регулирование силы тока реостатом» | УПЗУ | Выполнение ЛР по тексту учебника | ЛР | Источник питания, реостат, ключ, провода, амперметр | ||||
42 | Решение задач | УПЗУ | Решение расчетных и качественных задач | СР РД | Карточки, тесты | ||||
43 | Последовательное соединение проводников | УОНМ | Сила тока, сопротивление, напряжение при последовательном соединении проводников | ФР ДЭ | Источник питания резистор, ключ провода, амперметр, вольтметр, реостат | ||||
44 | Параллельное соединение проводников. | УОНМ | Сила тока, сопротивление, напряжение при параллельном соединении проводников | ФР ДЭ | Источник питания резистор, ключ провода, амперметр. Вольтметр, реостат | ||||
45 | Работа электрического тока | УОНМ | Работа электрического тока, формула, ед.измерения | СР ДЭ | Источник питания резистор, ключ провода, амперметр. Вольтметр, реостат | ||||
46 | Мощность электрического тока | УОНМ | Мощность электрического ока, формула, ед.измерения, ед работы Эл. Тока, применяемые на практике | ФР | Источник питания резистор, ключ провода, амперметр. Вольтметр, реостат | ||||
47 | ЛР№7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». | УПЗУ | Выполнение ЛР по тексту учебника | ЛР | источник питания, лампочка, секундомер, провода, амперметр, вольтметр | ||||
48 | Закон Джоуля-Ленца | УОНМ | Вывод формулы закона Джоуля-Ленца, короткое замыкание, предохронители | ФР | Лампа накаливания. Предохранители Карточки, тесты | ||||
49-50 | Решение задач | УПЗУ | Решение расчетных и качественных задач | СР РД | Тесты, карточки | ||||
51 | Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления» | УКПЗУ | Выполнение контрольной работы | КР | |||||
52 | Обобщающее повторение темы «Электрические явления» | УОСЗ | Анализ и корректировка ошибок контрольной работы | ИРК | карточки | ||||
Глава 4. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ - 4ч. | |||||||||
53 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | УОНМ | Магнитные силы, магнитное поле, линии магнитного поля проводника с током | Знать:определения и понятия: магнитного поля, линий магнитного поля, электромагнита. Уметь:Описывать и объяснять опыт Эрстеда, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, действие электромагнита и электродвигателя. Приводить примеры практического использования электромагнитных явлений. | ФР ДЭ | Магнит, металлические опилки, провода, ключ, проводник, источник питания | |||
54 | Магнитное поле катушки с током. ЛР№8«Сборка электромагнита и испытание его действия» | УПЗУ | Магнитное поле катушки с током. выполнение ЛР по тексту учебника | ЛР | Источник питания, лампа, амперметр, вольтметр, провода, компас, электромагнит | ||||
55 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. магнитное поле Земли. | КУ | Постоянные магниты, магнитное поле земли, гипотеза Ампера, магнитные аномалии | ТД | Магниты, модель магнитного поля Земли | ||||
56 | Электрический двигатель. ЛР№9 «Изучение и сборка электрического двигателя постоянного тока» | УПЗУ | Действие магнитного поля на проводник с током, электрический двигать, его основные элементы. Выполнение ЛР по тексту учебника | ЛР | Источник питания, модель электродвигателя, провода, ключ | ||||
Глава 5. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ – 11 ч. | |||||||||
57 | Источники света. Распространение света. | УОНМ | Видимое излучение ,искусственные и естественные источники света. точечный источник света, световой луч, тень, полутень, затмение | Знать:определения:света, точечного источника, луча, тени, полутени, линзы, фокуса и фокусного расстояния линзы. Формулу оптической силы линзы. Законы отражения и преломления света. Уметь:описывать и объяснять световые явления связанные с отражением и преломлением света, дисперсией света. определять фокусное расстояние линзы, получать и строить изображения, даваемые линзами. Решать задачи на нахождения угла падения и преломления света, фокусного расстояния и оптической силы линзы. | ФР ДЭ | Источник света, лампа, экран | |||
58 | Отражение света. Законы отражения света. | УОНМ | Падающий, отраженный луч, угол падения и отражения, закон преломления света, обратимость закона | ФР | НФ | ||||
59 | Плоское зеркало. | УОНМ | Плоское зеркало, мнимое изображение, | ДЭ ФР | НФ | ||||
60 | Преломление света. | УОНМ | Преломление света, луч падающий и преломленный, угол преломления, закон преломления | ФР | Стакан, карандаш | ||||
61 | Линза. оптическая сила линзы. | УОНМ | Линза, оптический центр линзы, главная оптическая ось линзы, фокус действительный, мнимый, оптическая сила линзы, собирающие и рассевающие линзы | ФР | Линза, экран, лампочка, линейка | ||||
62 | Дисперсия света | КУ | Дисперсия света, спектр | ТД | Круг Ньютона НФ | ||||
63 | Изображения, даваемые линзой. | УОНМ | Получение изображений, даваемых линзами | ФР | Линза, экран, лампочка, линейка | ||||
64 | ЛР№10 «Получение изображения при помощи линзы». | УПЗУ | Выполнение ЛР по тексту учебника | ЛР | Линза, экран, лампочка, линейка | ||||
65 | Решение задач | УПЗУ | Решение расчетных и качественных задач | СР РД | Карточки,тесты | ||||
66 | Контрольная работа №4 по теме «Световые явления» | УКПЗУ | Выполнение контрольной работы | КР | |||||
67 | Обобщающее повторение темы «Световые явления» | УОСЗ | Анализ и корректировка ошибок контрольной работы | ИРК | Карточки, тесты | ||||
68-69 | Повторение. | ЗУ | Выполнение итогового теста за курс физики 8 | Повторить и обобщить знания | ИРК | тест |
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Виды деятельности Контроля | Оборудование. ЭОР | Дата | |||
Глава 1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ – 25 ч. | ||||||||||
1 | Материальная точка. Система отсчета. Перемещение | УОНМ | Материальная точка, поступательное движение.тело отсчета, система отсчета, премещение | Знать: основные понятия, определения, физические величины и их ед.измернеия: механическое движение, материальная точка, траектория, система отсчета, перемещение и его отличие от пройденного пути, скорость, ускорение, относительность движения, импульс тела. Законы: 1 закон, 2 закон, 3 закон Ньютона, сохранения импульса, всемирного тяготения. Формулы: координат тела, скорости, перемещения при равноускоренном движении, ускорения. Центростремительного ускорения, первой космической скорости, импульса тела, закона сохранения импульса. Уметь:решать задачи, строить и читать графики, экспериментально определять перемещение, скорость, ускорение материальной точки | ФР | НФ | ||||
2 | Определение координат движущегося тела | УОНМ | Проекция вектора на ось, модуль вектора | ФР | НФ | |||||
3 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении | УОНМ | Скорость и перемещение равномерного прямолинейного движения | ФР | НФ ЭД | |||||
4 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение | УОНМ | Мгновенная скорость. Ускорение, равноускоренное движение, ед.измерения ускорения | ФР | НФ | |||||
5 | Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении | УОНМ | Формула скорости при равноускоренном движении | ФР | НФ | |||||
6 | Решение задач | УПЗУ | Решение расчетных и качественных задач | РД СР | Карточки, тесты | |||||
7 | Перемещение при равноускоренном движении без начальной скорости. ЛР №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | УПЗУ | Выполнение работы по тексту учебника | ЛР | Метал.желоб, часы, линейка, брусок | |||||
8 | Решение задач | УПЗУ | Решение расчетных и качественных задач | РД | Карточки,тесты | |||||
9 | Контрольная работа №1 по теме «Законы движения тел» | УПКЗУ | Выполнение контрольной работы | КР | ||||||
10 | Относительность движения | УОНМ | Относительные величины, относительность движения, гелиоцентрическая система, геоцентрическая система | ФР | НФ | |||||
11 | Первый закон Ньютона | УОНМ | Первый закон Ньютона, инерциальные, неинерциальные системы отсчета | ДЭ | НФ | |||||
12 | Второй закон Ньютона | УОНМ | Причина ускорения, связь ускорения с массой и силой, второй закон Ньютона | ФР ДЭ | НФ | |||||
13 | Третий закон Ньютона | УОНМ | Взаимодействие тел, третий закон Ньютона, вес тела, сила реакции опоры | ФР ДЭ | НФ | |||||
14 | Свободное падение тел | УОНМ | Свободное падение тел, ускорение свободного падения его значение. | ФР ДЭ | НФ | |||||
15 | Движение тела брошенного вертикально вверх ЛР№2 «Изучение ускорения свободного падения» | УПЗУ | Состояние невесомости. выполнение лабораторной работы по тексту учебника | ЛР | ||||||
16 | Закон всемирного тяготения | УОНМ | Гравитационные силы, закон Всемирного тяготения, гравитационная постоянная | ФР ДЭ | НФ | |||||
17 | Ускорение свободного падения тел на Земле и других небесных телах | КУ | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах | ДЭ | НФ | |||||
18 | Решение задач | УПЗУ | Решение расчетных и качественных задач | РД СР | Тесты, карточки | |||||
19 | Прямолинейное и криволинейное движение | УОНМ | Прямолинейное, криволинейное движение, центростремительное ускорение, центростремительная сила | ФР ДЭ | НФ | |||||
20 | Искусственные спутники Земли | УОНМ | Искусственные спутники Земли, первая, вторая, третья космические скорости | ФР | НФ | |||||
21 | Импульс тела. Закон сохранения импульса | УОНМ | Импульс тела, закон сохранения импульса | ФР | НФ | |||||
22 | Реактивное движение | УОНМ | Реактивное движение, устройство ракеты закон сохранения энергии | ФР | ||||||
23 | Решение задач | УПЗУ | Решение расчетных и качественных задач | РД СР | Карточки, тесты | |||||
24 | Контрольная работа №2 по теме «Законы взаимодействия тел» | УПКЗУ | Выполнение контрольной работы | КР | ||||||
25 | Обобщающее повторение по теме «Законы взаимодействия тел» | УОСЗ | Анализ и корректировка ошибок контрольной работы | ИРК | Тесты, карточки | |||||
Глава 2. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК – 11 ч. | ||||||||||
26 | Колебательное движение. свободные колебания | УОНМ | Колебательные движения, период колебаний, свободные колебания, колебательная система, маятник | Знать: понятия, физические величины и их ед.измерения: волны, поперечной, продольной волны, условия их возникновения, длину, скорость, частоту, период, звуковые волны, громкость, высота звука. формулы, связывающие скорость, частоту, период и длину волны. Уметь:объяснять принцип распространения волн в различных средах. | ФР ДЭ | НФ | ||||
27 | Величины, характеризующие колебательные движения | УОНМ | Амплитуда колебаний, период, частота и фаза колебаний, разность фаз, гармонические колебания | ФР | НФ | |||||
28 | ЛР №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины» | УПЗУ | Выполнение ЛР по тексту учебника | ЛР | Штатив, шарик, нить, линейка | |||||
29 | Превращение энергии при колебательных движениях | УОНМ | Затухающие колебания, вынужденные колебания, резонанс | ФР | НФ | |||||
30 | Распространение колебаний в среде. Волны | УОНМ | Волна, упругие волны | ФР ДЭ | Волновая машина | |||||
31 | Продольные и поперечные волны | УОНМ | Продольные и поперечные волны, длина и скорость волны | ФР | Волновая машина | |||||
32 | Звуковые колебания | УОНМ | Источники звука, камертон, звуковые колебания, ультразвук, инфразвук. эхолокация, высота, громкость | ФР ДЭ | НФ | |||||
33 | Звуковые волны. Скорость звука | УОНМ | распространие звука в различных средахтембр звука, скорость звука в различных средах | ФР | НФ ЭД | |||||
34 | Отражение звука. Эхо | УОНМ | Эхо, звуковой резонанс | ФР | НФ | |||||
35 | Решение задач | УПЗУ | Решение расчетных и качественных задач | РД СР | Карточки, тесты | |||||
36 | Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания. Волны. Звук» | УПКЗУ | Выполнение контрольной работы | КР | ||||||
Глава 3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ – 17 ч. | ||||||||||
37 | Магнитное поле | УОНМ | Магнитное поле, магнитные линии, однородное, неоднородное магнитное поле | Знать:понятия, определения: магнитного поля магнитного потока, электромагнитной индукции, правило Ленца, явления самоиндукции, электромагнитных поля и волн, предназначение колебательного контура и конденсатора, принцип радиосвязи и телевидения, интерференцию им дисперсию света. Уметь:определять направление линий магнитного поля, индукционного тока. Различать виды спектров. Понимать физический смысл показателя преломления света | ФР ДЭ | НФ ЭД | ||||
38 | Направление тока и направление линий его магнитного поля | УОНМ | Правило буравчика, правило правой руки | ФР ДЭ | НФ | |||||
39 | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток | УОНМ | Правило левой руки | ФР | НФ Магнит, катушка с током, железные опилки | |||||
40 | Индукция магнитного поля. магнитный поток | УОНМ | Индукция магнитного поля, модуль вектора магнитной индукции, линии магнитной индукции, магнитный поток | ФР | НФ | |||||
41 | Явление электромагнитной индукции | УОНМ | Явление электромагнитной индукции | ФР ДЭ | Милиамперметр, магнит, катушка | |||||
42 | Правило Ленца. Явление самоиндукции | УОНМ | Направление индукционного тока, явление самоиндукции, индуктивность | ФР | НФ | |||||
43 | ЛР№4 «Изучение явления электромагнитной индукции» | УПЗУ | Выполнение ЛР по тексту учебника | ЛР | Магнит, катушка, источник питания, ключ | |||||
44 | Получение и передача переменного электрического тока. | УОНМ | Переменный электрический ток, статор, ротор, трансформатор | ФР | НФ | |||||
45 | Электромагнитное поле. электромагнитные волны | УОНМ | Электромагнитное поле, вихревое поле, электромагнитная волна, напряженность электрического поля | ФР | НФ | |||||
46 | Конденсатор | УОНМ | Конденсатор, электроемкость | ФР | НФ | |||||
47 | Колебательный контур | УОНМ | электромагнитные колебания, колебательный контур, формула Томсона | ФР | НФ | |||||
48 | Принцип радиосвязи и телевидения | УОНМ | Амплитудная модуляция, детектирование | ФР | НФ | |||||
49 | Электромагнитная природа света. Преломление света. | УОНМ | Интерференция света, кваны, фотоны | ФР | НФ | |||||
50 | Дисперсия света | УОНМ | Дисперсия света, спектр | ФР | НФ | |||||
51 | Виды спектров | УОНМ | Сплошные, линейчатые спектры, спектры поглощения Постулаты бора | ФР | НФ | |||||
52 | Решение задач | УПЗУ | Решение расчетных и качественных задач | СР РД | Карточки, тесты | |||||
53 | Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле» | УПКЗУ | Выполнение контрольной работы | КР | ||||||
Глава 4. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР – 13 ч. | ||||||||||
54 | Радиоактивность. Строение атома | УОНМ | Радиоактивное излучение, радиоактивность. Альфа, бета и гамма-частицы, модели строения атома, метод сцинсциляции | Знать: модель атома Резерфорда, виды радиоактивных излучений и их физическую природу и свойства. Закон радиоактивного распада, состав атомного ядра. Уметь: объяснять принцип действия экспериментальных установок для регистрации элементарных частиц объяснять выделение и поглощение энергии при реакциях распада и синтеза ядер, составлять уравнения ядерных реакций, объяснять принцип действия ядерного реактора. | ФР | НФ | ||||
55 | Радиоактивные превращения атомных ядер Экспериментальные методы исследования частиц | УОНМ | Радиоактивные превращения атомных ядер, массовое и зарядовое числа, камера Вильсона, пузырьковая камера, трек | ФР | НФ | |||||
56 | Открытие протона и нейтрона | УОНМ | Протон, нейтрон | ФР | НФ | |||||
57 | Состав атомного ядра | УОНМ | Строение атома, изотопы, ядерные силы | ФР | НФ | |||||
58 | Энергия связи. Дефект масс | УОНМ | Энергия связи, дефект масс | ТР | НФ | |||||
59 | Решение задач | УПЗУ | Решение расчетных и качественных задач | РД СР | Карточки, тесты | |||||
60 | Деление ядер урана. Цепная реакция | УОНМ | Схема деления ядра урана, критическая масса, цепная ядерная реакция | ФР | НФ | |||||
61 | ЛР№5 «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям» | УПЗУ | Выполнение ЛР по тексту учебника | ЛР | Фотографии треков заряженных частиц | |||||
62 | Ядерный реактор | Устройство и принцип работы ядерного реактора | ФР | НФ | ||||||
63 | Атомная энергетика | УОНМ | Способы использования атомной энергии, доза облучения, период полураспада, закон радиоактивного распада | ФР | НФ | |||||
64 | Термоядерные реакции | УОНМ | Термоядерные реакции, водородный цикл, элементарные частицы, античастицы | ФР | НФ | |||||
65 | Решение задач | УПЗУ | Решение расчетных и качественных задач | РД СР | Карточки, тесты | |||||
66 | Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра» | УПКЗУ | Выполнение контрольной работы | КР | ||||||
67-68 | Итоговое повторение | УОСЗ | Обобщение и систематизация знаний | ИРК | тесты |
Приложение 1
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ – урок ознакомления с новым материалом
УЗИМ – урок закрепления изученного материала
УПЗУ – урок применения знаний и умений
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
УПКЗУ – урок проверки и коррекции знаний и умений
КУ – комбинированный урок
ЗУ – зачётный урок
Виды деятельности и контроля:
ФР – фронтальная работа
ИРК – индивидуальная работа по карточкам
СР – самостоятельная работа
РД – работа у доски
КР – контрольная работа
ТД – творческая деятельность
ДЭ – демонстрационный эксперимент
ЛР – лабораторная работа
ПР – практическая работа
Электронные образовательные ресурсы:
ИП – интерактивный плакат
НФ – наглядная физика
ЭД – электронный датчик
Т - таблица
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 7 класса системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....
Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 8 классов системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...
Рабочая программа по физике для 11 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике 11 класс...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...
- Мне нравится (1)