Наушники
методическая разработка по физике на тему

Власова Т.П.

Рабочий материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naushniki.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Макарова Ольга, Ильющенко Алена

г. Боготол, МБОУ СОШ № 5,8 класс

«Вредные наушники»

Руководитель: Власова Татьяна Петровна, учитель физики

Цель работы: выяснить, как влияют наушники на слух учеников. Методы, использованные при проведении исследований: анкетирование, эксперимент, изучение литературы. Основные результаты: при обследовании учащихся выяснили, как влияют наушники на их  слух, составлены рекомендации по  использованию наушников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

            Актуальность темы.

           Человек всегда жил, живёт, и будет жить в мире звуков, этот удивительный мир - неотъемлемая часть его жизни. Помимо восприятия голоса, звук дает информацию об окружающей обстановке, может предупредить об опасности. Звуки оказывают огромное влияние на наше эмоциональное состояние: тихое журчание воды, птичье пение, стрекотание кузнечиков и звук прибоя успокаивают человека, помогают избежать стресса.

Часто на переменах мы наблюдаем картину, когда ребята слушают музыку через наушники.       Мы задалась вопросом, не вредно ли использовать наушники, как влияют наушники на здоровье человека.

            Через свою работу мы хотим привлечь внимание наших сверстников  к проблеме использования наушников.

             Цель:

             Выяснить, как влияют наушники на слух учеников.

             Методы исследования:

1.Анкетирование.

2.Изучение литературы.

3.Эксперимент.

             Гипотеза.

             Если ребята будут знать о вреде использования наушников, то у них будет возможность  сделать выбор, портить свой слух и дальше или  сохранить его на долгие годы.

            Основная часть.

            Наушники — устройство для персонального прослушивания музыки, речи или иных звуковых сигналов. В комплекте с  микрофоном могут служить головной гарнитурой — средством для ведения переговоров по телефону или иному средству голосовой связи. Кроме того, наушники используются в звукозаписывающих студиях для точного контроля записываемого трека музыкальной композиции. (википедия)

         1)  Классификация наушников. Наушники разделяются:

 1.По способу передачи сигнала: проводные и беспроводные 

 2. По количеству каналов

 3.По типу конструкции (виду):

вставные (обиходное название — «вкладыши») — вставляются в ушную раковину;

внутриканальные (обиходное название — «затычки», «капельки», «беруши» или «вакуумки») — вставляются в ушной канал; накладные — накладываются на ухо;

полноразмерные или мониторные (обиходное название — «лопухи» или «мониторы») — полностью обхватывают ухо.

4.По типу крепления.

5.По способу подключения кабеля: двусторонние; односторонние.

6.По конструкции излучателя.

         2) Технические характеристики  наушников

       При достижении звуковой волной какой-либо точки пространства, частицы вещества, до того не совершавшие упорядоченных движений, начинают колебаться. Любое движущееся тело, в том числе и колеблющееся, Основными техническими характеристиками являются: частотный диапазон, чувствительность, сопротивление, максимальная мощность и уровень искажений в процентном соотношении. Частотная характеристика  влияет на качество звука наушников. Наушники с большим диаметром мембраны имеют повышенное качество звучания. Среднее значение частотной характеристики 18 Гц — 20 000 Гц. Некоторые профессиональные наушники имеют частотный интервал от 5 Гц до 60000 Гц. Наиболее широкий заявленный частотный диапазон у некоторых моделей достигает 7 Гц— 120 кГц. Чувствительность влияет на громкость звука в наушниках. Обычно наушники обеспечивают чувствительность не менее 100 дБ, при меньшей чувствительности звук может быть слишком тихим (особенно при использовании наушников с плеером или подобными устройствами). На чувствительность влияет материал магнитного сердечника, применяемого в наушниках. Наушники-«вкладыши» с малым диаметром мембраны обладают маломощным магнитом. Максимальная (паспортная) входная мощность обуславливает громкость звучания. Уровень искажений в наушниках измеряется в процентах. Чем меньше этот процент, тем лучше качество звучания. Привносимые наушниками искажения менее 1 % в полосе частот от 100 Гц до 2 кГц являются приемлемыми, тогда как для полосы ниже 100 Гц допустимо 10 %.(1)

          3) Кое-что из анатомии...

           Для улавливания звука у человека и животных есть специальный орган — ухо. Это — необычайно тонкий аппарат. Мы не знаем другого такого механизма, который отзывался бы с такой поразительной точностью на ничтожно малые изменения давления в воздухе. Ухо преобразует колебательное движение звуковой волны в определённое ощущение, которое и воспринимается нашим сознанием как звук. Для свободного колебания барабанной перепонки необходимо, чтобы давление воздуха с обеих сторон её было одинаковым. Тогда при малейших изменениях давления наружного воздуха перепонка, не встречая противодействия с другой стороны, легко приходит в колебательное движение.

          Звуковые волны, проникая в слуховой канал, приводят в колебание барабанную перепонку. Через цепь косточек среднего уха колебательное движение перепонки передаётся жидкости улитки. Волнообразное движение этой жидкости, в свою очередь, передаётся основной мембране. Движение последней  влечёт за собой раздражение окончаний слухового нерва. Таков главный путь звука от его источника до нашего сознания.

         Звук способен совершать работу, то есть он обладает энергией. Следовательно, распространение звуковой волны сопровождается распространением энергии. Источником этой энергии является колеблющееся тело, которое и излучает в окружающее пространство (вещество) энергию.  

 Громкость является еще одной характеристикой звука, которую мы оцениваем субъективно. Мы не можем сказать, во сколько раз один звук сильнее другого. Громкость звука связана с энергией волны и амплитудой колебаний.

           Человек может воспринимать звуковые волны (колебания воздуха) с помощью слуха в форме звука различая при этом громкость и тон.

Чем больше интенсивность звуковой волны, тем громче звук, чем больше частота волны, тем выше тон звука.

Физиологической характеристикой звука является уровень громкости, который выражается в фонах (фон). Громкость для звука в 1000 Гц (частота стандартного чистого тона) равна 1 фон, если его уровень интенсивности равен 1 дБ. Например, шум в вагоне метро при большой скорости соответствует 90 фон, а шепот на расстоянии 1м — 20 фон.(2)

           4)  Опыт с резиновым шариком.

Мы взяли резиновый шарик  и надули его, потом спустили воздух. И так несколько раз.  Через 20 раз я обнаружила, что эластичность шарика уменьшилась. Шарик стало легче надувать. Также происходит с нашим ухом. Мембрана нашего уха тоже эластичная, и постоянно находится в растянутом состоянии. Когда мы слушаем через наушники, то звук из наушников непосредственно действует на барабанную перепонку, которая растягивается также как и резиновый шарик.

          5)  Почему наушники опасны?

            При воспроизведении музыки через обычные аудиоколонки звук, прежде чем достичь уха, проходит некоторое расстояние по воздуху. Часть высоких частот за это время теряется в пространстве. Низкие частоты достигают внутреннего уха больше через кости  черепа, чем через слуховой проход. Звук же в наушниках на протяжении длительного времени идет концентрированно целенаправленно прямо в вашу барабанную перепонку, связи с чем, она изгибается вовнутрь (защитная реакция на громкий звук). Ухо постепенно адаптируется к громким звукам, а вам, чтобы изолировать себя от шума улицы, постоянно приходится прибавлять.
         Однажды, это кончится тем, что вместо новых наушников, вы купите в магазине свой первый слуховой аппарат.

          В Израиле провели эксперимент. 289 участников эксперимента в возрасте от 13 до 17 лет поведали исследователям, каким образом они привыкли слушать музыку (продолжительность, громкость и прочее). На основе полученных данных были проведены измерения в шуме и тишине.

         Ученые выяснили, что большинство молодых людей пользуются плейером и наушниками регулярно (80% опрошенных). 21% носят наушники от 1 до 4 часов в день, а 8% и того дольше. Средняя громкость музыкальных звуков в тишине 82 децибела, в шуме — 89. Это является серьезной предпосылкой, как к ухудшению слуха, так и к полной его потере.

          Также существует опасность из-за наушников пропустить важный звуковой сигнал, например, при движении по дороге, как водителями,   так и пешеходами, что время от времени приводит к самым печальным последствиям.  Слушая музыку на ходу, человек рассеивает внимание и может, к примеру, упасть в канализационный люк или попасть под машину. По мнению сотрудников ГИБДД, подростки с наушниками создают реальную угрозу безопасности движения. Мозг, получая информацию «с ушей», всю остальную расценивает как второстепенную. Все, что человек видит, теперь приобретает смысл музыкального клипа, сопровождающего музыку.   Это приводит к снижению внимания, неадекватности восприятия окружающего, человек перестает получать информацию из окружающего мира, что чревато попаданием под машину.

          Практическая часть.

         1)Мы составили анкету (Приложение 1) для учеников нашей школы, и провели анкетирование с 8 по 11 класс

            В опросе принимали учащиеся 8-11 классов. Именно, начиная с 8 класса ребята «садятся» на наушники.

            В опросе принимало участие  8 класс -23 ученика,9 класс -30 учеников,10 класс-15 учеников,11 класс 18 учеников.

Вопрос

8

9

10

11

Есть у тебя наушники?

98 %

100%

100%

100%

       Ребята пользуются наушниками разное время. Если в 8 классе средняя продолжительность использования наушников 2 часа в сутки, то уже в 9 классе 3.5 часа в 10 классе слушают музыку в наушниках -7часов в среднем. А в 11 классе  5 человек из опрошенных используют наушники 10 часов, а 10 учеников  - от 1 до 2 часов.  

      На вопрос, «По какому принципу ты выбирал наушники» ответы были разными. В основном ребята отвечали, что наушники были в комплекте с телефоном, Другие покупали наушники,  потому что им понравился дизайн, кому-то их цена.  Но все ребята ответили, что пользуются «капельками».

      Следующий был вопрос: Часто ли ты переспрашиваешь  своего собеседника?

Если в 8 классе  положительных ответов не было, то уже в 9 классе из 30 опрошенных 4 ученика признались, что переспрашивают. В 10 классе  это число увеличилось до 6 ребят, а в 11 классе положительный ответ дали половина  опрошенных, это 9 учеников.

       Одним из последствий использования наушников является появление шума и звона в ушах после использования наушников. Если только 1 ученик признался, что слышит посторонний шум в ушах после наушников в 8 классе, то уже в 9 -3,в 10-5,в 11 – 7 учеников.

       Мы исследовали листки здоровья учеников  с 8 по 11 класс за 2 последних года. Одним из заболеваний, указанных медицинским работником было нарушение слуха.

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Количество ребят в классе в 2011-2012 году

21

33

28

17

Количество ребят в классе в 2012-2013 году

23

32

16

19

Количество детей, имеющих нарушение слуха2011-2012 году

1

4

4

3

Количество детей, имеющих нарушение слуха2012-2013 году

1

5

4

4

        Из таблицы видно, что при переходе из класса в класс  количество детей, имеющих проблемы со слухом возрастает.

        2)Мы выбрали  10 учеников из 8-11 классов, желающих участвовать в эксперименте. Мы предложили ребятам остаться после уроков и  прослушать музыку в наушниках  в течение часа. Перед этим мы проверили слух ребят. Слух проверяют с помощью специального устройства или компьютерной программы под названием «аудиометр». Существует простой субъективный способ проверки слуха. Для этого нужно посадить испытуемого на расстоянии 7 м и  шепотом произносить отдельные слова или фразы. Например, тридцать шесть, девяносто девять, пятьдесят два. Мы использовали 5 числительных. Сначала мы отмечали, сколько слов не слышали ребята до прослушивания музыки, потом через  час повторили проверку слуха.

    Первая проверка слуха:

Нарушение слуха до эксперимента

0 участников

Нарушение слуха после эксперимента

2 участника

       

       Ребята слушали одинаковую музыку. В результате эксперимента было выявлено ухудшение слуха у 20 % участвующих в эксперименте.

        На следующий день мы повторили эксперимент. С  другими ребятами. Если до  прослушивания нарушения слуха было у 1 ученика, то после прослушивания музыки 4 из 10 ребят пожаловались на звон и шум в ушах. Снижение слуха произошло у 3 ребят.

Вторая проверка слуха:  

Нарушение слуха до эксперимента

1 участник

Нарушение слуха после эксперимента

3 участника

         Проведенные нами эксперименты доказали, что использование наушников наносит вред здоровью, ухудшается слух.    

        О проблеме, связанной с использованием наушников взрослые почти не говорят. По анализу анкет учащихся только 20 %  ребят узнали о вреде наушников от родителей. Остальные о вреде наушников и не слышали.

         Таким образом, на основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1.Мы  убедились во вредном влиянии наушников на слух  человека.

2.Чем больше по времени ребята пользуются наушниками, тем  сильнее снижается их слух.

3.При длительном использовании наушников возникают шумы и звон в ушах, что негативно сказывается на  психическом состоянии человека.

4.Мы не сможем убрать наушники из жизни подростка, но помочь защитить и сохранить им слух возможно. Поэтому мы в результате работы  создали советы и  рекомендации по сохранению слуха у учащихся при использовании наушников.  (Приложение 2)

 

 

Литература:

1.Баулан И. За барьером слышимости. – М., 1971.

2.Хорбенко И.Г. Звук, ультразвук, инфразвук. – М., 1986.

3.http://ru.wikipedia.org/wiki

4.nemezolda.ru/

5.http://www.rutvet.ru

6.kipr-edu.ru

Приложение 1.

1.У тебя есть наушники? Сколько лет ты слушаешь музыку в наушниках?

2. Какой тип наушников?

3.Сколько времени ты слушаешь музыку в наушниках?

4.По какому принципу ты выбирал наушники?

5.Часто ты переспрашиваешь своего собеседника?

6.После наушников у тебя есть шум, звон в ушах?

7.Что ты знаешь о вреде наушников?

8.Из каких источников ты знаешь о вреде наушников?

Приложение 2.

   При прослушивании музыки ухудшение слуха заметно не сразу. «Результат» будет очевиден лишь через несколько лет, и такое ухудшение слуха уже нельзя будет вылечить.

- медициной доказано, что звуки силой больше, чем 90 дБ по-настоящему опасны для человеческого уха.

- 110-120 дБ - уровень звука в 3 раза превышающий оптимальный и безопасный для человека (это уровень шума на дискотеке, и "средний" уровень громкости, воспроизводимый обычным аудиоплеером).

- прослушивание музыки при уровне громкости 100% в течение 5 минут, может привести к глухоте, полной или частичной.

- уровень звука, превышающий 180 дБ, может быть смертельным!

- самые опасные наушники - «вкладыши", ещё опаснее - огромные «супернаушники» полностью закрывающие ухо.

- если вы привыкли слушать музыку громко, знайте: заниматься этим можно не дольше 90 минут в день (до 1,5 часов, и то с перерывами).

- ни в коем случае не спите в наушниках, ваш мозг просто "сойдёт с ума" и не отдохнёт за ночь, «берушами»; вы окончательно испортите себе нервную систему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наушники для слушания музыки: за и против. Актуальная тема для школьного проекта

Современная молодежь, увлекающаяся слушанием музыки через наушники плееров, не подозревает насколько это опасно для их здоровья, не задумывается, что это в дальнейшем может привести к потере слуха, на...

Влияние наушников на слух подростков

Объект исследования: слух человека.Предмет исследования: влияние наушников на слух подростков.Цель работы: исследование влияние наушников на слух подростков.Задачи:·     выяснить в...

Исследовательская работа на тему: "Влияние наушников на организм человека".

Исследование позволяет определить многообразие наушников, их значение в современном мире. Выявить влияние наушников на слух человека, установить последствия их чрезмерного использования....

наушники 1

Презентация к выступлению ученицы на научно-практическойконференции...

Исследовательская работа "Наушники и их влияние на здоровье человека"

Работу выполняли учащиеся с целью выявить особенности наушников разного типа и их вред здоровью человека...

Влияние наушников на здоровье современных подростков

Влияние наушников на здоровье современных подростковТезисы Исследование данной работы лежит в области биологии (здоровье человека) и посвящено изучению влияния наушников на здоровье современных п...

Опасные наушники

Цели: рассказать о вредном влиянии наушников на здоровье человека; дать рекомендации по их использованию....