Урок физики в 9 классе "Свободное падение"
презентация к уроку по физике (9 класс) на тему
Разработка урока для учащихся вечерней школы с учётом специфики спеуконтингента (школа при ИУ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок объяснения нового материала | 109.5 КБ |
svobodnoe_padenie.ppt | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ФИЗИКИ
в 9 классе
с использованием компьютерных технологий
Свободное падение тел
Учитель физики МБОУ ВСОШ №17
Киселёва Елена Ивановна
2014-2015 уч.год
г.Калининград
Цель урока:
- Показать, что свободное падение есть частный случай равноускоренного движения.
Задачи:
Образовательные задачи:
- вести понятие свободного падения тел и ускорение свободного падения;
- распространить применение уравнения равноускоренного движения на свободное падение;
- познакомить учащихся с историей возникновения и сутью экспериментального метода познания;
Воспитательные задачи:
- развитие интеллектуальных способностей учащихся;
- активизировать деятельность учащихся на уроке.
ПЛАН УРОКА:
Этапы урока | Задачи этапов урока | |
1 | Начало урока. Сообщение учителя. | Подготовить учащихся к работе на уроке, поставить перед учащимися проблему |
2 | История открытия. | На примере открытия закономерностей свободного падения показать роль эксперимента в науке. |
3 | Изучение нового. | Дать понятие о свободном падении тел и его особенностях. |
4 | Обобщение знаний | Обобщить сведения о равноускоренном движении тел применительно к свободному падению. Математическая запись всех закономерностей. Подготовить к решению расчетных задач по теме. |
5 | Самостоятельная работа | Дать возможность учащимся применить полученные сведения о свободном падении и убедиться в их правильном понимании. |
6 | Решение задач | Научить выполнять расчеты по формулам движения тел по вертикали. Закрепить полученные знания. |
7 | Применение знаний | Показать связь изучаемого вида движения с невесомостью. |
Оборудование:
- компьютер с проектором, экран
- проект «Свободное падение тел»- презентация Microsoft PowerPoint
- Металлический и бумажный круги.
Ход урока:
1. Начало урока. Сообщение учителя.
Слайд 1.
1. Мотивация
Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни.
Он ответил: “Легче всего – научить других, а труднее – познать самого себя”.
На уроках физики мы говорим о познании природы, так как физика – наука о природе.
Вот и сегодня нам необходимо описать одно из явлений природы – Свободное падение. Необходимо описать его кинематически, то есть:
- определить вид движения.
- выявить его особенности.
- записать формулы для свободного падения.
И как истинные мыслители мы рассмотрим экспериментальный метод исследования.
Обратимся к стихам Ф. И. Тютчева:
Не то, что мните Вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Учитель: Запишите в тетради несколько слов, в состав которых входил бы корень пад с лексическим значением падения
Ученик: Листопад, камнепад, снегопад, водопад, падалица.
Учитель: Все эти слова являются примерами падения тел на земле.
2.История открытия.
Слайд 2.
Первое общеизвестное учение о падении тел принадлежит Аристотелю, который считал, что тяжелый камень падает быстрее сухого листа.
Учитель: От чего зависит скорость падения тел по Аристотелю?
Ученик: От массы.
Учитель: Проверим справедливость этого утверждения на опытах.
- Два шара разной массы.
Ученик: Тела разной массы достигают поверхности одновременно. Аристотель не прав.
- Два диска разной массы.
Ученик: Диски достигают поверхности не одновременно.
Учитель: Почему? Какие силы действуют на диски?
Ученик: Сила тяжести. Сила сопротивления воздуха.
Поэтому диски с большей массой падают быстрее.
- Два бумажных листа одинаковой формы, один из которых сминают в ходе эксперимента.
Ученик: В данном опыте видно, что действуют силы сопротивления воздуха.
ВИДЕОСЮЖЕТ №1
Учитель: Так что же такое «СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ»
Слайд 3
Свободным падением называется движение тела под действием силы тяжести, в отсутствии сопротивления воздуха.
200 лет мысли Аристотеля не подвергались сомнению. Но в конце XVI века учение Аристотеля о падении тел было опровергнуто великим итальянским физиком Г.Галилеем.
Как гласит легенда, Г.Галилей изучал свободное падение, бросая шары с Пизанской башни, которая находится в г. Пизе
Слайд 4,5,6
3.Изучение нового материала.
На откидной доске сравнительная таблица:
Прямолинейное равномерное движение | Прямолинейное равноускоренное движение |
На откидной доске таблица
Просмотрим сюжет и заполним таблицу:
ВИДЕОСЮЖЕТ №2
Так какой же вид движения – свободное падение?
Учитель: На основе опыта проверим, пропорционален ли путь времени.
Для этого по результатам опыта составим пропорцию.
или
Какое это движение?
Ученик: Движение не равномерное.
Учитель: Проверим, пропорциональны ли S и t2, для этого составим пропорцию.
Ученик: По результатам опыта равенство справедливо.
Учитель: Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Ученик: Свободное падение является равноускоренным. Все тела на Земле падают с одинаковым ускорением.
Учитель: Вычислим величину ускорения свободного падения, пользуясь результатами опыта.
Дано: S2= 0,4м t2= 0,29с | Результат неточен, так как действует сила сопротивления воздуха. |
а = ? |
Вывод: Все тела вблизи Земли падают с одинаковым ускорением, которое равно g = 9,8 м/с2
4.Обобщение знаний.(слайд 7,8,9)
5. Самостоятельная работа.
Слайд 10 (Как будут падать тела?)
Разбираются с этой
таблицей, обдумывают
ответы и смотрят на
экране правильные
ответы.
Слайд 11,12.
Учитель предлагает заполнить пробелы в тексте, Ученики отвечают
который изображен на слайде. с места, подтверждая
что они запомнили
В свободном падении тела движутся____________ изученный материал.
_____________________________________________
Независимо от_______________________________
______________________________________________
g – это ускорение с которым тело_______________
______________________________________________
Свободное падение- это_______________________
______________________________________________
g равно ____________________________________
6. Применение знаний.
Просматриваем слайды 16-22. Учитель комментирует
Падение лифта, игрушки, объясняет что такое невесомость.
Слайды 16-22. Информация расширяющая
сведения о свободном падении тел
Слайды 18-21. Тесты проверяющие усвоение материала.
7.Решение задач. (Запас) Решают в тетрадях.
1 ученик решает у
Задача № 1.
доски для того, чтобы
все могли проверить.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики с использованием ЭОР в 9 классе по теме" Свободное падение"
Данный материал содержит тест на повторение ранее изученного материала,а также интерактивные модели свободного падения, видеоматериал....
разработка урока физики в 9 классе по теме Свободное падение тел
Урок предназначен для учащихся *-9 классов...
Урок физики в 11 классе "Определение ускорения свободного падения" лабораторная работа
Урок приобретения новых знаний, практическая исследовательская работа с применением ИКТ. Осуществлялась связь с предметом информатика. Для вычисления результата и погрешностей использовала...
Урок физики в 9 классе по теме "Свободное падение"
Урок физики в 9 классе по теме "Свободное падение" строится на проблемных вопросах, которые ставятся учителем на протяжении всего урока и разрешаются учениками под руководством учителя....
Интегрированный урок: физика + информатика по теме: "Свободное падение. Решение физических задач в Паскале"
Интегрированный урок: физика + информатика по теме: "Свободное падение. Решение физических задач в Паскале" Современный уровень образовательного процесса предполагает широкое применение компьютерных...
Технологическая карта урока физики в 10 классе по теме "Свободное падение тел"
Технологическая карта урока физики в 10 классе по теме "Свободное падение тел" с использованием мобильного класса. Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: проблемный...
урок физики в 9 классе "Свободное падение"
Представлены разработки уроков, выступления, презентации, видеоролики и т.д....