Урок физики в 9 классе "Свободное падение"
презентация к уроку по физике (9 класс) на тему

Киселёва Елена Ивановна

Разработка урока для учащихся вечерней школы с учётом специфики спеуконтингента (школа при ИУ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК   ФИЗИКИ

в 9 классе

с использованием компьютерных технологий

Свободное падение тел

Учитель физики МБОУ ВСОШ №17

Киселёва Елена Ивановна

2014-2015 уч.год

г.Калининград

Цель урока:

  • Показать, что свободное падение есть частный случай равноускоренного движения.

Задачи:

Образовательные задачи: 

  • вести понятие свободного падения тел и ускорение свободного падения;
  • распространить применение уравнения равноускоренного движения на свободное падение;
  • познакомить учащихся с историей возникновения и сутью экспериментального метода познания;

Воспитательные задачи: 

  • развитие интеллектуальных способностей учащихся;
  • активизировать деятельность учащихся на уроке.

ПЛАН УРОКА:

Этапы урока

Задачи этапов урока

1

Начало урока. Сообщение учителя.

Подготовить учащихся к работе на уроке, поставить перед учащимися проблему

2

История открытия.

На примере открытия закономерностей свободного

падения показать роль эксперимента в науке.

3

Изучение нового.

Дать понятие о свободном падении тел и его особенностях.

4

Обобщение знаний

Обобщить сведения о равноускоренном движении тел применительно к свободному падению. Математическая  запись всех закономерностей.

Подготовить к решению расчетных задач по теме.

5

Самостоятельная работа

Дать возможность учащимся применить полученные сведения о свободном падении и убедиться  в их правильном понимании.

6

Решение задач

Научить выполнять расчеты по формулам движения тел по вертикали. Закрепить полученные знания.

7

Применение знаний

Показать связь изучаемого вида движения с невесомостью.

Оборудование:

  • компьютер с проектором, экран
  • проект «Свободное падение тел»- презентация Microsoft PowerPoint
  • Металлический и бумажный круги.

Ход  урока:

1. Начало урока. Сообщение учителя.      

Слайд 1.

1. Мотивация

Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни.

Он ответил: “Легче всего – научить других, а труднее – познать самого себя”.

На уроках физики мы говорим о познании природы, так как физика – наука о природе.

Вот и сегодня нам необходимо описать одно из явлений природы – Свободное падение. Необходимо описать его кинематически, то есть:

  • определить вид движения.
  • выявить его особенности.
  • записать формулы для свободного падения.

И как истинные мыслители мы рассмотрим экспериментальный метод исследования.

Обратимся к стихам Ф. И. Тютчева:

Не то, что мните Вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Учитель: Запишите в тетради несколько слов, в состав которых входил бы корень пад с лексическим значением падения

Ученик: Листопад, камнепад, снегопад, водопад, падалица.

Учитель: Все эти слова являются примерами падения тел на земле.

2.История открытия.

Слайд 2.

Первое общеизвестное учение о падении тел принадлежит Аристотелю, который считал, что тяжелый камень падает быстрее сухого листа.

Учитель: От чего зависит скорость падения тел по Аристотелю?

Ученик: От массы.

Учитель: Проверим справедливость этого утверждения на опытах.

  1. Два шара разной массы.

Ученик: Тела разной массы достигают поверхности одновременно. Аристотель не прав.

  1. Два диска разной массы.

Ученик: Диски достигают поверхности не одновременно.

Учитель: Почему? Какие силы действуют на диски?

Ученик: Сила тяжести. Сила сопротивления воздуха.

Поэтому диски с большей массой падают быстрее.

  1. Два бумажных листа одинаковой формы, один из которых сминают в ходе эксперимента.

Ученик: В данном опыте видно, что действуют силы сопротивления воздуха.

ВИДЕОСЮЖЕТ №1

Учитель: Так что же такое «СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ»

Слайд 3

Свободным падением называется движение тела под действием силы тяжести, в отсутствии сопротивления воздуха.

200 лет мысли Аристотеля не подвергались сомнению. Но в конце XVI века учение Аристотеля о падении тел было опровергнуто великим итальянским физиком Г.Галилеем.

Как гласит легенда, Г.Галилей изучал свободное падение, бросая шары с Пизанской башни, которая находится в г. Пизе

Слайд 4,5,6

3.Изучение нового материала.

На откидной доске сравнительная таблица:

Прямолинейное равномерное движение

Прямолинейное равноускоренное движение

На откидной доске  таблица

Просмотрим сюжет и заполним таблицу:

ВИДЕОСЮЖЕТ №2

Так какой же вид движения – свободное падение?

Учитель: На основе опыта проверим, пропорционален  ли путь времени.

Для этого по результатам опыта составим пропорцию.

или

Какое это движение?

Ученик: Движение не равномерное.

Учитель: Проверим, пропорциональны ли S и t2, для этого составим пропорцию.

Ученик: По результатам опыта равенство справедливо.

Учитель: Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Ученик: Свободное падение является равноускоренным. Все тела на Земле падают с одинаковым ускорением.

Учитель: Вычислим величину ускорения свободного падения, пользуясь результатами опыта.

Дано: 

S2= 0,4м

t2= 0,29с

Результат неточен, так как действует сила сопротивления воздуха.

а = ?

Вывод: Все тела вблизи Земли падают с одинаковым ускорением, которое равно g = 9,8 м/с2

4.Обобщение знаний.(слайд 7,8,9)     

           

                                                                                   

5.  Самостоятельная работа.

   

Слайд 10 (Как будут падать тела?)

                                                                             Разбираются с этой

                                                                                     таблицей, обдумывают

                                                                                     ответы и смотрят на

                                                                                     экране правильные

                                                                                      ответы.

Слайд 11,12.                                                                    

Учитель предлагает заполнить пробелы в тексте,              Ученики отвечают

который изображен на слайде.                                               с места, подтверждая

                                                                                                   что они запомнили    

     В свободном падении тела движутся____________        изученный материал.

 _____________________________________________  

    Независимо от_______________________________

______________________________________________

     g – это ускорение с которым тело_______________

______________________________________________

     Свободное падение- это_______________________

______________________________________________

     g равно ____________________________________

6. Применение знаний.

Просматриваем слайды 16-22. Учитель комментирует

Падение лифта, игрушки, объясняет что такое невесомость.

Слайды 16-22. Информация расширяющая

                           сведения о свободном падении тел

Слайды 18-21.  Тесты проверяющие усвоение материала.

7.Решение задач. (Запас)                            Решают в тетрадях.   

                                                                                         1 ученик  решает у

        Задача № 1.

                                                                                 доски для того, чтобы

                                                                                         все могли проверить.

                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики с использованием ЭОР в 9 классе по теме" Свободное падение"

Данный материал содержит тест на повторение ранее изученного материала,а также интерактивные модели свободного падения, видеоматериал....

разработка урока физики в 9 классе по теме Свободное падение тел

Урок предназначен  для учащихся *-9  классов...

Урок физики в 11 классе "Определение ускорения свободного падения" лабораторная работа

Урок приобретения новых знаний,  практическая исследовательская работа с применением ИКТ. Осуществлялась связь с предметом  информатика. Для вычисления результата и погрешностей использовала...

Урок физики в 9 классе по теме "Свободное падение"

Урок физики в 9 классе по теме "Свободное падение" строится на проблемных вопросах, которые ставятся учителем на протяжении всего урока и разрешаются учениками под руководством учителя....

Интегрированный урок: физика + информатика по теме: "Свободное падение. Решение физических задач в Паскале"

Интегрированный урок: физика + информатика по теме: "Свободное падение. Решение физических задач в Паскале" Современный уровень образовательного процесса предполагает широкое применение компьютерных...

Технологическая карта урока физики в 10 классе по теме "Свободное падение тел"

Технологическая карта урока физики в 10 классе по теме "Свободное падение тел" с использованием мобильного класса. Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: проблемный...

урок физики в 9 классе "Свободное падение"

Представлены разработки уроков, выступления, презентации, видеоролики и т.д....