Личностно-ориентированное обучение на уроках физики
статья по физике на тему
Признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития является основным принципом построения урока на основе личностно-ориентированных образовательных технологий.
Используя личностно-ориентированный подход в обучении, я преследую цель – обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей и субъектного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lichnostno-orientirovannoe_obuchenie_na_urokah_fiziki.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Трубачева. О.Н, учитель физики,
МБУ СОШ №71 г.о.Тольятти
«Личностно-ориентированное обучение на уроках физики»
Кто не знает, в какую гавань он плывёт,
для того нет попутного ветра.
Сенека.
Для выпускников нашего времени становится приоритетом не столько умение выполнять указания, сколько быстро адаптироваться к различным жизненным ситуациям и находить способы решения возникающих проблем самостоятельно. Важным для школы является развитие и создание необходимых условий для самоопределения индивидуальности ребенка.
Признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития является основным принципом построения урока на основе личностно-ориентированных образовательных технологий.
Используя личностно-ориентированный подход в обучении, я преследую цель – обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей и субъектного опыта.
На данном этапе работы для достижения намеченной цели я решаю следующие задачи:
1. Использую в ходе обучения, субъектный опыт ребенка который согласую с научным содержанием задаваемых знаний.
2. Создаю атмосферу активного стимулирования ученика.
3. Обеспечиваю контроль и оценку процесса учения в целом.
4. Использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания с учетом их функций в личностном развитии.
5. Поощряю стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные .
При «конструировании» урока важен учет двух взаимозависящих направлений: деятельности учителя и деятельности ученика. Личностно-ориентированное обучение предлагает учителю решать проблему постановки целей обучения, разработки плана обучения, системы занятий и формы рефлексии и оценки.
На своих уроках я использую метод проблемного изложения, рассчитанный на вовлечение учащихся в познавательную деятельность. Учитель может сам предложить проблему и указать пути ее решения. Но гораздо эффективнее, если проблему ставят дети и сами, затем ищут пути ее решения, размышляют и переживают, тем самым включаются в атмосферу научно – доказательного поискового мышления. Так на уроке по изучению условия плавания тел в ходе эксперимента учащиеся сами поставили проблему: "Почему плавают суда?”, которая была разрешена после самостоятельной работы с текстом учебника и выводами из эксперимента.
Очень оживленно проходит этап проверки усвоения знаний при решении нестандартных ситуаций, если к тому же эти ситуации представлены в оригинальном виде.
На уроках в системе развивающего обучения с личностно – ориентированным подходом ключевыми формами работы учащихся являются: 1) групповые, 2) парные, 3) индивидуальные. Примером таких групповых заданий могут послужить;
- Изучив параграф «Три состояния вещества», группам учащихся предлагается изобразить поведение молекул 1) твердого тела, 2) жидкости, 3) газов.
- Учащимся, сидящим парами, предлагается изобразить порядок расположения жидкостей в сосуде (керосин, вода, бензин). Укажите положения шариков в сосуде, сделанных из янтаря, дуба, парафина.
После завершения задания проводится обсуждение на тему «Как создавался рисунок?». Речь идёт о процессах, сопровождающих совместную работу.
- Довольны ли вы результатом?
- Кто и как именно проявлял активность при рисовании, кто предлагал идеи?
- Были ли альтернативные предложения? Почему их приняли или отвергли?
- Довольны ли сотрудничеством друг с другом?
- Легко ли было договариваться друг с другом?
Серьезным этапом урока является рефлексия. Для осознания детьми того, что они делают и что сними происходит я использую самые разные способы, устное обсуждение, анкетирование, рисунки или графики. Приведу пример вопросов, которые можно предложить учащимся для рефлексивной деятельности:
1.Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился?
2. Какие задания вызвали наибольший интерес, почему?
3.Что я чувствовал при выполнении заданий?
и т.п.
Я считаю, что обучение с личностно-ориентированным подходом:
- обеспечивает стимулирование обучающихся к самоценной образовательной деятельности
- предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы и субъективный опыт, возможность реализовать себя учебной деятельности;
- предполагает образованность как совокупность знаний, умений, навыков и индивидуальных способностей ученика.
Использование такой технологии способствует превращению ученика из объекта в субъект учебной деятельности, вносит значительный вклад в развитие индивидуальностиученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика преподавния уроков в современной школе с испоьзованием личностно-ориентированного обучения на уроках физики
В данной статье рассматривается технология личностно-оринентированного обучения на уроках физики .Рассматриваются вопосы преподавания физики на уроках с межпредметным содержанием...
Организация личностно ориентированной деятельности учащихся на уроках физики
Предлагаю учебный материал для организации личностно ориентированной деятельности учащихся 8 классов на уроках физики.Дифференцирование творческих заданий осуществляется по типам: человек-п...
Обобщение опыта по использованию личностно – ориентированного развивающего обучения на уроках истории и обществознания.
Данная работа посвящена обобщению опыта работы по использованию личностно - оринтированного развивающнго обучения на уроках истории и обествознания.Разработки уроков прилагаются....
Применение личностно–ориентированных технологий обучения на уроках русского языка в коррекционном ОУ
Статья отражает основные педагогические принципы личностно-ориентированного подхода к учащимся коррекционной школы VI вида. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого отношения, особо...
« Личностно - ориентированное развивающие обучение на уроках географии »
Ведущим в организации учебно-воспитательного процесса является личностный подход, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики -личности со своим миром чувств и переживаний. Это и...
Исследовательский проект "Применение элементов личностно-ориентированного обучения на уроках физики в классах очно-заочной формы обучения"
Исследовательский проект "Применение элементов личностно-ориентированного обучения на уроках физики в классах очно-заочной формы обучения"...
Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы
Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...