Проект "Неделя физики"
методическая разработка по физике на тему

В основу проекта «Неделя физики» заложена идея о том, что каждый человек обладает своей индивидуальностью, и каждый человек сам определяет как процесс своего самопознания, так и выбор того или иного рода своей деятельности и средств достижения цели. Следовательно, необходимо создать максимальные возможности для того, чтобы образовательный процесс в школе строился как поле выбора в сфере содержания образования, темпов, форм, методов и условий урочной и внеурочной деятельности, а ученик и учитель стали субъектами выбора сфер самореализации. При этом поле выбора необходимо строить на основе личностной проблематики участников образовательного процесса.

Данный проект является интегрированным и осуществляется в форме серии мероприятий в рамках проведения Недели физики в школе.

Цель данного проекта: в увлекательной форме расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках, показать их широкое использование в жизни, пробудить у учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить, выработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко излагать, проявлять находчивость в трудных ситуациях. Все это сделает школьную жизнь насыщенной, интересной, запоминающейся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект: Неделя физики

Паспорт проекта

Тема проекта: Неделя физики.

Авторы – учителя физики: Афонина Марина Николаевна, Михайлова Татьяна Ильинична, Мигалева Лариса Германовна.

Межпредметные связи: физика, астрономия, информатика.

Классы: 7-11

Время работы над проектом: 8 недель.

Форма работы: урочная и внеурочная.

Форма организации детей: индивидуальная, групповая.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Место проведения: МБОУ «СОШ г. Светогорска», в рамках проекта «Недели физики».

Информационно-техническое обеспечение: компьютер, проектор, физические приборы.

Основные идеи проекта:

В основу проекта «Неделя физики» заложена идея о том, что каждый человек обладает своей индивидуальностью, и каждый человек сам определяет как процесс своего самопознания, так и выбор того или иного рода своей деятельности и средств достижения цели. Следовательно, необходимо создать максимальные возможности для того, чтобы образовательный процесс в

школе строился как поле выбора в сфере содержания образования, темпов, форм, методов и условий урочной и внеурочной деятельности, а ученик и учитель стали субъектами выбора сфер самореализации. При этом поле выбора необходимо строить на основе личностной проблематики участников образовательного процесса.

Краткое содержание проекта:

Данный проект является интегрированным и осуществляется в форме серии мероприятий в рамках проведения Недели физики в школе:

  • малой олимпиады для 7-8 классов;
  • конкурса стенных газет об открытиях и практическом использовании достижений в области физики и астрономии;
  • смотра созданных кроссвордов и ребусов;
  • марафона по разгадыванию предложенных кроссвордов, ребусов и викторин, оформленных в кабинетах физики;
  • создания мини-проектов по темам «Связь физики с другими науками» и «Строение и эволюция Вселенной»;
  • проектно-исследовательской деятельности по теме «Создание простейших физических приборов»;
  • серии игр по параллелям для учащихся 7-11 классов.

Цель данного проекта: в увлекательной форме расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках, показать их широкое использование в жизни, пробудить у учащихся стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить, выработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко излагать, проявлять находчивость в трудных ситуациях. Все это сделает школьную жизнь насыщенной, интересной, запоминающейся. По информатике проект позволяет осваивать информационные технологии в процессе реализации и оформления мини-проектов. Осваиваемые технологии и уровень их освоения зависит от класса, в котором обучаются учащиеся и от уровня их подготовки по ИТ.

Нормативной базой проекта является

● Образовательный стандарт второго поколения, ориентированный на результаты образования: предметные, метапредметные, личностные. Стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода. Актуализация деятельностного подхода в проекте «Неделя физики» обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • более глубокое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • существенное повышение мотивации и интереса обучающихся к учению;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития.

●   Концепция модернизации Российского образования, регламентирующая

  • использование интерактивных технологий обучения на основе ИКТ;
  • развитие системы работы с одаренными детьми;
  • развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации педагогических кадров через деятельность методического объединения. Методическое объединение позволяет изучать, обобщать и распространять опыт, а это значит, что оно способствует формированию системы работы педагога и, как следствие, мотивирует его к дальнейшему росту профессиональной компетентности.

Цель:

Поиск путей и способов выполнения социального заказа: создание оптимальных условий

  • для развития индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в образовательном учреждении;
  • для стимулирования творческой деятельности и удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении.

Задачи:

  •  Cоздать условия для раскрытия индивидуальности одаренных школьников, и детей, имеющих повышенную мотивацию к учению.
  • Предоставить возможность ученикам проявить себя в творческой деятельности при рассмотрении вопросов и тем из школьного курса физики.
  • Формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
  • Формировать навыки работы с разными видами информации.
  • Формировать умения увидеть проблему, наметить пути ее решения, оформлять и представлять результаты своего труда.
  • Формировать критическое мышление, навыки работы в команде.
  • Формировать у ребят умение работать  в группах, оценивать деятельность свою и товарища, навыки конструктивного общения.

Организация и порядок проведения предметной Недели физики

  • Организатором предметной Недели физики является методическое объединение.
  • Предметная неделя проводится в соответствии с планом работы методического объединения. Тематика предметной недели определяется на заседании методического объединения и является единой.
  • Мероприятия Предметной Недели соответствуют целям и тематике недели.
  • Проект осуществляется в урочной и внеурочной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.
  • Проведение проекта разбито на следующие этапы

Название зтапа

Задачи этапа

Основные участники этапа

Длительность этапа

Методико- мотивационный

Изучение опыта работы учителей школы и других ОУ, методической литературы по проведению предметных недель.

Формулировка основных целей и задач Недели физики.

Определение основных мероприятий, их форм, содержания и участников.

Мотивация и привлечение активных ребят к проведению Недели физики.

Учителя физики МО

4 недели

Подготовительный

Утверждение плана Недели физики. Утверждение положе-

ний, председателей и состава жюри конкурсов.

Распределение обязанностей между учителями МО по проведению Недели физики.

Выпуск расширенного объявления по проведению ПН. Определение творческих групп

школьников для проведения Недели физики (распределение ролей, подготовка оформления).

Учителя физики МО

1 неделя

Организацион-

ный

Самоопределение ребят для участия в конкурсах.

Создание творческих групп учащихся для итоговых мероприятий Недели физики.

Работа творческих групп.

Учителя физики и учащиеся школы

1 неделя

Реализаци-онный

Работа по утвержденному плану Недели физики

Учащиеся школы, учителя физики, классные руководители

1 неделя

с 7 по 12 апреля

Рефлексивный

Подведение итогов Недели физики, награждение победителей и активных участников.

Анализ проведенной работы.

Выработка рекомендаций по проведению Недели физики.

Учителя физики

Неделя

Хроника Недели физики

7 апреля

Подготовительный и организационный этапы закончились. С сегодняшнего дня начинают реализовываться все задуманные мероприятия. Кабинеты физики для этого готовы. В них оформлены стенды с занимательным материалом: кроссвордами, ребусами, головоломками, часть кроссвордов составлены учащимися в предыдущие годы. Уже появились первые газеты.

Открылась Неделя физики малой олимпиадой для 7-8 классов, в которой приняли участие 37 обучающихся.

Результаты малой олимпиады:

7 классы:

Победитель – Мишин Константин, 7 Г класс

Призеры – Меньшов Никита, 7 В класс,

               Туинова Мария, 7 Б класс

8 классы:

Победитель – Слободянюк Ксения, 8 А класс

Призеры – Коваль Екатерина, 8 А класс,

                Степанова Екатерина, 8 А класс

В этот же день состоялась игра «Конкурс эрудитов» для 10 Б и 11 А классов, которую провела М. Н. Афонина. Перед игрой ученики 5 класса Молчанов Иван и  Шиблиев Тимур выступили с презентацией  своего проекта «Робот-сортировщик».

После презентации два физматовских класса соревновались в своих знаниях, смекалке и эрудиции. Болельщики тоже не остались без внимания, задания нашлись и для них. Тем самым болельщики добавляли баллы своим командам.

8 апреля

В этот день были проведены две игры: «Физбой» для параллели 8-х классов.(учитель Михайлова Т. И.) и «Путешествие по станциям» для 9-х классов (учитель Афонина М. Н.).

В игре для 8-х классов участвовали команды из 4-х человек, жюри игры было составлено из учащихся этих же классов (по одному представителю от каждого класса).

 

 

В «Путешествии по станциям» от 9-х классов участвовали команды из 5 человек.

9 апреля

Снова в игру «Конкурс эрудитов» включаются учащиеся старших классов – 10 А и 11 Б классов во главе с Афониной М. Н.

Учащиеся 7-11 классов включились в марафон по разгадыванию кроссвордов, ребусов, головоломок, вывешенных в кабинетах физики, а также стали приносить свои работы – газеты, составленные кроссворды и головоломки, свои мини-проекты, за что получают дополнительные оценки по физике.  Интересные работы разместили на стенде в рекреации школы.

11 апреля

Последними вступили в игру учащиеся параллели 7-х классов. Л. Г. Мигалева провела игру «Восхождение», в которой участвовали команды из трех человек от каждого класса.

В этом году жюри во всех играх было составлено из учащихся тех классов, которые участвовали в игре, тем самым формировалось критическое мышление и умение оценивать деятельность товарищей.

Закончились игры во всех параллелях. Все участники игр и жюри получили сладкие призы и дополнительные оценки по физике. Ученики старших классов хорошо поработали над мини-проектами «Связь физики с другими науками» и «Строение и эволюция Вселенной». Труд каждого ученика оценен дополнительными оценками.

Неделя физики дала учащимся массу положительных эмоций и дополнительных оценок, а учителям физики принесла уверенность в своих силах и огромное количество новых творческих идей.

Приложения

Рефлексия учащихся

Мероприятие

Рефлексия учащихся

О проекте

Мне понравилась данная неделя. Было очень интересно узнать много

нового и узнать, чего не знаю.

О проекте

Неделя была удачная! Игры были замечательными! Еще я разгадала большое количество кроссвордов и получила много хороших оценок!

О проекте

Предметная неделя – это некий парад знаний по физике, который выявляет самых-самых…

Рефлексия учителей физики

Подводя итоги предметной Недели физики, необходимо отметить следующие положительные факторы:

  • вовлечение большого числа учащихся в общую, совместную работу по подготовке и проведению мероприятий, что способствует воспитанию у них чувства коллективизма, умения быть ответственным за принятое решение, инициативы, развитию творческой активной личности;
  • содержание, методы и формы проведения мероприятий обеспечивали связь с имеющимися знаниями и умениями, овладение основными специальными умениями, совершенствование познавательных умений, выбор идей, логики и методов решения задач, создание условий для творческой деятельности, для уровней дифференциации, для овладения методами самоконтроля;
  • выявление детей, имеющих ярко выраженное нестандартное мышление.

Мотивация учебной деятельности учащихся может включать в себя разные аспекты: желание получить высокую оценку, одобрение родителей, преподавателей и т.п. Самая главная – это формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия. И учебно-развлекательные мероприятия предметной Недели физики как нельзя лучше решают эту задачу.



Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ г. Светогорска»                                                                               Михайлова Татьяна Ильинична

Неделя физики 2013 – 2014 учебный год

Внеклассное мероприятие по физике в 8-х классах:

интеллектуальная игра "Физбой"

Цель игры: Актуализация знаний обучающихся в  предметной области «Физика», а также выявление одаренных обучающихся, способных  применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Задачи:

  • повысить интерес обучающихся к физике, как одному из предметов естественно-научного цикла;
  • стимулировать познавательную активность и творчество обучающихся, их смекалку, наблюдательность;
  • научить применять знания в новой ситуации, а также  грамотно объяснять происходящие физические явления;
  • формировать у обучающихся коммуникативные навыки, умения работать  в группах, умения оценивать деятельность товарища.

Ход игры

Вступительное слово ведущего.

Сегодня мы отдаем дань великой науке, которая сделала человека властелином природы.

Только тот, кто вооружен знаниями, может творить подлинные чудеса.

 Я еще не устал удивляться                

 Чудесам, что есть на земле,-

 Телевизору, голосу раций,

 Вентилятору на столе.                 

 Самолеты летят сквозь тучи,

 Ходят по морю корабли,-

 Как до этих вещей могучих

 Домечтаться люди смогли?

 Как придумать могли такое,

 Что пластинка - песню поет,

 Что, на кнопку нажмешь рукою -

 И средь ночи день настает?                 

 Я вверяю себя трамваю,

 Я гляжу на экран кино,-

 Эту технику понимая,

 Изумляюсь ей все равно.

Ток по проволоке струится,

 Спутник ходит по небесам…

 Человеку стоит дивиться

 Человеческим чудесам.

В.Шефнер "Техника".

Мы начнем наш физбой по физике. Это будет соревнование, во время которого вы углубите свои знания по физике и получите новые, научитесь применять свои знания и навыки на практике, в реальной жизни. В нашем соревновании принимают участие команды восьмых классов.

Предоставим командам возможность представить себя. (Команды поочередно представляют свое название и девиз).

Помогать оценивать работу команд будет жюри в составе…(представить жюри).

Обращение к членам жюри:

Жюри! От Вас в игре зависит очень много,

 Вы рассудите справедливо ход игры и строго.

 Ребята верят Вам,

 Надеются на Вас!

Обращение к командам:

Мы убедились – все готовы!

Теперь командам представляем слово.

Конкурс № 1. Лабиринт «Физические величины»

 В лабиринте зашифровано 12 названий известных вам физических величин и 2 величины, с которыми в физике вы еще не знакомились, но в жизни их слышали. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей. За 5 минут вам надо отыскать и записать эти величины.

в

р

л

е

н

и

е

и

н

о

с

м

е

в

ь

л

у

п

м

т

р

т

я

д

а

с

м

а

с

л

о

а

ь

т

ь

м

е

т

а

с

п

о

б

с

е

т

п

с

е

в

р

о

т

а

и

п

с

е

р

а

с

о

к

с

у

л

л

о

р

у

т

т

е

и

к

с

а

о

к

а

с

о

ь

м

н

о

у

п

ё

м

ь

т

н

щ

о

е

р

т

ь

Ответы к конкурсу № 1:  время, теплоемкость, давление, мощность, сила, плотность, работа, температура,  масса, путь,  скорость, вес; импульс, ускорение.

Конкурс № 2. «Всем известный метр...»

Словом «метр» оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только в лабораториях ученых, в физкабинете школы, но и дома, в автомобилях, мастерских, фотолабораториях...

Вам предлагается за 3 минуты вспомнить и записать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют.

Например: термометр – температура

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

Ответы к конкурсу №2:

 динамометр – сила;

 метр – длина;

 спидометр – скорость;

 барометр – атмосферное давление;

 манометр – давление;

 гигрометр, психрометр – влажность воздуха;

 электрометр – электрический заряд;

 амперметр – сила тока;

 вольтметр – напряжение;

 ваттметр – мощность и  др.

Конкурс № 3. «Физические загадки»

Каждый правильный ответ приносит  1 балл команде.

  1. Все поведает, хоть и без языка,

Когда будет ясно, а когда – облака. (Барометр)

  1. Клубится, а не дым,

Ложится, а не снег. (Туман)

  1. Им силу тока изменяют,

Если что-то в нем сдвигают. (Реостат)

  1. Книги читают,

А грамоты не знают. (Очки)

  1. Видно нет у ней ума:

Ест она себя сама. (Свеча)

  1. Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (Сосулька)

  1. Он рисует, он считает,

Проектирует заводы,

Даже в космосе летает,

И дает прогноз погоды.

Миллионы вычислений

Может сделать за минуту.

Догадайся, что за гений?

Ну, конечно же, - … (компьютер)!

  1. У тебя вопросов много,

Подскажу тебе я с кем

Ты в режиме диалога

Сможешь сто решить проблем.

Отвечает без капризов,

Задавай вопрос быстрей,

Этот умный телевизор

Называется … (дисплей).

  1. Близ дисплея – главный блок:

Там бежит электроток

К самым главным микросхемам.

А зовут его … (системный).

  1. Живет в нем вся вселенная,

А вещь обыкновенная. (Телевизор)

Конкурс № 4. «Согласны ли вы с тем, что... »

За 3 минуты вы должны написать рядом с предложениями «да» или «нет».

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

  1. Водяной пар имеет вид белых клубов. (Нет)
  2. Прибор, служащих для обнаружения наэлектризованности тел, называется электроскоп. (Да)
  3. Холодная вода быстрее гасит огонь, чем кипяток. (Нет)
  4. В полном чайнике вода остывает медленнее, чем в неполном. (Да)
  5. Южный магнитный полюс Земли находится в Антарктиде. (Нет)
  6. Появление подъемной силы у движущегося крыла самолета объясняется действием закона Ома. (Нет)
  7. Гигрометром измеряют влажность воздуха. (Да)
  8. В состав ядра атома входят электроны, протоны, нейтроны. (Нет)
  9. Устройство, совершающее работу за счёт использования внутренней энергии топлива, называется электродвигатель. (Нет)
  10. Содержание водяного пара в воздухе называют влажностью. (Да)

Конкурс № 5. Конкурс капитанов «Знатоки физики»

Капитаны команд вытаскивают по жеребьевке вопрос и через 1 минуту им предстоит дать ответ на свой вопрос в порядке их очередности (правильный ответ приносит команде 3 балла):

  1. Можно ли на концах эбонитовой палочки одновременно иметь два разноименных заряда? (Можно, взять палочку посередине, один конец ее потереть мехом (она зарядится отрицательно), а второй - бумагой (зарядится положительно). Оба заряда сохраняются, потому что эбонит изолятор.)
  2. Почему синтетические ткани, которыми часто обивают сиденья автомобилей, быстро загрязняются? (Синтетические волокна - изоляторы, поэтому они хорошо электризуются при трении об одежду и притягивают частицы грязи и пыли.)
  3. Почему молния чаще ударяет у берегов рек, болот и прудов? (Молния чаще попадает в почву в тех местах, где электрическая проводимость лучше. Влажная почва у берегов рек, прудов хорошо проводит электричество.)
  4. Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле? (При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать появления искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.)
  5. Для чего во всех электроприборах желательно ставить предохранители? (Проще заменить предохранитель, сгоревший при превышении силы тока относительно допустимой, чем важную деталь, – сгорая, предохранитель размыкает электрическую цепь.)

Конкурс № 6. «Научная лаборатория»

Капитаны команд по жеребьевке разыгрывают номера экспериментального задания. На выполнение задания отводится 5 минут. За правильное задание команда получает 10 баллов.

1 карточка.  Проградуировать динамометр.

Оборудование: динамометр с заклеенной шкалой, набор грузов по 102 грамма, карандаш, линейка.

2 карточка.  Определить объем одной скрепки.

Оборудование: мензурка, стакан с водой, коробок скрепок, калькулятор.

3 карточка.  Определить толщину книжного листа.

Оборудование: книга, линейка, калькулятор.

4 карточка.  Определить длину проволоки реостата.

Оборудование: реостат, линейка, нитка, калькулятор.

5 карточка.  Определить массу одного  конфетти.

Оборудование: пакетик с конфетти, электронные весы, калькулятор.

Конкурс № 7. «Загадки с подсказками»

По опорным сигналам - подсказкам, которые постепенно будет давать ведущий, нужно отгадать загаданное. Карточка, поднятая вверх, служит сигналом о вашей готовности к ответу. За верный ответ присуждается от 5 до 1 балла, все зависит от того с какой по счету подсказки вы дадите правильный ответ.

Загадка 1.

 1. Претендентов на поездку было много, но выбор пал на него. (5)

 2. Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку. (4)

 3. Сын крестьянина, учащийся ремесленного училища, рабочий, курсант аэроклуба. (3)

 4. Ему принадлежит историческая фраза «Поехали!», сказанная перед стартом. (2)

 5. Первый в мире человек совершивший полёт в космос. (Гагарин) (1)

Загадка 2.

 1. Он жил в IV в. до н.э. (5)

 2. Он был воспитателем Александра Македонского. (4)

 3. Его учения относятся ко всем областям знаний того времени. (3)

 4. Его учение господствовало в науке около 100 лет. (2)

 5. Он ввёл в науку слово «физика». (Аристотель) (1)

Загадка 3.

 1. Он один из первых учёных, работавших на войну. (5)

 2. Он крупный изобретатель, живший ещё до нашей эры. (4)

 3. Он изобрёл рычаг. (3)

 4. С одним из его открытий мы сталкиваемся регулярно, купаясь в ванной. (2)

 5. По легенде, ему  принадлежит возглас «Эврика!», который прозвучал вслед за сделанным им открытием. (Архимед) (1)

Загадка 4.

1. Из этого вещества на 65% состоит организм взрослого человека. (5)

2. Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встречаемся. (4)

3. Его можно использовать для уменьшения трения. (3)

4. Его используют в системах нагрева и охлаждения. (2)

5. Это вещество называют "соком жизни" на Земле. (Вода) (1)

Загадка 5.

 Речь пойдет о живом существе. Кто оно?

1. Чувствительность его глаз так велика, что при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км. (5)

2. Мощность, развиваемая его сердцем, - 2,2 Вт. (4)

3. Его мозг за 0,05 с распознает объект, изображение которого зафиксировал глаз. (3)

4. За свою жизнь оно съедает около 40 т пищи. (2)

5. Это самое умное животное на Земле. (Человек) (1)

Конкурс № 8. «Ситуации»

Командиры по жеребьевке получают карточки с заданием: с помощью мимики и жестов изобразить предлагаемую ситуацию. Участвовать могут все члены команды. Время на подготовку - 3 минуты. Максимальная оценка – 5 баллов.

Ситуации:

1. Все тела состоят из молекул.

2. Все тела притягиваются друг к другу.

3. Если не воздействовать на тело, оно сохраняет свою скорость.

4. В жидкости на тело действует выталкивающая сила.

5. Изобразите явление инерции.

Ведущий:

Наш физбой подходит к концу. Пока жюри подводит окончательные результаты, мы разыграем приз для самой находчивой команды. Слушайте внимательно задание:

Задание. Есть восемь одинаковых по размеру шариков, но в одном из них полость. Надо с помощью весов определить, в каком шарике имеется полость, проведя только два взвешивания.

 Подведение итогов и награждение победителей.

Протокол результатов  интеллектуальной игры «Физбой»

Класс

Количество баллов за конкурсы

Итого баллов

Место

1

2

3

4

5

6

7

8

8 А

8 Б

8 В

8 Г

8 Д

Используемая литература:

  1. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы.– М.; ВАКО, 2006. – 176 с. – (Мастерская учителя).
  2. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. Физика для увлечённых. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 188, [1] с. – (Библиотека школьника).
  3. Наволокова Н.П. [и др.]; под общ. ред. Ненашева И.Ю. Предметная неделя физики в школе – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 272 с. – (Библиотека учителя).

Приложение 1

Материал для команд

Конкурс № 1. Лабиринт «Физические величины»

в

р

л

е

н

и

е

и

н

о

с

м

е

в

ь

л

у

п

м

т

р

т

я

д

а

с

м

а

с

л

о

а

ь

т

ь

м

е

т

а

с

п

о

б

с

е

т

п

с

е

в

р

о

т

а

и

п

с

е

р

а

с

о

к

с

у

л

л

о

р

у

т

т

е

и

к

с

а

о

к

а

с

о

ь

м

н

о

у

п

ё

м

ь

т

н

щ

о

е

р

т

ь

Конкурс № 4. «Согласны ли вы с тем, что... »

  1. Водяной пар имеет вид белых клубов.
  2. Прибор, служащих для обнаружения наэлектризованности тел, называется электроскоп.
  3. Холодная вода быстрее гасит огонь, чем кипяток.
  4. В полном чайнике вода остывает медленнее, чем в неполном.
  5. Южный магнитный полюс Земли находится в Антарктиде.
  6. Появление подъемной силы у движущегося крыла самолета объясняется действием закона Ома.
  7. Гигрометром измеряют влажность воздуха.
  8. В состав ядра атома входят электроны, протоны, нейтроны.
  9. Устройство, совершающее работу за счёт использования внутренней энергии топлива, называется электродвигатель.
  10. Содержание водяного пара в воздухе называют влажностью.

Конкурс № 8. «Ситуации»

  1. Все тела состоят из молекул.

  1. Все тела притягиваются друг к другу.

  1. Если не воздействовать на тело, оно сохраняет свою скорость.

  1. В жидкости на тело действует выталкивающая сила.

  1. Изобразите явление инерции.

Конкурс № 5. Конкурс капитанов «Знатоки физики»

  1. Можно ли на концах эбонитовой палочки одновременно иметь два разноименных заряда?

  1. Почему синтетические ткани, которыми часто обивают сиденья автомобилей, быстро загрязняются?

  1. Почему молния чаще ударяет у берегов рек, болот и прудов?

  1. Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле?

  1. Для чего во всех электроприборах желательно ставить предохранители? 

Конкурс № 6. «Научная лаборатория»

1 карточка.  Проградуировать динамометр.

Оборудование: динамометр с заклеенной шкалой, набор грузов по 102 грамма, карандаш, линейка.

2 карточка.  Определить объем одной скрепки.

Оборудование: мензурка, стакан с водой, коробок скрепок, калькулятор.

3 карточка.  Определить толщину книжного листа.

Оборудование: книга, линейка, калькулятор.

4 карточка.  Определить длину проволоки реостата.

Оборудование: реостат, линейка, нитка, калькулятор.

5 карточка.  Определить массу одного  конфетти.

Оборудование: пакетик с конфетти, электронные весы, калькулятор.

Конкурс № 3. «Физические загадки»

  1. Все поведает, хоть и без языка,

Когда будет ясно, а когда – облака.

  1. Клубится, а не дым,

Ложится, а не снег.

  1. Им силу тока изменяют,

Если что-то в нем сдвигают.

  1. Книги читают,

А грамоты не знают.

  1. Видно нет у ней ума:

Ест она себя сама.  

  1. Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись.

  1. Он рисует, он считает,

Проектирует заводы,

Даже в космосе летает,

И дает прогноз погоды.

Миллионы вычислений

Может сделать за минуту.

Догадайся, что за гений?

Ну, конечно же, - …!

  1. У тебя вопросов много,

Подскажу тебе я с кем

Ты в режиме диалога

Сможешь сто решить проблем.

Отвечает без капризов,

Задавай вопрос быстрей,

Этот умный телевизор

Называется ….

  1. Близ дисплея – главный блок:

Там бежит электроток

К самым главным микросхемам.

А зовут его … .

  1. Живет в нем вся вселенная,

А вещь обыкновенная.

Приложение 2

Для жюри

Ответы к конкурсу № 1:  время, теплоемкость, давление, мощность, сила, плотность, работа, температура,  масса, путь,  скорость, вес; импульс, ускорение.

Ответы к конкурсу №2:

 динамометр – сила;

 метр – длина;

 спидометр – скорость;

 барометр – атмосферное давление;

 манометр – давление;

 гигрометр, психрометр – влажность воздуха;

 электрометр – электрический заряд;

 амперметр – сила тока;

 вольтметр – напряжение;

 ваттметр – мощность и  др.

Конкурс № 3. «Физические загадки»

Каждый правильный ответ приносит  1 балл команде.

  1. Все поведает, хоть и без языка,

Когда будет ясно, а когда – облака. (Барометр)

  1. Клубится, а не дым,

Ложится, а не снег. (Туман)

  1. Им силу тока изменяют,

Если что-то в нем сдвигают. (Реостат)

  1. Книги читают,

А грамоты не знают. (Очки)

  1. Видно нет у ней ума:

Ест она себя сама. (Свеча)

  1. Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (Сосулька)

  1. Он рисует, он считает,

Проектирует заводы,

Даже в космосе летает,

И дает прогноз погоды.

Миллионы вычислений

Может сделать за минуту.

Догадайся, что за гений?

Ну, конечно же, - … (компьютер)!

  1. У тебя вопросов много,

Подскажу тебе я с кем

Ты в режиме диалога

Сможешь сто решить проблем.

Отвечает без капризов,

Задавай вопрос быстрей,

Этот умный телевизор

Называется … (дисплей).

  1. Близ дисплея – главный блок:

Там бежит электроток

К самым главным микросхемам.

А зовут его … (системный).

  1. Живет в нем вся вселенная,

А вещь обыкновенная. (Телевизор)

Конкурс № 4. «Согласны ли вы с тем, что... »

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

  1. Водяной пар имеет вид белых клубов. (Нет)
  2. Прибор, служащих для обнаружения наэлектризованности тел, называется электроскоп. (Да)
  3. Холодная вода быстрее гасит огонь, чем кипяток. (Нет)
  4. В полном чайнике вода остывает медленнее, чем в неполном. (Да)
  5. Южный магнитный полюс Земли находится в Антарктиде. (Нет)
  6. Появление подъемной силы у движущегося крыла самолета объясняется действием закона Ома. (Нет)
  7. Гигрометром измеряют влажность воздуха. (Да)
  8. В состав ядра атома входят электроны, протоны, нейтроны. (Нет)
  9. Устройство, совершающее работу за счёт использования внутренней энергии топлива, называется электродвигатель. (Нет)
  10. Содержание водяного пара в воздухе называют влажностью. (Да)

Протокол результатов  интеллектуальной игры «Физбой»

Класс

Количество баллов за конкурсы

Итого баллов

Место

1

2

3

4

5

6

7

8

8 А

8 Б

8 В

8 Г

8 Д



Предварительный просмотр:

  1. Игра по физике в 7-м классе "Восхождение"

«И в мире нет таких вершин,
Что взять нельзя!»
В. Высоцкий

Цели игры:

  • Образовательная – в игровой форме повторить и закрепить знания, проверить усвоение основных понятий, физических законов и формул, изученных в 1-2 триместре.
  • Развивающая – используя разнообразные задания, выявить способности учащихся, проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях,
  • Воспитательная – создать возможность проявить способности работы в команде в условиях соревнования.

Подготовка к игре:

  • Формирование команд (в зависимости от количества учащихся в классе или команд параллельных классов)
  • Подготовка  представления команды: название.
  • Повторение материала по рекомендациям учителя.
  • Создание макета маршрута к «Вершине Знаний»

Правила игры:

  • Каждая команда проходит этапы маршрута.
  • За прохождение каждого этапа начисляются очки. Жюри отмечает это в маршрутном листе.
  • Задача команды пройти маршрут быстрее и набрать наибольшее количество очков.
  • Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество очков.

Этапы игры и задания

1. Вступительное слово учителя. Приветствия команд.

Физика!

Какая ёмкость слова!

Физика!

Для нас не просто звук.

Физика – основа и опора всех без исключения наук!

Не уроком единым жив ученик!

2.  Конкурс «Физика в литературе»

Назовите физическое явление, описанное в литературном отрывке.

I. М.М. Пришвин. «Кладовая Солнца»

«В это время заяц, большой, старый, матерый русак, ковыляя еле-еле, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние лапы, послушать, далеко ли тявкает лисица.
Так вот одновременно и сошлось – собака бросилась, а заяц остановился. И собаку перенесло через зайца.
Пока собака выправлялась, заяц огромными скачками уже летел по тропе…»

II. Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»

«Стоило коню остановиться, как Рыцарь тут же летел вперед. А когда Конь снова трогался с места, Рыцарь тотчас падал назад»

III.Ф. Искандер «Святое озеро»

Герой рассказа поскользнулся и полетел по крутому склону ледника вниз. «Поперек его пути была глубокая траншея, где клокотала и неслась талая вода. Он подумал, что сейчас погибнет, попав в эту траншею, но перелетел через нее и на пологом склоне затормозился»

3. Конкурс «Россыпь анаграмм»

Анаграмма – слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово. Например: резал – лазер.

Какие физические термины «зашифрованы» в следующих анаграммах:

  • Лиса
  • Кот
  • Линда
  • Вяление
  • Карета
  • Антон
  • Упал
  • Алкаш
  • Сев
  • Тома

4.Конкурс «Формула, я тебя знаю!»

Заполните пропуски в формулах:

  • t = S : ?
  • P = m ∙ ?
  • p = g ? h
  • = p S
  • F упр = k ?
  • = ρgжV.

5.Конкурс «Лови ошибку!»

Найдите ошибки в решении задачи.

Задача

Дано:

m = 200 г

g = 10 H

-------------

Fт - ?

 

Решение.

Fт = mg

Fт = 200 г ∙ 10 Н = 2000 г

Ответ: сила тяжести равна 2000 г.

6.Конкурс «Самые независимые и неподкупные законы»

Сформулируйте указанные законы:

  • Закон инерции.
  • Закон Паскаля.
  • Закон Архимеда.

7.Конкурс «Парад приборов»

Назовите находящие перед вами приборы, их назначение и единицы измерения определяемых величин.

  • Динамометр.
  • Барометр-анероид.
  • Ареометр.
  • Жидкостный манометр.
  • Манометр металлический.
  • Мензурка.

8.Конкурс «Отгадай загадку!»

(Можно подобрать и другие загадки с физическим содержанием)

  • Туча скрыла солнца свет – рухнул мост, а щепок нет.
  • Тянусь я тонким столбиком по трубке из стекла, сжимаюсь я от холода, расту я от тепла.
  • На стене висит, а часами не назовешь, потому, что погоду предсказывает.
  • Я вода, да в воде же и плаваю.
  • Кто на всех языках разговаривает?
  • Что идет, не трогаясь с места?

9. Конкурс«Это же элементарно, Ватсон!..»

Решите задачу. (Можно подобрать и другие задачи)

  • Что больше: масса директора 70 кг или масса воздуха в его кабинете размером 4 м х 6 м х 3м? Объем, занимаемый мебелью и самим директором, считайте равным 3 м3.
  • Разъяренный бык бежит со скоростью 36 км/ч, а сильно испуганный человек со скоростью 600 м/мин. Кто из них победит в забеге на стометровку?
  • Герой рассказа «Архимед» Вовки Грушина» писателя Ю. Сотника, Вовка соорудил из бочки (V = 2 м3) подводную лодку. В «лодке» находился груз массой 100 кг (еда и прочее), сама бочка имела массу около 50 кг. В рассказе лодка с Вовкой легла на дно, после чего были проведены спасательные работы. Правдоподобно ли это? Докажите.

11. Завершение игры

Пока жюри подводит итоги, проводится подготовленная заранее музыкальная пауза из выступлений участников команд. За особенно хорошие выступления можно добавить команде баллы по усмотрению жюри.

Примечание:

  • Задания каждого этапа можно разделить на группы по количеству команд и предлагать их по жребию. Можно командам предлагать одинаковые задания, с учетом трудоемкости их выполнения и времени проведения мероприятия.
  • Шкалу оценок разрабатывает учитель.

Оборудование к уроку:

  • Приборы: Динамометр; барометр-анероид, ареометр, жидкостный манометр, манометр металлический, мензурка.
  • Комплекты оборудования к экспериментальным заданиям.
  • Карточки с заданиями каждого этапа.
  • Макет маршрута восхождения к «Вершине Знаний»

Список литературы:

  • А.Л. Камин «Физика. Развивающее обучение. 7 класс»
  • А.Я. Кибальченко, И. А. Кибальченко «Физика для увлеченных»
  • И.Я. Ланина «100 игр по физике»
  • В.Ф. Смирнов, А.Н. Чирва. «Путешествие в страну тайн»
  • С.А. Тихомирова «Дидактический материал по физике 7–11»
  • М.М. Балашов «О природе. 7 класс»


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурс знатоков физики «Физика в рассказах и житейских историях»

Слайд 2

Конкурс знатоков физики Выберите картинку и кликните по ней Следующая серия вопросов

Слайд 3

Вопрос 1 Робинзон Крузо внимательно исследовал свою одежду и обнаружил в карманах несколько монет. Некоторые были золотые, некоторые серебряные. "Жалкий, ни на что не годный здесь хлам", - подумал он. Долго и задумчиво смотрел на монеты, а затем вдруг стал раскладывать их по кучкам, приговаривая: "- Эти монеты для разжигания костра, эти монеты - врачи". Какого металла монету Робинзон выбрал для разжигания костра? Как он собирался с ее помощью разжечь костер? Из серебряной монеты можно изготовить вогнутое зеркало, т. к. серебро имеет большую отражательную способность. Этим зеркалом можно собрать в точке солнечные лучи и ими разжечь костер ответ

Слайд 4

Вопрос 2 Жили-были дед и баба, и была у них курочка - ряба, снесла курочка яичко: не простое - золотое. Дед бил-бил - не разбил, баба била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела - яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, курочка кудахчет: « Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам еще яичко: не золотое – простое». Объясните, почему яйцо разбилось лишь после действий мышки? ответ Яйцо разбилось потому, что упало с высоты. В этом положении яйцо обладает потенциальной энергией, которая при падении переходит в кинетическую. При ударе об пол кинетическая энергия затрачивается на деформацию, то есть на разрушение.

Слайд 5

Вопрос 3 Жил старик с тремя сыновьями. На краю света жил. Кругом тишь да гладь, места забытые, непроходимые. Выросли сыновья и просят отца: «Отпусти нас, батька, на мир поглядеть. Хочется по белу свету побродить, уму-разуму поучиться». Отпустил их отец. Решили братья путешествовать вместе. Сначала старший вел всех на юг. Прошли братья 10 верст, затем повел средний. Ещё 10 вёрст прошли братья, теперь уже на запад. Настала очередь младшего. Он прошел со своими братьями 10 верст на север. И оказались братья к своему удивлению ... у родного дома. Где жил старик со своими сыновьями? ответ Старик жил на Северном полюсе. В этом случае векторная сумма трех указанных перемещений равна нулю

Слайд 6

Вопрос 4 Отто Хайл , вернувшийся из путешествия в Новую Зеландию, сидел в кресле и вел беседу со своим другом Калом Саганом. Бутылка боржоми явно была неохлажденной. Хайл отставил стакан. " Карл, я вспоминаю свою поездку в Египет. Там подают воду в гоулах . Это сосуды из необожженной глины, обладающие той любопытной особенностью, что налитая в них вода становится прохладнее, чем окружающие предметы". " Мне не доводилось видеть таких кувшинов», - поддержал разговор Саган, но я читал о них. В Испании их называют алькарацца . А секрет охлаждающего действия этих кувшинов прост". В чем заключается секрет охлаждающего действия этих кувшинов? ответ Жидкость просачивается через глиняные стенки наружу и там медленно испаряется, отнимая при этом теплоту от сосуда и заключенной в нем жидкости. При испарении происходит поглощение энергии.

Слайд 7

Вопрос 5 Алеха , скрутив провода, начал тщательно обматывать соединенный разрыв изолентой . Захар Иванович, старый электромонтер, поглядывая на работу молодого напарника, проворчал: " Горячая пайка всегда холодная, а холодная пайка всегда горячая". Как следует понимать эту профессиональную поговорку? ответ Холодной пайкой называют простую скрутку проводов. Сопротивление холодной пайки велико, так как контакт получается не прочным и обладает большим сопротивлением. При прохождении тока холодная пайка нагревается сильнее, чем остальная часть проводника. Горячая пайка, выполненная паяльником, обеспечивает надежный контакт с небольшим сопротивлением и поэтому мало греется проходящим по ней током.

Слайд 8

Вопрос 6 Артем на все летние каникулы приехал к деду Филиппу. Дед был лесником. Артему в лесу нравилось. Однажды, гуляя с дедом по лесу, Артем обратил внимание на большое бревно, подвешенное у дупла большого дуба. «Дед, а зачем здесь бревно?» - спросил Артем, указывая на дуб. «Видишь ли, внучок, медведь - большой любитель меда. Чтобы уберечь от посягательств медведя дупло, в котором поселились дикие пчелы, я над дуплом подвесил на веревке бревно. Когда медведь подбирается к дуплу, он наталкивается на бревно и отталкивает его в сторону, а бревно, как маятник, возвращаясь к положению равновесия, ударяет медведя. Все сильнее толкает медведь бревно, и все больнее ощущает ответный удар. И так до тех пор, пока обессиленный не упадет с дерева». Кто свалил медведя? Медведь сам свалился с дерева. Эта работа была произведена за счет энергии самого медведя. Отброшенное медведем бревно поднимается на некоторую высоту. При движении к положению равновесия потенциальная энергия бревна превращается в кинетическую. Кинетическая энергия затрачивается на деформацию тела медведя. Он слабеет и падает с дерева. ответ

Слайд 9

Вопрос 7 Хотя солнце стояло еще высоко и светило ярко, тепла не давало, было холодно. Козырев со своим другом Костей рано утром, едва перекусив, отправился в путь. И теперь, дойдя до ночлежки, друзья изрядно устали, хотелось есть и согреться. Ни в ночлежке, ни в рюкзаках спичек не оказалось, а зажигалка была утеряна во время привала в горах. Подойдя к реке, Козырев отковырнул большой кусок льда и, повернувшись к другу, сказал: "Собирай сухие ветки и мох, сейчас согреемся". Можно ли добыть огонь с помощью льда? ответ Добыть огонь с помощью льда можно в солнечный день. Для этого надо сделать изо льда двояковыпуклую линзу, которая может собрать падающие на неё параллельные лучи в одну точку. В этой точке можно получить высокую температуру и зажечь горючий материал.

Слайд 10

Вопрос 8 ответ Поднявшись в воздух, человек в сущности остается связанным с газообразной оболочкой Земли, которая участвует во вращении Земли вокруг оси. Воздух вращается вместе с Землей, увлекая с собой всё, что в нём находится. Если бы воздух не участвовал во вращении Земли, то, стоя на Земле, мы постоянно чувствовали бы сильнейший ветер. Сирано де Бержерак рассказывает: «Однажды, занимаясь физическими опытами, я непостижимым образом был поднят вместе со своими склянками высоко в воздух. Когда же через несколько часов мне удалось спуститься вновь на Землю, то, к изумлению, я очутился не в родной Франции, и даже не в Европе, а в Канаде. «И как этому найти объяснение?», - был задан вопрос. «По-моему, это объяснить весьма просто. Пока я был отделен от земной поверхности, планета наша продолжала по-прежнему вращаться. Вот потому, когда я спустился, под ногами вместо Франции был материк Америка». Почему подобный способ путешествия не более, чем фантазия?

Слайд 11

Вопрос 9 Капитан Врунгель , вернувшись из очередного кругосветного путешествия, рассказывает: «У нас в кают-компании на стене висит ружьё. Старинное охотничье ружьё. Так вот, это самое ружье непременно раз в год стреляет. И в этом году тоже – как бабахнет! Мы как раз стояли у острова Борнео. Я врываюсь в кают-компанию и что же вижу? Ружьё раскачивается на стене, как маятник в шторм, а пуля пробила насквозь аквариум с моими золотыми рыбками…Вода выливается через дыры, как сквозь кингстоны, а бедные рыбки подпрыгивают, бьются о дно… Пришлось мне заткнуть пробоину и вызвать своих помощников». Какая деталь в рассказе капитана Врунгеля противоречит закону физики? ответ Пуля, попавшая в сосуд с водой, разбивает его вдребезги, так как давление передается водой одинаково по всем направлениям по закону Паскаля. Если бы пуля попала в пустой аквариум, то она бы не разбила его вдребезги, а лишь оставила бы в нем отверстия.

Слайд 12

Вопрос 10 «Друзья мои, ведь мы еще не завтракали, - объявил капитан космического корабля своим спутникам, - из того, что мы потеряли вес, не следует, что потеряли аппетит». Недолго думая капитан хлопнул ладонью по дну опрокинутой бутылки. У горлышка тут же образовался водяной шар. Почему вода приняла форму шара? ответ В состоянии невесомости любая жидкость принимает форму шара, так как жидкость предоставлена своим внутренним молекулярным силам и поэтому принимает минимальную поверхность, а минимальная площадь поверхности у сферы.

Слайд 13

Вопрос 11 Гроза застала прохожих на улице города уже в сумерках. На узких улочках было темно. Сверкнула молния, и на мгновение улица, только что полная движения, застыла. Даже у велосипедиста отчетливо стала видна каждая спица колеса». Какова причина кажущейся неподвижности? ответ Молния, как и всякая электрическая искра, длится очень малый промежуток времени. За столь короткое время мало что успевает переместиться заметным для глаза образом. Поэтому улица представляется при свете молнии совершенно неподвижной.

Слайд 14

Вопрос 12 Осенью 1912 г. величайшее судно « Олимпик » плыло в открытом море. А почти параллельно ему, на расстоянии около сотни метров, проходил с большой скоростью другой корабль, гораздо меньший « Гаук ». И вдруг этот меньший корабль стремительно свернул с пути и, словно повинуясь невидимой силе, не слушаясь руля, двинулся на « Олимпик ». « Гаук » врезался в борт « Олимпика », проделав в борту большую пробоину. В чем причина такой аварии? ответ Причина столкновения объясняется законом Бернулли. В узких частях канала вода течет быстрее, а давление будет маленькое. Когда два судна плывут параллельно, между их бортами будет малое давление воды. Суда под напором наружной воды должны устремляться друг к другу, и, естественно, меньшее судно перемещается заметнее, между тем как массивное остается почти неподвижно.

Слайд 15

Вопрос 1 3 Дверцы шкафа в гостиной стали скрипеть. Алеша смазал петли маслом и скрип прекратился. Какое явление он использовал? ответ Уменьшение трения вследствие смазки

Слайд 16

Вопрос 1 4 Бабушка случайно разбила медицинский термометр. Внук сразу же собрал всю пролитую ртуть и проветрил комнату. Почему он это сделал? ответ Потому что ртуть легко испаряется и её пары ядовиты

Слайд 17

Вопрос 15 Максим ходил с мамой за покупками. Сумка была тяжелой, и ручки её больно врезались в ладонь. Тогда Максим подложил под ручки сложенный лист бумаги и нести покупки сразу стало удобнее. Как это объяснить? ответ Максим уменьшил давление ручек на ладонь, увеличив с помощью бумаги площадь их соприкосновения

Слайд 18

Вопрос 16 Мама сварила сосиски. При варке сосиска треснула вдоль, а не поперек. Почему? ответ Площадь сечения сосиски вдоль больше, чем поперек. А сила давления будет равна F = P · S . Сила давления воды на продольное сечение больше, чем на поперечное сечение, поэтому сосиска треснет вдоль, а не поперек.

Слайд 19

Вопрос 17 Во время первой мировой войны, как сообщали газеты, с французским летчиком произошел совершенно необычный случай. Летая на высоте 2 км, летчик заметил, что близ его лица движется какой-то легкий предмет. Думая, что это насекомое, летчик проворно схватил его рукой. Представьте изумление летчика, когда оказалось, что он поймал германскую боевую пулю! Возможно ли такое? Если возможно, то когда и как? ответ Пуля на излете имеет скорость 40 км/ч, а такую скорость развивал и самолет. Значит, может случиться, что относительно летчика пуля будет неподвижна или двигаться едва заметно. Ничего не стоит тогда схватить её рукой, особенно в перчатках, т. к. пуля при трении о воздух нагревается. Пуля должна лететь, нагоняя самолет, но не навстречу.

Слайд 20

Вопрос 18 Система банных процедур И больших температур, Как хорошо известно, Бывает нам полезна. От всех болезней лечит нас Отличная парная, квас. Коль в парной побыть ты рад, «С легким паром!» говорят. В хорошей бане должно быть не только очень жарко, но и сухо. Почему сильная жара труднее переносится в сырой бане? ответ В сыром воздухе бани относительная влажность велика, испарение пота с тела человека происходит медленно, и организм человека перегревается.

Слайд 21

Ресурсы http://s13.radikal.ru/i186/0910/65/d1c8ad842f67.jpg кувшин http://www.stampbystamp.ru/content/items/images/10/105100.jpg медведь http://dizlion.at.ua/NEWS_2009/puzzles/kurochka_rjaba.jpg курочка-ряба http://economicblog.myblog.it/media/00/01/310817906.jpg монеты http://obzor.westsib.ru/i/n/2006/03/60122.jpg лед http://lvivmarket.net/modules/goods/images/globus-vraschayuschyysya--krugovorot--15-sm_526.jpg глобус http://baikalinc.ru/res_ru/0_value_4438_207.jpg ружье http://d1.endata.cx/data/games/16557/0006.jpg аквариум http://ua.for-ua.com/files/12-2_2007/kosmos.jpg космос http://russian.news.cn/importnews/2011-06/09/13920657_51n.jpg гроза http://rh.foto.radikal.ru/0709/0a/dc5cad1eecc2.jpg корабль http://1k.com.ua/pictures/295/295121.jpg термометр http://www.mebeldv.ru/images/super/city3_dop8.jpg шкаф http://www.theplace.ru/archive/diane_krueger/img/Ad005.jpg женщина с сумкой http://physik.ucoz.ru/_fr/0/0377747.jpg сосиска http://www.microavia.ru/images/samolety-pervoy-mirovoy-voyni-strani-antanti-44.jpg самолет Горлова Л. А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.



Предварительный просмотр:

E:\Мои документы\Мои рисунки\xcv.jpg

Пояснительная записка

   Конкурс знатоков физики можно провести в рамках недели физики как внеклассное мероприятие.

Цели:

  • повторить полученные на уроках  знания, учить применять их на практике;
  • показать, что знание физики объясняет многие явления окружающей нас жизни;
  • продолжить формирование интереса к изучению физики;
  • использовать   информационные технологии как средство наглядности и активизации познавательной деятельности учащихся.

Работа ведется фронтально, вопросы задаются учителем или ведущим- старшеклассником, отвечать может любой ученик класса. За правильный ответ ученик получает фишку. По количеству фишек в конце выявляется победитель.

Рекомендации по навигации: 

  • на всех слайдах, где есть кнопки с компасом  – кликнуть по нему, попадаешь на слайд для выбора вопроса;
  • чтобы попасть на слайд с вопросом – клик по выбранной картинке;
  • вопросы меняются с помощью кнопки «следующая серия вопросов»;
  • ответы появляются после клика по кнопке «ответ».

Используемые материалы и ресурсы:

  1. Горлова Л. А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. - 176с.;

http://s13.radikal.ru/i186/0910/65/d1c8ad842f67.jpg   кувшин

http://www.stampbystamp.ru/content/items/images/10/105100.jpg   медведь

http://dizlion.at.ua/NEWS_2009/puzzles/kurochka_rjaba.jpg курочка-ряба

http://economicblog.myblog.it/media/00/01/310817906.jpg монеты

http://obzor.westsib.ru/i/n/2006/03/60122.jpg  лед

http://lvivmarket.net/modules/goods/images/globus-vraschayuschyysya--krugovorot--15-sm_526.jpg  глобус

http://baikalinc.ru/res_ru/0_value_4438_207.jpg  ружье

http://d1.endata.cx/data/games/16557/0006.jpg аквариум

http://ua.for-ua.com/files/12-2_2007/kosmos.jpg  космос

http://russian.news.cn/importnews/2011-06/09/13920657_51n.jpg  гроза

http://rh.foto.radikal.ru/0709/0a/dc5cad1eecc2.jpg  корабль

http://1k.com.ua/pictures/295/295121.jpg  термометр

http://www.mebeldv.ru/images/super/city3_dop8.jpg  шкаф

http://www.theplace.ru/archive/diane_krueger/img/Ad005.jpg женщина с сумкой

http://physik.ucoz.ru/_fr/0/0377747.jpg сосиска

http://www.microavia.ru/images/samolety-pervoy-mirovoy-voyni-strani-antanti-44.jpg  самолет

                                 Содержание вопросов и ответы к ним:

Вопрос 1. Робинзон Крузо внимательно исследовал свою одежду и обнаружил в карманах несколько монет. Некоторые были золотые, некоторые серебряные. "Жалкий, ни на что не годный здесь хлам", - подумал он. Долго и задумчиво смотрел на монеты, а затем вдруг стал раскладывать их по кучкам, приговаривая: "- Эти монеты для разжигания костра, эти монеты - врачи".   Какого металла монету Робинзон выбрал для   разжигания костра? Как он собирался с ее помощью разжечь  костер? 

Ответ. Из серебряной монеты можно изготовить вогнутое зеркало, т. к. серебро имеет большую отражательную способность.  Этим зеркалом можно собрать в точке солнечные лучи и ими разжечь костер.

Вопрос 2. Жили-были дед и баба, и была у них курочка - ряба, снесла курочка яичко: не простое - золотое. Дед бил-бил - не разбил, баба била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела - яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, курочка кудахчет: « Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам еще яичко: не золотое – простое».
 Объясните, почему яйцо разбилось лишь после действий мышки?

Ответ. Яйцо разбилось потому, что упало с высоты. В этом положении яйцо обладает потенциальной энергией, которая при падении переходит в кинетическую. При ударе об пол кинетическая энергия затрачивается на деформацию, то есть на разрушение.

Вопрос 3. Жил старик с тремя сыновьями. На краю света жил. Кругом тишь да гладь, места забытые, непроходимые. Выросли сыновья и просят отца: «Отпусти нас, батька, на мир поглядеть. Хочется по белу свету побродить, уму-разуму поучиться». Отпустил их отец. Решили братья путешествовать вместе. Сначала старший вел всех на юг. Прошли братья 10 верст, затем повел средний. Ещё 10 вёрст прошли братья, теперь уже на запад. Настало очередь младшего. Он прошел со своими братьями 10 верст на север. И оказались братья к своему удивлению ... у родного дома. Где жил старик со своими сыновьями?

Ответ. Старик жил на Северном полюсе. В этом случае векторная сумма трех указанных перемещений равна нулю 

Вопрос  4. Отто Хайл, вернувшийся из путешествия в Новую Зеландию, сидел в кресле и вел беседу со своим другом Калом Саганом. Бутылка боржоми явно была неохлажденной. Хайл отставил стакан. " Карл, я вспоминаю свою поездку  в Египет. Там подают воду в гоулах. Это сосуды из необожженной глины, обладающие той любопытной особенностью, что налитая в них вода становится прохладнее, чем окружающие предметы". " Мне не доводилось видеть таких кувшинов», - поддержал разговор  Саган, но я читал о них. В Испании их называют алькарацца. А секрет охлаждающего действия этих кувшинов прост".    В чем заключается секрет охлаждающего действия этих кувшинов?

Ответ. Жидкость просачивается через глиняные стенки наружу и там медленно испаряется, отнимая при этом теплоту от сосуда и заключенной в нем жидкости. При испарении происходит поглощение энергии.

Вопрос  5. Алеха, скрутив провода, начал тщательно обматывать соединенный разрыв изолентой. Захар Иванович, старый электромонтер, поглядывая на работу молодого напарника, проворчал: " Горячая пайка всегда холодная, а холодная пайка всегда горячая".
Как следует понимать эту профессиональную поговорку?

Ответ. Холодной пайкой называют простую скрутку проводов. Сопротивление холодной пайки велико, так как контакт получается не прочным и обладает большим сопротивлением. При прохождении тока холодная пайка нагревается сильнее, чем остальная часть проводника. Горячая пайка, выполненная паяльником, обеспечивает надежный контакт с небольшим сопротивлением и поэтому мало греется проходящим по ней током.

Вопрос 6.  Артем на все летние каникулы приехал к деду Филиппу. Дед был лесником. Артему в лесу нравилось. Однажды, гуляя с дедом по лесу, Артем обратил внимание на большое бревно, подвешенное у дупла большого дуба. «Дед, а зачем здесь бревно?» - спросил Артем, указывая на дуб. «Видишь ли, внучок, медведь - большой любитель меда. Чтобы уберечь от посягательств медведя дупло, в котором поселились дикие пчелы, я над дуплом  подвесил на веревке бревно. Когда медведь подбирается к дуплу, он наталкивается на бревно и отталкивает его в сторону, а бревно, как маятник, возвращаясь к положению равновесия, ударяет медведя. Все сильнее толкает медведь бревно, и все больнее ощущает ответный удар. И так до тех пор, пока обессиленный не упадет с дерева».

Кто свалил медведя?

Ответ. Медведь сам свалился с дерева. Эта работа была произведена за счет энергии самого медведя. Отброшенное медведем бревно поднимается на некоторую высоту. При движении к положению равновесия потенциальная энергия бревна превращается в кинетическую. Кинетическая энергия затрачивается на деформацию тела медведя. Он слабеет и падает с дерева.

Вопрос 7. Хотя солнце стояло еще высоко и светило ярко, тепла не давало, было холодно. Козырев со своим другом Костей рано утром, едва перекусив, отправился в путь. И теперь, дойдя до ночлежки, друзья изрядно устали, хотелось есть и согреться. Ни в ночлежке, ни в рюкзаках спичек не оказалось, а зажигалка была утеряна во время привала в горах. Подойдя к реке, Козырев отковырнул большой кусок льда и, повернувшись к другу, сказал: "Собирай сухие ветки и мох, сейчас согреемся". Можно ли добыть огонь с помощью льда?

Ответ. Добыть огонь с помощью льда можно  в солнечный день. Для этого надо сделать изо льда двояковыпуклую линзу, которая может собрать падающие на неё параллельные лучи в одну точку. В этой точке можно получить высокую температуру и зажечь горючий материал.

Вопрос 8. Сирано де Бержерак рассказывает: «Однажды, занимаясь физическими опытами, я непостижимым образом был поднят вместе со своими склянками высоко в воздух. Когда же через несколько часов мне удалось спуститься вновь на Землю, то, к изумлению, я очутился не в родной Франции, и даже не в Европе, а в Канаде. «И как этому найти объяснение?», - был задан вопрос. «По-моему, это объяснить весьма просто. Пока я был отделен от земной поверхности, планета наша продолжала по-прежнему вращаться. Вот потому, когда я спустился, под ногами вместо Франции был материк Америка».  Почему подобный способ путешествия не более, чем фантазия?

Ответ. Поднявшись в воздух, человек в сущности остается связанным с газообразной оболочкой Земли, которая участвует во вращении Земли вокруг оси. Воздух вращается вместе с Землей, увлекая с собой всё, что в нём находится. Если бы воздух не участвовал во вращении Земли, то, стоя на Земле, мы постоянно чувствовали бы сильнейший ветер.

Вопрос 9. Капитан Врунгель, вернувшись из очередного кругосветного путешествия, рассказывает: «У нас в кают-компании на стене висит ружьё. Старинное охотничье ружьё. Так вот, это самое ружье непременно раз в год стреляет. И в этом году тоже – как бабахнет! Мы как раз стояли у острова Борнео. Я врываюсь в кают-компанию и что же вижу? Ружьё раскачивается на стене, как маятник в шторм, а пуля пробила насквозь аквариум с моими золотыми рыбками…Вода выливается через дыры, как сквозь кингстоны, а бедные рыбки подпрыгивают, бьются о дно… Пришлось мне заткнуть пробоину и вызвать своих помощников».
Какая деталь в рассказе капитана Врунгеля противоречит закону физики? 

Ответ. Пуля, попавшая в сосуд с водой, разбивает его вдребезги, так как давление передается водой одинаково по всем направлениям по закону Паскаля. Если бы пуля попала в пустой аквариум, то она бы не разбила его вдребезги, а лишь оставила бы в нем отверстия.

Вопрос 10. «Друзья мои, ведь мы еще не завтракали, - объявил капитан космического корабля своим спутникам, - из того, что мы потеряли вес, не следует, что потеряли аппетит». Недолго думая капитан хлопнул ладонью по дну опрокинутой бутылки. У горлышка тут же образовался водяной шар.  Почему вода приняла форму шара?

Ответ. В состоянии невесомости любая жидкость принимает форму шара, так как жидкость предоставлена своим внутренним молекулярным силам и поэтому принимает минимальную поверхность, а минимальная площадь поверхности у сферы.

Вопрос 11. Гроза застала прохожих на улице города уже в сумерках. На  узких улочках было  темно. Сверкнула молния, и на мгновение улица, только что полная движения, застыла. Даже у велосипедиста отчетливо стала видна каждая спица колеса».
Какова причина кажущейся неподвижности? 

Ответ. Молния, как и всякая электрическая искра, длится очень малый промежуток времени. За столь короткое время мало что успевает переместиться заметным для глаза образом. Поэтому улица представляется при свете молнии совершенно неподвижной

Вопрос 12. Осенью 1912 г. величайшее судно «Олимпик» плыло в открытом море. А почти параллельно ему, на расстоянии около сотни метров, проходил с большой скоростью другой корабль, гораздо меньший «Гаук». И вдруг этот меньший корабль стремительно свернул с пути и, словно повинуясь невидимой силе, не слушаясь руля, двинулся на «Олимпик». «Гаук» врезался в борт «Олимпика», проделав в борту большую пробоину.  В чем причина такой аварии?

Ответ. Причина столкновения объясняется законом Бернулли.       В узких частях канала вода течет быстрее, а давление будет маленькое. Когда два судна плывут параллельно, между их бортами будет малое давление воды. Суда под напором наружной  воды должны устремляться друг к другу, и, естественно, меньшее судно перемещается заметнее, между тем как массивное остается почти неподвижно.

Вопрос 13. Дверцы шкафа в гостиной стали скрипеть. Алеша смазал петли маслом и скрип прекратился.  Какое явление он использовал?

Ответ. Уменьшение трения вследствие смазки

Вопрос 14. Бабушка случайно разбила медицинский термометр. Внук сразу же собрал  всю пролитую ртуть и проветрил комнату. Почему он это сделал?

Ответ. Потому что ртуть легко испаряется и её пары ядовиты
 

Вопрос 15. Максим ходил с мамой за покупками. Сумка была тяжелой, и ручки её больно врезались в ладонь. Тогда Максим  подложил под ручки сложенный лист бумаги и нести покупки сразу стало удобнее.  Как это объяснить?

Ответ. Максим уменьшил давление ручек на ладонь, увеличив с помощью бумаги площадь их соприкосновения

Вопрос 16. Мама сварила сосиски. При варке сосиска треснула вдоль, а не поперек. Почему?

Ответ. Площадь сечения сосиски вдоль больше, чем поперек. А сила давления будет равна F = P · S. Сила давления воды на продольное сечение больше, чем на поперечное сечение, поэтому сосиска треснет вдоль, а не поперек.

Вопрос 17. Во время первой мировой войны, как сообщали газеты, с французским летчиком произошел совершенно необычный случай. Летая на высоте   2 км, летчик заметил, что близ его лица движется какой-то легкий предмет. Думая, что это насекомое, летчик проворно схватил его рукой. Представьте изумление летчика, когда оказалось, что он поймал германскую боевую пулю!
Возможно ли такое? Если возможно, то когда и как?

Ответ. Пуля на излете имеет скорость   40 км/ч, а такую скорость развивал и самолет. Значит, может случиться,  что относительно летчика пуля      будет неподвижна или двигаться   едва заметно. Ничего не стоит  тогда схватить  её  рукой, особенно   в перчатках, т. к. пуля при трении   о воздух нагревается. Пуля должна лететь, нагоняя самолет, но не навстречу.

Вопрос 18. Система банных процедур
И больших температур,
Как хорошо известно,
Бывает нам полезна.

От всех болезней лечит нас

Отличная парная, квас.

Коль в парной побыть ты рад,

«С легким паром!» говорят.

В хорошей бане должно быть не только очень жарко, но и сухо.
Почему сильная жара труднее переносится в сырой бане? 

Ответ. В сыром воздухе бани относительная влажность велика, испарение пота с тела человека происходит медленно, и организм человека перегревается

Всем творческих успехов!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетный материал по физике для 12 класса по теме "Атомная физика. Физика атомного ядра".

Зачетный материал по физике для 12 класса вечерней (сменной) школы по теме "Атомная физика. Физика атомного ядра"...

Внеклассное мероприятие по физике.(Экскурсия в кабинет физики) "Путешествие по страницам устного журнала "Чудеса? Нет, физика""

Данное внеклассное мероприятие разработано мною в целях повышения у учащихся интереса к предмету "Физика". Занимательные опыты, интересные загадки о физических явлениях, увлекательные факты из мира фи...

формулы физики ОПТИКА, КВАНТОВАЯ ФИЗИКА, АТОМНАЯ ФИЗИКА

ВСЕ - формулы физики ОПТИКА, КВАНТОВАЯ ФИЗИКА,  АТОМНАЯ ФИЗИКА...

Конспект итогового урока по физике «О физике, о физиках и не только...» для 11 класса

Разработка последнего школьного урока по физике в 11 классе. Форма проведения: урок - игра. Ведь игра самое увлекательное из всех видов занятий и в любом возрасте. Игра состоит из пяти этапов. 1 этап:...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Элективный курс по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 8-9 классов как подготовка к экспериментальной части ОГЭ по физике.

Данная программа разработана для тогго, чтобы подготовить учащихся к выполнению экспериментальной части на ОГЭ по физике....

презентации: "Физика и искусство", "Знаешь ли ты физику", "Физика на весенней тропе", "Пословицы и поговорки"

Презентации   к недели физики: "Физика и искусство", "Знаешь ли ты физику", "Физика на весенней тропе", "Пословицы и поговорки"...