Урок-соревнование при обобщении темы «Электрические явления»
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Этот урок - соревнование предназначен для повторение темы "Постоянный электрический ток" в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnoe_elektrichestvo.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Удивительное электричество
урок-соревнование при обобщении темы
«Электрические явления»
Цели: закрепить у учащихся навыки решения задач: расчетных, качественных и экспериментальных;
формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;
научить применять знания в новой ситуации, развивать умение объяснять наблюдаемые явления.
Эпиграфы: Я мыслю, следовательно, я существую.
Декарт
( Французский философ и математик,1596-1650гг.)
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
(Русская пословица)
Оформление:
- Плакат с названием урока и его эпиграфами.
- Портреты ученых Кулона, Ампера, Вольта, Джоуля, Ленца.
- Выставка книг по теме электричество.
- Плакат с изображением лота №2( график зависимости I(U)) и лота №4 (схема атома гелия); лот №1 – эбонитовая палочка; лот №3 – вольтметр.
- Плакат с изображением цепи, состоящей из источника, лампочки, амперметра и вольтметра для викторины.
- Медали победителям с надписью «Знаток электричества».
- Карточки с заданиями для конкурсов «Люблю задачи я!»: Кроссворды и карточки с рисунками и вопросами от лото по теме «Электричество»
- Звездочки из бумаги, которые вручаются ученику, правильно ответившему на вопрос.
- Лабораторное оборудование для конкурса «Опыт! Опыт!»
По 2 амперметра, вольтметра, источника тока, ключа, лампочки, наборы соединительных проводов.
На уроке организуется соревнование между учащимися класса. Подготавливаются звездочки или жетоны, которые получают победители тех или иных конкурсов. Ребята заранее выбирают конкурсы, в которых будут участвовать и сообщают о своем выборе учителю, чтобы он подготовил нужное количество заданий. В некоторых конкурсах участвуют все учащиеся класса.
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
Электричество кругом,
Полон им завод и дом
Везде заряды там и тут,
В каждом атоме «живут».
А если вдруг они «бегут»,
Поля и токи создают.
Проводников «величество»
Зовется: «Электричество!»
Проявим нынче мы уменье,
Законы объясним, явления:
Электризацию, сопротивление
И мощность, как работу за мгновение.
Эксперименты проведем и победителя найдем!
- Конкурсы. Викторина.
- Конкурс «Разминка»
В течение 5 минут весь класс в быстром темпе заканчивает фразу учителя. Первый, ответивший правильно получает звездочку.
- Конкурс «Аукцион»
Участвуют все учащиеся. На обсуждение выставляются по очереди лоты (предметы, графики, плакаты, рисунки)
Задача учащихся как можно больше сообщить о данном лоте. Информация, выдаваемая учащимися должна быть дозированной и являться логически законченным высказыванием.
- Конкурс «Опыт, опыт»
Четыре участника, выбравшие этот конкурс, разбиваются на пары и получают экспериментальное задание. Работая лабораторным оборудованием, письменно оформляют результаты своих измерений и сдают свои «научные» работы жюри.
- Конкурс любителей кроссвордов.
Выбравшие этот конкурс разбиваются на пары и в течении 15 минут разгадывают кроссворды предложенные учителем на листках.
Можно предложить задание «Назовите фамилию»
- Конкурс «Люблю задачи я!»
Участники этого конкурса работают одновременно с «любителями кроссвордов», они должны за отведенное время решить как можно больше задач. Условия записаны на листочках и выдаются по мере решения задач. Решения сдаются жюри.
- Викторина.
В викторине участвует весь класс. Каждый ответ оценивается звездочкой.
- Подведение итогов. Награждение победителей (вручение орденов «Знаток электричества»)
Заключительное слово учителя:
По словам русского поэта 19 века Якова Петровича Полонского,
Царство науки не знает предела-
Всюду следы ее вечных побед,
Разума слово и дело,
Сила и свет.
Их по праву можно отнести к замечательной науке электродинамике,
подарившей нам столько открытий, осветившей нашу жизнь в прямом и в переносном смысле. А сколько еще не познанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры! Так что запускайте свой «вечный думатель», и вперед, открытия ждут вас!
Задания и вопросы к конкурсам и викторине.
Конкурс «Разминка»
- Электрическим током называется…
- Единица электрического сопротивления …
- Формула закона Ома для участка цепи ..
- Действия электрического тока ..
- Мощность тока равна отношению работы к ..
- Закон о тепловом действии тока принадлежит ..
- Как найти общее сопротивлении цепи, потребители в которой соединены последовательно ..
- Причиной сопротивления является взаимодействие движущихся электронов с ..
- Электрическое сопротивление зависит от ..
- Все потребители находятся под одним и тем же напряжении при ..
- Электрическое напряжение измеряется ..
- Формула работы электрического тока ..
- 1 кВт·час – единица ..
- Амперметр включают в цепь ..
- Модель атома впервые предложил ..
- Электризация – это ..
- Положительный ион – атом ..
- При трении стекла о шелк электроны переходят ..
- В ядре атома находятся ..
- Электроскоп – прибор для ..
- Единица силы тока ..
- Электрический ток направлен от ..
- 1 кОм = ..
- Формула сопротивления проводника ..
- Одноименные заряды ..
- В фотоэлементе - …. энергия превращается в электрическую.
Конкурс «Аукцион»
Лот №1. Эбонитовая палочка (кладется на предметный столик).
Примерные высказывания учащихся:
- Это физическое тело – эбонитовая палочка.
- Эбонит – это каучук с добавлением серы.
- При трении ее о мех или шерсть она электризуется.
- Наэлектризованная палочка способна притягивать к себе мелкие листочки бумаги (демонстрируется).
- При электризации палочка заряжается отрицательно.
- При электризации электроны с меха переходят на палочку.
- Связь электронов с ядрами слабее у меха, чем у палочки.
- Если наэлектризованной палочкой коснуться электроскопа. он зарядится.
- Эбонит - диэлектрик, т.е. он не проводит электрический ток.
- Две заряженные эбонитовые палочки отталкиваются.
Лот №2. Прибор - вольтметр.
- Это прибор для измерения электрического напряжения – вольтметр.
- Шкала проградуирована в Вольтах, и предел измерения напряжения -..В.
- Цена деления прибора - ..В
- Вольтметр включают в цепь параллельно тому участку, где хотят измерить напряжение.
- Вольтметр включается в цепь с учетом полярности.
Лот №3 Плакат с изображением схемы строения атома гелия (иона гелия)
- На рисунке изображении схема строения атома гелия.
- В ядре атома два протона и два нейтрона, вокруг ядра вращаются два электрона.
- Атом нейтрален, так как заряд ядра равен заряду электронов.
- Если атом потеряет один электрон, он превратится в ион гелия
Лот №4 Реостат.
Лот№5. Амперметр.
Лот №6. Формула закона Ома для участка цепи: I =U/R.
Конкурс «Люблю задачи я!»
- Начертите схему цепи, содержащей один гальванический элемент, электрический звонок и лампочку, причем каждый потребитель можно включать отдельно. Каково направление тока в проводнике, соединяющим лампу с источником, когда ключ замкнут?
- Определите напряжение на концах проводника, сопротивление которого 20 Ом, если сила тока в проводнике 0,4 А. (8 В)
- При напряжении 1,2 кВ сила тока в одной из секций телевизора 50 мА. Чему равно сопротивление цепи этой секции? (24 кОм)
- В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки площадью поперечного сечения 0,1мм2, при напряжении 220 В сила тока 4 А. Какова длина проволоки? (13,75м)
Викторина.
1. Какие ошибки были допущены художником, изобразившим эту электрическую цепь?
Ответ: 1.Амперметр включен параллельно, а вольтметр последовательно с лампой, а надо наоборот.
2.При последовательном соединении элементов отрицательный полюс одного надо соединить с положительным полюсом другого элемента.
3. Провода от батареи и лампы присоединены только к одной клемме ключа.
2. Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны присоединяют цепь, которая при движении волочиться по земле?
Ответ: при перевозке жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.
3.Кому принадлежат слова: «Теперь я знаю, как выглядит атом!»?
Ответ: Эти слова принадлежат английскому физику Эрнсту Резерфорду, сказаны они в 1911 году
4. Что представляет собой молния?
Ответ: Электрический разряд в атмосфере в виде линейной молнии представляет собой электрический ток, причем сила тока за 0,3-0,3 с, в течение которых длится разряд, меняется. Примерно 65% всех молний наблюдаемых в нашей стране, имеют наибольшее значение силы тока
10 000 А, но в редких случаях сила тока достигает 230 000 А.
5. Кто изобрел электрическую лампочку накаливания?
Ответ: Русский изобретатель Александр Николаевич Лодыгин. Американский изобретатель Эдисон получил несколько лампочек Лодыгина. Их привез в Америку некий русский офицер. В конце 1879 года Эдисон создал свою лампочку с винтовым цоколем и патроном, называемым эдисоновским. Все выданные Эдисону патенты были сформулированы лишь как предложения об усовершенствовании ранее запатентованной лампы Лодыгина.
- Чем объяснить, что птицы совершенно спокойно и безнаказанно усаживаются на провода?
Ответ: Тело сидящей на проводе птицы представляет собой как бы ответвление цепи, сопротивление которого велико по сравнению с другой ветвью (Короткого участка между ногами птицы)
- В 1876 году на улицах Парижа появились новые источники света. Помещенные в белые матовые шары, они давали яркий приятный свет. Почему новый свет называли «русским светом», «русским солнцем»?
Ответ: Создателем этих необычных «свечей» был русский изобретатель Яблочков Павел Николаевич. В короткое время чудесная «свеча» русского изобретателю завоевало всеобщее признание. «Свечами Яблочкова» освещались лучшие гостиницы, улицы и парки крупнейших городов Европы. «Свеча Яблочкова» представляет собой дуговую лампу, но без регуляторов.
Конкурс «Люблю задачи я!»
1. Начертите схему цепи, содержащей один гальванический элемент, электрический звонок и лампочку, причем каждый потребитель можно включать отдельно. Каково направление тока в проводнике, соединяющим лампу с источником, когда ключ замкнут?
2. Определите напряжение на концах проводника, сопротивление которого 20 Ом, если сила тока в проводнике 0,4 А.
3. При напряжении 1,2 кВ сила тока в одной из секций телевизора 50 мА. Чему равно сопротивление цепи этой секции?
4. В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки площадью поперечного сечения 0,1мм2, при напряжении 220 В сила тока 4 А. Какова длина проволоки?
Конкурс «Люблю задачи я!»
- Начертите схему цепи, содержащей один гальванический элемент, электрический звонок и лампочку, причем каждый потребитель можно включать отдельно. Каково направление тока в проводнике, соединяющим лампу с источником, когда ключ замкнут?
- Определите напряжение на концах проводника, сопротивление которого 20 Ом, если сила тока в проводнике 0,4 А.
- При напряжении 1,2 кВ сила тока в одной из секций телевизора 50 мА. Чему равно сопротивление цепи этой секции?
- В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки площадью поперечного сечения 0,1мм2, при напряжении 220 В сила тока 4 А. Какова длина проволоки?
Конкурс «Опыт! Опыт!»
Задание группе № 1
- На вашем столе находятся источник тока, амперметр, вольтметр, соединительные провода, выключатель и резистор, сопротивление которого неизвестно.
- Задание: соберите электрическую цепь по схеме, показанной на рисунке, определите необходимые величины и рассчитайте сопротивление проводника.
Конкурс «Опыт! Опыт!»
Задание группе № 2
- На вашем столе находятся источник тока, амперметр, вольтметр, соединительные провода, выключатель и резистор, мощность тока в котором надо определить.
- Задание: соберите электрическую цепь по схеме, показанной на рисунке, определите необходимые величины и рассчитайте мощность тока в проводнике.
Конкурс «Опыт! Опыт!»
Задание группе № 1
- На вашем столе находятся источник тока, амперметр, вольтметр, соединительные провода, выключатель и резистор, сопротивление которого неизвестно.
- Задание: соберите электрическую цепь по схеме, показанной на рисунке, определите необходимые величины и рассчитайте сопротивление проводника.
Конкурс «Опыт! Опыт!»
Задание группе № 2
- На вашем столе находятся источник тока, амперметр, вольтметр, соединительные провода, выключатель и резистор, мощность тока в котором надо определить.
- Задание: соберите электрическую цепь по схеме, показанной на рисунке, определите необходимые величины и рассчитайте мощность тока в проводнике.
Кроссворд по теме «Электричество»
Кроссворд №1. В каждую клетку, включая нумерованную, надо вставить букву так, чтобы слова по г о р и з о н т а л и означали:
- Общее название веществ, не проводящих электричество.
- и 6. Ученые, опыты которых доказали существование и позволили определить заряд электрона.
- Сообщение телу электрического заряда.
- и 5. Частицы, из которых состоит ядро атома.
7. Атом, потерявший или присоединивший к себе один или несколько электронов.
8. Прибор, служащий для обнаружения заряда.
9. Одно из веществ испускающих α-частицы.
По в е р т и к а л и в выделенных клетках: ученый, опыт которого лежит в основе ядерной модели строения атома.
Ответы на кроссворд №1. По горизонтали: 1. Диэлектрик. 2. Милликен. 3. Электризация. 4. Нейтрон. 5. Протон. 6. Иоффе. 7. Ион. 8.Электроскоп. 9. Радий.
Кроссворд по теме «Электричество»
Кроссворд №1. В каждую клетку, включая нумерованную, надо вставить букву так, чтобы слова по г о р и з о н т а л и означали:
- Общее название веществ, не проводящих электричество.
- и 6. Ученые, опыты которых доказали существование и позволили определить заряд электрона.
- Сообщение телу электрического заряда.
- и 5. Частицы, из которых состоит ядро атома.
7. Атом, потерявший или присоединивший к себе один или несколько электронов.
8. Прибор, служащий для обнаружения заряда.
9. Одно из веществ испускающих α-частицы.
По в е р т и к а л и в выделенных клетках: ученый, опыт которого лежит в основе ядерной модели строения атома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок турнир при обобщении темы "Электрические явления"
Удивительное электричество.Урок турнир при обобщении и повторении темы "Электрические явления"....
УРОК - СОРЕВНОВАНИЕ ПРИ ПОВТОРЕНИИ ТЕМЫ «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ»
Урок - соревнование в 8 классе...
Обобщающий урок-соревнование по теме «Электрические явления»
Цель данного урока: повторить и обобщить знания по теме "Электрические явления"....
урок обобщения по теме "Электрические явления" 8 класс , презентация
В нетрадиционной , занимательной форме повторить основной программный материал по теме "Электрические явления",8 класс...
Урок - соревнование в 9 классе по теме "Электрические явления"
Конспект урока...
"Электробезопасность". Урок повторения и обобщения материала по теме "Электрические явления".
Данный материал можно использовать как на уроке, так и во время проведения предметной декады....
Разработка урока по обобщению темы "Электрические явления"
Данный урок предлагается для учащихся 8 классов...