Урок-соревнование при обобщении темы «Электрические явления»
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Этот урок - соревнование предназначен для повторение темы "Постоянный электрический ток" в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnoe_elektrichestvo.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Удивительное электричество

урок-соревнование при обобщении темы

«Электрические явления»

Цели: закрепить у учащихся навыки решения задач: расчетных, качественных и экспериментальных;

формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;

научить применять знания в новой ситуации, развивать умение объяснять наблюдаемые явления.

Эпиграфы:                                 Я мыслю, следовательно, я существую.

                                                                                                             Декарт

                                                              ( Французский философ и математик,1596-1650гг.)

                                                           Не стыдно не знать, стыдно не учиться.  

                                                                             (Русская пословица)

Оформление:

  1. Плакат с названием урока и его эпиграфами.
  2. Портреты ученых Кулона, Ампера, Вольта, Джоуля, Ленца. 
  3. Выставка книг по теме электричество.
  4. Плакат с изображением лота №2( график зависимости I(U)) и лота №4 (схема атома гелия); лот №1 – эбонитовая палочка;  лот №3 – вольтметр.
  5. Плакат с изображением цепи, состоящей из источника, лампочки, амперметра и вольтметра для викторины.
  6. Медали победителям с надписью «Знаток электричества».
  7. Карточки с заданиями для конкурсов «Люблю задачи я!»:  Кроссворды и карточки с рисунками и вопросами от лото по теме «Электричество»                                                                                                                                                                                                        
  8. Звездочки из бумаги, которые вручаются ученику, правильно ответившему на вопрос.
  9. Лабораторное оборудование для конкурса «Опыт! Опыт!»

По 2 амперметра, вольтметра, источника тока, ключа, лампочки, наборы соединительных проводов.

                                                                                                                      

На уроке организуется соревнование между учащимися класса. Подготавливаются звездочки или жетоны, которые получают победители тех или иных конкурсов. Ребята заранее выбирают конкурсы, в которых будут участвовать и сообщают о своем выборе учителю, чтобы он подготовил нужное количество заданий. В некоторых конкурсах участвуют все учащиеся класса.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Электричество кругом,

Полон им завод и дом

Везде заряды там и тут,

В каждом атоме «живут».

А если вдруг они «бегут»,

Поля и токи создают.

Проводников «величество»

Зовется:  «Электричество!»

Проявим нынче мы уменье,

Законы объясним, явления:

Электризацию, сопротивление

И мощность, как работу за мгновение.

 Эксперименты проведем и победителя найдем!

  1. Конкурсы. Викторина.

  1. Конкурс «Разминка»  

В течение 5 минут весь класс в быстром темпе заканчивает фразу учителя. Первый, ответивший правильно получает звездочку.

  1. Конкурс «Аукцион»

Участвуют все учащиеся. На обсуждение выставляются по очереди лоты (предметы, графики, плакаты, рисунки)

Задача учащихся как можно больше сообщить о данном лоте. Информация, выдаваемая учащимися должна быть дозированной и являться логически законченным высказыванием.

  1. Конкурс «Опыт, опыт»

Четыре участника, выбравшие этот конкурс, разбиваются на пары и получают экспериментальное задание. Работая лабораторным оборудованием, письменно оформляют результаты своих измерений и сдают свои «научные» работы жюри.

  1. Конкурс любителей кроссвордов.

Выбравшие этот конкурс разбиваются на пары и в течении 15 минут разгадывают кроссворды предложенные учителем на листках.

Можно предложить задание «Назовите фамилию»

  1. Конкурс «Люблю задачи я!»

Участники этого конкурса работают одновременно с «любителями кроссвордов», они должны за отведенное время решить как можно больше задач. Условия записаны на листочках и выдаются по мере решения задач. Решения сдаются жюри.

  1. Викторина.

В викторине участвует весь класс.  Каждый ответ оценивается звездочкой.

  1. Подведение итогов. Награждение победителей (вручение орденов «Знаток электричества»)

Заключительное слово учителя:

По словам русского поэта 19 века Якова Петровича Полонского,

Царство науки не знает предела-

Всюду следы ее вечных побед,

Разума слово и дело,

Сила и свет.

Их по праву можно отнести к замечательной науке электродинамике,

подарившей нам столько открытий, осветившей нашу жизнь в прямом и в переносном смысле. А сколько еще не познанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры! Так что запускайте свой «вечный думатель», и вперед, открытия ждут вас!

Задания и вопросы к конкурсам и викторине.

 Конкурс «Разминка»

  1. Электрическим током называется…
  2. Единица электрического сопротивления …
  3. Формула закона Ома для участка цепи ..
  4. Действия электрического тока ..
  5. Мощность тока равна отношению работы к ..
  6. Закон о тепловом действии тока принадлежит ..
  7. Как найти общее сопротивлении цепи, потребители в которой соединены последовательно ..
  8. Причиной сопротивления является взаимодействие движущихся электронов с ..
  9. Электрическое сопротивление зависит от ..
  10. Все потребители находятся под одним и тем же напряжении при ..
  11. Электрическое напряжение измеряется ..
  12. Формула работы электрического тока ..
  13. 1 кВт·час – единица ..
  14. Амперметр включают в цепь ..
  15. Модель атома впервые предложил ..
  16. Электризация – это ..
  17. Положительный ион – атом ..
  18. При трении стекла о шелк электроны переходят ..
  19. В ядре атома находятся ..
  20. Электроскоп – прибор для ..
  21. Единица силы тока ..
  22. Электрический ток направлен от ..
  23. 1 кОм = ..
  24. Формула сопротивления проводника ..
  25. Одноименные заряды ..
  26.  В фотоэлементе - …. энергия превращается в электрическую.

Конкурс «Аукцион»

Лот №1. Эбонитовая палочка (кладется на предметный столик).

Примерные высказывания учащихся:

  1. Это физическое тело – эбонитовая палочка.
  2. Эбонит – это каучук с добавлением серы.
  3. При трении ее о мех или шерсть она электризуется.
  4. Наэлектризованная палочка способна притягивать к себе мелкие листочки бумаги (демонстрируется).
  5. При электризации палочка заряжается отрицательно.
  6. При электризации электроны с меха переходят на палочку.
  7. Связь электронов с ядрами слабее у меха, чем у палочки.
  8. Если наэлектризованной палочкой коснуться электроскопа. он зарядится.
  9. Эбонит  - диэлектрик, т.е. он не проводит электрический ток.
  10.  Две заряженные эбонитовые палочки отталкиваются.

Лот №2.  Прибор - вольтметр.

  1. Это прибор для измерения электрического напряжения – вольтметр.
  2. Шкала проградуирована в Вольтах, и предел измерения напряжения -..В.
  3. Цена деления прибора - ..В
  4. Вольтметр включают в цепь параллельно тому участку, где хотят измерить напряжение.
  5. Вольтметр включается в цепь с учетом полярности.

Лот №3 Плакат с изображением схемы строения атома гелия (иона гелия)

  1. На рисунке изображении схема строения атома гелия.
  2. В ядре атома два протона и два нейтрона, вокруг ядра вращаются два электрона.
  3. Атом нейтрален, так как заряд ядра равен заряду электронов.
  4. Если атом потеряет один электрон, он превратится в ион гелия

Лот №4 Реостат.

Лот№5. Амперметр.

Лот №6. Формула закона Ома для участка цепи: I =U/R.

Конкурс «Люблю задачи я!»

  1. Начертите схему цепи, содержащей один гальванический элемент, электрический звонок и лампочку, причем каждый потребитель можно включать отдельно. Каково направление тока в проводнике, соединяющим лампу с источником, когда ключ замкнут?

  1. Определите напряжение на концах проводника, сопротивление которого 20 Ом, если сила тока в проводнике 0,4 А.     (8 В)

  1. При напряжении 1,2 кВ сила тока в одной из секций телевизора 50 мА. Чему равно сопротивление цепи этой секции?  (24 кОм)

  1. В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки площадью поперечного сечения 0,1мм2, при напряжении 220 В сила тока 4 А.  Какова длина проволоки?     (13,75м)

Викторина.

1. Какие ошибки были допущены художником,  изобразившим эту электрическую цепь?

Ответ:  1.Амперметр включен параллельно, а вольтметр последовательно с лампой, а надо наоборот.

2.При последовательном соединении элементов отрицательный полюс одного надо соединить с положительным полюсом другого элемента.

3. Провода от батареи и лампы присоединены только к одной клемме ключа.

2. Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны присоединяют цепь, которая при движении волочиться по земле?

Ответ: при перевозке жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.

3.Кому принадлежат слова: «Теперь я знаю, как выглядит атом!»?

Ответ: Эти слова принадлежат английскому физику Эрнсту Резерфорду, сказаны они в 1911 году

4. Что представляет собой молния?

Ответ: Электрический разряд в атмосфере в виде линейной молнии представляет собой электрический ток, причем сила тока за 0,3-0,3 с, в течение которых длится разряд, меняется. Примерно 65% всех молний наблюдаемых в нашей стране, имеют наибольшее значение силы тока

10 000 А, но в редких случаях сила тока достигает  230 000 А.

5.  Кто изобрел электрическую лампочку накаливания?

Ответ: Русский изобретатель Александр Николаевич Лодыгин. Американский изобретатель Эдисон получил несколько лампочек Лодыгина. Их привез в Америку некий русский офицер. В конце 1879 года Эдисон создал свою лампочку с винтовым цоколем и патроном, называемым эдисоновским. Все выданные Эдисону патенты были сформулированы лишь как предложения об усовершенствовании ранее запатентованной лампы Лодыгина.

  1. Чем объяснить, что птицы совершенно спокойно и безнаказанно усаживаются на провода?

Ответ: Тело сидящей на проводе птицы представляет собой как бы ответвление цепи, сопротивление которого велико по сравнению с другой ветвью (Короткого участка между ногами птицы)

  1. В 1876 году на улицах Парижа появились новые источники света. Помещенные в белые матовые шары, они давали яркий приятный свет. Почему новый свет называли «русским светом», «русским солнцем»?

Ответ: Создателем этих необычных «свечей» был русский изобретатель Яблочков Павел Николаевич. В короткое время чудесная «свеча» русского изобретателю завоевало всеобщее признание. «Свечами Яблочкова» освещались лучшие гостиницы, улицы и парки крупнейших городов Европы. «Свеча Яблочкова» представляет собой дуговую лампу, но без регуляторов.

Конкурс «Люблю задачи я!»

1. Начертите схему цепи, содержащей один гальванический элемент, электрический звонок и лампочку, причем каждый потребитель можно включать отдельно. Каково направление тока в проводнике, соединяющим лампу с источником, когда ключ замкнут?

2. Определите напряжение на концах проводника, сопротивление которого 20 Ом, если сила тока в проводнике 0,4 А.

   

3. При напряжении 1,2 кВ сила тока в одной из секций телевизора 50 мА. Чему равно сопротивление цепи этой секции?  

4. В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки площадью поперечного сечения 0,1мм2, при напряжении 220 В сила тока 4 А.  Какова длина проволоки?    

Конкурс «Люблю задачи я!»

  1. Начертите схему цепи, содержащей один гальванический элемент, электрический звонок и лампочку, причем каждый потребитель можно включать отдельно. Каково направление тока в проводнике, соединяющим лампу с источником, когда ключ замкнут?

  1. Определите напряжение на концах проводника, сопротивление которого 20 Ом, если сила тока в проводнике 0,4 А.    

  1. При напряжении 1,2 кВ сила тока в одной из секций телевизора 50 мА. Чему равно сопротивление цепи этой секции?  

  1. В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки площадью поперечного сечения 0,1мм2, при напряжении 220 В сила тока 4 А.  Какова длина проволоки?    

Конкурс  «Опыт! Опыт!»

Задание группе № 1

  1. На вашем  столе находятся источник тока, амперметр, вольтметр, соединительные провода, выключатель и резистор, сопротивление которого неизвестно.
  2. Задание:   соберите электрическую цепь по схеме, показанной на рисунке, определите необходимые величины и рассчитайте сопротивление проводника.

Конкурс  «Опыт! Опыт!»

Задание группе № 2

  1. На вашем  столе находятся источник тока, амперметр, вольтметр, соединительные провода, выключатель и резистор, мощность тока в котором надо определить.
  2. Задание:  соберите электрическую цепь по схеме, показанной на рисунке, определите необходимые величины и рассчитайте мощность тока в проводнике.

Конкурс  «Опыт! Опыт!»

Задание группе № 1

  1. На вашем  столе находятся источник тока, амперметр, вольтметр, соединительные провода, выключатель и резистор, сопротивление которого неизвестно.
  2. Задание:   соберите электрическую цепь по схеме, показанной на рисунке, определите необходимые величины и рассчитайте сопротивление проводника.

Конкурс  «Опыт! Опыт!»

Задание группе № 2

  1. На вашем  столе находятся источник тока, амперметр, вольтметр, соединительные провода, выключатель и резистор, мощность тока в котором надо определить.
  2. Задание:  соберите электрическую цепь по схеме, показанной на рисунке, определите необходимые величины и рассчитайте мощность тока в проводнике.

Кроссворд по теме «Электричество»

Кроссворд №1. В каждую клетку, включая нумерованную, надо вставить букву так, чтобы слова по  г о р и з о н т а л и  означали:

  1. Общее название веществ, не проводящих электричество.
  2. и  6. Ученые, опыты которых доказали существование и позволили определить заряд электрона.
  3. Сообщение телу электрического заряда.
  4. и 5. Частицы, из которых состоит ядро атома.

7. Атом, потерявший или присоединивший к себе один или несколько электронов.

8. Прибор, служащий для обнаружения заряда.

9. Одно из веществ испускающих  α-частицы.

По  в е р т и к а л и  в выделенных клетках: ученый, опыт которого лежит в основе ядерной модели строения атома.

Ответы на кроссворд №1.  По горизонтали:  1. Диэлектрик.   2. Милликен.  3. Электризация.  4. Нейтрон.  5. Протон.  6. Иоффе.  7. Ион.  8.Электроскоп.  9. Радий.

Кроссворд по теме «Электричество»

Кроссворд №1. В каждую клетку, включая нумерованную, надо вставить букву так, чтобы слова по  г о р и з о н т а л и  означали:

  1. Общее название веществ, не проводящих электричество.
  2. и  6. Ученые, опыты которых доказали существование и позволили определить заряд электрона.
  3. Сообщение телу электрического заряда.
  4. и 5. Частицы, из которых состоит ядро атома.

7. Атом, потерявший или присоединивший к себе один или несколько электронов.

8. Прибор, служащий для обнаружения заряда.

9. Одно из веществ испускающих  α-частицы.

По  в е р т и к а л и  в выделенных клетках: ученый, опыт которого лежит в основе ядерной модели строения атома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок турнир при обобщении темы "Электрические явления"

Удивительное электричество.Урок турнир при обобщении и повторении темы "Электрические явления"....

Обобщающий урок-соревнование по теме «Электрические явления»

Цель данного урока: повторить и обобщить знания по теме "Электрические явления"....

урок обобщения по теме "Электрические явления" 8 класс , презентация

В  нетрадиционной , занимательной форме повторить основной программный материал по теме "Электрические явления",8 класс...

"Электробезопасность". Урок повторения и обобщения материала по теме "Электрические явления".

Данный материал можно использовать как на уроке, так и во время проведения  предметной декады....

Разработка урока по обобщению темы "Электрические явления"

Данный урок предлагается для учащихся 8 классов...