Элективный курс по физике
элективный курс по физике (9 класс) на тему

Солнцева Галина Анатольевна

Элективный курс по физике 9 класс на тему "Глаза: вооружены- ...очень полезны."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

 «Программа элективного курса по физике

в рамках предпрофильной подготовки

в 9 классах

по теме : «Глаза: вооружены… и очень полезны».

                        Солнцева Галина Анатольевна,

                        учитель физики

            МОУ Северной средней                общеобразовательной школы

Талдомского района

МОСКВА, 2013г.

  Нормативные документы.

  1. Приказ Минобразования РФ от 18 июня 2002 г. № 2783- «Об утверждении Концепции  профильного обучения на старшей ступени общего образования».
  2. Письмо Минобразования РФ от 13 ноября 2003 г. № 14-51-277/13- информационное письмо об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования.
  3. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089- «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  4. Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312- «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2005 г. №АФ-59/03- Решение совещания «Проблемы введения федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования и федерального базисного учебного плана» от 7 декабря 2004 г.

Роль и место

элективных курсов

в образовательном процессе.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

  • Обеспечить углублённое изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
  • Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования…

                                               Из приказа Минобразования РФ от 18 июля 2002 г. № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».

Элективные курсы   - обязательные для посещения курсы по выбору         учащихся, входящие в состав профиля обучения на   старшей ступени школы.

Элективные курсы реализуются за счёт школьного компонента учебного плана…

        Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

        «…Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента обязательного учреждения… выполняют три основных функции:

  1. «надстройки» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углублённым (а образовательное учреждение (класс), в котором он изучается, превращается в традиционное общеобразовательное учреждение с углублённым изучением отдельных предметов);
  2. Развивают содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету;
  3. способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека…

…В IX классе регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки учащихся…

… при проведении элективных курсов в X-XI классах осуществляется деления классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских- 20 и более человек…»

                 Из Приложения к приказу Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312.

…Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов, следует помнить и о таких важных их ЗАДАЧАХ, как:

  • формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач;

  • продолжение профориентационной работы;

  • осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути.

                Типология элективных курсов.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов:

  • являются «надстройкой» профильных курсов и обеспечивают для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета;
  • другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучить смежные учебные предметы на профильном уровне;
  • третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающему в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне;
  • ещё один тип может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда;
  • наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер.

                     Из приложения к письму Минобразования РФ от 13 ноября 2003 г. № 14-51-277/13.

  1. Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.

Предметные элективные курсы делятся на:

  1. курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета;
  2. курсы, в которых углублённо изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета;
  3. курсы, в которых углублённо изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу предмета;
  4. прикладные курсы, цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитию интереса учащихся к современной технике и производству;
  5. курсы, посвящённые изучению методов познания природы;
  6. курсы, посвящённые истории предмета;
  7. курсы, посвящённые изучению методов решения и составления задач на основе эксперимента.

Из доклада Орлова Владимира Алексеевича, к.п.н., зав. Лабораторией физики ИОСО РАО.

  1. Межпредметные элективные курсы.

ЦЕЛЬ – интеграция знаний учащихся о природе и обществе.

        В профильной школе такие курсы могут выполнять двоякую функцию:

  • быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономического профилей;
  • быть обобщающим курсом для классов естественно-научного профиля.

  1. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Это курсы, посвящённые психологическим, социальным, психологическим культурологическим, искусствоведческим проблемам.

         Требования

к учебным программам.

      Примерные требования к программам элективных курсов:

                  Из приложения №1 к письму Комитета по образованию при правительстве Санкт-Петербурга «О порядке проведения экспертизы программ элективных курсов для предпрофильной подготовки и профильного обучения» № 04-01662/00 от 19.05.2005г.

  1. Степень новизны для учащихся: программа включает материал, не содержащийся в базовых и профильных (примерно к 10-11 классам) программах.
  2. Мотивирующий потенциал программы: знания, включённые в программу, или процесс её освоения, вызывают познавательный интерес учащихся.
  3. Развивающий потенциал программы: освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников.
  4. Реализация принципа учёта возрастных особенностей и индивидуальных возможностей учащихся.
  5. Наличие здоровьесберегающих характеристик: программа не создаёт учебных перегрузок для школьников (отсутствие или необязательность домашних заданий); оптимальное соотношение между объёмом учебного материала (количество дидактических единиц) и времени, отводимого на его изучение.
  6. Полнота содержания: программа включает всё необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей, адекватных общему количеству часов; оптимальное соотношение между теоретическим и практическим компонентами содержания, включённого в программу.
  7. Связанность и систематичность изложенного материала: содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими (или знаниями базовых и профильных курсов( применительно к 10-11 классам)); прослеживаются связи между частными (факты, понятия, термины) и общими (теории, закономерности) знаниями.
  8. Адекватность методов обучения типу курсов: программа основывается преимущественно на активных методах обучения (проектных, исследовательских, игровых).
  9. Степень контролируемости: в программе определены цели (ожидаемые результаты) обучения и методы проверки их достижения.
  10. Реалистичность с точки зрения используемых ресурсов: учебно-методического комплекса, материально- технических средств, кадрового потенциала образовательного учреждения, временных затрат.
  11. Наличие в структуре программы необходимых разделов:
  • Пояснительной записи (с обязательным указанием вида элективного курса, целеполагания, возможной формы оценки результатов освоения элективного курса, возможной формы итоговой аттестации учащихся по окончании курса);
  • Поурочно-тематического плана;
  • Описание возможной самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения курса;
  • Библиографии.

Программа должна также содержать краткую аннотацию, адресованную учащимся и их родителям (в первую очередь - программы для 9 классов).

Программа

элективного курса в рамках предпрофильной подготовки в 9 классах.

Тема : «Глаза: вооружены… и очень полезны».

Пояснительная записка.

        Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, участвующих в предпрофильной подготовке. Курс рассчитан на 16 часов учебного времени, состоит из 4 отдельных модулей-задач.

        Программа составлена на основе государственных программ по физике и биологии.

Цели курса:

  1. Социально-психологические: развивать интерес к изучению физики и проведению физического эксперимента.
  2. Академические: формировать интеллектуальные и практические умения в области физического эксперимента; развивать умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

           Выбор темы элективного курса обусловлен тем, что материал «Глаз как оптический прибор. Дефекты зрения» изучается в курсе «Физики-9» в маленьком объёме (2 часа). Тем не менее, данный материал имеет большое познавательное и прикладное значение, так как:

  • Позволяет познакомиться с методами физики как науки: наблюдение, гипотеза, опыт, теория и реально оценить свои возможности для дальнейшего профильного образования;
  • Включает много проблемных задач, позволяющих учащимся раз пройти по извечному пути познания;
  • Учащиеся на практике могут познакомиться со строением глаза, его свойствами и интересными качествами; особый интерес к физике появляется при изучении зрительных иллюзий;
  • Даёт возможность осуществить интегрированный подход к изучению функций глаза с точки зрения физики, биологии, химии;
  • Материал курса позволяет обсудить вопросы бережного отношения к здоровью, в частности профилактики болезней глаза;
  • Изучение оптических приборов иллюстрирует прикладное значение физики;
  • Есть место для осуществления профориентационной работы (что учащимся больше нравиться: изучать историю, проводить лабораторные исследования, изготовлять приборы, лечить болезни глаза, заняться загадками психологии);
  • Благодаря большому количеству фактического материала и простоте необходимого оборудования можно обеспечить разноуровневой работой 5-6 групп из 2-4 человек на каждый урок курса;
  • Остаётся актуальной организация различных типов коммуникативной и исследовательской деятельности учащихся на всех занятиях;
  • При выполнении лабораторных работ, которые предлагаются на занятиях учащиеся знакомятся с требованиями техники безопасности при работе с травмирующими факторами и стеклянными приборами и приучаются к их неукоснительному выполнению.

В процессе обучения, помимо формирования собственной позиции относительно выбора профиля, ученики должны освоить следующие умения:

  • Планирование исследований, выдвижение гипотез, описание результатов наблюдений;
  • Выполнение простейших лабораторных работ, моделирование оптических приборов, самостоятельное изготовление демонстрационных установок;
  • Работа в сотрудничестве с товарищами в рамках исследовательской деятельности;
  • Представление результатов работы в различных видах.

Содержание курса.

  1. Значение зрения в жизни. Строение органа зрения. Анатомоморфологическое строение глаза. Функции органа зрения.
  2. Органы зрения у животных, анатомия глаз человека, вспомогательный аппарат глаза (брови, ресницы, веки, слёзная железа), цвет глаз (биология).
  3. Анализ химических явлений, протекающих в сетчатке при формировании изображения (химия).
  4. Оптическая система глаза Основные свойства глаза. Дефекты зрения, коррекция зрения. Офтальмологические приборы. Гигиена зрения.
  5. Искусственные оптические приборы – от микроскопа (взгляд в микромир) до телескопа (взгляд в макромир). Лупа, фотоаппарат, труба Кеплера, телескоп Максутова. Практическое применение оптических приборов.
  6. Калейдоскоп интересных фактов. Зрительные иллюзии и «обманы» зрения.

Тематическое планирование.

№ п/п

 уроков

Содержание

Теоретическое

Практическое

1.

2.

3.

4.

1-3.

4-7.

8-11.

12-15.

16.

Глаз. Строение глаза. Химико-биологическое функционирование. Гигиена глаза.

Глаз. Особенности и дефекты зрения.

Оптические приборы, вооружающие глаз.

Оптические иллюзии и обманы зрения.

Зачёт.

3

2

2

2

-

2

2

2

Календарное планирование.

№ уроков

Содержание

Дата

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Строение глаза, принцип получения изображения на сетчатке. Роль и функционирование хрусталика.

Составляющие вспомогательного аппарата глаза: брови, ресницы, веки, слёзная железа, глазная мышца, радужная оболочка.

Гигиена зрение, выработка инструкций для выполнения лабораторных работ по оптике.

Калейдоскоп интересных фактов, поговорок и стихи о глазе.

Особенности зрение.

Лабораторная работа № 1 «Наблюдение изображения тени на сетчатке глаза».

Дефекты зрения и способы их исправления.

Лабораторная работа № 2 «Наблюдение диаметра зрачка, адаптация и аккомодация глаза».

Характеристики и фундаментальные назначения различных оптических приборов.

Лабораторная работа № 3 «Сборка модели диапроектора».

Истории изобретений оптических приборов и их авторы.

Лабораторная работа № 4 «Определение увеличения лупы».

Оптические иллюзии и обман зрения.

Лабораторная работа № 5 «Опыт Мариотта(обнаружение слепого пятна)».

Лабораторная работа № 6 «Лабораторная работа № 6 «Иллюзия Миллера- Лайера (перенесение свойств целой фигуры на её отдельные части)».

Зачёт.

Литература для учащихся:

  1. В.А. Булат «Оптические явления в природе» Москва «Просвещение» 1974 г.
  2. Ц.Б. Кац «Биофизика на уроках физики» Москва «Просвещение» 1974 г.
  3. А.В. Пёрышкин, В.П. Чемакин «Факультативный курс физики – 7 класс» Москва «Просвещение» 1975 г.
  4. Н.А. Родина «Световые явления» Москва «Просвещение» 1986 г.

Литература для учителя:

  1. В.Л.Булат «Оптические явления в природе» Москва «Просвещение» 1974 г.
  2. Ц.Б. Кац «Биофизика на уроках физики» Москва «Просвещение» 1974 г.
  3. А.В. Пёрышкин, В.П. Чемакин «Факультативный курс физики – 7 класс» Москва «Просвещение» 1975 г.
  4. Н.А. Родина «Световые явления» Москва «Просвещение» 1986 г.

АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ (ЗАЧЁТ).

Знания учащихся по окончании изучения курса оцениваются с помощью теста:

  1. «Углом зрения» называют угол :
  • а ) который составляют две прямые, проведённые к глазу от крайних точек рассматриваемого тела;
  • б ) который составляют две прямые, проведённые к глазу от центра рассматриваемого тела.
  1.  Полем зрения называется:
  •  а) минимальный угол, под которым видит человек,
  •  б ) максимальный угол, под которым видит человек.
  1. Мальчик читал книгу в очках, расположив книгу на расстоянии 25 см, а сняв очки- на расстоянии 12,5 см. Какова оптическая сила его очков? Считать мышечное напряжение глаз в обоих случаях одинаковым:
  •  а ) 1 дптр;
  •  б ) 2 дптр;
  •  в ) 4 дптр.
  1. Дефекты зрения :
  • а ) дальнозоркость;
  • б ) близорукость;
  • в ) аккомодация.
  1. Острота зрения:
  •  а) способность различать две мелкие детали, находящиеся друг от друга очень близко;
  •  б ) способность различать три больших детали, находящиеся друг от друга очень далеко.
  1. Стереоскопическое зрение – это
  •  а) наша способность видеть предметы в темноте;
  •  б) наша способность видеть предметы объёмно и воспринимать зрительно разность расстояний в глубине пространства.
  1. Аккомодация у пресмыкающихся происходит:
  • а) только за счёт перемещения хрусталика;
  • б ) путём изменения его формы.
  1. Всякая ли собирающая линза может служить лупой? Короткофокусная собирающая линза с фокусным расстоянием:
  •  а) от 20 до 30 см;
  • б ) от 1 до 10 см.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по физике «Экспериментальные задачи по физике»

Программа курса по выбору: «Экспериментальные задачи по физике» предназначена для учащихся 9 класса независимо от профиля, а также интересующихся предметом учащихся и направлена на повышение познавате...

Элективный курс по физике в 8 классе "Чудеса физики"

В архиве находятся: буклет, презентация к первому уроку, программа курса....

Элективный курс по физике"Физика с элементами экологии"

Предлагаемый курс рассчитан на учащихся девятых классов.Освоение данного курса рассчитано на 17 часов,из них два часа-резервное время.Знание курса приведет к расширению и повышению качества знаний,фор...

Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов "Решение нестандартных задач по физике"

Программа элективного курса по физике для 10 – 11  классов.  Тема:          Решение нестандартных задач по физике  Пояснитель...

Элективный курс по физике "Физика вокруг нас"

Курс разработан для учащихся 9-10 классов на 17 часов. В курсе сочетаются теоретические и практические знания....

Элективный курс по физике "Законы физики в сельскохозяйственном производстве"

Элективный курс для 9 класса, 10 часов., законы физики в сельскохозяйственном производстве....

Элективный курс по физике "Физические приборы и графики в курсе физики средней школы"

Элективный курс рассчитан на профильное обучение физике.Содержание1.Пояснительная записка2.Содержание тем курса3.Требования к знаниям учащихся4.Тематическое планирование5.ЛитератураМатериал подобран т...