Элективный курс по физике
элективный курс по физике (9 класс) на тему
Элективный курс по физике 9 класс на тему "Глаза: вооружены- ...очень полезны."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Программа элективного курса по физике
в рамках предпрофильной подготовки
в 9 классах
по теме : «Глаза: вооружены… и очень полезны».
Солнцева Галина Анатольевна,
учитель физики
МОУ Северной средней общеобразовательной школы
Талдомского района
МОСКВА, 2013г.
Нормативные документы.
- Приказ Минобразования РФ от 18 июня 2002 г. № 2783- «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».
- Письмо Минобразования РФ от 13 ноября 2003 г. № 14-51-277/13- информационное письмо об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования.
- Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089- «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312- «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2005 г. №АФ-59/03- Решение совещания «Проблемы введения федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования и федерального базисного учебного плана» от 7 декабря 2004 г.
Роль и место
элективных курсов
в образовательном процессе.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
- Обеспечить углублённое изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования…
Из приказа Минобразования РФ от 18 июля 2002 г. № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».
Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Элективные курсы реализуются за счёт школьного компонента учебного плана…
Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.
«…Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента обязательного учреждения… выполняют три основных функции:
- «надстройки» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углублённым (а образовательное учреждение (класс), в котором он изучается, превращается в традиционное общеобразовательное учреждение с углублённым изучением отдельных предметов);
- Развивают содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету;
- способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека…
…В IX классе регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки учащихся…
… при проведении элективных курсов в X-XI классах осуществляется деления классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских- 20 и более человек…»
Из Приложения к приказу Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312.
…Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов, следует помнить и о таких важных их ЗАДАЧАХ, как:
- формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач;
- продолжение профориентационной работы;
- осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути.
Типология элективных курсов.
По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов:
- являются «надстройкой» профильных курсов и обеспечивают для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета;
- другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучить смежные учебные предметы на профильном уровне;
- третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающему в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне;
- ещё один тип может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда;
- наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер.
Из приложения к письму Минобразования РФ от 13 ноября 2003 г. № 14-51-277/13.
- Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.
Предметные элективные курсы делятся на:
- курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета;
- курсы, в которых углублённо изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета;
- курсы, в которых углублённо изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу предмета;
- прикладные курсы, цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитию интереса учащихся к современной технике и производству;
- курсы, посвящённые изучению методов познания природы;
- курсы, посвящённые истории предмета;
- курсы, посвящённые изучению методов решения и составления задач на основе эксперимента.
Из доклада Орлова Владимира Алексеевича, к.п.н., зав. Лабораторией физики ИОСО РАО.
- Межпредметные элективные курсы.
ЦЕЛЬ – интеграция знаний учащихся о природе и обществе.
В профильной школе такие курсы могут выполнять двоякую функцию:
- быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономического профилей;
- быть обобщающим курсом для классов естественно-научного профиля.
- Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.
Это курсы, посвящённые психологическим, социальным, психологическим культурологическим, искусствоведческим проблемам.
Требования
к учебным программам.
Примерные требования к программам элективных курсов:
Из приложения №1 к письму Комитета по образованию при правительстве Санкт-Петербурга «О порядке проведения экспертизы программ элективных курсов для предпрофильной подготовки и профильного обучения» № 04-01662/00 от 19.05.2005г.
- Степень новизны для учащихся: программа включает материал, не содержащийся в базовых и профильных (примерно к 10-11 классам) программах.
- Мотивирующий потенциал программы: знания, включённые в программу, или процесс её освоения, вызывают познавательный интерес учащихся.
- Развивающий потенциал программы: освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников.
- Реализация принципа учёта возрастных особенностей и индивидуальных возможностей учащихся.
- Наличие здоровьесберегающих характеристик: программа не создаёт учебных перегрузок для школьников (отсутствие или необязательность домашних заданий); оптимальное соотношение между объёмом учебного материала (количество дидактических единиц) и времени, отводимого на его изучение.
- Полнота содержания: программа включает всё необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей, адекватных общему количеству часов; оптимальное соотношение между теоретическим и практическим компонентами содержания, включённого в программу.
- Связанность и систематичность изложенного материала: содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими (или знаниями базовых и профильных курсов( применительно к 10-11 классам)); прослеживаются связи между частными (факты, понятия, термины) и общими (теории, закономерности) знаниями.
- Адекватность методов обучения типу курсов: программа основывается преимущественно на активных методах обучения (проектных, исследовательских, игровых).
- Степень контролируемости: в программе определены цели (ожидаемые результаты) обучения и методы проверки их достижения.
- Реалистичность с точки зрения используемых ресурсов: учебно-методического комплекса, материально- технических средств, кадрового потенциала образовательного учреждения, временных затрат.
- Наличие в структуре программы необходимых разделов:
- Пояснительной записи (с обязательным указанием вида элективного курса, целеполагания, возможной формы оценки результатов освоения элективного курса, возможной формы итоговой аттестации учащихся по окончании курса);
- Поурочно-тематического плана;
- Описание возможной самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения курса;
- Библиографии.
Программа должна также содержать краткую аннотацию, адресованную учащимся и их родителям (в первую очередь - программы для 9 классов).
Программа
элективного курса в рамках предпрофильной подготовки в 9 классах.
Тема : «Глаза: вооружены… и очень полезны».
Пояснительная записка.
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, участвующих в предпрофильной подготовке. Курс рассчитан на 16 часов учебного времени, состоит из 4 отдельных модулей-задач.
Программа составлена на основе государственных программ по физике и биологии.
Цели курса:
- Социально-психологические: развивать интерес к изучению физики и проведению физического эксперимента.
- Академические: формировать интеллектуальные и практические умения в области физического эксперимента; развивать умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Выбор темы элективного курса обусловлен тем, что материал «Глаз как оптический прибор. Дефекты зрения» изучается в курсе «Физики-9» в маленьком объёме (2 часа). Тем не менее, данный материал имеет большое познавательное и прикладное значение, так как:
- Позволяет познакомиться с методами физики как науки: наблюдение, гипотеза, опыт, теория и реально оценить свои возможности для дальнейшего профильного образования;
- Включает много проблемных задач, позволяющих учащимся раз пройти по извечному пути познания;
- Учащиеся на практике могут познакомиться со строением глаза, его свойствами и интересными качествами; особый интерес к физике появляется при изучении зрительных иллюзий;
- Даёт возможность осуществить интегрированный подход к изучению функций глаза с точки зрения физики, биологии, химии;
- Материал курса позволяет обсудить вопросы бережного отношения к здоровью, в частности профилактики болезней глаза;
- Изучение оптических приборов иллюстрирует прикладное значение физики;
- Есть место для осуществления профориентационной работы (что учащимся больше нравиться: изучать историю, проводить лабораторные исследования, изготовлять приборы, лечить болезни глаза, заняться загадками психологии);
- Благодаря большому количеству фактического материала и простоте необходимого оборудования можно обеспечить разноуровневой работой 5-6 групп из 2-4 человек на каждый урок курса;
- Остаётся актуальной организация различных типов коммуникативной и исследовательской деятельности учащихся на всех занятиях;
- При выполнении лабораторных работ, которые предлагаются на занятиях учащиеся знакомятся с требованиями техники безопасности при работе с травмирующими факторами и стеклянными приборами и приучаются к их неукоснительному выполнению.
В процессе обучения, помимо формирования собственной позиции относительно выбора профиля, ученики должны освоить следующие умения:
- Планирование исследований, выдвижение гипотез, описание результатов наблюдений;
- Выполнение простейших лабораторных работ, моделирование оптических приборов, самостоятельное изготовление демонстрационных установок;
- Работа в сотрудничестве с товарищами в рамках исследовательской деятельности;
- Представление результатов работы в различных видах.
Содержание курса.
- Значение зрения в жизни. Строение органа зрения. Анатомоморфологическое строение глаза. Функции органа зрения.
- Органы зрения у животных, анатомия глаз человека, вспомогательный аппарат глаза (брови, ресницы, веки, слёзная железа), цвет глаз (биология).
- Анализ химических явлений, протекающих в сетчатке при формировании изображения (химия).
- Оптическая система глаза Основные свойства глаза. Дефекты зрения, коррекция зрения. Офтальмологические приборы. Гигиена зрения.
- Искусственные оптические приборы – от микроскопа (взгляд в микромир) до телескопа (взгляд в макромир). Лупа, фотоаппарат, труба Кеплера, телескоп Максутова. Практическое применение оптических приборов.
- Калейдоскоп интересных фактов. Зрительные иллюзии и «обманы» зрения.
Тематическое планирование.
№ п/п | № уроков | Содержание | Теоретическое | Практическое |
1. 2. 3. 4. | 1-3. 4-7. 8-11. 12-15. 16. | Глаз. Строение глаза. Химико-биологическое функционирование. Гигиена глаза. Глаз. Особенности и дефекты зрения. Оптические приборы, вооружающие глаз. Оптические иллюзии и обманы зрения. Зачёт. | 3 2 2 2 | - 2 2 2 |
Календарное планирование.
№ уроков | Содержание | Дата |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. | Строение глаза, принцип получения изображения на сетчатке. Роль и функционирование хрусталика. Составляющие вспомогательного аппарата глаза: брови, ресницы, веки, слёзная железа, глазная мышца, радужная оболочка. Гигиена зрение, выработка инструкций для выполнения лабораторных работ по оптике. Калейдоскоп интересных фактов, поговорок и стихи о глазе. Особенности зрение. Лабораторная работа № 1 «Наблюдение изображения тени на сетчатке глаза». Дефекты зрения и способы их исправления. Лабораторная работа № 2 «Наблюдение диаметра зрачка, адаптация и аккомодация глаза». Характеристики и фундаментальные назначения различных оптических приборов. Лабораторная работа № 3 «Сборка модели диапроектора». Истории изобретений оптических приборов и их авторы. Лабораторная работа № 4 «Определение увеличения лупы». Оптические иллюзии и обман зрения. Лабораторная работа № 5 «Опыт Мариотта(обнаружение слепого пятна)». Лабораторная работа № 6 «Лабораторная работа № 6 «Иллюзия Миллера- Лайера (перенесение свойств целой фигуры на её отдельные части)». Зачёт. |
Литература для учащихся:
- В.А. Булат «Оптические явления в природе» Москва «Просвещение» 1974 г.
- Ц.Б. Кац «Биофизика на уроках физики» Москва «Просвещение» 1974 г.
- А.В. Пёрышкин, В.П. Чемакин «Факультативный курс физики – 7 класс» Москва «Просвещение» 1975 г.
- Н.А. Родина «Световые явления» Москва «Просвещение» 1986 г.
Литература для учителя:
- В.Л.Булат «Оптические явления в природе» Москва «Просвещение» 1974 г.
- Ц.Б. Кац «Биофизика на уроках физики» Москва «Просвещение» 1974 г.
- А.В. Пёрышкин, В.П. Чемакин «Факультативный курс физики – 7 класс» Москва «Просвещение» 1975 г.
- Н.А. Родина «Световые явления» Москва «Просвещение» 1986 г.
АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ (ЗАЧЁТ).
Знания учащихся по окончании изучения курса оцениваются с помощью теста:
- «Углом зрения» называют угол :
- а ) который составляют две прямые, проведённые к глазу от крайних точек рассматриваемого тела;
- б ) который составляют две прямые, проведённые к глазу от центра рассматриваемого тела.
- Полем зрения называется:
- а) минимальный угол, под которым видит человек,
- б ) максимальный угол, под которым видит человек.
- Мальчик читал книгу в очках, расположив книгу на расстоянии 25 см, а сняв очки- на расстоянии 12,5 см. Какова оптическая сила его очков? Считать мышечное напряжение глаз в обоих случаях одинаковым:
- а ) 1 дптр;
- б ) 2 дптр;
- в ) 4 дптр.
- Дефекты зрения :
- а ) дальнозоркость;
- б ) близорукость;
- в ) аккомодация.
- Острота зрения:
- а) способность различать две мелкие детали, находящиеся друг от друга очень близко;
- б ) способность различать три больших детали, находящиеся друг от друга очень далеко.
- Стереоскопическое зрение – это
- а) наша способность видеть предметы в темноте;
- б) наша способность видеть предметы объёмно и воспринимать зрительно разность расстояний в глубине пространства.
- Аккомодация у пресмыкающихся происходит:
- а) только за счёт перемещения хрусталика;
- б ) путём изменения его формы.
- Всякая ли собирающая линза может служить лупой? Короткофокусная собирающая линза с фокусным расстоянием:
- а) от 20 до 30 см;
- б ) от 1 до 10 см.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по физике «Экспериментальные задачи по физике»
Программа курса по выбору: «Экспериментальные задачи по физике» предназначена для учащихся 9 класса независимо от профиля, а также интересующихся предметом учащихся и направлена на повышение познавате...
Элективный курс по физике в 8 классе "Чудеса физики"
В архиве находятся: буклет, презентация к первому уроку, программа курса....
Элективный курс по физике"Физика с элементами экологии"
Предлагаемый курс рассчитан на учащихся девятых классов.Освоение данного курса рассчитано на 17 часов,из них два часа-резервное время.Знание курса приведет к расширению и повышению качества знаний,фор...
Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов "Решение нестандартных задач по физике"
Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов. Тема: Решение нестандартных задач по физике Пояснитель...
Элективный курс по физике "Физика вокруг нас"
Курс разработан для учащихся 9-10 классов на 17 часов. В курсе сочетаются теоретические и практические знания....
Элективный курс по физике "Законы физики в сельскохозяйственном производстве"
Элективный курс для 9 класса, 10 часов., законы физики в сельскохозяйственном производстве....
Элективный курс по физике "Физические приборы и графики в курсе физики средней школы"
Элективный курс рассчитан на профильное обучение физике.Содержание1.Пояснительная записка2.Содержание тем курса3.Требования к знаниям учащихся4.Тематическое планирование5.ЛитератураМатериал подобран т...