Применение ЭОР на уроках физики
статья по физике на тему

Костина Ольга Васильевна

Выдены основные приемы использование электронных образовательных ресурсов на уроке физике. Представлен перечень сайтов в помощь учителю, а также электронные программы для реализации инновационных подходов в образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eor_na_urokah_fiziki_.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ЭОР на уроках физики

Костина О.В.                                     ГБОУ СОШ №2 им. В.Маскина

В настоящее время одной и наиболее эффективных форм организации образовательной деятельности является применение электронных или цифровых образовательных ресурсов. В настоящее время во все сферы жизни человека, в том числе и образование, вошли современные технологии, основу которых составляет решение различных задач с использованием компьютерной и мультимедийной техники.

Особое место на уроке физики занимает эксперимент. Именно он дает наглядное представление на проблему, поставленную на уроке. Но, зачастую, для его показа нет возможности: он либо сложен для воспроизведения в условиях урока, либо для его постановки нет необходимого оборудования. Использование ЭОР, в данном случае, решает вышеуказанные проблемы.

На своих уроках я использую различные формы применения ЭОР:

1. Библиотеки электронных наглядных пособий (БЭНП), электронные приложения к учебникам;

2. Компьютерные презентации:  создание компьютерных презентаций к урокам;  использование готовых компьютерных презентаций из электронных приложений и сети Интернет;

- создание презентаций силами учащихся.

3. Электронные учебники;

4. Модули проверки знаний;

Видеофрагмент или анимацию опыта можно показать перед объяснением материала в виде опережающего эксперимента с дальнейшим его обсуждением, в ходе изучения материала урока, или после изучения в качестве закрепления изученного.

Как показывает результат, учащиеся охотно включаются в деятельность, им интересно наблюдать и обсуждать увиденное.

Следует, однако, заметить, что не нужно увлекаться и перегружать показом видеофрагментов и анимаций.

Сегодня я хотела бы поделиться  несколькими вариантами  применения ЭОР.

I часть: моя «библиотека видео файлов по физике»

В старших классах зачастую встречаются темы, которые очень важны для понимания учащихся, но за неимением возможности показать тот или иной опыт , который подтверждает доказательство закона или вывода, я вижу что ребята не улавливают ту значимость и важность данного эксперимента. Тогда мне на помощь приходят видео фрагменты.

Примером служит: «Опыт Штерна: измерение скоростей молекул»; «Опыт Иоффе и Милликена», о существовании атома;  волновые свойства света, интерференции, дифракции, поляризации и геометрическая оптика, законы постоянного и переменного токов,   сложны для восприятия учащихся, поэтому я зачастую использую видео ролики. Свою собранную коллекцию я разложила по разделам в отдельные папкам: «Геометрическая оптика», «Волновая оптика», «Кинематика», «Электризация», «Переменный ток», «Квантовая физика», «Термодинамика», «Атомная физика», «Квантовая физика».

Просмотр видеоролика, я считаю, обогащает впечатление о происходящем явлении, развивает образное мышление; формирует и развивает целостное восприятие  физических явлений,  организует  коллективное обсуждение увиденного.

II часть: «Компьютерное онлайн тестирование. Создаем тест сами!»

Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Формы контроля, применяемые учителями, очень разнообразны, но наиболее часто используются письменный или устный опросы. Я считаю, что  эти формы не лишены недостатков. При проведении устного опроса – это относительно большая затрата времени урока при небольшом количестве выставляемых оценок, при проведении письменных работ количество оценок возрастает, но много времени уходит на проверку.

Введение тестирования в школьную практику в первую очередь связано с изменением содержания обучения, переходом старших классов на профильное обучение, а также сдачи ЕГЭ и ГИА.

Положительным является то, что тест обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку, дисциплинирует их. Контроль с применением тестов позволяет решать проблему саморазвития. Тестовый контроль позволяет индивидуализировать работу с учениками. Правильно оформленный тест развивает у детей добросовестность и аккуратность. Использование тестов на уроках повышает интерес к предмету.

Но в последнее время я столкнулась с проблемой, что ребята бояться тестов. Говоря, «Мы лучше выучим все и напишем, но только не тест». Я назвала эту ситуацию «Боязнь теста!»

Для решения данной проблемы, я начала проводить тесты с помощью компьютера. Уроки с применением компьютерных тестов вызывают большой интерес у учащихся.  Я обратила внимание, что при использовании компьютерных тестов дети, во - первых очень ответственно подходят к выполнению таких заданий на различных этапах урока, во-вторых, после выполнения таких заданий, при разборе ошибок дети более внимательны и тем самым ошибки у них искоренялись. Поэтому я решила, по возможности на каждом уроке использовать тесты.

Компьютерные тесты я разделила на 2 категории:  готовые онлайн модели и тесты разработанные самими.

Сайты, которые представляют онлайн тест бесконечно много, я представляю те, которые используются мною неоднократно:

  1. http://physik.ucoz.ru;
  2. http://effor.by/subject/phy/fizika_8_klass
  3. http://fizika-zaharova.narod.ru
  4. http://ege.yandex.ru/physics
  5. http://onlinetestpad.com
  6. http://учисьучись.рф/testing/5
  7.  http://www.examen.ru/add/tests/Physics
  8. http://zno-online.com/index.php/zno-fizika
  9. http://testi.com.ua/physics.
  10. http://www.edu.cap.ru

В соответствие с ФГОС ученик должен приобщаться к самостоятельному поиску информации и  конечно, уметь пользоваться информацией, полученной им самим, уметь выделять главное. Так пришла идея научить ребят составлению тестов: для закрепления знаний, корректировке. Я выделяю здесь несколько «плюсов»:

ученик

  1. сам ищет информацию для написания вопроса и соответствующего ответа;
  2. сам выбирает уровень сложности теста;
  3. сам проверяет себя и свою подготовку по той или иной теме;

Для реализации поставленной цели, я использовала программу MyTest, разработанную Башлаковым Александром Сергеевичем с 2003 года.

MyTestX это - система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.

Программа легка и удобна в использовании. Сайт для скачивания программы http://mytest.klyaksa.net.

Несомненно, ЭОР несут много положительного и полезного в мою работу при обучении предмета. Но нужно отметить, что использование плохо подготовленного ресурса, непродуманное его место в структуре урока не несет не только пользы, но и, наоборот, вызывает неприятие учащихся.

В заключение нужно отметить, что применение электронных образовательных ресурсов в учебной и воспитательной деятельности несет большие возможности, но применяя их стоит помнить указанные выше проблемы и учитывать их при подготовке к уроку или внеклассному мероприятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках физики.

При использовании ИКТ на уроке задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный, а. следовательно, повышается уровень усвоения учениками материалы. ...

Применение ИКТ на уроке физики для активизации познавательной деятельности учащихся.

выступление на зональном семинаре учителей естественно-математического направления....

Применение ИКТ на уроках физики

Описание применения информационно-коммуникационных технологий на уроках физики в ЛГ МБОУ "Гимназия №6" города Лангепаса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры....

Методическая разработка по теме "Применение ИКТ на уроках физики"

Раскрываются некоторые аспекты применения ИКТ в учебной деятельности...

Применение ИКТ на уроках физики

Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям сделать образовательный процесс более насыщенным, ярким и результативным....

Применение ИКТ на уроках физики

Публикация 03.05 2012 г.Использование ИКТ на уроках физики в условиях сельской школы способствует повышению интереса у учащихся к изучению предмета, расширяют возможности демонстрации опытов через исп...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...