Рабочая программа по физике для 6 класса
рабочая программа по физике (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Рабочая программа
для 6 класса
« Введение в физику »
(17ч.)
Программу составила: учитель физики Корнилова Лидия Ивановна
г. Тихвин
2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи курса.
Основная цель курса «Занимательные опыты по физике» является развитие практических умений и навыков учащихся.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить устанавливать связи и закономерности системе знаний по физике.
Общая характеристика предмета
«Занимательные опыты по физике» - элективный курс, новой для школьников, учебной дисциплины в процессе формирования представлений о природе, о методах изучения природы, о возможности проведения простейших экспериментов в домашних условиях.
При изучении этого курса начинается обучение и научному языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения планировать и проводить простейшие эксперименты и объяснять полученный результат.
Курс « Занимательные опыты по физике» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 17 (0,5 час в неделю).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:- овладение на уровне общего образования системой первоначальных знаний и умений по физике, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности знаний по физике, как важнейшего компонента научной картины мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Метапредметные результаты курса «Занимательные опыты по физике» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном уровне (человек способен изучить законы природы);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей стране, в которой совершали открытия великие физики;
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средством физических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения природы;
- называть и доказывать особенности распространения света в однородной прозрачной среде;
- строить изображение предмета в плоском зеркале;
- строить изображение, даваемое собирающей линзой;
- определять полюса магнита;
- получать картину магнитного поля;
- называть источники и особенности распространения звука.
Учебно-тематический план
№№ темы | Основное содержание по темам
| По программе | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
1 | Световые явления Свет. Источники света, Прямолинейное распространение света. Образование тени и полутени. Солнечные и лунные затмения. Разложение света. Радуга. Плоское зеркало. Линзы. Получение и построение изображений в собирающей линзе. | 10 | Обсуждают источники света. Объясняют образование тени и полутени. Рисуют и объясняют схему наступления солнечного и лунного затмений. Конструируют камеру- абскура. Наблюдают и строят изображения в плоском зеркале, в системе из 2-х зеркал. Наблюдают разложение света в спектр. Проводят опыты по преломлению света в воде. Получают и строят изображения с помощью собирающей линзы. |
2 | Магнитные явления Постоянные магниты. Магнитное поле. Магнитное поле Земли. Компас. Электромагниты и их применение. | 4 | Изучают на опыте свойства постоянных магнитов. Получают картину распространения магнитного поля вокруг полосового и подковообразного магнитов. Собирают электромагнит и изучают его свойства. Собирают электродвигатель. Объясняют работу электрического звонка, телеграфа. |
3 | Звуковые явления Звук. Источники звука. Особенности распространения звука. Акустический резонанс. | 3 | Обсуждают различные источники звука. Изучают особенности звуков, издаваемых металлической или пластмассовой линейкой при изменении длины подвижной части. Изучают на модели работу струнных инструментов. Конструируют самодельный стетоскоп. Демонстрируют резонанс. |
| Итого | 17 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Ученик научится:
- использовать различные источники научной информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать информацию по физике;
- по результатам наблюдений и опытов находить и формулировать зависимости и закономерности;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками информации по физике выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание экспериментов, процессов и явлений с использованием разных источников информации;
- представлять в различных формах научную информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать знания законов изучения и распространения звука для объяснения звуковых явлений: эхо, акустический резонанс, низкие и высокие звуки;
-использовать знания законов распространения света для объяснения протекания солнечных и лунных затмений; образования радуги и многообразия красок в окружающем мире;
-проводить с помощью простейших приборов наблюдения и опыты в домашних условиях со светом, звуком и магнитом;
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Литература
1. Физика 5 класс: учебник для общеобразовательных - учреждений Степанова Г.Н. – С-Пб., «СТП Школа»
2.Энциклопедия для детей. Том 7. Техника. ЗАО Издательский дом «Аванта+»,2005.
Обрудование и приборы
- Комплект плакатов по физике;
- Оборудование по физике, допущенное Министерством Образования РФ.
- Компьютер.
- Экран.
- Мультимедиапроектор.
Приложение 1
Утверждено 01 сентября 2014 года
Приказ № 42
Календарно-тематическое планирование
« Введение в физику» для учащихся 5 класса
на 2014-2015 учебный год. (17ч.) Учитель: Корнилова Л.И.
№ | Тема урока | Кол. часов | Дата | |
По плану | Фактически | |||
Световые явления | 10 | |||
1.1 | Свет. Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Инструктаж по ТБ .Л.р.№1 «Наблюдение образования тени» | 15.01 | ||
2.2 | Солнечные и лунные затмения. Фазы Луны. | 22.01 | ||
3.3 | Плоское зеркало. Инструктаж по ТБ Л.р.№2 «Изготовление перископа» |
| 29.01 | |
4.4 | Инструктаж по ТБ Л.р.№3 «Наблюдение изображений в системе из двух зеркал» | 5.02 | ||
5.5 | Инструктаж по ТБ Л.р.№4 «Изготовление камеры-обскура» | 12.02 | ||
6.6 | Преломление света. Инструктаж по ТБ Л.р.№5 «Наблюдение преломления света в воде и в стекле» | 19.02 | ||
7.7 | Инструктаж по ТБ Л.р.№6 «Наблюдение разложения света» | 26.02 | ||
8.8 | Линзы. Основные точки и линии. | 5.03 | ||
9.9 | Построение изображений. | 12.03 | ||
10.10 | Инструктаж по ТБ Л.р.№7 «Наблюдение изображений даваемых линзами». | 19.03 | ||
Магнитные явления | 4 | |||
11.1 | Постоянные магниты. Инструктаж по ТБ Л.р.№8 « Изучение свойств магнитов» | 2.04 | ||
12.2 | Инструктаж по ТБ Л.р.№9 «Занимательные опыты с магнитами» | 9.04 | ||
13.3 | Инструктаж по ТБ Л.р.№10 « Изучение действия электромагнита и его применения» | 16.04 | ||
14.4 | Инструктаж по ТБ Л.р.№11 «Изучение работы электродвигателя» | 23.04 | ||
Звуковые явления | 3 | |||
15.1 | Звук. Источники звука. Инструктаж по ТБ Л.р.№12 «Исследование зависимости высоты звука от длины свободой части металлической линейки» | 30.04 | ||
16.2 | Объяснение работы струнных инструментов. Инструктаж по ТБ Л.р.№13 «Изготовление гитары из спичечного коробка » | 7.05 | ||
17.3 | Итоговый урок. Защита проекта «Мой первый научный эксперимент» | 14.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.
Предлагаю рабочую программу к учебнику "Физика-7", автор А. В. Перышкин....
Рабочая программа по физике 9 класс
Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое планирование составлено на основе стандарта РФ основного общего...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Тематическое планирование для 10 класса...
Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.
Рабочие программы по физике по учебникам Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...