Измерение объема тела
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Костина Ольга Васильевна

План-конспект урока физики по теме:

Измерение объема тела

Класс: 7

Тип урока: Урок применения знаний и умений.

Форма урока: Урок-практикум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izmerenie_obema_tel.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока физики по теме:

Измерение объема тела

Класс:

Тип урока: Урок применения знаний и умений.

Форма урока: Урок-практикум.

Цели урока: 

  Образовательные:

  • повторить материал  по теме «Плотность вещества», «Масса тел»;
  • обеспечить усвоение учащимися знаний о физических величинах: масса, объем, плотность тел и их единицах измерения;
  • выработать навыки определения объема тела с помощью измерительного цилиндра (мензурки);
  • научить, практически использовать полученные знания;

    Развивающие:

  • формировать умение наблюдать и делать выводы;
  •  развивать умение работать в группах;
  •  активизировать мышление школьников;
  • способствовать осознанному усвоению материала;
  • развивать умение рационально планировать свою деятельность;

-        формировать умение применять приемы сравнения;

      Воспитательные:

  • развивать аккуратность в оформлении работ и содержании рабочего места;
  • формировать  познавательный интерес к предмету.

Оборудование: измерительный цилиндр (мензурка); отливной стакан; пустой сосуд; тела правильной и неправильной формы небольшого объема (гайки, кусочки металла, фигурки из пластилина и т.д.); нитки.

Методы: беседа, практическая  работа в парах и группах по 4 человека

Ход урока.

I. Организационная часть (2 мин)

На предыдущих уроках мы познакомились с такими физическими величинами, как плотность тела, его объём, масса. Узнали, что все эти величины зависят от агрегатного состояния тел.

Задачи сегодняшнего урока:

  1. научиться определять объем тела правильной формы с помощью измерительного цилиндра;
  2. научиться определять, объем тела неправильной формы с помощью отливного стакана и мензурки.

II. Актуализация знаний учащихся (4 мин)

На доске: слева под номерами серия вопросов (общего характера для повторения); в центре «окно» (нарисованный квадрат) с помещенной какой-либо буквой; справа столбиком ряд цифр, около которых написаны ответы.

Задание: за 3-4 минуты дайте ответы на вопросы, написанные слева, причем так, чтобы они начинались на указанную в «окне» букву.

Выбрана буква «М». Ниже приведены вопросы и ответы.

1) Физическая величина.

2) Ученый

3) Физическое тело.

4) Вещество.

5) Природное явление.

6) Прибор.

7) Раздел физики.

8) Единица измерения.

9) Профессия, имеющая отношение к физике.

Выводы:

Ответы учеников разнообразны:

1) Физическая величина – Масса;

2) Ученый - Максвелл;

3) Физическое тело – Маятник;

4) Вещество – Медь;

5) Природное явление – Молния;

6) Прибор – Метроном;

7) Раздел физики – Механика;

8) Единица измерения – Метр;

9) Профессия, имеющая отношение к физике – Музыкант.

III. Работа в парах. (25 мин.)

Учащиеся выполняют лабораторную работу «Измерение объема тела», пользуясь инструктивной карточкой.

Сначала ребята выполняют практическую работу по карточке №1

карточке №1

Определение объема тела правильной формы:

  1. определите цену деления мензурки.
  2. налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было поместить в воду и измерьте ее объем;
  3. опустите тело, объем которого надо измерить, удерживая его за нитку, и снова измерьте объем жидкости в мензурке.
  4. проделайте опыты, описанные в пунктах 2 и 3, с некоторыми другими имеющими у вас телами.
  5. результаты измерений запишите в таблицу:

Расчет объема тела правильной формы

Таблица№1

№ опыта

Название тела

Начальный объем жидкости в мензурке

V1, см3

Объем жидкости и тела V2, см3

Объем тела

V, см3

V= V2  - V1

1.

2.

В работе учащиеся учитывают, что 1мл=1 см3

Затем учащиеся выполняют практическую работу по карточке №2:

Определение объема тела неправильной формы:

карточке №2

  1. определите цену деления мензурки.
  2. в отливной стакан налейте воды до отверстия отливной трубки.
  3. измерьте объем воды в отливном стакане с помощью мензурки, это будет объем V1, см3.
  4. погружайте тело неправильной формы в отливной стакан. При погружении часть воды выльется из стакана.
  5. измерьте вылившую воду с помощью мензурке. Это будет объем жидкости и тела V2, см3.
  6. результатом измерений объема тела будет вычисление объема тела неправильной форме по формуле: V= V2  - V1
  7. результат вычисления запишите в таблицу №1.

Расчет объема тела неправильной формы

Таблица№2

опыта

Название

 тела

Начальный объем жидкости в мензурке

V1, см3

Объем вылившейся жидкости V2, см3

Объем тела

V, см3

V= V2

В работе учащиеся учитывают, что 1мл=1 см3

В процессе выполнения практической работы по «Измерению объема тела» разных форм. Учащиеся получили индивидуальные результаты, характерны только для их пары. Т.к. тела были различны как по форме, так и по составу; объем воды в мензурках был различен.

Результаты некоторых измерений приведены в таблице №2

Результаты измерений объема тел различной формы

Таблица №3

опыта

Название

тела

Начальный объем жидкости в мензурке

V1, см3

Объем жидкости и тела V2, см3

Объем тела

V, см3

V= V2  - V1

тела правильной формы

1.

2.

Цинковый цилиндр

Пластмасс. цилиндр

V1=(72  0,5)см3

V1=(72  0,5)см3

V2=(82  0,5) см3

V2=(80  0,5) см3

V=(10  0,5) см3

V=(8  0,5) см3

тела неправильной формы

3.

Объемный многоуго

льник

V1=(131  0,5)см3

V2=(51  0,5)см3

V= V2

V=(51  0,5)см3

Выводы по лабораторной работе: в ходе выполнения работы, мы научились определять объем тел различной формы с помощью мензурки и вытесненной жидкости. В работе была учтена погрешность измерительного прибора (мензурки).

Работа в группах (7 мин)

Класс разделяется на три группы (по рядам сидячих мест). В тетрадях для лабораторных работ выполняют решение одной задачи.

Каждой группе предлагается по одной расчетной задачи. Содержание задач представлено на слайдах, и воспроизведены с помощью проектора на экран.

Задачи взяты из задачника Г. Остера.

Задача для группы №1.

Печальный дядя Боря захотел сам сварить себе суп, и у него получилось полкастрюли зеленой гадости. Объем этой гадости, которую дядя Боря не отважился попробовать – 0,001м3. Масса этой гадости – 1 кг 300 г. Вычисли плотность дядибориной гадости.

Задача для команды №2.

В цирке клоун одной левой поднимает огромную гирю, на которой написано 500 кг. На самом деле масса гири в 100 раз меньше. Объём этой гири 0,2 м3. Вычисли плотность цирковой гири.

Задача для команды №3.

В те редкие дни, когда мама загоняет среднеупитанного и плотного Петю в наполненную до краёв ванну, на пол выливается 30000 см3 воды. Масса Пети 30 кг. Определите среднюю плотность Пети.

Решение задач были представлены следующие:

Решение задачи №1:

Дано:                   СИ                Решение:

Vсупа = 0,001 м3                      плотность вещества найдем по формуле:

m = 1 кг 300 г                                               ρ = m/V,  

                                              где m - масса «супа»,

     ρ-?                                          V – объем «супа».

                                              m с = 1,3 кг

Следовательно, подставляя числовые значения в   формулу, мы определим плотность супа, сваренного д.Борей:

                                                         ρ = 1,3 кг/ 0,001 м3 = 1300 кг/ м3

Ответ: ρ = 1300 кг/м3

Полученный ответ подразумевает следующее: получилось, что 1 м3 этого «супа» будем иметь массу 1300 кг.

Решение задачи №2:

Дано:

СИ

Решение:

Vгири = 0,2 м3

m = 500 кг

Плотность гири найдем по формуле:

ρ = m/V,

где m - масса гири,

      V – объем гири.

m истинного значения гири будет равно:

m = 500/100=5 кг,

подставляя числовые значения в формулу, мы определим плотность:

ρ=5кг/0,2м3= 25 кг/м3

ответ: ρ=25 кг/м3

ρ-?            

Полученный ответ подразумевает следующее: получилось, что 1 м3 этой гири будем иметь массу 25 кг.

Решение задачи №3:

Дано:

СИ

Решение:

V = 30000 см3

m = 30 кг

0,03м3

Плотность Пети найдем по формуле:

ρ = m/V,

где m - масса Пети,

V – объем вылившейся воды, это и    будет объем Пети.

Переведем объем воды в систему СИ  используя метод пропорций:

3=1000000см3

х м3=30000 см3_      

1000000х=30000

х= 30000/1000000

х= 0,03 м3

подставляя числовые значения в формулу, мы определим плотность:

ρср = 30кг/0,03м3 = 1000 кг/м3

ответ: ρср = 1000 кг/м3

ρср -?            

Итог урока: (2 мин)

Ребята сдают тетради с выполненной лабораторной работой.

Учитель подводит итоги работы на уроке. Домашнее задание отсутствует, т.к. ребята хорошо потрудились на уроке, успев выполнить все предлагаемые задания.

Согласовано»

Директор МОУ

Клявлинской СОШ №2______________ Л.Н.Харымова

Анализ урока физики в 7 классе.

ФИО учителя: Костина О.В.

Класс: 

Количество учащихся: 19 человек.

Дата посещения урока: 12 декабря 2006г

Цель посещения: Изучить соответствие содержания урока его целям и задачам, взаимодействие учителя и учащихся на уроке.

Тип урока:  Урок применения знаний и умений.

Форма урока: урок-практикум

Тема урока: «Измерение объема тела»

Структурные элементы урока

Соответствие целям и задачам урока

1. Постановка образовательных целей урока.

   Образовательные цели урока:

  • повторить материал по теме ««Плотность вещества», «Масса тел»;
  • обеспечить усвоение учащимися знаний об физических величинах: масса, объем, плотность тел и их единицах измерения;
  • научить, практически использовать полученные знания;
  • выработать навыки определения объема тела с помощью измерительного цилиндра (мензурки);

Данные цели достигнуты, соответствуют теме, содержанию и типу урока. Неоднократно на уроке происходило закрепление знаний по изученному материалу. Ответы ребят были грамотные. При демонстрации на доске мини игры «Думай быстро»  ребята повторили опорные понятия; повторение материала происходило в ходе выполнения работы по измерению объема тел правильной и неправильной формы.

При проведении лабораторных работ на практике закрепляются теоретические знания по теме и навыки работы с физическими приборами. Сочетание данных форм работы способствует осознанному усвоению материала. Учитель вначале урока четко сформулировал целевые ориентиры урока.

2. Постановка развивающих целей.

Развивающие цели урока:

- формировать умение наблюдать и делать выводы;

-     развивать умение работать в группах;

  •  активизировать мышление школьников;
  • способствовать осознанному усвоению материала;
  •  развивать умение рационально планировать свою деятельность;
  • формировать умение применять приемы сравнения.

Данные цели достигнуты, соответствуют теме, содержанию и типу урока. При проведении практической части урока происходит развитие способности наблюдать и на этой основе обобщить знания и сделать выводы (активизирует мышление школьника). Работа в парах и четверках формирует умение работать в группах разной численности и состава, формирует нацеленность на общий результат. Сочетание данных форм работы способствует осознанному усвоению материала. Лабораторная работа, заполнение таблиц учит ребят планировать срою работу.

3. Постановка воспитательных целей урока.

Воспитательные цели урока:

  •  развивать аккуратность в оформлении работ и содержании рабочего места;
  • формировать познавательный интерес к предмету.

Цели достигнуты, соответствуют теме, содержанию и типу урока:

 Урок проводится с постоянной вовлеченностью каждого ученика в процесс получения знаний. Содержит задания познавательного характера, соответствующие   возрастным особенностям учащихся. На протяжении всего урока – практикума прослеживается отчетливая целенаправленность. Такая форма урока способствует формированию познавательного интереса к предмету.

- Учащиеся учатся слушать и слышать друг друга, т. к. они работают в группе с общими познавательными целями.

4. Форма организации учебной деятельности

На уроке происходит чередование различных форм учебной деятельности. На этапе актуализации знаний – фронтальный опрос. Следующие этапы урока включают, в основном, групповую работу. В ходе урока учитель работает со всем классом, эффективно добиваясь поставленных целей.

5. Методы организации деятельности учащихся на уроке

Основной метод организации деятельности учащихся на уроке практический, он способствует активизации  мыслительной деятельности учащихся.

В начале урока учителем дается мотивация деятельности учащихся по применению полученных знаний в ходе данного урока.

6.Средства обучения, применяемые на уроке

В качестве средств обучения применяются физические приборы. Рациональному использованию времени на уроке способствует готовый раздаточный материал (на каждую парту). Учитель для большей наглядности использует слайды с задачами для закрепления.

7. Применение технологии обучения

 Урок проводится в нестандартной форме  урока – практикума и содержит  задания познавательного характера, соответствующие возрастным особенностям учащихся. Задания, применяемые учителем на уроке, использование информационных технологий, способствуют активизации мыслительной деятельности  учащихся.

8. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ

Материал урока соответствует программе курса «Физики 7-9 класс» для общеобразовательных учреждений. Программа подготовлена авторским коллективом Е.М. Гутник, А.В. Перышкин, М.: «Дрофа», 2001 г., рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

  В соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по физики к уровню подготовки выпускников основной школы ученики в ходе урока повторяют материал по теме «Плотность вещества», «Масса тела». Знания и умения, которые показали учащиеся на уроке, соответствуют  требованиям к физической подготовке учащихся основной школы: у учащихся хорошо сформировано понимание «тело», «вещество»; хорошо владеют практическими приемами: работой с мензурками и телами различных форма; сформированы навыки сравнения;

хорошо сформирована  физическая речь учащихся.

9. Рациональная организация труда учащихся

 Выдержано время, отведенное на проведение урока. Урок достаточно содержателен и насыщен. Выполнена работа, запланированная учителем, на 40 минут.

10.Стиль отношения учителя с учащимися.

 Взаимоотношения учителя с учащимися выстроены на основе взаимного уважения. В ходе данного урока наблюдается особая активность учащихся, чувствуется их заинтересованность в успешном результате.

11. Результаты познавательной деятельности на уроке.

На учебном занятии были созданы условия для проявления познавательной активности учеников, развития индивидуальных способностей. Класс работал активно. Вместе с учителем ребята обобщали материал, делали выводы, работали самостоятельно и в группах, учились самоконтролю и взаимоконтролю. На данном уроке все учащиеся получили положительные оценки за выполнение лабораторной части урока; поставлены  оценки «5» за устные ответы. Все без исключения учащиеся активно добывали знания, а не являлись пассивными слушателями.

Заместитель директора

По учебно-воспитательной работе_________ С.В. Миханьков

«Согласовано»

Директор МОУ

Клявлинской СОШ №2_____________ Л.Н.Харымова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа "Измерение объема твердого тела"

Лабораторная работа "Измерение объема твердого тела" разработана для обучающихся 7 класса, занимающихся по учебнику А.В.Перышкина. В описание работы, предлагаемое автором учебника, внесены изменения. ...

Разработка урока-практикума "Измерение объема тел".

Работа предназначена для 5-го класса по пропедевтической программе Г.Н. Степановой....

Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объема.

Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объема. Урок по математике для 5 класса в технологии критического мышления....

Лабораторная работа "Измерение объема тела" 7 кл

Лабораторная работа " Измерение объема тела" 7 кл. УМК А.В. Перышкин Технологическая карта урока. Работа состоит из двух частей: лабораторной работы ЭОР и традиционной работы....

Тема урока : Измерение массы тела на весах. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Тема урока : Измерение массы тела на весах.Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»...

Технологическая карта урока на тему «Измерение объема тела»

Лабораторная работа «Измерение объёма тела»...

Лабораторная работа по физике в 7 классе "Измерение объема тела".

Цель работы: научиться определять объем тела с помощью измерительного цилиндра (мензурки).Способ измерения объема тела с помощью мензурки основан на том, что при погружении тела в жидкость объем жидко...