Измерение объема тела
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
План-конспект урока физики по теме:
Измерение объема тела
Класс: 7
Тип урока: Урок применения знаний и умений.
Форма урока: Урок-практикум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmerenie_obema_tel.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока физики по теме:
Измерение объема тела
Класс: 7Б
Тип урока: Урок применения знаний и умений.
Форма урока: Урок-практикум.
Цели урока:
Образовательные:
- повторить материал по теме «Плотность вещества», «Масса тел»;
- обеспечить усвоение учащимися знаний о физических величинах: масса, объем, плотность тел и их единицах измерения;
- выработать навыки определения объема тела с помощью измерительного цилиндра (мензурки);
- научить, практически использовать полученные знания;
Развивающие:
- формировать умение наблюдать и делать выводы;
- развивать умение работать в группах;
- активизировать мышление школьников;
- способствовать осознанному усвоению материала;
- развивать умение рационально планировать свою деятельность;
- формировать умение применять приемы сравнения;
Воспитательные:
- развивать аккуратность в оформлении работ и содержании рабочего места;
- формировать познавательный интерес к предмету.
Оборудование: измерительный цилиндр (мензурка); отливной стакан; пустой сосуд; тела правильной и неправильной формы небольшого объема (гайки, кусочки металла, фигурки из пластилина и т.д.); нитки.
Методы: беседа, практическая работа в парах и группах по 4 человека
Ход урока.
I. Организационная часть (2 мин)
На предыдущих уроках мы познакомились с такими физическими величинами, как плотность тела, его объём, масса. Узнали, что все эти величины зависят от агрегатного состояния тел.
Задачи сегодняшнего урока:
- научиться определять объем тела правильной формы с помощью измерительного цилиндра;
- научиться определять, объем тела неправильной формы с помощью отливного стакана и мензурки.
II. Актуализация знаний учащихся (4 мин)
На доске: слева под номерами серия вопросов (общего характера для повторения); в центре «окно» (нарисованный квадрат) с помещенной какой-либо буквой; справа столбиком ряд цифр, около которых написаны ответы.
Задание: за 3-4 минуты дайте ответы на вопросы, написанные слева, причем так, чтобы они начинались на указанную в «окне» букву.
Выбрана буква «М». Ниже приведены вопросы и ответы.
1) Физическая величина.
2) Ученый
3) Физическое тело.
4) Вещество.
5) Природное явление.
6) Прибор.
7) Раздел физики.
8) Единица измерения.
9) Профессия, имеющая отношение к физике.
Выводы:
Ответы учеников разнообразны:
1) Физическая величина – Масса;
2) Ученый - Максвелл;
3) Физическое тело – Маятник;
4) Вещество – Медь;
5) Природное явление – Молния;
6) Прибор – Метроном;
7) Раздел физики – Механика;
8) Единица измерения – Метр;
9) Профессия, имеющая отношение к физике – Музыкант.
III. Работа в парах. (25 мин.)
Учащиеся выполняют лабораторную работу «Измерение объема тела», пользуясь инструктивной карточкой.
Сначала ребята выполняют практическую работу по карточке №1
карточке №1
Определение объема тела правильной формы:
- определите цену деления мензурки.
- налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было поместить в воду и измерьте ее объем;
- опустите тело, объем которого надо измерить, удерживая его за нитку, и снова измерьте объем жидкости в мензурке.
- проделайте опыты, описанные в пунктах 2 и 3, с некоторыми другими имеющими у вас телами.
- результаты измерений запишите в таблицу:
Расчет объема тела правильной формы
Таблица№1
№ опыта | Название тела | Начальный объем жидкости в мензурке V1, см3 | Объем жидкости и тела V2, см3 | Объем тела V, см3 V= V2 - V1 |
1. 2. |
В работе учащиеся учитывают, что 1мл=1 см3
Затем учащиеся выполняют практическую работу по карточке №2:
Определение объема тела неправильной формы:
карточке №2
- определите цену деления мензурки.
- в отливной стакан налейте воды до отверстия отливной трубки.
- измерьте объем воды в отливном стакане с помощью мензурки, это будет объем V1, см3.
- погружайте тело неправильной формы в отливной стакан. При погружении часть воды выльется из стакана.
- измерьте вылившую воду с помощью мензурке. Это будет объем жидкости и тела V2, см3.
- результатом измерений объема тела будет вычисление объема тела неправильной форме по формуле: V= V2 - V1
- результат вычисления запишите в таблицу №1.
Расчет объема тела неправильной формы
Таблица№2
№ опыта | Название тела | Начальный объем жидкости в мензурке V1, см3 | Объем вылившейся жидкости V2, см3 | Объем тела V, см3 V= V2 |
В работе учащиеся учитывают, что 1мл=1 см3
В процессе выполнения практической работы по «Измерению объема тела» разных форм. Учащиеся получили индивидуальные результаты, характерны только для их пары. Т.к. тела были различны как по форме, так и по составу; объем воды в мензурках был различен.
Результаты некоторых измерений приведены в таблице №2
Результаты измерений объема тел различной формы
Таблица №3
№ опыта | Название тела | Начальный объем жидкости в мензурке V1, см3 | Объем жидкости и тела V2, см3 | Объем тела V, см3 V= V2 - V1 | |
тела правильной формы | |||||
1. 2. | Цинковый цилиндр Пластмасс. цилиндр | V1=(72 0,5)см3 V1=(72 0,5)см3 | V2=(82 0,5) см3 V2=(80 0,5) см3 | V=(10 0,5) см3 V=(8 0,5) см3 | |
тела неправильной формы | |||||
3. | Объемный многоуго льник | V1=(131 0,5)см3 | V2=(51 0,5)см3 | V= V2 V=(51 0,5)см3 |
Выводы по лабораторной работе: в ходе выполнения работы, мы научились определять объем тел различной формы с помощью мензурки и вытесненной жидкости. В работе была учтена погрешность измерительного прибора (мензурки).
Работа в группах (7 мин)
Класс разделяется на три группы (по рядам сидячих мест). В тетрадях для лабораторных работ выполняют решение одной задачи.
Каждой группе предлагается по одной расчетной задачи. Содержание задач представлено на слайдах, и воспроизведены с помощью проектора на экран.
Задачи взяты из задачника Г. Остера.
Задача для группы №1.
Печальный дядя Боря захотел сам сварить себе суп, и у него получилось полкастрюли зеленой гадости. Объем этой гадости, которую дядя Боря не отважился попробовать – 0,001м3. Масса этой гадости – 1 кг 300 г. Вычисли плотность дядибориной гадости.
Задача для команды №2.
В цирке клоун одной левой поднимает огромную гирю, на которой написано 500 кг. На самом деле масса гири в 100 раз меньше. Объём этой гири 0,2 м3. Вычисли плотность цирковой гири.
Задача для команды №3.
В те редкие дни, когда мама загоняет среднеупитанного и плотного Петю в наполненную до краёв ванну, на пол выливается 30000 см3 воды. Масса Пети 30 кг. Определите среднюю плотность Пети.
Решение задач были представлены следующие:
Решение задачи №1:
Дано: СИ Решение:
Vсупа = 0,001 м3 плотность вещества найдем по формуле:
m = 1 кг 300 г ρ = m/V,
где m - масса «супа»,
ρ-? V – объем «супа».
m с = 1,3 кг
Следовательно, подставляя числовые значения в формулу, мы определим плотность супа, сваренного д.Борей:
ρ = 1,3 кг/ 0,001 м3 = 1300 кг/ м3
Ответ: ρ = 1300 кг/м3
Полученный ответ подразумевает следующее: получилось, что 1 м3 этого «супа» будем иметь массу 1300 кг.
Решение задачи №2:
Дано: | СИ | Решение: |
Vгири = 0,2 м3 m = 500 кг | Плотность гири найдем по формуле: ρ = m/V, где m - масса гири, V – объем гири. m истинного значения гири будет равно: m = 500/100=5 кг, подставляя числовые значения в формулу, мы определим плотность: ρ=5кг/0,2м3= 25 кг/м3 ответ: ρ=25 кг/м3 | |
ρ-? | ||
Полученный ответ подразумевает следующее: получилось, что 1 м3 этой гири будем иметь массу 25 кг. |
Решение задачи №3:
Дано: | СИ | Решение: |
V = 30000 см3 m = 30 кг | 0,03м3 | Плотность Пети найдем по формуле: ρ = m/V, где m - масса Пети, V – объем вылившейся воды, это и будет объем Пети. Переведем объем воды в систему СИ используя метод пропорций: 1м3=1000000см3 х м3=30000 см3_ 1000000х=30000 х= 30000/1000000 х= 0,03 м3 подставляя числовые значения в формулу, мы определим плотность: ρср = 30кг/0,03м3 = 1000 кг/м3 ответ: ρср = 1000 кг/м3 |
ρср -? | ||
Итог урока: (2 мин)
Ребята сдают тетради с выполненной лабораторной работой.
Учитель подводит итоги работы на уроке. Домашнее задание отсутствует, т.к. ребята хорошо потрудились на уроке, успев выполнить все предлагаемые задания.
Согласовано»
Директор МОУ
Клявлинской СОШ №2______________ Л.Н.Харымова
Анализ урока физики в 7 классе.
ФИО учителя: Костина О.В.
Класс: 7Б
Количество учащихся: 19 человек.
Дата посещения урока: 12 декабря 2006г
Цель посещения: Изучить соответствие содержания урока его целям и задачам, взаимодействие учителя и учащихся на уроке.
Тип урока: Урок применения знаний и умений.
Форма урока: урок-практикум
Тема урока: «Измерение объема тела»
Структурные элементы урока | Соответствие целям и задачам урока |
1. Постановка образовательных целей урока. | Образовательные цели урока:
Данные цели достигнуты, соответствуют теме, содержанию и типу урока. Неоднократно на уроке происходило закрепление знаний по изученному материалу. Ответы ребят были грамотные. При демонстрации на доске мини игры «Думай быстро» ребята повторили опорные понятия; повторение материала происходило в ходе выполнения работы по измерению объема тел правильной и неправильной формы. При проведении лабораторных работ на практике закрепляются теоретические знания по теме и навыки работы с физическими приборами. Сочетание данных форм работы способствует осознанному усвоению материала. Учитель вначале урока четко сформулировал целевые ориентиры урока. |
2. Постановка развивающих целей. | Развивающие цели урока: - формировать умение наблюдать и делать выводы; - развивать умение работать в группах;
Данные цели достигнуты, соответствуют теме, содержанию и типу урока. При проведении практической части урока происходит развитие способности наблюдать и на этой основе обобщить знания и сделать выводы (активизирует мышление школьника). Работа в парах и четверках формирует умение работать в группах разной численности и состава, формирует нацеленность на общий результат. Сочетание данных форм работы способствует осознанному усвоению материала. Лабораторная работа, заполнение таблиц учит ребят планировать срою работу. |
3. Постановка воспитательных целей урока. | Воспитательные цели урока:
Цели достигнуты, соответствуют теме, содержанию и типу урока: Урок проводится с постоянной вовлеченностью каждого ученика в процесс получения знаний. Содержит задания познавательного характера, соответствующие возрастным особенностям учащихся. На протяжении всего урока – практикума прослеживается отчетливая целенаправленность. Такая форма урока способствует формированию познавательного интереса к предмету. - Учащиеся учатся слушать и слышать друг друга, т. к. они работают в группе с общими познавательными целями. |
4. Форма организации учебной деятельности | На уроке происходит чередование различных форм учебной деятельности. На этапе актуализации знаний – фронтальный опрос. Следующие этапы урока включают, в основном, групповую работу. В ходе урока учитель работает со всем классом, эффективно добиваясь поставленных целей. |
5. Методы организации деятельности учащихся на уроке | Основной метод организации деятельности учащихся на уроке практический, он способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. В начале урока учителем дается мотивация деятельности учащихся по применению полученных знаний в ходе данного урока. |
6.Средства обучения, применяемые на уроке | В качестве средств обучения применяются физические приборы. Рациональному использованию времени на уроке способствует готовый раздаточный материал (на каждую парту). Учитель для большей наглядности использует слайды с задачами для закрепления. |
7. Применение технологии обучения | Урок проводится в нестандартной форме урока – практикума и содержит задания познавательного характера, соответствующие возрастным особенностям учащихся. Задания, применяемые учителем на уроке, использование информационных технологий, способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся. |
8. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ | Материал урока соответствует программе курса «Физики 7-9 класс» для общеобразовательных учреждений. Программа подготовлена авторским коллективом Е.М. Гутник, А.В. Перышкин, М.: «Дрофа», 2001 г., рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. В соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по физики к уровню подготовки выпускников основной школы ученики в ходе урока повторяют материал по теме «Плотность вещества», «Масса тела». Знания и умения, которые показали учащиеся на уроке, соответствуют требованиям к физической подготовке учащихся основной школы: у учащихся хорошо сформировано понимание «тело», «вещество»; хорошо владеют практическими приемами: работой с мензурками и телами различных форма; сформированы навыки сравнения; хорошо сформирована физическая речь учащихся. |
9. Рациональная организация труда учащихся | Выдержано время, отведенное на проведение урока. Урок достаточно содержателен и насыщен. Выполнена работа, запланированная учителем, на 40 минут. |
10.Стиль отношения учителя с учащимися. | Взаимоотношения учителя с учащимися выстроены на основе взаимного уважения. В ходе данного урока наблюдается особая активность учащихся, чувствуется их заинтересованность в успешном результате. |
11. Результаты познавательной деятельности на уроке. | На учебном занятии были созданы условия для проявления познавательной активности учеников, развития индивидуальных способностей. Класс работал активно. Вместе с учителем ребята обобщали материал, делали выводы, работали самостоятельно и в группах, учились самоконтролю и взаимоконтролю. На данном уроке все учащиеся получили положительные оценки за выполнение лабораторной части урока; поставлены оценки «5» за устные ответы. Все без исключения учащиеся активно добывали знания, а не являлись пассивными слушателями. |
Заместитель директора
По учебно-воспитательной работе_________ С.В. Миханьков
«Согласовано»
Директор МОУ
Клявлинской СОШ №2_____________ Л.Н.Харымова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа "Измерение объема твердого тела"
Лабораторная работа "Измерение объема твердого тела" разработана для обучающихся 7 класса, занимающихся по учебнику А.В.Перышкина. В описание работы, предлагаемое автором учебника, внесены изменения. ...
Разработка урока-практикума "Измерение объема тел".
Работа предназначена для 5-го класса по пропедевтической программе Г.Н. Степановой....
Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объема.
Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объема. Урок по математике для 5 класса в технологии критического мышления....
Лабораторная работа "Измерение объема тела" 7 кл
Лабораторная работа " Измерение объема тела" 7 кл. УМК А.В. Перышкин Технологическая карта урока. Работа состоит из двух частей: лабораторной работы ЭОР и традиционной работы....
Тема урока : Измерение массы тела на весах. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
Тема урока : Измерение массы тела на весах.Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»...
Технологическая карта урока на тему «Измерение объема тела»
Лабораторная работа «Измерение объёма тела»...
Лабораторная работа по физике в 7 классе "Измерение объема тела".
Цель работы: научиться определять объем тела с помощью измерительного цилиндра (мензурки).Способ измерения объема тела с помощью мензурки основан на том, что при погружении тела в жидкость объем жидко...