"Некоторые экологические проблемы города"
план-конспект урока по физике по теме

Зубарева Вера Николаевна

В любом городе, и в нашем не исключение, много экологических проблем. Немногое из рассмотренного здесь, я думаю, говорит о том, что их можно решать, если подходить ко всему со знанием дела. Чем раньше вы начнете заниматься этими вопросами, тем лучше будет и для вас и для всех окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nekotorye_ekologicheskie_problemy_goroda.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Зубарева Вера Николаевна, учитель физики

МАОУ СОШ №4 г.Покачи, ХМАО-Югра

Тема: «Некоторые экологические проблемы города»

Цели:

- сформировать правильный подход к существующим экологическим проблемам на примере нашего города;

- показать важность физических знаний этих проблем.

 Оборудование:

Источник тока, высоковольтный «Разряд», стеклянная трубка, электроды, дозиметры.

Ход урока.

Я заранее благодарю вас за участие в этом необычном уроке и со своей стороны постараюсь сделать нашу встречу небесполезной. Чувствуйте себя свободно, если о чем-то буду спрашивать, можете отвечать по одному, хором, сидя, стоя. Ваши ответы мне понадобятся для того, чтобы можно было сориентироваться, правильно ли я веду рассуждения. Вы можете задавать в любые свои вопросы.

Если вы решили с человеком побеседовать, поспорить или доказать ему что-то, то сначала надо выяснить на чем строятся его рассуждения. Я выделила бы группы людей:

I - В основе рассуждений - научные законы

II - Народная мудрость

III - Смесь научного, вымышленного, предсказательного и т.д.

Меня устраивает I и II-я группы. С представителями третьей группы очень сложно спорить, доказывать что-либо. Я уверена, что вы не из такой группы.

Тема урока - перед вами, написана на доске.

Как вы понимаете, она очень емкая, поэтому на нашем уроке будет рассмотрена ее небольшая часть, но я думаю, очень важная. Речь пойдет о некоторых экологических проблемах и о том, как к ним относится. Как говорится: «Если есть проблема, то ее надо решать».

Сейчас нет городов без проблем. Люди, к сожалению, еще не научились жить в согласии с природой. Стремясь удовлетворить свои все возрастающие потребности, человек порой приносит больше вреда, чем пользы. «Хорошим» примером пока является наша страна. Средняя продолжительность жизни понизилась. Здоровье населения продолжает ухудшаться. Проводящиеся обследования населения показывают, что у нас в регионе дела обстоят не лучшим образом. Но опыт ряда стран говорит о том, что этому можно противостоять. Надо только ко всему относиться со знанием дела и с желанием улучшить экологическую ситуацию в местах своего проживания.

Есть города-герои, курорты, труженики. Наш город - конечно труженик. Здесь ни на секунду не прекращается работа. В шесть утра город уже на ногах. Кто-то возвращается со смены, кто-то ждет вахтовку, чтобы отправиться на работу. Всем известно, что главное здесь добыча нефти и все, что с этим связано. К сожалению извлекая из недр богатства наносится немалый ущерб природе, а значит в итоге и самим себе. Пример: при добыче и транспортировке разлита нефть, плохо конечно, а что собственно плохо? (Следуют ответы учащихся. Из них необходимо сделать вывод.) Из-за испарения в воздухе появляются вредные для человека частицы.

Что еще в городе является источником загрязнения воздуха? Транспорт, горящие факелы, химические вещества, применяемые при добыче нефти. Итак, в воздухе много лишних частиц, их надо, говоря простым языком, выловить.

Скажите, какую частицу легче выловить нейтральную или заряженную? Заряженную. Как зарядить частицы? С помощью электрического поля. Как создать электрическое поле? Например, с помощью электрофорной машины.

Можно ли выловить все частицы? Нет, но в помещении можно заметно очистить воздух от вредных веществ. Люди большую часть времени проводят внутри помещений, а воздух в них раз в 20 сильнее загрязнен, чем на открытом пространстве.

Демонстрируется следующий опыт. В стеклянной трубке находятся два электрода, к ним подведено напряжение от высоковольтной разрядной машины.

В нижнюю часть трубки вставляю зажженную сигарету, от которой вверх по трубе поднимается густой дым. Включаем разряд, дым сразу пропадает. Что здесь произошло? Куда делись вредные частицы дыма? Частицы наэлектризовались и притянулись к электродам. Где это можно применять? При 'сжигании много вредных веществ поднимается по трубам и выбрасывается в атмосферу. Таким образом, дым можно значительно очистить. Сейчас созданы уникальные устройства по очистке воздуха в помещениях и работают они тоже по этому же принципу.

Скоро растает снег и люди ринутся в тайгу. Скажите, без чего не обходится посещение леса? Некоторые заулыбались, но я имею ввиду ни это. Без костра. С точки зрения физики, что плохого в костре. Растения накапливают в себе немало вредных веществ, в том числе и радиоактивных. При сгорании они рассеиваются. Экологи по этой причине не советуют сжигать листья и другие остатки растений. Это не значит, что нужно совсем отказаться от костра, нет, но злоупотреблять им я думаю не стоит.

Костры - это еще и источник пожаров, при которых помимо всего прочего ухудшается радиационная обстановка.

Кстати, знакомо вам слово радиация? (Да.) А кто знает, какое положение с радиацией в нашем городе? Нужно ли об этом знать? Обязательно. Хотя бы для того, чтобы не пользоваться слухами, от которых может возникнуть радиофобия. Что это такое?

Мнимое заболевание, которое может перейти в настоящее. А еще лучше иметь у себя средства контроля за радиоактивным фоном. У меня в руках простейший бытовой дозиметр. Измеряю естественный радиоактивный фон МЭД  12 мк Р/ч. Это ниже нормы, т.е. хорошо. Но желательно иметь данные о всех местах, где вы находитесь. Можно буквально сидеть на радиоактивном препарате, находясь под его вреднейшим воздействием, но без дозиметра его не обнаружить. У нас в печати рассказывалось однажды об одной такой вредной находке. Дело в том, что радиоактивные вещества применяются у нас для исследования нефтяных скважин. Пользуясь, случаем призываю всех обзавестись бытовыми дозиметрами: они сейчас не очень дорогие, но никому не помешают.

В последнее время в научной литературе много внимания стали уделять радону, без цвета и запаха газу, который, просачиваясь повсеместно из земли, заполняет помещения. Оказывается, что этот газ вносит наибольший вклад в радиационное воздействие. У вас не появилось ощущение, что я решила сегодня вас запугать? Нет. Дело в том, что некоторые считают, что чем меньше о таких вещах знаешь, тем лучше. Как раз все наоборот. Повторю сказанное вначале, есть проблема - ее надо решать. Скажите, как бороться с накапливанием в помещениях радона? Конечно, почаще проветривать.

Одной из самых экологических проблем для нас является разливы нефти. Скажите, как с этим бороться? Собирают иногда просто лопатами вручную, иногда засыпают песком - и то и другое малоэффективно. Что предлагает наука в частности физика? Знаете ли вы что-нибудь об этом? Не так давно в одном из журналов я прочитала, что нефть можно собирать с помощью крахмала и электрического тока. На элективных курсах мы проводили такие эксперименты. Здесь я этого показывать не буду, т.к. всего несколько капель нефти достаточно, чтобы воздух в помещении был сильно испорчен.

Говоря об экологических проблемах нельзя ничего не сказать о воде. Каждый из нас на много процентов состоит из воды. Видимо этим и объясняется великая тайна жизни: вода - самое необходимое из всего, в чем нуждается человек и самое важное для его здоровья. А как вы относитесь к воде? Существует ли у вас такая проблема? Знаю, что в разных семьях к этому относятся по-разному: кто-то очищает воду всевозможными фильтрами, а кто-то пьет прямо из под крана, считая, что вода и так достаточно чистая.

Демонстрирую воду из под крана и пропущенную через фильтр: отличие большое и по цвету и по запаху. Задаю вопрос. Назовите самый простой, но вместе с тем отличнейший способ очистить воду от вредных примесей, особенно в нашей местности. Конечно это замораживание, а затем оттаивание, т.е. получение талой воды. Как вы думаете, почему при этом вода очищается? Чистая вода замерзает сразу, а грязная нет и поэтому ее легко можно удалить. Показываю талую воду. Как видите, она идеально прозрачна и очень отличается по вкусу от обычной и что немаловажно, не надо тратить деньги на порой неизвестно какие минеральные воды. Холода у нас много и он бесплатный.

Слышали ли вы когда-нибудь о «живой» и «мертвой» воде? В сказках. Сейчас так стали называть воду, полученную с помощью электролиза. На элективных курсах мы получаем такую воду с помощью простой установки. Демонстрирую ее. Показываю «живую» и «мертвую» воду, обращаю на большое различие между ними. В одном сосуде появилось много белого осадка и у них разная кислотность. Что же интересного и полезного есть в такой воде? На этом уроке я хочу лишь привлечь ваше внимание к этому, а чтобы разобраться получше, могу порекомендовать следующую литературу:

1. Справочник по народной медицине;

2. Книга «живая вода»;

3. Журнальные статьи (показываю литературу);

Зачитываю из книги некоторые полезные применения «живой» и «мертвой» воды.

Наше занятие подходит к концу. В заключение я предлагаю вам кратко записать то, о чем сегодня шла речь. Причем давайте вспомним вместе. Итак:

1. Экологические проблемы (их можно решать);

2. Очистка воздуха (с помощью электрического разряда);

3. Радиация (необходим дозиметр);

4. Радон (проветривание помещений);

5. Очистка от нефти (крахмал + электрический ток)

6. Получение чистой воды (замораживание)

7. «Живая и мертвая» вода (электролиз воды)

В любом городе, и в нашем не исключение, много экологических проблем. Немногое из рассмотренного здесь, я думаю, говорит о том, что их можно решать, если подходить ко всему со знанием дела. Чем раньше вы начнете заниматься этими вопросами, тем лучше будет и для вас и для всех окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интегрированного урока математики и ОБЖ по теме «Квадрат суммы и квадрат разности. Некоторые экологические проблемы в жизни учащихся нашей школы».

Данный материал предназначен для закрепления темы "Формулы сокращенного умножения", а так же для воспитания нового экологического мышления у учащихся...

Интегрированный урок математики и биологии по теме "Умножение положительных и отрицательных чисел. Некоторые экологические проблемы города вокруг нашей школы"

Данный урок направлен на закрепление умений умножать положительные и отрицательные числа, поможет применить знания по решению эколоческих проблем и познакомит обучающихся с экологическими проблемами м...

Урок биологии по теме "Экологические проблемы города Биробиджана"( для учащихся 9 класса)

P { margin-bottom: 0.21cm; }A:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underline; } Класс9Тип урокаУрок-исследование РазделОсновы экологииТемаЭкологические проблемы города БиробиджанаЦель ф...

Устный журнал «Экологические проблемы города и вокруг школы».

Цель:  Довести до сознания детей мысль о важности экологических проблем в нашем городе.Задачи:Дать представление о науке «Экология», расширять кругозор и обогащать знания учащихся.Развивать ...

презентация по теме: Экологические проблемы города Дзержинска

Экологические проблемы города Дзержинска Ниж.обл можно использовать для уроков краеведения и уроков по теме право на благоприятную окружающую среду...

Урок-практикум по теме "Некоторые экологические проблемы села вокруг маленькой школы (5-й класс)"

Урок-практикум по теме "Некоторые экологические проблемы села вокруг маленькой школы (5-й класс)"...

Экологическая конкурс игра на тему : «Экологические проблемы городов КРЫМА»

Раскрыть суть понятия «загрязнения», расширить знания учащихся об основных антропогенных источниках загрязнения окружающей среды в городах Крыма: Симферополь, Севастополь, Судак, Джонкой и др....