«Преломление света»
учебно-методический материал по физике (8 класс) на тему
Технологическая карта урока по учебному предмету «Физика» в 8-ом классе на тему «Преломление света»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prelomlenie_sveta.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Маменишкина Нина Васильевна
учитель физики МБОУ Кутуликская СОШ
п. Кутулик, Иркутская область
Технологическая карта урока по учебному предмету «Физика» в 8-ом классе на тему «Преломление света»
Тип урока: | Постановка и решение учебной задачи |
Авторы УМК: | УМК А.В.Перышкин. 8 класс |
Цели урока: | Выявить условия формирования представлений о явлении преломления света, освоения практических умений по исследованию этого явления. |
Задачи урока: | Образовательная: сформировать представление о явлении преломления света, получение законов преломления света и умения применять их в решении задач. Развивающая: вызвать познавательный интерес к самостоятельному поиску знаний; развивать творческое мышление. Воспитательная: развивать эстетический взгляд на окружающую действительность; воспитывать ответственность в принятии решений, умение общаться и отстаивать свою точку зрения |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | Личностные: - осознавать свои возможности в учении; - формирование устойчивой мотивации к приобретению новых знаний и практических умений; - формирование навыков самоанализа и самоконтроля. Метапредметные: Регулятивные: - Формирование умений выполнять задания в соответствии с поставленной целью; - отвечать на поставленные вопросы, умение формулировать учебную проблему; - ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные: - научиться: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, систематизировать информацию; - самостоятельно проводить эксперимент и наблюдения, делать вывод; - самостоятельно оценивать собственный результат. Коммуникативные: Уметь:- организовать продуктивное взаимодействие со сверстниками; - сравнивать разные точки зрения, прежде чем сделать выбор и принять решение; - сформулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Предметные: - понимать суть явления преломления света; - научиться описывать и обобщать результаты наблюдений и исследовательского эксперимента; - представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; - уметь формулировать закон преломления света. |
Оборудование: | Для наблюдения явления: стеклянный стакан 50 мл, стакан с водой, карандаш (по количеству учащихся) Для исследовательского эксперимента: (наборы на 2 группы)
4. Печатный раздаточный материал (карточки-инструкции для наблюдения явления, для исследовательского эксперимента, карточки с чертежами) |
Образовательные ресурсы: | Мультимедийный проектор, презентация к уроку, выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school–collection.edu.ru |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Результат |
1.Организационный этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Учитель приветствует учащихся. Мотивирует учащихся на работу. Настрой на положительные эмоции и плодотворную работу на уроке. Эпиграф к уроку: (Слайд) «Опыт – есть единственный верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории» Д.И.Менделеев. | Приветствуют учителя. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | самоопределение; -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, оценивание настроя на работу. | Настраиваются на работу на уроке |
2. Подготовительный этап. Актуализация знаний. Формулирование темы урока Мотивация к учебной деятельности, постановка цели и задач урока. | Какую тему мы изучили, и что знаем по данной теме? Что показано на данном рисунке? Дать понятие каждой величине? Определить угол отражения. (Слайд) Демонстрация слайда и чтение стихотворения. На берегу сидим вдвоем, Глядим в прозрачный водоем. Песчинка дна и та видна Скажи: какая глубина? «Здесь мне по шею», - ты сказал, Прыг вниз, а дна то не достал. Вот вынырнул из-под воды Но почему ошибся ты? Учитель задает вопросы: - почему человек ошибся с определением глубины? Сформулируйте тему урока. Поговорки:
О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке. Какую поставим цель урока ? С чего начнем исследование? | Формулируют закон прямолинейного распространения света, явление отражения, законы отражения света, оценивают свою работу. Высказывают предположения, основываясь на тему урока и ранее изученный материал. Формулируют тему урока, записывают тему урока в тетрадь. Объясняют значение поговорки. Формулируют цель урока и задачи. Выяснить, в чем суть преломления света? Как оно происходит? Законы преломления? | - владение физическими понятиями: луч падающий и отраженный, угол падения, угол отражения. Знают законы. - самоконтроль и самооценка полученных результатов. Выдвижение гипотез и их обоснование. Проявление интереса к поставленной проблеме. Умение формулировать и высказывать мысли, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; и того, что еще неизвестно; Формирование устойчивой мотивации к приобретению новых знаний. Целеполагание. Постановка проблемы. | Проверяют задание, самооценка Анализируют информацию, формулируют тему урока. Формулируют цели и задачи, план изучения нового материала. |
3. Изучение нового материала. Цель: Сформировать представление о явлении преломления, исследование данного явления | Выполнить задание и сделать вывод. На столах имеется оборудование для наблюдения явления преломления. Что собою представляет явление – преломление света? Обращение к цифровому ресурсу. Закладка2.: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba080-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5-5.swf А какова причина этого явления? -Что может быть разного в этих средах? Представим себя частичками света, которым очень быстро нужно добежать до цели. На нашем пути препятствие (более плотная среда). -Что изменится в нашем движении? У вас на листах дан чертеж. На каком из рисунков правильно изображен ход падающего и преломленного луча? Какой угол называют углом преломления? Изобразите на рисунке углы падения и преломления. Обращение к цифровому ресурсу. Закладка3.: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba080-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5-5.swf Каждое явление подчиняется определенным законам. Проведем исследование явления преломления. У каждой группы свое задание (дифференцированное). У вас на столах есть оборудование, а также карточка с инструкцией. Выполните задание согласно инструкции и оформите результаты эксперимента. (Работу организует координатор группы, он же оценивает работу каждого члена группы с учетом мнения членов группы.) Обращение к цифровому ресурсу. Закладка5.: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba080-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5-5.swf Обращение к цифровому ресурсу. Закладка6,7.: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba080-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5-5.swf | Проводят наблюдение явления ( работа в парах), озвучивают вывод. При наблюдении сверху карандаш кажется надломленным при переходе из воздуха в воду. - Такой эффект наблюдаем потому, что на границе раздела сред воздух-вода происходит преломление света. Учащиеся дают определение явлению своими словами. Проверка на интерактивной доске. «Явление изменения направления распространения света на границе раздела сред называется преломлением света». Выдвижение гипотез. -Вторая среда более плотная. Проводят «мысленный» эксперимент. -Изменится скорость. -Причина явления в том, что скорость света в разных средах различна. Самостоятельная работа (каждый работает на своем листе). Изображают и подписывают углы, отвечают на вопросы. Проверка на интерактивной доске. Исследовательская работа. Выполняют задание в группах. 1,4 – Исследование преломления света на границе раздела двух сред. 2,5 – Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. 3,6 – Исследование явления преломления света. Отчет групп. 1,4 - При переходе из стекла в воздух угол преломления больше, чем из воздуха в стекло. -Угол преломления меньше угла падения при переходе из воздуха в стекло. -Угол преломления больше угла падения при переходе из стекла в воздух. Проверка на интерактивной доске. 2,5 и 3,6 Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред. Проверка на интерактивной доске. | Проявление интереса к поставленной проблеме. Умение описывать и обобщать результат наблюдения. Умение работать в парах. Усвоение явления преломления света, причины возникновения преломления, понятия оптической плотности среды. Выдвижение гипотез и их обоснование. Умение строить: угол падения, угол преломления, лучи падающий и преломленный. Формирование умений самостоятельно проводить эксперимент, делать выводы, самостоятельно оценивать собственный результат деятельности. Умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; сравнивать разные точки зрения, прежде чем сделать выбор и принять решение; рационально планировать свою работу. Умение: выделять необходимую информацию, представлять результаты эксперимента в виде таблиц, выявлять зависимость между показателем преломления и скоростью распространения. Усвоение законов преломления света. | Составление таблицы, проводимого эксперимента. Получение и применение законов преломления. Построение лучей: падающего, отраженного, преломленного. Построение угла: падения, отражения, преломления. |
4. Первичное осмысление и закрепление | Обращение к цифровому ресурсу. Оптические иллюзии. Анимация со звуком. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c67584cf-00de-4e9f-9a23-cb473076c8a8/9 - 100.swf | Смотрят анимацию, осмысливают информацию в приведенных практических примерах, связывают с изученным материалом. Обсуждение, анализ проделанной работы, формулирование вывода. | Формирование умения анализировать информацию | Самоконтроль |
5. Рефлексия | Итак, подведем итог нашей работы. - Реализовали ли поставленную цель? -Что узнали нового? -Пригодится ли изученный материал в повседневной жизни? -Продолжите фразу: Больше всего мне сегодня понравилось… Самым интересным было… -Оцените свою работу на уроке по 5-бальной шкале (смотри листок) Все вложить в файл, (вместе с работой и самооценкой), и сдайте учителю. Спасибо за работу на уроке, мне понравилось, как вы работали. (Выставление оценок) | Отвечают на предложенные вопросы, оценивают результат своей деятельности | Умение выделить главное в теме. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, -самооценка на основе критерия успешности -адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; | |
7. Домашнее задание | (Слайд). Изучить п. 65, Упр.32(1-3), Приготовить сообщение (презентация) по желанию Тема «Радуга», «Миражи». | Записывают д/з, задают вопросы | искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по физике в 9 классе "Преломление света".
Открытый урок по теме "Преломление света" в 9 классе с использованием ИКТ....
Материалы к уроку на тему:"Свет. Законы отражения и преломления света." (8 класс).
Данный материал содержит опорный конспект по теме «Свет. Законы отражения и преломления света», вопросы к данному материалу, а также комментарии и объяснения опорного конспекта. Конспект может быть ис...
Преломление света. Физический смысл показателя преломления света.
Урок изучения нового материала....
План урока №76 «Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел» 9Б класс.
В связи с выходом на дистанционное обучение разработам подробный план урока для работы обучающихся на платформе РЭШ....
План урока 8А класс (Понедельник 6 марта) Тема "Преломление света. Законы преломления. Призмы.."
В рамках необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием материала 8 класса по программе предпрофиля (физика -математика), составлен план занятия по теме "Прело...
План урока 9Б класса (Вторник 7 апреля ) Урок №69 "Преломление света. Физический смысл показателя преломления.Дисперсия света. Цвет тела ."
В рамках дистанционного обучения обучающимся предлагается подробный план занятия в соответсвии с учебным планом и тематическим планированием гуманитарного профиля. Занятие составлено с опрой на видео ...
урок физики в 9 классе по теме "Преломление света. Физический смысл показателя преломления"
К сожалению, в России есть школы, в которых имеются классы с одним учеником. Данный открытый урок был проведен в 9 классе, где один ученик. Тема урока "Преломление света. Физический с...