Урок по теме «Движение тела, брошенного под углом к горизонту» , 9 кл
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
Решение физических задач с использованием средств ИКТ, способствующих развитию критического мышления у учащихся 9 класса на примере урока по теме «Движение тела, брошенного под углом к горизонту» (комбинированный урок физика – информатика) – 2 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dlya_sayta.docx | 338.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложения 1
Решение физических задач с использованием средств ИКТ, способствующих развитию критического мышления у учащихся 9 класса на примере урока по теме «Движение тела, брошенного под углом к горизонту» (комбинированный урок физика – информатика) – 2 часа.
Первая стадия – «вызов». На этом этапе ставится задача - «вызвать» имеющиеся у учащихся знания по изучаемому вопросу, активизировать и мотивировать их на учебную деятельность. Для этого используются разные методы и приёмы: «толстые» и «тонкие» вопросы, верные и ошибочные утверждения, «мозговой штурм», ключевые слова, тематический видео- или графический ряд, кластеры и др.
На данном этапе урока предусмотрена работа нескольких группы:
Задание 1 группы. Рассмотрите ряд из рисунков (или фотографий)
и ответьте на вопросы:
«Что связывает все эти ситуации, изображенные на рисунках? (ответ – движение объектов).
О движении, каких физических тел, идет речь в каждом из рисунков? (ответ - движение снаряда катапульты, снаряда пушки танка, струи воды из – под шланга, движение теннисного мячика, футбольного мяча).
Какова траектория движения тел указанных вами? ( Или как движутся указанные вами тела: горизонтально, вертикально или под углом к горизонту?) (ответ – криволинейное движение или движение тела под углом к горизонту).
Под действием каких сил, движутся рассматриваемые тела: снаряды, мячи, капли воды в струе воды? (ответ – силы тяжести).
К какому виду механического движения относится движение тела под действием силы тяжести, если не учитывать сил сопротивления? (ответ – свободное падение) Какова задача всех героев данных рисунков и фото? (ответ - попасть в цель). Часто ли на практике приходится решать задачу попадания тела в цель? От чего зависит дальность полёта физического тела и точность попадания?
Задание 2 группы . Учащимся предлагаются набор действий и презентация по теме «Движение тела под действием силы тяжести» требуется составить алгоритм решения задачи на механическое движение.
Выполнение арифметических расчётов неизвестной величины | Выполнение чертежа поясняющего задачу с указанием на нём необходимых физических величин | Постановка задачи (что дано и что требуется найти) | Выбор системы отсчёта |
Запись уравнений, описывающих данный (е) вид (ы) движения | Анализ полученного результата неизвестной величины и проверка соответствия, полученных единиц измерения данной величине | Решение уравнения (или системы уравнений) относительно неизвестных (ой) величин(ы) |
Задание для групп (пар)
Работа с учебником «Информатика и ИКТ 9 класс» §5.4 и презентацией по теме «Движение тела, брошенного под углом», позволяющая систематизировать знания по данной теме:
Учащимся предлагаются лото – карточки и вопросы (слайды электронной презентации). Учащиеся должны вписать номер правильного ответа на лото-карточке.
(Всего 11 вопросов, максимальное количество баллов –3).
Вопросы для заполнения лото – карточки
- Мгновенная скорость в любой точке траектории
- Уравнение движения тела по оси Ох
- Максимальная высота подъёма
- Проекция конечной скорости движения тела на ось Оу
- Время полёта
- Максимальная дальность полета:
- Уравнение движения тела по оси Оу
- Проекция начальной скорости движения тела на ось Ох
- Время подъёма
- Проекция начальной скорости движения тела на ось Оу
- Выражение, связывающее координаты у с х.
Ответ
6 | 8 | 9 | 1 |
5 | 7 | 4 | 3 |
2 | 10 | 11 |
Ещё один вариант работы в парах – выполнение тестирования
Тест по теме «Моделирование и формализация» https://docs.google.com/forms/d/1Bd0Q8W-RxOmm3pjAS- Ruvo0EuFIlaiSEbA3TRVWJ6zk/edit?usp=sharing
Тест по теме «Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере» https://docs.google.com/forms/d/1Cvf4BshWAcyl-GitBk6kyJbfUY9Gy1P5sDIRncVTJz0/edit?usp=sharing
Вторая стадия «Осмысление»
«Хочешь научиться решать задачи, научи этому компьютер»
Х.Курт
Фаза осмысления содержания (realization of mening). Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На большинстве уроков в школе, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения преподавателем, гораздо реже – в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы. Вместе с тем в процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.
Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Важным моментом является получение новой информации по теме. Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то в процессе компьютерного моделирования ученик имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной, в частности на данном уроке учащимся предлагается выполнить учебный проект и выступить в роли профессиональных программистов.
Перед ними ставиться практическое задание: «В процессе тренировок теннисистов используются автоматы по бросанию в мишень. Необходимо составить программу теннисного тренажёра, которая при необходимой начальной скорости и угле бросания мячика позволяла ему попадать в мишень определенной высоты, находящейся на известном расстоянии».
- Задание всех групп: Укажите правильный порядок разработки и исследования физических моделей на компьютере
Построение компьютерной модели
Компьютерный эксперимент
Корректировка исследуемой модели
Формализация модели
Построение описательной информационной модели
Анализ полученных результатов
Ответ
Номер этапа | название |
1 | Построение описательной информационной модели |
2 | Формализация модели |
3 | Построение компьютерной модели |
4 | Компьютерный эксперимент |
5 | Анализ полученных результатов |
6 | Корректировка исследуемой модели |
2) Работа в парах с рабочим листом.
I этап. Построение описательной модели:
Рабочий лист: Заполните строки.
Мячик мал по сравнению с Землёй, будем считать его | ||||
Изменение высоты мячика мало, поэтому ускорение свободного падения | ||||
можно считать | и равным | |||
И движение по оси ОУ можно считать | ||||
Скорость бросания тела мала, поэтому сопротивлением воздуха можно | ||||
Ответ
Мячик мал по сравнению с Землёй, будем считать его | материальной точкой | |||
Изменение высоты мячика мало, поэтому ускорение свободного падения | ||||
можно считать | постоянным | и равным | 9,8 м/ с2 | |
И движение по оси У можно считать | равноускоренным | |||
Скорость бросания тела мала, поэтому сопротивлением воздуха можно | ||||
пренебречь |
II этап. Формализация модели.
Для формирования умения выделять главный смысл текста задачи, учу выявлять ключевые слова и словосочетания, составлять логические цепочки уравнений, описывающих движение. Учащимся предлагается представлять информацию в виде кластеров. Это приём выделения и графической систематизации смысловых единиц в виде грозди. В таком виде удобно представлять и большие объемы информации.
Проекции физических величин на ось ОХ
Проекции физических величин на ось ОУ
Получение производных уравнений для решения поставленной задачи из условий:
- при подъёме на максимальную высоту тело останавливается, следовательно, конечная скорость равна нулю;
- время подъёма равно времени падения, следовательно, время всего полёта равно удвоенному времени подъёма.
- дальность полёта определяется из уравнения движения по оси ОХ при подстановке времени всего полёта.
- уравнение траектории движения можно получить из уравнения, связывающего координаты тела (т.е. координату х с координатой у)
Формализуя условие попадания мячика в мишень, определяем , что если значение высоты мячика удовлетворяет условию 0 ≤ l ≤ h (иначе если l<0, то это означает «недолёт», а если l>h, то это означает «перелёт»)
III этап. Построение компьютерной модели.
Класс делится на две группы. Одной группе предлагается выполнить построение компьютерной модели в приложении Ms Excel. Второй группе – построение компьютерной модели в среде Delphi. (результат работы см. приложения)
IV этап. Проведение компьютерного эксперимента и исследование движения тела, брошенного под углом.
При выполнении проекта в среде Ms Excel (OpenOffice Calc) предлагается: выполнить исследование методом «Подбор параметра» найдя угол бросания, который обеспечит попадание в мишень при заданной начальной скорости и расстоянии до мишени на высотах 0 и 1 м.
При выполнении проекта в среде программирования Delphi предлагается:
Введя произвольные значения начальной скорости и угла бросания мячика, проводят проверку попадания мячика в мишень (чаще всего при первых произвольных значениях этого не происходит). Затем меняя один из параметров, например, угол бросания производят «пристрелку». В данном случае эффективен метод «деление пополам» (берутся угол, при котором произошёл «перелёт» и угол, при котором произошёл «недолёт», находят среднее значение угла и он проверяется новым броском). Если мяч попал в мишень, задача выполнена, иначе всё повторяют.
Для одаренных учащихся можно предложить выполнить исследование, когда при заданной начальной скорости находиться диапазон значений углов, обеспечивающих попадание в цель
Третья стадия «рефлексия»
Учащиеся анализируют полученную информацию, соотносят ее с уже знакомой им и, используя знания, полученные на стадии осмысления, творчески перерабатывают. Для этого используются уже указанные нами выше таблицы, кластеры, синквейны, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, ответы на поставленные вопросы, организация устных и письменных круглых столов, организация различных видов дискуссий, написание творческих работ и т.д.
Учащимся также могут предлагаться оценочные листы для самостоятельной оценки своих качеств, например, таких как, умение анализировать предложенные данные, оценки критериев работы над проектом и ряда других (см. приложения)
Ситуационные задачи помогают перевести теоретическую проблему в жизненную ситуацию, что сближает учебный материал с реальной действительностью. Например, при повторении темы «Баллистическое движение» в 9 или 10-ом классе старшеклассникам предлагается разработать и провести эксперимент броска баскетбольного мяча и попадания его в корзину, оценив эффективность предлагаемых способов по возможным критериям.
Приложение 2
Моделирование физических процессов
Построение модели движения тела, брошенного под углом в среде Delphi (окончательный вариант выполнения задания учащимся)
Дополнительное исследование учащихся по определению диапазона углов, позволяющих теннисному мячику попасть в мишень при заданной начальной скорости
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Ю.Лермонтов "Три пальмы". Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
Интегрированный урок литературы и физики на тему стихотворения М.Ю.Лермонтова "Три пальмы". Сделан анализ художественно-изобразительных средств, примененных в стихотворении. По физике разобран раздел ...
Самоанализ урока информатики в 11 классе «Исследование физической модели на примере движения тела, брошенного под углом к горизонту. Формальная модель»
Данный урок проводился в 11 А классе МБОУ «СОШ №1», класс информационно-технологического профиля. Учебник «Информатика и ИКТ» под редакцией Н.Д. Угриновича, авторской программы основного...
Презентация по физике 10 класс "Уравнение движения тела брошенного под углом к горизонту"
Данная презентация использовалась на уроке физики в 10 классе по изучению движения тела под действием силы тяжести...
Урок-исследование "Движение тела, брошенного под углом к горизонту"
План -конспект урока по кинематике с элементами исследования и компьютерного моделирования...
Виртуальная лабораторная работа "Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту"
Виртуальная лабораторная работа "Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту" для учащихся 10 класса. Урок комбинированный....
Моделирование движения тела брошенного под углом к горизонту
Моделирование движения тела брошенного под углом к горизонту представляет собой разработку программы наи языке программирования Visual Basic. Архив содержит исполняемый файл и исходные коды модул...
Конспект урока «Движение тела, брошенного под углом к горизонту (баллистическое движение)»
Представлена содержательная часть урока, которая поможет в выборе того или иного материала для конструирования собственного урока...