Цели урока: Образовательные: проверить и закрепить знанания учащимися основных понятий, формул, фактов, физфизических величин и их единиц измерения по теме «Взаимодействие тел»; умение переводить единицы физических величин в СИ, совершенствовать навык применения знаний для объяснения физических явлений, решения задач на расчет пути, времени и скорости движения, силы тяжести и веса тела, Воспитательные: приучать детей к аккуратному ведению записей в тетради, к ддоброжелательному общению, чувство соперничества, формировать познавательный интерес к физке. Развивающие: скорость реакции, уметь анализировать условия заданий, развивать элементы твортворчества, умение применять знания в каждой различной ситуации. Оборудование: комплекты карточек с номерами от 1 до 6 на каждого ученика, «значки победители» Проведение: Сегодняшний урок мы проведем в виде игры «Путь к победе». Игра проводится в три тура. За каждый правильный ответ в каждом туре Вы получаете по значку. Те из Вас, кто наберет больше всех значков победителей, выходят в финал. Для того, чтобы успешно пройти все испытания, Вам потребуются все Ваши знания и умения их применять по темам «Взаимодействие тел». Оценки будут выставлены следу- ющим образом: победителю в финале оценка 6, набравшим от 10 до 15 значков – 3, от 16 до 20 значков – 4, свыше 20 – 5. В добрый путь ! Первый тур. Проверка знания опытных фактов по теме. Положите перед собой карточки с номерами 2 и 5. Внимательно прослушайте утверждение, Если оно верно на Ваш взгляд, то поднимите карточку «5», если Вы считаете, что оно неверно, поднимите карточку с номером «2». Внимание! Карточки поднимайте только на счет «Три» 1. Если на тело не действуют другие тела, то оно движется равномерно (5) 2. В одной тонне миллион грамм (5) 3. Чтобы найти время, нужно скорость разделить на путь (2) 4. В одном дециметре тысяча миллиметров (2) 5. График скорости равномерного движения – прямая, параллельная оси времени (5) 6. Плотность равна отношению объема к массе (2) 7. Для измерения силы служит динамометр (5) 8. Путь – скалярная величина (5) 9. Чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем больше возникающая сила трения. (5) 10. При резком уменьшении скорости автобуа пассажиры отклоняются вперед (5) 11. 25 минут равны 1500 секундам (5) 12. Для измерения веса тела служат весы (2) 13. Равномерное движение встречается в природе очень редко (5) 14. Из всех веществ наименьшую массу имеет молекула водорода (5) 15. Плотность вещества в твердом состоянии меньше плотности в жидком (2) Второй тур Проверка умения переводить единицы величин в СИ Поздравляю Вас с успешным прохождением первого тура. Во втором туре Вам нужно показать свое умение переводить единицы величин в СИ. Теперь Вам потребуются все карточки, положите их перед собой. Работаем так же: я задаю вопрос, на счет «Три» Вы поднимаете карточку с номером правильного ответа. На доске записаны правильные ответы под номерами: 1. 0,3 4 120 2 0,6 5 1200 3 10 6 1800
Переведите в СИ: 1. 20 минут (карточка 5) 2 600 грамм (2) 3 30 см (1) 4 1,2 тонны (5) 5 0,5 часа (6) 6 6 дм (1) 7 36 км/ч (3) 8. 1/6 минуты (3) 9 1,8 кН (6) 10 1,2 г/см3 (5) Третий тур. Проверка умения решать задачи. В этом туре Вам нужно показать свои умения решения задач. Вам потребуются все значки. На доске записаны правильные ответы под номерами:
1. 2 2 20 3 125 4 450 5 1200 6 7200 Прослушайте задачу, решите ее и на счет «Три» поднимите карточку с номером правильного ответа. 1. Заяц за 18 секунд пробежал 360 м. Чему равна его скорость (карточка 2 ) 2. Автомобиль движется со скоростью 90 км/ч. Какой путь он совершит за 5 секунд(3) 3. Скорость лыжника 18 км/ч. За какое время он пройдет 36 км? (6) 4. С какой скоростью летит самолет, если за каждую минуту он преодолевает 7,5 к(3) 5. На рис. Представлен график скорости тела при равномерном движении. Какой путь тело совершило тело за 2 секунды (2) 6. Найдите вес тела массой 0,12 т (5) 7. Найдите вес 2 л воды. Плотность воды 1000 кг/м3 (2) 8. Мальчик весом 400 Н держит на поднятой вверх руке гирю массой 5 кг. С какой силой он давит на землю? (4) 9. На движущийся автомобиль действуют в горизонтальном направлении 3 силы: сила тяги двигателя 1,25 кН, сила трения 600 Н и сила сопротивления воздуха 525 Н. Чему равна равнодействующая этих сил? (3) 10. Жидкость массой 2,4 кг имеет объем 2 л. Чему равна ее плотность? (5) 11. Какой вместимости нужно взять цистерну , чтобы в ней вместилось 16 т нефти . Плотность нефти 800 кг/м3 (2) 12. Определите массу тела плотностью 1800 кг/м3, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда длиной 50 см, шириной 2 м и высотой 4 м. (6) Подведение итогов урока. Ребята, сегодня Вы замечательно поработали. Оценки за урок: победитель в финале: 6, все остальные по количеству набранных «значков победителей»:набравшим от 10 до 15 значков – 3, от 16 до 20 значков – 4, свыше 20 – 5.
Работа и мощность электрического тока Цели урока: организовать деятельность по восприятию, осмысление и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме: «Работа и мощность электрического тока». Задачи урока: - обеспечить выяснение зависимости между энергией, выделяемой на участке цепи, электрическим током и сопротивление этого участка цепи; - создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности; - обеспечить формирование умений выделять главное, составлять план, вести конспекты, наблюдать, развивать умения частичной – поисковой деятельности, выдвижение гипотезы и её решение. Ход урока:1. Организационный этап Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие целей урока и плана его проведения. 2. Проверка домашнего задания Вопросы: - Какие виды соединения проводников вам известны? (Последовательное и параллельное) - Что представляет собой последовательное соединение проводников? (Это такое соединение проводников, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго с началом третьего и т.д.) - Что представляет собой параллельное соединение проводников? (Это соединение проводников, при котором начала всех проводников присоединяют к одной точке электрической цепи, а их концы к другой.) 3. Актуализация опыта учащихся Вопрос: Что понимают под механической работой и мощностью? Механическая работа совершается, когда на тело действует сила и тело под действием этой силы перемещается. Работа равна произведению силы на путь, пройденный телом под действием этой силы: A=FS Быстрота совершения работы называется мощностью. Мощность определяется отношением работы А к промежутку времени t, необходимому для ее совершения: N=A/t. 4. Изучение новых знаний и способов деятельности Чтобы определить какую работу совершает электрический ток необходимо ответить на несколько вопросов: 1. Что такое напряжение? Напряжение показывает, какая работа совершается электрическим током по перемещению электрического заряда: U=A/q. 2. Что такое сила тока? Сила тока показывает, какой электрический заряд проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени: I=q/t. Из приведенных выше формул следует: A = U q (1) q = I t (2) Подставив (1) в (2), получим: A = U I t Работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа. Единицы измерения работы – Дж (джоули). 1 Дж = 1В*1А*1с Таким образом, для измерения работы необходимо три прибора: амперметр, вольтметр и часы. Работу тока (или израсходованную на совершения этой работы электроэнергию) измеряют с помощью специального прибора - электрического счетчика. Электрическая мощность обозначается: Р. Т.к. мощность численно равна работе, совершенной в единицу времени, то Р= A/ t = U I t/ t = U I. Единицы измерения мощности – Вт (ватты). 1 Вт = 1А*1В Таким образом, для измерения мощности необходимо два прибора: амперметр и вольтметр. Специальный прибор для измерения мощности тока - ваттметр 5. Первичная проверка понимания изученного Вопросы: 1. Что представляет собой работа электрического тока? (работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа ) 2. С помощью, каких приборов можно измерить электрическую работу? (амперметр, вольтметр и часы, либо счетчик электроэнергии) 3. Что представляет собой электрическая мощность? (мощность численно равна работе, совершенной в единицу времени) 4. С помощью, каких приборов можно измерить мощность тока? (амперметр и вольтметр, либо ваттметр) 6. Этап закрепления изученного Тестирование 2 варианта по 5 заданий (взаимопроверка) Тест по теме: «Работа электрического тока. Мощность электрического тока» В-1 1. Чему равна работа электрического тока на участке цепи? a) U = IR. б) q = It. в) A= Uq. г) A = Fs. 2. Как, зная, мощность электрического тока, найти напряжение и силу тока? а) U = P/I и I = P/U. б) U = P/I и I = P/t. в) U = P/t и I = P/U. 3. Какие три прибора нужны для определения работы электрического тока? а) Реостат, гальванометр, вольтметр. б) Вольтметр, аккумулятор, часы. в) Амперметр, аккумулятор, вольтметр. г) Вольтметр, амперметр, часы. 4. С помощью, каких уже известных вам измерительных приборов можно определить мощность электрического тока? а) Вольтметра и часов. б) Амперметра и часов. в) Вольтметра и амперметра. г) Вольтметра и гальванометра. 5. В каких единицах измеряют работу электрического тока? Чему она равна? а) Джоулях; 1 Дж = 1 В∙А∙мин. б) Джоулях; 1 Дж = 1 В∙Кл∙с. в) Джоулях; 1 Дж = 1 В∙А∙с. г) Джоулях; 1 Дж = 1 В∙А∙ч. В-2 1. По какой формуле рассчитывают мощность электрического тока? a) U = IR. б) A = Uq. в) q = It. г) Р = UI. 2. Как работа электрического тока на участке цепи выражается через силу тока в нем? a) q = It. б) A=UIt. в) U=IR. 3. Чему равна единица электрической мощности ватт? а) 1 Вт = 1 В∙1 Кл. б) 1 Вт = 1 В∙1 в) 1 Вт = 1 В∙1 А. г) 1 Вт = 1 В∙1 Дж. 4. В каких единицах выражают все величины для расчета работы электрического тока? а) Вольтах, амперах, минутах. б) Вольтах, кулонах, часах. в) Амперах, омах, секундах. г) Вольтах, амперах, секундах. 5. Выразите мощности тока, равные 3 МВт и 30 000 Вт в киловаттах. а) 3000 кВт и 30 кВт. б) 300 кВт и 3 кВт. в) 30 000 кВт и 300 кВт. Ответы В-1 В-2 7. Обобщение и систематизация знаний Работа по сборнику задач по физике (В.И. Лукашик, Е.В. Иванова) № 1395-1397 1395 Дано: Рист=8 кВт=8000 Вт Рл=40 Вт Найти: N Решение: N=(100%-5%)Рист/Рл=95%*8000 Вт/40 Вт=190 Ответ: N=190 1396 Дано: I=0,5 А U= 127 В t=10 мин=600 с Найти: A Решение: A = IUt = 0,5 А*127 В*600с = 38100 Дж = 38,1 кДж Ответ: A=38,1 кДж 1397 Дано: I=0,5 А U=12 В t=30 с Найти: A Решение: A=IUt = 12 В*0,5 А*30 с = 180 Дж Ответ: A=180 Дж. 8. Итоги, домашнее задание п.50, 51 упр.24, 25
|