Рабочая программа по физике для 9 класса по УМК Н.М. Шахмаева
рабочая программа по физике (9 класс) на тему
Программа соответствует ФГОС, содержит пояснительную записку, календарное планирование, контрольно-измерительные материалы и список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_9_kl._shahmaev.doc | 481 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Новочеркасск_____
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 32
Приказ от _________ № _______
Подпись руководителя ________
ФИО Салтыков С.А
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
____________________физика________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее 9 класс
______________________________________________________________________________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов ___102___________________________________________
Учитель Полежаева Ю.О.
_______________а (ФИО)
Программа разработана на основе
примерной государственной программы по физике для основной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (подготовили: В.О. Орлов, О.Ф. Кабардин, В.А. Коровин, А.Ю. Пентин, Н.С. Пурышева, В.Е. Фрадкин) и авторской учебной программы по физике для основной школы, 7-9 классы Автор: Н.М. Шахмаев, Дрофа, 2012
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 9 классов составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по физике (утверждена Приказом МО РФ от 9.03.2004г. №1312) согласно учебному плану школы и авторской программы Н.М. Шахмаева, рекомендованной МО РФ и в соответствии с выбранным учебником: Н.М. Шахмаев, «Физика 9 класс», «Мнемозина» 2012г. Программа соответствует федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ и УП МБОУ СОШ№32 (+ 1 ч), её содержание рассчитано на 3 часа в неделю (102 часа в год), однако, согласно годовому календарному графику и графику каникул с учетом праздничных дней (8 марта, 1,2 мая, 9 мая 2015г.) программа будет реализована за 98 часов (за счет резервного времени и перераспределения часов по темам).
В основе Рабочей программы по физике для основной общеобразовательной школы лежат основные идеи, положения и требования Федерального государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом МО и Н РФ от 17.12.2010 года, №1897) и федерального государственного (примерного) учебного плана.
Данная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики, которые определены ФГОС, Законом РФ « Об образовании» (статьи №14, 32).
Программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Изучение физики включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
Курс составлен в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и направлен на реализацию следующих основных целей:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Рабочая программа по физике представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-тематический план; нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по предмету; перечень учебно-методического обеспечения (УМК), (МТО); контрольно-измерительные материалы.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования по физике, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного (общего) и среднего (полного) общего образования»// Сборник нормативных документов. Физика/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008;
- Приказа Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Примерной программы основного общего образования по физике (письмо Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. №03-1263);
- Федерального государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом МО и Н РФ от 17.12.2010 года, №1897);
- Приказа Департамента Государственной политики в образовании МОиН РФ от 24.12.2012г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
- Учебного плана МБОУ СОШ №32 на 2014 - 2015 учебный год.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Требования к подготовке учащихся по физике совпадают с требованиями ФГОС и авторской программой по предмету.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:
- понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;
- умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
- владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;
- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;
- понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
- овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, КПД, температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, электрического заряда, энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.
Уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление, дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний математического маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
-осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков, структурных схем).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, электронной техники;
- контроля за исправностью электропроводки, водопровода, газовых приборов в квартире;
- рационального применения простых механизмов;
- оценки безопасности радиационного фона.
Содержание курса «Физика – 9»
Содержание | Знания | Умения |
Раздел 1. Основы кинематики (22 часа) | ||
Общие сведения о движении. Физическое тело. Механи-ческое движение. Система отсчета. Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Материальная точка. Траектория. Поступательное движение. Путь и перемеще-ние. Прямолинейное и криволинейное движение. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равно-мерного прямолинейного дви-жения. Единица скорости. Графическое представление движения. Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Ускорение. Единицы ускорения. Равноускоренное движение. Скорость и перемещение при равноускоренном движении. Свободное падение. Гипотеза и эксперименты Галилея. Ускорение свободного па-дения. Равномерное движение тела по окружности. Мгновен-ная скорость. Линейная скорость. Ускорение. Период и частота обращения. | - смысл физических величин: путь, переме-щение, скорость, ускоре-ние, период, частота; - смысл понятий: физическое тело, система отсчета, ускорение свободного падения; - смысл физических законов: принцип относительности Галилея. | - описывать и объяснять физические явления: равномерное прямоли-нейное движение, равно-ускоренное прямолинейное движение; - использовать физичес-кие приборы и измери-тельные инструменты для измерения физичес-ких величин: пути, скорости, расстояния, вре-мени, ускорения; - приводить примеры практического использо-вания физических знаний об измерении расстояний, скорости, времени, ускорения; - решать задачи на применение изученных физических законов; - выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международ-ной системы (СИ); - представлять результа-ты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимос-ти: координаты, скорости, ускорения тела от времени. |
Раздел 2. Законы движения (12 часов) | ||
Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Ускорение тел при взаимодей-ствии. Инертность тел. Масса тела как мера инертности. Методы из измерения массы. Единица массы. Сила. Единица силы. Сила – причина деформации и ускорения. Зависимость силы упругости от удлинения тел. Закон Гука. Второй закон Ньютона. Сложение сил. Равнодейст-вующая сила. Проекции вектора на координатные оси. Третий закон Ньютона. | - смысл физических величин: сила, масса, плотность; - смысл понятий: равнодействующая сила, взаимодействие, дефор-мация; - смысл физических законов: первый закон Ньютона, Закон Гука, второй закон Ньютона, третий закон Ньютона. | - описывать и объяснять физические явления: инерция; - использовать физичес-кие приборы и измери-тельные инструменты для измерения физичес-ких величин: силы, массы, плотности, дефор-мации; - представлять результа-ты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимос-ти: ускорения от силы, ускорения от массы, силы упругости от величины деформации; - выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ; - приводить примеры практического использо-вания физических знаний об инерции, взаимодейст-вии тел; - решать задачи на применение изученных физических законов. |
Раздел 3. Силы в механике (14 часов) | ||
Сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения, условия его применимости. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Центр тяжести. Нахождение положения центра тяжести тел. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах. Искусст-венные спутники Земли. Первая космическая скорость. Вторая и третья космические скорости. Вес тела. Вес тела, движущегося с ускорением. Невесомость, перегрузка. Сила трения. Трение покоя. Трение скольжения. Трение качения. Роль силы трения. | - смысл физических величин: вес тела; - смысл понятий: центр тяжести, гравитационная постоянная, невесомость, перегрузка, первая косми-ческая скорость, коэффи-циент трения; - смысл физических законов: закон всемирного тяготения. | - описывать и объяснять физические явления: притяжение тел, изменение веса тела, движущегося с ускорением, зависимость ускорения свободного падения от высоты над поверхностью Земли и от широты, невесомость, перегрузка; - приводить примеры практического использо-вания физических знаний о силе трения; - представлять результа-ты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимос-ти силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормаль-ного давления; - выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ; - решать задачи на применение изученных физических законов. |
Раздел 4. Законы сохранения в механике (20 часов) | ||
Импульс силы. Единица импульса силы. Импульс тела. Единица импульса. Соотноше-ние между импульсом силы и импульсом тела. Замкнутая система. Закон сохранения импульса. Реактивное движе-ние. Идея и практика исполь-зования ракет для космичес-ких полетов. Работа силы. Энергия. Единица работы и энергии. Взаимосвязь работы и энергии. Кинетическая энергия. Теорема о кинетичес-кой энергии. Консервативные силы. Работа консервативных сил. Потенциальная энергия взаимодействия тела и Земли. Работа силы упругости. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Взаимное превращение кине-тической и потенциальной энергии. Полная механическая энергия. Закон сохранения механической энергии в замкнутой системе. Работа силы трения и механическая энергия. Закон сохранения полной энергии. Изменение механической энергии в незамкнутой системе тел. Состояние равновесия. Условие равновесия тела. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие. Условие устойчивости тела. Момент силы. Единица момента силы. Рычаг. Условие равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Простые механизмы. КПД. | - смысл понятий: замкну-тая система, реактивное движение, консервативные силы, равновесие тела, КПД; - смысл физических величин: импульс силы, импульс тела, работа, потенциальная энергия, кинетическая энергия, момент силы; - смысл физических законов: закон сохранения импульса, закон сохране-ния энергии, теорема о кинетической энергии. | - описывать и объяснять физические явления: закон сохранения импульса в замкнутой системе, принцип реактивного дви-жения, превращение одно-го вида энергии в другую, устойчивость тел, условие равновесия рычага; - приводить примеры практического использо-вания физических знаний о реактивном движении, о «Золотом правиле» меха-ники и его применении в простых механизмах; - выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ; - решать задачи на применение изученных физических законов. |
Раздел 5. Гидро- и аэростатика (12 часов) | ||
Специфические свойства жид-костей и газов. Силы давления жидкости на стенки сосуда. Гидростатическое давление. Единица давления. Формула гидростатического давления. Сообщающиеся сосуды. Жид-костный манометр. Атмосфера Земли. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Ртутный барометр. Барометр-анероид. Передача давления жидкостя-ми и газами. Закон Паскаля. Гидравлические механизмы. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Подъ-емная сила. | - смысл понятий :выталкивающая сила, подъемная сила; - смысл физических величин: давление; - смысл физических законов: закон Паскаля, закон Архимеда. | - описывать и объяснять физические явления: давление жидкости на дно и стенки сосуда, передача давления жидкостями и газами, плавание тел; - приводить примеры практического использо-вания физических знаний об атмосферном давлении, о принципах работы гид-равлических механизмов, о плавании судов, воздухо-плавании; - выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ; - решать задачи на применение изученных физических законов; - использовать физичес-кие приборы и измери-тельные инструменты для измерения физичес-ких величин: давления, атмосферного давления. |
Раздел 6. Механические колебания и волны (13 часов) | ||
Колебательное движение. Ме-ханические колебания. Коле-бательная система. Маятник. Свободные колебания. Ампли-туда, период, частота колеба-ний. Графическое представле-ние колебаний. Наблюдения Галилея. Формула Гюйгенса для периода колебаний мате-матического маятника. Период колебаний пружинного маят-ника. Потенциальная и кине-тическая энергия тела при колебательном движении. Превращение энергии при колебаниях. Влияние трения. Затухающие колебания. Выну-жденные колебания. Явление резонанса. Акустический резонанс. Использование резо-нанса. Распространение коле-баний. Волны. Продольные и поперечные волны. Упругие волны. Звук. Энергия волны. Перенос энергии волной. Ско-рость распространения волны. Длина волны. Связь длины волны с периодом и частотой. | - смысл физических величин: период, частота колебаний, амплитуда ко-лебаний, длина волны, скорость волны; - смысл физических понятий: колебательное движение, свободные коле-бания, вынужденные коле-бания, резонанс, волна, звук. | - описывать и объяснять физические явления: резонанс, акустический резонанс; - приводить примеры практического использо-вания физических знаний о звуке, о резонансе, об акустическом резонансе; - выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ; - решать задачи на применение изученных физических законов; - представлять результа-ты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимос-ти координаты, скорости, энергии колеблющегося тела от времени. |
Раздел 7. Повторение (5 часов) | ||
|
|
Учебно-тематический план на 2014-2015 учебный год
9 КЛАСС
№ | Наименование тем | Всего часов | В том числе на: | ||||
Уроки | Лабораторные работы | Контрольные работы | |||||
1. | Основы кинематики | 22 | 20 | 1 | 1 | ||
2. | Законы движения | 12 | 10 | 1 | 1 | ||
3. | Силы в механике | 14 | 12 | 1 | 1 | ||
4. | Законы сохранения в механике | 20 | 17 | 2 | 1 | ||
5. | Гидро-и аэростатика | 12 | 10 | 1 | 1 | ||
6. | Механические колебания и волны | 13 | 11 | 1 | 1 | ||
7. | Повторение | 5 | 4 | - | 1 | ||
Всего: | 98 | 84 | 7 | 7 |
Календарно – тематическое планирование.
№ | ТЕМА | Кол-во часов | ЦЕЛИ | Дата | Вид контроля (см.,лаб.,к.р.) | Д/З |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 | 8 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 | Раздел 1. Основы кинематики. Основные понятия кинематики. Материальная точка. Поступательное движение. Путь и перемещение. Решение задач. Прямолинейное равномерное движение. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Графическое представление движения. Решение задач. Прямолинейное неравномерное движение. Ускорение. Равноускоренное движение | (22ч) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Сформировать представление о механическом движении, системе отсчета. Обосновать воз-можность примене-ния понятия мате-риальной точки при изучении движения тел, ввести понятие траектории. Сформировать понятие пути и перемещения. Определить рав-номерное прямо-линейное движе-ние, ввести поня-тие скорости. Вывести уравне-ние движения материальной точки при равно-мерном движе-нии. Научиться представлять ин-формацию о движении графически. Определить неравномерное прямолинейное движение, ввести понятие средней скорости. Ввести понятие ускорения. Сфор-мировать пред-ставление о рав-ноускоренном движении. | 2.09 5.09 6.09 9.09 12.09 13.09 16.09 19.09 20.09 23.09 | См. р. ТС | § 1 § 2 § 3, термины зР№ § 4, формулы, з№4,5 (с.26) § 5, з№4 (с.29) § 6 с 32 зР№ § 7, №5,6 § 8, формулы зР№ |
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 | Скорость равноускоренного движения. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Решение задач по кинематике. Свободное падение. Решение задач по теме: «Свободное падение». Измерение ускоре-ния тела при равноускоренном движении. Равномерное дви-жение материаль-ной точки по окружности. Период и частота обращения. Решение задач по кинематике. Контрольная работа по теме: «Основы кинематики». Анализ контрольной работы. |
1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 | Вывести зависи-мости скорости и перемещения от времени при равноускоренном движении. Научиться применять полученные знания на практике (решение задач). Рассмотреть свободное падение как частный случай равноускоренного движения. Научиться изме-рять величину мгновенной скорости тела при равноуско-ренном движении. Сформировать представление о равномерном движении по окружности. Ввести понятие линейной скорости, центростремитель-ного ускорения. Ввести понятия периода и частоты обращения, связать скорость и ускоре-ние с периодом и частотой. Контроль усвоения материала. | 26.09 27.09 30.09 3.10 4.10 7.10 10.10 11.10 14.10 17.10 18.10 21.10 | См. р. ЛР №1 КР №1 | § 9, формулы з№5(с.44) § 10 зР№ з№4-6(с.47) § 11 зЛ № зР№ § 12, формулы § 13 зЛ№ зР№ с.56 |
№ | ТЕМА | Кол-во часов | ЦЕЛИ | Дата | Вид контроля (см.,лаб.,к.р.) | Д/З |
23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 | Раздел 2. Законы движения. Первый закон Ньютона – закон инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Сила. Второй закон Ньютона. Решение задач. Сложение сил. Изучение упругих свойств пружины. Решение задач. Третий закон Ньютона. Взаимосвязь законов Ньютона. Решение задач на движение. Контрольная работа по теме: «Законы движения». | (12ч)
1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 | Установить причи-ны изменения ско-рости тел. Сформи-ровать понятие инерции. Сформу-лировать первый закон Ньютона. Сформировать пре-дставление о силе как причине дефор-мации и ускорения. Установить зависи-мость силы упру-гости от величины деформации. Сфор-мулировать второй закон Ньютона. Научиться находить величину равно-действующей силы. Исследовать экспе-риментально зави-симость модуля силы упругости от удлинения пружи-ны. Сформулиро-вать третий закон Ньютона. Научиться приме-нять полученные знания на практике (решение задач). Контроль усвоения материала. | 24.10 25.10 28.10 31.10 1.11 14.11 15.11 18.11 21.11 22.11 25.11 28.11 | ЛР №2 См. р. КР №2 |
§ 14 § 15 § 16 зЛ№ зР№ § 17, вопр. письм. зР№ § 18, з№4,5 (с.79) зР№
|
35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 | Раздел 3. Силы в механике. Сила всемирного тяготения. Сила тяжести. Установление зависи-мости силы тяжести, действующей на тело от его массы. Искусственные спутники Земли. Решение задач по теме: «Сила всемир-ного тяготения». Вес тела. Перегрузка и невесомость. Решение задач. Сила трения. Измерение коэффици-ента трения скольже-ния. Центр масс. Решение задач по динамике. Повторение и обобще-ние материала по динамике. Контрольная работа по теме: «Силы в механике». Анализ контрольной работы. | (14ч) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Сформулировать закон всемирного тяготения, обсу-дить условие его применимости. Экспериментально исследовать зави-симость силы тя-жести, действую-щей на тело, от его массы. Обсудить понятие ИЗС; ввести поня-тие первой, второй и третьей космиче-ской скорости. Научиться приме-нять полученные знания на практике (решение задач). Сформировать пре-дставление о весе тела и его зависи-мости от ускорения движения тела. Ввести понятие силы трения; познакомиться с различными видами трения. Научиться приме-нять полученные знания на практике (решение задач). Повторить и обобщить материал раздела 3. Контроль усвоения материала. | 29.11 2.12 5.12 6.12 9.12 12.12 13.12 16.12 19.12 20.12 23.12 26.12 (возм. уроки 47 и46поменять ме-стами) 27.12 13.01 | ЛР №3 ТК КР №3 | § 19, з№4(с.82) § 20, з№9(с.86) зЛ№ § 21 зР№ § 22 зР№ § 23, с.93-98 § 23, с.99-101 § 24* зР№ с.103-104 |
49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 | Раздел 4. Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Определение скорости тел при взаимодействии. Реактивное движение. Работа силы. Определение работы силы тяжести, упругости и трения. Взаимосвязь работы и энергии. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Решение задач на применение ЗСИ и энергии. Равновесие и потенциальная энергия. Условие равновесия рычага Проверка условия равновесия рычага Простые механизмы. КПД. Решение задач на КПД. Законы сохранения. Контрольная работа по теме: «Законы сохранения в механике». Анализ контрольной работы. | (20ч) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 | Сформировать понятия импульса сил и импульса тел. Сформулировать закон сохранения импульса, установить условия его применимости. Научиться приме-нять ЗСИ в конк-ретных задачах. Объяснить прин-цип реактивного движения на основе ЗСИ. Научиться практи-чески определять работу различных сил. Установить взаи-мосвязь работы и энергии. Сформу-лировать теорему о кинетической энергии. Сформировать по-нятие потенциаль-ной энергии. Сформулировать закон сохранения механической энергии, установить условия его применимости. Определить усло-вие равновесия и устойчивости тела. Ввести понятие момента силы. Экспериментально проверить условие равновесия рычага. Рассмотреть прин-ципы работы прос-тых механизмов. Научиться приме-нять полученные знания на практике (решение задач). Повторить и обобщить материал раздела 4. Оценка уровня учебных достиже-ний учащихся. | 16.01 17.01 20.01 23.01 24.01 27.01 30.01 31.01 3.02 6.02 7.02 10.02 13.02 14.02 17.02 20.02 21.02 24.02 27.02 28.02 | ЛР №4 См. р. ЛР №5 ТК* (защи-та проектов, рефератов, иссл. работ) КР №4 | § 25, формулы § 26, з№6,7 (с.109) з№4,5,8 (с.112) § 27, доклад, сообщение § 28, конспект зЛ№ § 29, с.120-123 § 29, с.124-127 з№13-15 § 30, формулы зР№ § 31 § 32, с.136-138 § 32, с.139-142 § 33, з№5 с.146 зЛ№ |
69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 | Раздел 5. Гидро- и аэростатика. Давление внутри покоящейся жидкости. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Решение задач на применение закона Паскаля. Закон Архимеда. Измерение выталкивающей силы. Решение задач на применение закона Архимеда. Условие плавания тел. Воздухоплавание. Повторение и обобщение материала Контрольная работа по теме: «Статика. Гидростатика». Раздел 6. Механические колебания и волны. Свободные колебания. График колебаний. Период колебаний нитяного маятника. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника. Период колебаний пружинного маятника. Решение задач по теме: «Период и частота колебаний». Превращение энергии при колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс. Акустичес-кий резонанс. Механические волны. Свойства механических волн. Контрольная работа по теме: «Механические колебания и волны». Повторение Итоговое повторение курса «Физика – 9». Итоговая контрольная работа. Анализ итоговых контрольных работ. Урок – викторина «Физика вокруг нас». ТС, ТК – тест контроля и само-контроля ЗУНов; ЛР – лабораторная работа; КР – контрольная работа; См. р – самостоятельная работа (решение задач); *- вариативность или задания для одаренных детей | (12ч) 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 (13ч) 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 (4 ч) 1 1 1 1 | Сформировать представление о гидростатическом давлении. Научиться изме-рять атмосферное давление. Сформулировать закон Паскаля. Сформулировать закон Архимеда. Научиться изме-рять выталкиваю-щую силу. Научиться приме-нять полученные знания на практике (решение задач). Обсудить условия плавания тел и физические возможности воздухоплавания. Повторить и обобщить материал раздела 5.
Оценка уровня учебных достиже-ний учащихся. Сформировать пре-дставления о периоде, частоте и амплитуде колебаний. Изучить возмож-ности графического представления колебаний.
Опытным путем установить зависи-мость периода колебаний нитяного маятника от длины нити. Научиться определять ускоре-ние свободного па-дения с помощью маятника. Научиться приме-нять полученные знания на практике (решение задач). Исследовать превра-щение энергии при колебаниях. Ввести понятие вынужден-ных колебаний и резонанса; установить условия возникновения акустического резонанса. Изучить характер-ные особенности двух типов волн; свойства механических волн. Оценка уровня учебных достиже-ний учащихся. Повторить и обоб-щить изученный материал по курсу. Итоговая оценка уровня учебных достижений учащихся. | 3.03 6.03 7.03 13.03 14.03 17.03 20.03 21.03 31.03 3.04 4.04 7.04 10.04 11.04 14.04 17.04 18.04 21.04 24.04 25.04 28.04 5.05 8.05 12.05 15.05 16.05 19.05 22.05 23.05 | ЛР №6 См. р. *защита ис-след. работ, рефератов КР №5 ЛР №7 См. р. КР №6 КР №7 | § 34, формулы § 35 § 36, конспект зЛ№ § 37, с.167-170 зЛ№ зЛ№ § 37, с.170-174, з№13,14 (с.176) зР№ зЛ№ § 38 § 39 § 40, формулы з№6 (с.189) § 41* зЛ№ зР№ § 42 § 43, конспект §44,45* § 46 § 47, зР№ с.208-209 Решение задач из сборника под ред. Лукашик (7-9) и Рымкевич (10-11) |
Контроль реализации программы
Программа предусматривает проведение уроков в традиционной форме, блочно-модульную подачу теоретического материала, проведение лабораторных работ, семинаров, обобщающих уроков, уроков контроля знаний и умений учащихся. В процессе прохождения материала осуществляется промежуточный контроль знаний и умений учащихся в виде самостоятельных работ, тестов, лабораторных работ, защиты рефератов и сообщений по темам курса. В течение учебного года предусмотрено проведение в 9 классе семи контрольных работ и семи лабораторных работ.
Перечень лабораторных работ «Физика – 9»
№ работы | Содержание работы |
1 | Измерение ускорения тела при равноускоренном движении. |
2 | Изучение упругих свойств пружины. |
3 | Установление зависимости силы тяжести, действующей на тело, от его массы. |
4 | Определение работы силы тяжести, упругости и трения. |
5 | Проверка условия равновесия рычага. |
6 | Измерение выталкивающей силы. |
7 | Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника. |
Нормы оценивания знаний по физике.
Оценка ответов учащихся при проведении устного опроса.
Оценка «5» ставится в следующем случае:
- ответ ученика полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
- учащийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
- владеет знаниями и умениями в объеме 95% - 100% от требований программы.
Оценка «4» ставится в следующем случае:
- ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач (неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы);
- учащийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
- объем знаний и умений учащегося составляют 80% - 95% от требований программы.
Оценка «3» ставится в следующем случае:
- большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;
- учащийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80% содержания, соответствующего программным требованиям.
Оценка «2» ставится в следующем случае:
- ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;
- учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
- учащийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку «3».
Оценка ответов учащихся при проведении самостоятельных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- сделан перевод единиц всех физических величин в «СИ», все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно проведены математические расчеты и дан полный ответ;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.
Оценка «4» ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80% от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки;
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;
- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «3» ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности;
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.
Оценка «2» ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Оценка ответов учащихся при проведении лабораторных работ.
Оценка «5» ставится в следующем случае:
- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.
Оценка «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения проводились неправильно.
КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Диагностическая контрольная работа
- ВАРИАНТ-1
1.Электрическая плитка включена в цепь с напряжением 220В. Сопротивление спирали плитки 73 Ом. Определите силу тока, проходящего по спирали плитки.
2.Чему равно сопротивление алюминиевой проволоки, имеющей длину 8м и поперечное сечение 2 мм2? Удельное сопротивление алюминия 0,028 Ом*мм2/м
3. Определите работу тока в электрической лампе за 20 с при напряжении 12 В при силе тока 3,5 А.
4. Начертите схему электрической цепи, состоящей из источника тока, двух параллельно соединённых ламп, выключателя и вольтметра, меряющего напряжение на источнике тока .
5. В состав ядра входят следующие частицы:
А. Только протоны.
Б. Протоны и электроны.
В. Протоны и нейтроны
Г. Нейтроны и электроны.
6. Чему равен заряд ядра атома стронция 3888Sr?
А. 88 Б. 38 В. 50 Г. 126.
7.В ядре атома железа 2656Fe содержится:
А. 26 нейтронов и 56 протонов.
Б. 56 нейтронов и 26 протонов.
В. 26 протонов и 56 электронов.
Г. 26 протонов и 30 нейтронов.
- ВАРИАНТ-2
1. Начертите схему электрической цепи, состоящей из источника тока, выключателя, электрического звонка и вольтметра, меряющего напряжение на источнике тока.
2.Определите силу тока в спирали электроплитки, включённой в сеть с напряжением 127 В, если сопротивление спирали 24 Ом.
3. Какое сопротивление имеет реостат, изготовленный из нихромовой проволоки, площадь поперечного сечения которой равна 0,8 мм2 , а длина 5 метров ? Удельное сопротивление нихрома 1,1 Ом*мм2/м
4. Найдите работу электрического тока в лампе, включённой в сеть с напряжением 127 В, если сила тока в лампе 0,5 А.
5.На рисунке изображены схемы четырёх атомов. Электроны изображены в виде чёрных точек.
Какая схема соответствует атому 73 Li?
6.Чему равно массовое число ядра атома марганца 2555Мn?
А. 25. Б. 80. В. 30. Г. 55.
7.В ядре атома кальция 2040Са содержится…
А. 20 нейтронов и 40 протонов.
Б. 40 нейтронов и 20 электронов.
В. 20 протонов и 40 электронов.
Г. 20 протонов и 20 нейтронов.
Контрольная работа №1
«Основы кинематики»
Вариант№1
Часть1: Из предложенных ответов выберите один правильный.
- Автомобиль, двигаясь равномерно, прошел первые 20км со скоростью 80км/ч, а следующие 50 км со скоростью 100км/ч. Определите среднюю скорость автомобиля на всем пути.
А. 95км/ч Б. 85км/ч В. 90км/ч Г.93км/ч
2. Какие из приведенных зависимостей описывают равноускоренное движение?
А. х=3+2t Б. ʋ=5 В. х=2-5t+4t2 Г. х=-4t
3. На рисунке представлен график зависимости координаты тела от времени. Определите скорость тела в момент времени 10с.
х,м
50
t, сек
О 10 25
А. 50м/с Б. 25м/с В. 10м/с Г.5м/с
Часть 2: Дайте развернутый ответ
4. Скорость поезда увеличивается с течением времени. Известно, что к концу четвертой секунды скорость поезда равна 6м/с. Что можно сказать о пути, пройденном за 4-ую секунду: будет этот путь больше, меньше или равен 6м?
5. В каком случае выпавший из окна предмет упадет на землю раньше: когда вагон стоит на месте или когда он движется?
Часть 3: Приведите полное решение задачи.
6. При равноускоренном движении из состояния покоя тело проходит за 5-ую секунду 90см. Определите путь тела за 7-ую секунду.
7. При равномерном движении по окружности радиусом 10см тело совершает 30 оборотов в минуту. Определите центростремительное ускорение тела.
8.* Из окна выбросили мяч в горизонтальном направлении со скоростью 12м/с. Он упал на землю через 2с. С какой высоты был брошен мяч и на каком расстоянии от здания он упал?
Контрольная работа №1
«Основы кинематики»
Вариант№2
Часть1: Из предложенных ответов выберите один правильный.
- Турист прошел3км за 1,5часа, а затем еще 10км со скоростью 4км/ч. Какова средняя скорость движения туриста на всем пути?
А. 3,5км/ч Б. 3км/ч В. 2км/ч
Г.для однозначного ответа нужно знать направление движения туриста
2. Какие из приведенных зависимостей описывают равноускоренное движение?
А. х=3+t2 +5t3 Б. ʋ=5+2t В. х=2-5t Г. х=-4t+35
3. На рисунке представлен график зависимости координаты тела от времени. Определите перемещение тела за 1ч.
х, км
50
t, ч
О 0,5 1
-20
А. 70км Б. 50км В. 30км Г.20км
Часть 2: Дайте развернутый ответ
4. Тело движется прямолинейно. В начале и в конце движения модуль скорости одинаков. Могло ли тело двигаться с постоянным ускорением?
5. Как должен подпрыгнуть наездник, скачущий на лошади по прямой с постоянной скоростью, чтобы, проскочив через обруч, снова встать на лошадь?
Часть 3: Приведите полное решение задачи.
6. Снаряд, летящий со скоростью 1000м/с, пробивает стенку блиндажа за 0,001с, после чего его скорость оказывается равной 200м/с. Считая движение снаряда равноускоренным, найдите толщину стенки.
7. Тело движется по окружности с постоянной по величине скоростью 10м/с, совершая 10 оборотов за 62,8с. Найдите центростремительное ускорение тела.
8.* Камень, брошенный горизонтально с крыши дома со скоростью 15м/с, упал на землю под углом 60° к горизонту. Какова высота дома?
Контрольная работа №2
«Законы движения»
Вариант№1
Часть1: Из предложенных ответов выберите один правильный.
- Равнодействующая всех сил, действующих на тело, равна нулю. Движется ли это тело или находится в состоянии покоя?
А. тело движется равномерно и прямолинейно или находится в состоянии покоя Б. тело движется равномерно и прямолинейно
В.тело находится в состоянии покоя
Г.тело свободно падает
2. Как будет двигаться тело массой 2кг под действием силы 2Н?
А. равномерно со скоростью 1м/с
Б. равноускоренно с ускорением 1м/с2
В. Будет покоиться
Г. может двигаться как равномерно, так и равноускоренно
3. Тело массой 1кг лежит на поверхности горизонтального стола. Чему равна сила трения, действующая на тело, если коэффициент трения равен 0,1?
А. 0,1Н Б. 1Н В. 10Н Г.0Н
Часть 2: Дайте развернутый ответ
4. Как ослабляют силу удара тяжелого мяча, ловя его рукою?
5. Можно ли поднять с земли тело, приложив к нему силу, равную силе тяжести?
Часть 3: Приведите полное решение задачи.
6. Равноускоренный подъем тела массой 75кг на высоту 15м продолжался 3с. Определите вес груза при подъеме.
7. Чему равна сила трения, если после толчка вагон массой 20т остановился через 50с, пройдя расстояние 125м?
8.* Найдите удлинение буксирного троса жесткостью 100кН/м при буксировке автомобиля массой 2т с ускорением 0,5м/с2 . Трением пренебречь.
Контрольная работа №2
«Законы движения»
Вариант№2
Часть 1: Из предложенных ответов выберите один правильный.
- Спортсмен совершает прыжок с шестом. Сила тяжести действует на спортсмена…
А. только то время, когда он соприкасается с поверхностью Земли
Б. только то время, когда он сгибает шест в начале прыжка
В.только то время, когда он падает вниз после преодоления планки
Г.во всех этих случаях
2. Тело массой 2кг движется с ускорением 0,5м/с2 . Выберите правильное утверждение:
А. тело движется с постоянной скоростью, равной 1м/с
Б. скорость тела увеличивается пропорционально квадрату времени
В. равнодействующая всех сил, действующих на тело, отличная от нуля
Г. равнодействующая всех сил, действующих на тело, равна 4Н
3. На земле лежит камень массой 500г. С какой силой он притягивает к себе Землю?
А. 500г Б. 5Н
В. эта сила во столько раз меньше 5Н, во сколько раз масса камня меньше массы Земли
Г. камень не притягивает к себе Землю.
Часть 2: Дайте развернутый ответ
4. Забить гвоздь в фанерную стенку трудно – при ударе фанера прогибается. Однако, гвоздь удается забить, если с противоположной стороны стенки поместить массивное тело. Как это объяснить?
5. Как измерить массу тела в условиях невесомости?
Часть 3: Приведите полное решение задачи.
6. Космический корабль совершает мягкую посадку на Луну, двигаясь замедленно в вертикальном направлении (относительно Луны) с ускорением 8,4м/с 2 . сколько весит космонавт массой 70кг, находящийся в этом корабле, если ускорение свободного падения на Луне равно 1,6м/с 2 .
7. Вагонетка массой 40кг движется под действием силы 50Н с ускорением 1м/с 2 . Определите силу сопротивления.
8.* Тележка массой 2кг с помощью резинового шнура прикреплена к краю стола. Шнур растянули на 10см и отпустили тележку. Чему равна сила, с которой шнур действует на тележку в начальный момент, если жесткость резины 100Н/м? Трением о стол пренебречь. Какую скорость приобретает тележка через 2 секунды?
Контрольная работа №3
«Законы сохранения в механике»
Вариант№1
Часть 1: Из предложенных ответов выберите один правильный.
- Тело массой 1кг силой 20Н поднимается на высоту 5м. Чему равна работа этой силы?
А. 100 Дж Б. 150 Дж
В. 200 Дж Г.не хватает данных
2. Мяч брошен вертикально вверх. Выберите правильное утверждение, считая, что сопротивлением воздуха можно пренебречь.
А. импульс мяча при подъеме остается постоянным
Б. при подъеме мяча кинетическая энергия переходит в потенциальную
В. полная механическая энергия мяча при подъеме увеличивается
Г. при подъеме мяча потенциальная энергия переходит в кинетическую
3. Шарик из пластилина массой 200г упал на горизонтальную поверхность стола и прилип. Скорость шарика перед ударом равна 10м/с. Чему равно изменение импульса шарика при ударе?
А. 0 кг м/с Б. 1кг м/с В. 2 кг м/с Г.4 кг м/с
Часть 2: Дайте развернутый ответ
4. Можно ли двигать парусную лодку, направляя на паруса поток воздуха из мощного вентилятора, находящегося на лодке?
5. Цирковой гимнаст стоит на конце гибкой доски, положенной на опору. Второй гимнаст прыгает на другой, поднятый конец доски. Почему прыжок второго гимнаста позволяет первому высоко прыгнуть?
Часть 3: Приведите полное решение задачи.
6. Определите минимальную мощность, которой должен обладать двигатель подъемника, чтобы поднять груз массой 50кг на высоту 10м за 5с.
7. Мальчик массой 30кг, стоя на коньках, горизонтально бросает камень массой 1кг. Начальная скорость камня равна 3м/с. Определите скорость мальчика после броска.
8.* Тело брошено вертикально вверх с высоты 20 м с начальной скоростью 3м/с. На какой высоте окажется тело через 2с после начала движения?
Контрольная работа №4
«Законы сохранения в механике»
Вариант№2
Часть1: Из предложенных ответов выберите один правильный.
- Тело массой 1кг силой 20Н поднимается на высоту 5м. Чему равна работа силы тяжести?
А. 50 Дж Б. -50 Дж
В. 100 Дж Г. 150 Дж
2. Сосулька падает с крыши дома. Выберите правильное утверждение. Сопротивлением воздуха пренебречь.
А. потенциальная энергия сосульки в конце падения максимальна
Б. кинетическая энергия сосульки при падении не изменится
В. полная механическая энергия сосульки сохраняется
Г. механическая энергия сосульки при падении уменьшается
3. Снаряд, летевший горизонтально со скоростью 20м/с, разорвался на 2 осколка массами 2кг и 3кг. Выберите правильное утверждение. Сопротивление воздуха пренебречь.
А. импульс снаряда до разрыва был равен 100кг м/с
Б. после взрыва импульс снаряда стал равен нулю
В. импульсы осколков снаряда при движении после взрыва не изменяются
Г.импульс осколка массой 2 кг равен импульсу осколка массой 3кг
Часть 2: Дайте развернутый ответ
4. Почему пуля, вылетевшая из ружья, не разбивает оконное стекло на осколки, а образует в нем круглое отверстие?
5. Камень и теннисный мяч ударяют палкой. Почему мяч при прочих равных условиях летит дальше камня?
Часть 3: Приведите полное решение задачи.
6. Вычислите мощность насоса, подающего ежеминутно 1200кг воды на высоту 20м.
7. Какова скорость отдачи ружья массой 4кг при вылете из него пули массой 5г со скоростью 300м/с?
8.* Камень массой 400г бросили вертикально вверх со скоростью 20м/с. Чему равны кинетическая и потенциальная энергия камня на высоте 15м?
Контрольная работа №5
«Статика. Гидростатика»
Вариант№1
Часть 1: Из предложенных ответов выберите один правильный.
- Два шарика, свинцовый и железный, равной массы подвешены к коромыслу весов. Нарушится ли равновесие весов, если шарики опустить в воду?
А. равновесие не нарушится
Б. перетянет железный шарик
В. перетянет свинцовый шарик
Г. однозначного ответа дать нельзя
2. Давление газа тем больше, чем… молекулы ударяют о стенки сосуда.
А. реже и сильнее
Б. чаще и сильнее
В. чаще и слабее
Г. реже и слабее
3. На однородный кубик с ребром d, лежащий на столе, действует горизонтальная сила F, приложенная к верхней грани (см рисунок). Моменты этой силы относительно центра масс кубика О (МО) и точки В (МВ) равны…
F
О
В
А. МО =0,7Fd; МВ=1,4Fd
Б. МО =0,7Fd; МВ=Fd
В. МО =0,5Fd; МВ=1,4Fd
Г. МО =0,5Fd; МВ=Fd
Часть 2: Дайте развернутый ответ
4. Взрослому и ребенку нужно перейти ручей: одному – с левого берега, другому – с правого. На каждом берегу имеется по доске, но они немного короче, чем расстояние между берегами. Предложите способ, с помощью которого можно перейти с одного берега на другой.
5. Когда мы втягиваем ртом воду через соломинку, вода поднимается вверх. Почему?
Часть 3: Приведите полное решение задачи.
6. Манометр, установленный на подводной лодке для измерения давления воды, показывает 250Н/см2 . Какова глубина погружения лодки? С какой силой давит вода на крышку люка площадью 0,45м2?
7. Льдина плавает в море, причем ее надводная часть имеет объем 150м3. Определите объем всей льдины.
8.* С помощью рычага груз массой 100кг была поднят равномерно на высоту 80см. При этом длинное плечо рычага, к которому была приложена сила 600Н, опустилось на 2м. Определите КПД рычага.
Контрольная работа №5
«Статика. Гидростатика»
Вариант№2
Часть1: Из предложенных ответов выберите один правильный.
- Резиновый шар надули воздухом и завязали. Как изменится давление воздуха внутри шара при повышении атмосферного давления?
А. не изменится
Б. увеличится
В. уменьшится
Г. может как увеличить, так и уменьшить
2. Как изменится осадка корабля (глубина погружения) при переходе из реки в море?
А. увеличится
Б. не изменится
В. уменьшится
Г. в южном полушарии увеличится, в северном – уменьшится.
3. На веревочной петле в горизонтальном положении висит однородный стержень постоянного по всей длине сечения. Нарушится ли равновесие, если справа стержень согнуть?
А. да, правый конец перевесит
Б. да, левый конец перевесит
В. нет
Г. нужно точно знать место сгиба
Часть 2: Дайте развернутый ответ
4. Почему трудно пить сырое яйцо, если в нем имеется только одно отверстие? Какую роль будет играть атмосферное давление, если в яйце сделать еще одно отверстие?
5. Когда палку держат в руках за концы, то ее трудно переломать. Если же середину палки положить на подставку, то палку переломать легче. Почему?
Часть 3: Приведите полное решение задачи.
6. К концам невесомого рычага подвешены грузы массами 4 и 24кг. Расстояние от точки опоры до большего груза равно 4см. Определите длину рычага, если рычаг находится в равновесии.
7. В правом колене сообщающихся сосудов налит керосин, в левом – вода. Высота столба керосина равна 20см. Определите, на сколько уровень керосина в правом колене выше верхнего уровня воды.
8.* Тело плавает в керосине, погружаясь на ¾ своего объема. Определите плотность вещества тела.
Контрольная работа №6
«Механические колебания и волны»
Вариант№1
Часть1: Из предложенных ответов выберите один правильный.
- Основной признак колебательного движения…
А. независимость от воздействия силы
Б. повторяемость (периодичность)
В. изменение амплитуды с течением времени
Г. движение тела
2. По поверхности воды распространяется волна. Расстояние между ближайшими «горбом» и «впадиной» 2м, между двумя ближайшими «горбами» 4м, между двумя ближайшими «впадинами» 4м. Какова длина волны?
А. 2м Б. 4м
В. 6м Г. 8м
3. Если с одним и тем же математическим маятником провести опыт по точному определению периода колебаний сначала на экваторе, затем на полюсе Земли, то одинаковыми ли буду результаты?
А. одинаковыми
Б. период будет больше на полюсе, чем на экваторе
В. период будет больше на экваторе, чем на полюсе
Г. если на Северном полюсе, то меньше, чем на экваторе, если на Южном, то больше.
Часть 2: Дайте развернутый ответ
4. При определенной скорости движения оконные стекла в автобусе начинают дребезжать. Почему?
5. Объясните, почему мы не слышим никакого звука при полете бабочки, взмахивающей крыльями до 8-12 раз в секунду.
Часть 3: Приведите полное решение задачи.
6. Какова длина математического маятника, совершающего гармонические колебания с частотой 0,5Гц на поверхности Луны? Ускорение свободного падения на поверхности Луны 1,6м/с2.
7. Чему равна длина волны на воде, если скорость распространения волн равна 2,4м/с, а тело, плавающие на воде, совершает 30 колебаний за 25с?
8.* На рисунке представлен график зависимости координаты колеблющегося тела от времени. В какие моменты времени скорость тела равна нулю? Найдите хотя бы 2 значения.
х, м
5
0,4 t,c
0,8
-5
Контрольная работа №6
«Механические колебания и волны»
Вариант№2
Часть1: Из предложенных ответов выберите один правильный.
- Какие из перечисленных ниже условий необходимы для возникновения свободных механических колебаний тела?
- при смещении тела из положения равновесия равнодействующая сил должна быть отлична от нуля и направлена к положению равновесия.
- Силы трения в системе должны быть малы.
- Должна существовать внешняя сила, периодически действующая на тело.
А. только 1 Б. только 2
В. условия 1,2,3 Г. условия 1,2
2. В каких направлениях движутся частицы среды при распространении продольных механических волн?
А. только в направлении распространения волны
Б. в направлениях, перпендикулярных направлению распространения волны
В. в направлении, противоположном направлению распространения волны Г. по направлению и противоположно направлению распространения волны
3. Если с одним и тем же пружинным маятником провести опыт по точному определению периода колебаний сначала на экваторе, затем на полюсе Земли, то одинаковыми ли буду результаты?
А. одинаковыми
Б. период будет больше на полюсе, чем на экваторе
В. период будет больше на экваторе, чем на полюсе
Г. если на Северном полюсе, то меньше, чем на экваторе, если на Южном, то больше.
Часть 2: Дайте развернутый ответ
4. С какой целью вибрационные машины в помещении устанавливают на специальные металлические или резиновые амортизаторы?
5. Почему люди в горах, чтобы слышать друг друга, должны разговаривать громче?
Часть 3: Приведите полное решение задачи.
6. Определите ускорение свободного падения на поверхности Марса при условии, что там математический маятник длиной 50см совершил бы 40 колебаний за 80с.
7. Сколько времени идет звук от одной железнодорожной станции до другой по стальным рельсам, если расстояние между ними 5км, а скорость распространения звука в стали равно 500м/с?
8.* На рисунке представлен график зависимости координаты колеблющегося тела от времени. В какие моменты времени потенциальная энергия тела максимальна? Найдите хотя бы 2 значения.
х, см
10
0,3 t,c
0,1
Итоговая контрольная работа по физике. (9 класс)
Вариант I.
Часть 1. (Выберите верный вариант ответа)
- Автомобиль за 2 мин увеличил свою от 18км/ч до 61,2км/ч. С каким ускорением двигался автомобиль?
А. 0,1 м/с2; Б. 0,2 м/с2; В. 0,3 м/с2; Г. 0,4 м/с2.
- На рисунке 1.01 показан график зависимости скорости движения тела от времени. Какой из предложенных графиков выражает график ускорения этого тела?
А.Б.В.Г.
- С какой силой притягиваются два корабля массами по 10000т, находящихся на расстоянии 1км друг от друга?
А. 6,67 мкН; Б. 6,67мН; В. 6,67Н; Г. 6,67МН.
- В соревнованиях по перетягиванию каната участвуют четверо мальчиков. Влево тянут канат двое мальчиков с силами 530Н и 540Н соответственно, а вправо – двое мальчиков с силами 560Н и 520Н соответственно. В какую сторону и какой результирующей силой перетянется канат?
А. Вправо, силой 10Н; Б. Влево, силой 10Н; В. Влево, силой 20Н; Г. Победит дружба.
- На рисунке 1.02 изображена зависимость амплитуды установившихся колебаний маятника от частоты вынуждающей силы (резонансная кривая). Отношение амплитуды установившихся колебаний маятника на резонансной частоте к амплитуде колебаний на частоте 0,5 Гц равно
А. 10; Б. 2; В. 5; Г. 4.
- На рисунке 1.03 изображен проволочный виток, по которому течет электрический ток в направлении, указанном стрелкой. Виток расположен в горизонтальной плоскости. В центре витка вектор индукции магнитного поля тока направлен
А. вертикально вверх ↑; рис. 1.03
Б. горизонтально влево ←;
В. горизонтально вправо →;
Г. вертикально вниз ↓.
- Порядковый номер алюминия в таблице Менделеева 13, а массовое число равно 27. Сколько электронов вращаются вокруг ядра атома алюминия?
А. 27; Б. 13; В. 40; Г. 14.
Часть 2. (Решите задачи)
- Двигаясь с начальной скоростью 54км/ч, автомобиль за 10с прошел путь 155м. С каким ускорением двигался автомобиль и какую скорость он приобрел в конце пути?
- Какова сила тока в стальном проводнике длиной 12м и сечением 4мм2, на который подано напряжение 72мВ? (удельное сопротивление стали 0,12 Ом•мм2/м)
- Вычислите энергию связи изотопа ядра . Масса ядра 11,0093 а.е.м.
Итоговая контрольная работа по физике. (9 класс)
Вариант II.
Часть 1. (Выберите верный вариант ответа)
- Автомобиль за 2 мин увеличил свою от 36км/ч до 122,4км/ч. С каким ускорением двигался автомобиль?
А. 0,1 м/с2; Б. 0,2 м/с2; В. 0,3 м/с2; Г. 0,4 м/с2.
- На рисунке 2.01 показан график зависимости скорости движения тела от времени. Какой из предложенных графиков выражает график ускорения этого тела?
А.Б.В.Г.
- С какой силой притягиваются два корабля массами по 20000т, находящихся на расстоянии 2км друг от друга?
А. 6,67 мкН; Б. 6,67мН; В. 6,67Н; Г. 6,67МН.
- Мотоцикл «ИжП5» имеет массу 195кг. Каким станет его вес, если на него сядет человек массой 80кг?
А. 275 кг; Б. 1150 Н; В. 2750 Н; Г. Среди ответов А-В нет верного.
- На рисунке 1.02 изображена зависимость амплитуды установившихся колебаний маятника от частоты вынуждающей силы (резонансная кривая). Отношение амплитуды установившихся колебаний маятника на резонансной частоте к амплитуде колебаний на частоте 1,5 Гц равно
А. 2; Б. 10; В. 4; Г. 5.
- На рисунке 2.03 изображен проволочный виток, по которому течет электрический ток в направлении, указанном стрелкой. Виток расположен в горизонтальной плоскости. В центре витка вектор индукции магнитного поля тока направлен
А. горизонтально вправо →; рис. 2.03
Б. горизонтально влево ←;
В. вертикально вниз ↓.
Г. вертикально вверх ↑;
- Порядковый номер фтора в таблице Менделеева 9, а массовое число равно 19. Сколько электронов вращается вокруг ядра атома фтора?
А. 19; Б. 10; В. 9; Г. 28.
Часть 2. (Решите задачи)
- Двигаясь с начальной скоростью 36км/ч, автомобиль за 10с прошел путь 105м. С каким ускорением двигался автомобиль и какую скорость он приобрел в конце пути?
- Какова сила тока в никелиновом проводнике длиной 10м и сечением 2мм2, на который подано напряжение 36мВ? (удельное сопротивление никелина 0,4 Ом•мм2/м)
- Вычислите энергию связи изотопа ядра . Масса ядра 8,0053 а.е.м.
Литература
1. Алгоритм составления рабочих программ по физике. РО ИПК и ПРО, кафедра математики и естественных дисциплин.
2. Требования к уровню подготовки выпускников.
3.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике, ИД «Дрофа» 2008 г.
4.Программы для общеобразовательных учреждений. ИД «Дрофа» 2008 г.
5.М.В.Рыжаков. Государственный стандарт основного общего образования (теория и практика). М., Педагогическое общество России, 1999
6. Н. М. Шахмаев, Ю.И.Дик, С.Н.Шахмаев, Д.Ш.Шодиев, Физика 9 класс.М., 2012г.
7. В.И.Лукашик, Е.В.Иванова, Сборник задач по физике 7-9 классы, М., 2013г.
8. А.П.Рымкевич, Сборник задач по физике 9 класс, М., 2013г.
9. М.С.Атаманская, Л.В.Матюшкина, О.Б.Якунина Контрольные работы по физике 7-9 классы. Издательство «Легион – М», Ростов – на -Дону, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.
Предлагаю рабочую программу к учебнику "Физика-7", автор А. В. Перышкин....
Рабочая программа по физике 9 класс
Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое планирование составлено на основе стандарта РФ основного общего...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Тематическое планирование для 10 класса...
Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.
Рабочие программы по физике по учебникам Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...