Организация лабораторных работ учащихся 8-х классов на основе технологии тьютерской поддержки.
статья по физике (8 класс) по теме
В настоящее наше образовательное учреждение работает над реализацией опытно-экспериментальной программы по проблеме «Становление школы как образовательной системы личностно ориентированной направленности». Эта тема актуальна в связи с современной парадигмой образования, в соответствии с которой ребенок является не средством, а целью образовательного процесса. Создание дидактических систем и технологий обучения и воспитания, направленных на развитие и личностное становление ребенка, – одно из приоритетных направлений модернизации системы образования Российской Федерации.
Все это свидетельствует о необходимости внесения изменений в существующую школьную образовательную программу. Нас интересуют новые подходы к измерению образовательных результатов школьников; создание новых технологий организации учебной и внеучебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_svetlany_vasilevny.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация лабораторных работ учащихся 8-х классов на основе технологии тьютерской поддержки.
В настоящее наше образовательное учреждение работает над реализацией опытно-экспериментальной программы по проблеме «Становление школы как образовательной системы личностно ориентированной направленности». Эта тема актуальна в связи с современной парадигмой образования, в соответствии с которой ребенок является не средством, а целью образовательного процесса. Создание дидактических систем и технологий обучения и воспитания, направленных на развитие и личностное становление ребенка, – одно из приоритетных направлений модернизации системы образования Российской Федерации.
Все это свидетельствует о необходимости внесения изменений в существующую школьную образовательную программу. Нас интересуют новые подходы к измерению образовательных результатов школьников; создание новых технологий организации учебной и внеучебной деятельности.
Технология обучения – система проектирования и практического применения цели, задач, содержания, форм, методов и средств обучения, гарантирующих достаточно высокий уровень обученнности, что проявляется при последующем воспроизведении аналогичной учебно-познавательной деятельности. Напомним отличительные признаки технологии обучения
- целенаправленность (ясность, точность, проработанность цели и задач обучения);
- концептуальность (опора на глубоко разработанную педагогическую теорию);
- системность (взаимозависимость целей, задач, содержания, форм и методов обучения, средств и условия);
- диагностичность (детерминирование критериев, показывающих результативность учебно-познавательной деятельности учащихся);
- гарантированность качества обучения (коэффициент и уровень усвоения ученого материала должен быть не меньше 0,7);
- новизна (опора на новейшие достижения педагогической, психологической науки и практики, использования современных идей и средств обучения).
Личность ученика, его неповторимая индивидуальность составляет главную и приоритетную ценность, лежащую в основе проектирования всех звеньев образовательного процесса. Реализация личностно ориентированного обучения требует смены «векторов» в педагогической практике: от обучения как традиционно (строго регламентированного) построенного процесса к учению как индивидуальной деятельности школьника, её коррекции и педагогической поддержки. Основной смысл процесса обучения в том, чтобы создать условия для развития личности обучающегося. Задачи личностно ориентированного обучения – не планировать общую для всех линию развития, а помогать каждому ученику с опорой на его личностный опыт, индивидуальные особенности развиваться как личности с неповторимыми качествами.
Основанием для системного проектирования урока (или системы уроков) на основе технологии обучения являются следующие дидактические принципы:
- учебный материал должен быть субъектно значим для ученика и его усвоения;
- организация учебной деятельности должна учитывать реальный уровень развития, формировать самоконтроль учебной деятельности, активизировать рефлексию учебной деятельности;
- стимулирование учащихся к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, которая переходила бы в саморазвитие;
- учебный материал следует предлагать таким образом, чтобы у ученика оставалось право выбора учебных задач и заданий.
В ноябре 2009 года на базе этого образовательного учреждения был осуществлен научно-педагогический эксперимент по проведению лабораторных работ учащихся 8-х классов на основе технологии тьютерской поддержки. Тьютер – это ученик, который может выполнить задание учителя в виде лабораторной работы или иного практического действия, при этом оказать необходимую помощь и консультирование учащихся, испытывающих затруднения. Следует обратить внимание на то, что тьютер не выполняет работу вместо ученика, но обеспечивает успешность его деятельности.
Технология тьютерской поддержки включает в себя следующие основные этапы:
- Диагностико-аналитический этап. На этом этапе учитель определяет место урока в соответствии с содержанием и последовательностью изучения темы, дату его проведения, а также необходимые элементы для подготовки и организации технологии тьютерской поддержки. Учитель подготавливает необходимое оборудование и методическую литературу, делает объявление в классе, с целью актуализации проблемы выбора тьютеров как его помощников. Учитель проводит мониторинг готовности учащихся к реализации функций тьютеров. Этот этап осуществляется не менее чем за 10-14 дней до проведения урока.
- Подготовительный этап. Учитель осуществляет индивидуальную подготовку тьютеров, для этого требуется не менее двух встреч, обеспечивающих готовность учащихся к реализации заявленной технологии. Каждое занятие с тьютерами составляет около 25 минут.
- Деятельностный этап. Этот этап представляет непосредственное проведение урока на основе тьютерской поддержки.
- Обобщающий этап. В конце урока учащиеся индивидуально подводят итоги своей практической деятельности в отчете по лабораторной работе.
В качестве иллюстрации использования технологии тьютерской поддержки мы приводим визитную карточку урока физики в 8 классе по учебной программе авторов А.В. Пёрышкин и Е.М Гутник.
Визитная карточка урока физики в 8 классе
Тема «Знакомство с действиями электрического тока»
Дидактический тип урока – урок-исследование.
Технология организации учебно-познавательной деятельности учащихся: организация самостоятельной практической работы учащихся на основе тьюторской поддержки.
Цель урока: ознакомить учащихся с действиями электрического тока и создать положительную мотивацию для изучения темы: «Электрический ток».
Задачи урока:
- повторить ранее изученные понятия темы;
- формировать умения работы с учебной литературой (описание лабораторной работы);
- формировать умения самостоятельно выполнять практические действия по алгоритму;
- способствовать становлению творческо-познавательной деятельности учащихся;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: наборы лабораторного оборудования (фирма «Экрос») для проведения фронтальных лабораторных работ с описаниями, рабочие тетради, образцы выполненных проектных заданий.
Логика развития урока как целостной системы:
- Организационный момент - создание мотивационной установки на выполнение практической работы.
- Проблемно-целевое планирование деятельности учащихся – составление перечня практических заданий.
- Выполнение самостоятельной практико-исследовательской работы на основе тьюторской поддержки.
- Индивидуальная работа с отчётами – формулирование выводов.
- Подведение итогов работы и элементы рефлексивной деятельности учащихся и учителя.
Литература: Пёрышкин А.В. Физика -8 класс. – Москва, Просвещение, 2007 год.
В заключении можно сказать, что эта технология применялась в 8 классе на уроке в начале изучения темы «Электрический ток» в отличие от традиционного планирования. По результатам повторной диагностики индивидуальное выполнение практической работы показала повышение познавательного интереса к изучению данной темы, и способствовало развитию учебной мотивации для изучения теоретической части. В дальнейшем планируется использование технологии тьютерской поддержки на уроках по формированию навыков решения задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ГЕОМЕТРИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ В 7-11 КЛАССАХ
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ГЕОМЕТРИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ В 7-11 КЛАССАХ...
Использование информационных технологий в организации самостоятельной работы учащихся по математике
Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения инфокоммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы образовательного процесса. Именно поэтому все усилия, поиски, ...
Организация самостоятельной работы учащихся 5-6 классов на уроках математики
Организация самостоятельной работы (с/р) — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихс...
Использование информационных технологий в организации самостоятельной работы учащихся по математике
В настоящее время особое внимание уделяется методам обучения математике с использованием современных информационных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет пов...
Методические особенности организации лабораторных работ в 5 классе.
Рекомендации для организации лабораторных работ на уроке биологии в 5 классе....
«РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА» В ПОДДЕРЖКУ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ»
Выявлению детей, проявляющих выдающиеся способности, уделяется большое внимание, как на государственном уровне, так и на региональном и муниципальном. Выявление одаренных детей осуществляется посредст...
Организация лабораторных работ по наглядной геометрии для учащихся 5-6 классов
Организация лабораторных работ по наглядной геометрии для учащихся 5-6 классов...