Формирование УУД при решении задач по физике
статья по физике
В работе приведены примеры заданий на формирование регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД, которые можно использовать на разных этапах уроков. Приведены варианты оценивания данных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_pri_reshenii_zadach_na_urokah_fiziki.docx | 255.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование УУД
при решении задач на уроках физики
Примеры заданий на развитие познавательных УУД
Автор: учитель физики Гусева Елена Борисовна
Санкт-Петербург
2015 г.
Формирование УУД при решении задач на уроках физики
Примеры заданий на развитие познавательных УУД
1. Физика 7 класс. Тема "Закон Архимеда. Условия плавания тел".
Известно, что предметы из дерева плавают в воде. Утонет ли в воде линейка? Выбери среди предложенных ответов верный, обведя соответствующую ему букву.
А. Да
Б. Нет
В. Данных для ответа недостаточно.
Если твой ответ В, то укажи, какой информации не хватает.
_____________________________________________________________________________
2. Физика 8 класс. Тема "Электрические явления"
Ты хочешь узнать действительно ли медь лучше проводит электрический ток, чем фехраль. Укажи в списке те утверждения, которые помогут найти нужные сведения. Запиши буквы (А, Б, В), соответствующие твоим представлениям, рядом с номером таблицы.
А. Таблица, в которой я скорее всего найду ответ.
Б. Таблица, которую мне нужно посмотреть, чтобы понять есть ли в ней ответ.
В. Таблица, в которой я не найду ответа.
- Таблица плотностей веществ.
- Таблица «Виды соединения проводников».
- Таблица удельных электрических сопротивлений веществ.
- Таблица удельных теплоемкостей веществ.
- Таблица мощности различных электрических устройств.
3. Физика 9 класс. Тема «Электромагнитное поле»
Прочитай текст: фрагмент текста §45 «Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки».
Оцени приведенные ниже суждения и запиши буквы (А, Б, В) рядом с номерами суждений.
А. Верное суждение, и о нем есть информация в тексте.
Б. Верное суждение, но о нем нет информации в тексте.
В. Неверное суждение. В тексте есть его опровержение.
- Магнитное поле создается электрическим током, но действия на проводник с током не оказывает.
- При изменении направлений линий магнитного поля, изменяется направление силы Ампера.
- В правиле левой руки для силы Ампера вектор магнитной индукции может входить в ладонь под произвольным углом.
Физика 8 класс. Тема «Электрические явления. Виды соединения проводников»
Выполни анализ схемы соединения проводников. Рядом с утверждениями запиши:
А. Верно.
Б. Неверно.
- Показания амперметров 1 и 2 будут одинаковы.
- Показания амперметров 1 и 3 будут разными.
- Показания второго вольтметра будут меньше, чем первого вольтметра.
Результаты выполнения учащимися заданий оформляются в таблице. Данная таблица для заданий, приведенных в качестве примеров для разных классов. В учебной деятельности используются задания и оформляется таблица для одного класса.
Номера заданий и проверяемых умений | Задание 1. | Задание 2. | Задание 3. | Задание 4. | Итог |
Определять какая информация нужна для решения задачи | Отбирать источники информации, необходимые для решения задачи | Извлекать информацию из текста | Оценивать результат на основе знаний законов и закономерностей | ||
Ученики (класс) | |||||
1. 2. 3. … | |||||
Максимальный балл (М) за задание | 3 | 5 | 3 | 3 | 14 |
Число учащихся (Ч), писавших тест | |||||
Сумма баллов всех учащихся, писавших тест (С) | |||||
Процент успешных решений всего класса (П= С/В ·100%) | |||||
Динамика класса (сравнение с результатами предыдущей работы) (%) | |||||
Динамика результатов ученика (%) |
Ключи оценивания к примерам заданий
Задание 1.
Проверяет какая информация нужна для решения задачи.
Ключ оценивания:
0 – не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ;
1 – указан верный ответ, но не указана недостающая информация;
3 – указан верный ответ и верно указана недостающая информация.
Задание 2.
Проверяет умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи.
Ключ оценивания:
0 – 5 – по числу верных ответов.
Задание 3.
Проверяет умение извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций.
Ключ оценивания:
0 – 3 – по числу верных ответов.
Задание 4.
Проверяет умение оценивать результат на основе полученных ранее знаний.
Ключ оценивания:
0 – 3 – по числу верных ответов.
Итоговая отметка «5» ставится, если ученик набирает 14 – 13 баллов, «4» - 12 – 10 баллов, «3» - 9 – 6 баллов, «2» - 5 – 0 баллов.
Примеры заданий на развитие коммуникативных УУД
Физика 11 класс. Тема «Элементы СТО»
Прочитайте текст §75 «Законы электродинамики и принцип относительности» и выполни задания.
Какой из способов преодоления трудностей между классической физикой и электродинамикой был признан единственно правильным?
А. Х. Лоренца
Б. Г. Герца
В. А. Эйнштейна
Как вы понимаете утверждение:
«Согласовать принцип относительности с электродинамикой Максвелла оказалось возможным только отказавшись от классических представлений о пространстве, времени и движении».
А. Законы механики Ньютона верны, а неточны уравнения электродинамики Максвелла.
Б. Неверны ни уравнения электромагнитного поля Максвелла, а законы механики Ньютона.
В. Существует избранная система отсчета, связанная с мировым эфиром, пребывающим в абсолютном покое, относительно которой выполняются законы электродинамики Максвелла.
Как в теории Г. Герца используется понятие «мирового эфира»? Сформулируйте развернутый ответ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С какой проблемой столкнулись ученые-физики во второй половине 19 века?
А. «Эфирного» ветра.
Б. Распространения принципа относительности на электромагнитные явления.
В. Преимущественной системы отсчета.
В чем революционность представлений теории Эйнштейна? Сформулируйте ответ, закрыв учебник.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания можно выполнять в группах по 3 – 4 учащихся. Отчеты о работе групп могут быть письменными или устными. Оценивается не только правильность ответа на каждый вопрос, но и умение учащихся работать в группе, рационально распределяя обязанности и время, отведенное на выполнение заданий.
Результаты работы групп могут быть оформлены в виде таблицы.
Номера заданий и проверяемых умений | Задание 1. | Задание 2. | Задание 3. | Задание 4. | Задание 5. | Итог |
Вычитывать информацию, данную в тексте в явном виде | Объяснять смысл утверждения, высказывания | Вычитывать информацию, данную в неявном виде | Понимать смысл текста в целом, главную мысль | Истолковывать текс, анализируя его, делая собственные выводы | ||
Группы | ||||||
1. 2. 3. … | ||||||
Максимальный балл (М) за задание | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 7 |
Число групп учащихся (Г) | ||||||
Максимально возможный балл (В=М·Г) | ||||||
Сумма баллов во всех группах (С) | ||||||
Процент успешных решений всего класса (П= С/В ·100%) |
Ключи оценивания к примерам заданий
Задание 1.
Проверяется умение вычитывать текстовую информацию, данную в явном виде.
Ключ оценивания:
0 – группа не приступала к выполнению задания или указала неверный ответ;
1 – указан верный ответ.
Задание 2.
Проверяется умение объяснять смысл утверждения, высказывания, гипотезы.
Ключ оценивания:
0 – группа не приступала к выполнению задания или указала неверный ответ;
1 – указан верный ответ.
Задание 3.
Проверяется умение вычитывать подтекст (текстовую информацию, данную в неявном виде).
Ключ оценивания:
0 – группа не приступала к выполнению задания или совсем не справилась с ним;
1 – группой дан верный, но неполный ответ или дан верный ответ, но группа не смогла уложиться во временных рамках;
2 – группой дан верный и полный ответ.
Задание 4.
Проверяется умение понимать смысл текста в целом (главную мысль).
Ключ оценивания:
0 – группа не приступала к выполнению задания или указала неверный ответ;
1 – указан верный ответ.
Задание 5.
Проверяется умение анализировать и делать собственные выводы, договариваться с участниками группы о совместных выводах.
Ключ оценивания:
0 – группа не приступала к выполнению задания или совсем не справилась с ним;
1 – группой дан верный, но неполный ответ или дан верный ответ, но группа не смогла уложиться во временных рамках;
2 – группой дан верный и полный ответ.
Итоговая отметка «5» (ставится всем участникам группы одинаковая), если группа набирает 7 - баллов, «4» - 6-5 баллов, «3» - 3 балла, «2» - 3–0 баллов.
Примеры заданий на развитие регулятивных УУД
Физика 8 класс. Тема «Электрические явления. Виды соединения проводников».
На рисунке представлена схема соединения резисторов. Выберите среди предложенных ответов варианты того, какие величины можно рассчитать, используя данные схемы.
А. Силу тока в точке В.
Б. Общее сопротивление цепи Rобщ.
В. Общее сопротивление цепи Rобщ. и напряжение на участке АВ UАВ
Г. В задаче все величины уже известны.
Д. В задаче не хватает данных для нахождения новых величин.
Физика 10 класс. Тема «Электрический ток. Виды соединения проводников».
В задаче необходимо определить силу тока через сопротивление R6. Известно, что
R1 = 6,4 Ом
R2 = 4 Ом
R3 = 12 Ом
R4 = 6 Ом
R5 = 3 Ом
R6 = 8 Ом
R7 = 20 Ом
Составьте план решения по расчету неизвестной величины:
1 |
________________________________________
2 |
________________________________________
3 |
________________________________________
4 |
________________________________________
5 |
________________________________________
Физика 10 класс. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»
До начала выполнения лабораторной работы составляется план действий, проверяется правильность выполнения действий на каждом этапе плана, полученный результат анализируется, записывается вывод.
Лабораторная работа «наоборот».
Результат, полученный в ходе выполнения некоторыми учащимися лабораторной работы известен, но допущены ошибки в плане действий или выполнены лишние/неверные расчеты и действия. Задание «Лабораторная работа «наоборот» ставит целью найти в плане данные неверные действия и «зачеркнуть» их.
Задания 3 и 4 можно выполнять с использованием интерактивных цифровых ресурсов и виртуальных лабораторных работ.
Физика 9 класс. Тема «Основы Динамики. Движение тела по наклонной плоскости»
Проверь и оцени правильность решения учеником 9 класса задачи на движение тела под действием нескольких сил.
Задача:
С какой силой необходимо втаскивать груз массой m вверх по наклонной плоскости, чтобы он двигался равномерно, если высота плоскости h, длина l, основание S, коэффициент трения µ?
Дай общую оценку работы ученика. Для этого запиши букву утверждения рядом с приведенным суждением, соответствующим оценкам:
А. Полностью правильно.
Б. Частично правильно (с ошибками).
В. Полностью неправильно.
- Выполнение записи 2 закона Ньютона в векторном виде.
- Нахождение проекций векторов сил на координатные оси.
- Нахождение угла наклона плоскости через функцию косинус.
- На рисунке к задаче дана силовая характеристика движения тела.
- Выражена неизвестная в задаче величина.
- Ответ в задаче записан не до конца из-за отсутствия данных в условии задачи.
- Проекция силы трения на ось (ОХ).
Результаты выполнения учащимися заданий оформляются в таблице. Данная таблица для заданий, приведенных в качестве примеров для разных классов. В учебной деятельности используются задания и оформляется таблица для одного класса.
Номера заданий и проверяемых умений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Итог |
Самостоятельно формулировать цель деятельности | Составлять план действий | Действовать по плану | Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки | Проверять и оценивать результаты работы (не только своей) | Сумма баллов за все регулятивные умения | |
Ученики | ||||||
1 2 3 … | ||||||
Максимальный балл за задание (М) | 1 | 4 | 5 | 3 | 7 | 20 |
Число учеников, выполнявших работу (Ч) | ||||||
Максимально возможный балл всех учеников (В=М·Ч) | ||||||
Сумма баллов всех учеников, выполнявших работу (С) | ||||||
Процент успешных решений всего класса (П=С/В/100) | ||||||
Динамика учащегося (сравнение результатов данной работы с предыдущими) |
Ключи оценивания к примерам заданий
Задание 1.
Проверяет умение самостоятельно формулировать цель деятельности.
Ключ оценивания:
0 – не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ;
1 – указан верный ответ (ответы).
Задание 2.
Проверяет умение составлять план действий.
Ключ оценивания:
0 – не приступал к выполнению задания или совсем не справился с ним;
1 – верно определил только два пункта плана;
2 – верно определил только три-четыре пункта плана;
3 – допустил одну-две ошибки;
4 – верно расположил все пункты плана.
Задание 3.
Проверяет умение действовать по плану.
Ключ оценивания:
0 – 5 – по числу верно выполненных пунктов плана лабораторной работы.
Задание 4.
Проверяет умение сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки.
Ключ оценивания:
0 – не приступал к выполнению задания или совсем не справился с ним;
1 – выделил только один пункт плана, выполненный неправильно, или только исправил ошибки, но не обвёл пункты плана;
2 – обвел оба пункта плана лабораторной работы, но не исправил ошибки, или исправил ошибки, но неверно обвел один пункт плана работы;
3 – верно выполнил всё задание.
Задание 5.
Проверяет умение анализировать и оценивать результаты работы.
Ключ оценивания: 0 – 7 – по числу правильных ответов.
Список использованной литературы:
Перышкин А.В., «Физика. 7 класс», Москва, «Дрофа», 2011
Перышкин А.В., «Физика. 8 класс», Москва, «Дрофа», 2012
Перышкин А.В., Гутник Е.М. «Физика. 9 класс», Москва, «Дрофа», 2011
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., «Физика. 10 класс», Москва, «Просвещение», 2011
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М., «Физика. 11 класс», Москва, «Просвещение», 2012
Рымкевич А.П., «Сборник задач по физике. 10-11 класс», Москва, «Дрофа», 2010
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др., «Диагностика метапредметных и личностных результатов в свете ФГОС НОО», Москва, «БАЛАОС», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по физике "Методы решения задач по физике"
Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач» рассчитана на два учебных года для учащихся 10- 11 классов, составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Про...
Рабочая программа учебного курса по физике "Практикум решения задач по физике" (10-11 классы) на 2012-2013 уч. год
Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне. Программа курса учитывает цели обучения по физике...
элективный курс по физике в 10 – 11 классах “Методы решения задач по физике”
Курс рассчитан на учащихся 10—11 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.Основные цели курса:· развитие интере...
Формирование экспериментального метода решения задач на уроках физики
В данный момент я работаю над данной проблемой. на уроках использую различные методы на лабораторных занятиях и во внеурочное время. Выступала по этой теме на регинальном семинаре....
Теоретические основы формирования мыслительных операций «сравнение», «анализ и синтез» обучающихся в процессе решения задач по физике
В настоящий момент информационное общество нуждается в человеке «обучаемом», а не только «обученном»: способном самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение сво...
Обучение решению задач по физике как средство формирования мыслительных операций "сравнение", "анализ", "синтез" на примере темы "Основы фотоэффекта"».
Рассмотрено формирование мыслительных операций на основе решения задач в профессиональной школе....
Алгоритм решения задач по физике 7кл с примерами решения задач.
Всегда хотелось найти универсальный способ решения задач, но, наверное, его просто не существует. Однако можно составить рекомендации для решения отдельных групп задач. В предлагаемом материале ...