О проектно – исследовательской деятельности учащихся
статья по физике (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Проектная деятельность школьников в процессе образования дает возможность воспитывать в них самостоятельную, уверенную в себе личность с лидерскими качествами; помогает в социализации гражданина в социуме, способного проявить себя в политике, бизнесе, искусстве, спорте. Обучающиеся по прграмме ФГОС в будущем должны быть людьми, обладающими проектным мышлением и овладевшими навыками проектно - исследовательской деятельности.
Проектно - исследовательская деятельность обучающихся относится к деятельным технологиям обучения. По данной технологии: цель обучения - помимо привития к учащимся ЗУН, формирование у них умений действовать со знанием дела - компетентно. Усвоение знаний происходит в процессе деятельности, в ходе применения этих знаний на практике.
Особенности проектного метода обучения:
- Наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения;
- Наличие ясной, реально достижимой цели, которая является решением исходной проблемы;
- Предварительное планирование работы от исходной пролемы до реализации цели проекта;
- Осуществление плана работы над проектом;
- Создание проектного продукта;
- Составление отчета о ходе работы;
- Публичная защита, презентация проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_proetn_deyat.docx | 44.75 КБ |
Предварительный просмотр:
О проектно – исследовательской деятельности учащихся
Шаравии Оюмаа Очур-ооловна, учитель физики ГБОУ РТ школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выпускник общеобразовательной российской школы в будущем должен быть образованным человеком, умеющим самостоятельно находить необходимую информацию, должен обладать навыками поиска нужной информации и уметь эффективно использовать ее для ее решения возникающих жизненно важных вопросов. Данные навыки выпускник общеобразовательной школы может освоить в ходе проектно-исследовательской деятельности.
Проект – (лат. Projectus брошенный вперед) – план, замысел. [1, с. 492]. Проект - это организация деятельности человека, которая планирует реализацию целей, определяет дальнюю и ближайшую перспективу, поиск и привлечение необходимых ресурсов, составление плана действий и, осуществив его, достигает поставленные цели.
Проектная деятельность школьников в процессе образования дает возможность воспитать в них самостоятельную, уверенную в себе личность с лидерскими качествами; помогает в социализации гражданина в социуме, способного проявить себя в политике, бизнесе, искусстве, спорте. Обучающиеся по программе ФГОС в будущем должны быть людьми, обладающими проектным мышлением и овладевшие навыками проектно – исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся относится к деятельностным технологиям обучения. В работе Л.С. Выготского деятельность рассматривается как целенаправленная активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. По данной технологии цель обучения – помимо привития к учащемуся ЗУН, формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. Усвоение знаний происходит в процессе деятельности, в ходе применения этих знаний на практике.
Метод проектов возник в начале 20-го века в США, под названием метода проблем. Он основывался на идеях американского философа и педагога Джона Дьюн, которые предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность именно в этом знании для достижения именно этой цели. Детям предлагается проблема, взятая из реальной жизни и значимая для них. Для решения этой проблемы ученик применяет имеющиеся у него знания, так же приобретает новые знания в ходе работы.
В этой ситуации учитель перестает быть источником знаний, а лишь подсказывает детям пути поиска необходимой информации и опыта. [2, с. 4].
Таким образом, проектно – исследовательская деятельность - это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя, в ходе которого реализуется научный метод познания, процесс разработки создания проекта.
Мероприятия по поддержке и развитию проектно – исследовательской деятельности учащихся позволят решить:
- многие социальные проблемы: поможет выпускникам школ пройти успешную социализацию;
- Решит задачу по созданию центров поддержки одаренных детей при крупных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах детей на всей территории Российской Федерации;
- Дает возможность создания сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей, а также обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья [3].
Методы, используемые в проектно – исследовательской деятельности: индивидуальные, практико-ориентированные, проблемные, деятельностные, проектные, исследовательские.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование – это процесс поиска неизвестного.
Для ученика проект – это:
- возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала;
- деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат;
- деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учеником.
Результат проектной деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, и значим для своих открывателей.
Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность [4].
Характерные особенности проектного метода обучения:
- Наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения;
- Наличие ясной, реально достижимой цели, которая является решением исходной проблемы. Цель должна быть направлена на создание проектного продукта в ходе работы и решения проблемного проекта;
- Предварительное планирование работы от исходной проблемы до реализации цели проекта, разбитое на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них: определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать график работы с указанием сроков реализации каждого этапа;
- Осуществление плана работы над проектом: изучение литературы и других источников информации, отбор информации; проведение практической части работы, эксперимента, наблюдений, исследований, опросов, с анализом и обобщение полученных данных;
- Создание проектного продукта – мысленного образа желаемого результата работы;
- Составление отчета о ходе работы с описанием всех этапов работы (начиная с определения проблемы проекта), всех принимавшихся решений с их обоснованием, всех возникших проблем и способов их преодоления; анализ собранной информации, проведенных экспериментов и наблюдений, приведение результатов опросов, и т.д.; подведение итогов, вывод, выяснение перспектив проекта;
- Публичная защита, презентация проекта.
Этапы работы над проектом.
Учащемуся предлагается в качестве проекта работа, в которой у него есть определенные знания, и есть возможность дальнейшего приобретения знаний. Работа должна требовать поиска новых решений. Наибольшую ценность имеет актуальная тема, практически значимая.
Этапы проектной работы:
Проектно-исследовательская деятельность осуществляется самостоятельно учащимися под руководством педагога-руководителя. Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы.
Защита проекта соответствует уровню экзамена. На итоговой конференции, в конце полугодия, представляются лучшие проекты по предметам. По результатам конференции учащиеся награждаются дипломами I, II, III степени.
Проектно-исследовательская деятельность помогает детям, находящимся в социальной изоляции успешно социализироваться и принимать участие в мероприятиях районного, городского и Всероссийского масштабов. Исследовательскую деятельность можно проводить и индивидуально, и групповым методом, что дает возможность учащимся осознать значимость их деятельности, осознать себя членом общества, даже возможность решить общественно – значимые вопросы.
Планируемая в ходе проектно-исследовательской работы полевая, лабораторная работа может предусматривать вовлечение в нее родителей, общественные организации, различные учреждения. Сама цель проведения исследовательской работы должна вызвать отклик в оказании помощи различных учреждений. Сам ученик в ходе деятельности получает дополнительные знания в области познания родного края из литературы, из видеофильмов, интернет ресурсов, фотографий, СМИ и других источников.
Как?
Литература:
- Современный словарь иностранных слов /Редакторы Е.Н. Захаренко и др.// – М.: «Русский язык», 1993. – 740 с.
- Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября, 2013.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы от 7 февраля 2011 г. N 163-р.
- Методические рекомендации Департамента образования г. Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20 по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.
В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....
Отчёт о работе над собственным методическим исследованием «Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»
Работа опубликована в школьном методическом сборнике за 2012-13 учебный год...
Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы
Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....
Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся по физике (внеурочная деятельность)
Тьюторское сопровождение проектно-исследовательскойдеятельности учащихся по физике (внеурочная деятельность)...
Статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Программируем в среде Scratch"
В данной статье представлен опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности....
Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...
Проектно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочной деятельности (Lego).
Презентация для выступления на ШМО....