урок по теме "Основы молекулярно-кинетической теории"
план-конспект урока по физике (9, 10 класс) на тему

Мельничук Елена Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_osn_mkt.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Георгиевский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

«ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

(урок обобщения и систематизации знаний)

Е.И.МЕЛЬНИЧУК

Георгиевск

2015

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине физика на тему «Основы молекулярно-кинетической теории», тип занятия: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков, вид занятия: урок – практическая работа, по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, демонстрирует возможность максимального вовлечения обучающихся в учебный процесс, используя мультимедийные средства обучения, предназначена для преподавателей образовательных учреждений СПО, НПО, а также может быть использована для самостоятельной работы студентов.


Оглавление

  1. Введение                                                                                                4
  2. Тема, задачи, тип занятия, метод обучения, структура урока, содержание                        5
  3. Карточки с заданиями                                                                                5-7
  4. Домашнее задание                                                                                   7
  5. Заключение                                                                                           8


Введение.

Современную жизнь трудно представить без технических средств, помогающих и облегчающих нашу жизнь. Некоторые технические средства обучения, такие как аудиотехника и диапроекторы, персональные компьютеры основательно утвердились в педагогическом процессе.

Структура и профиль учебных занятий требует наглядности, и современный уровень образования в мире заставляют искать новые методы обучения, постоянно быть в поиске нового в этой области.

У учащихся существует живой интерес ко всему новому и не использовать его в целях обучения физики было бы неразумно.

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Основы молекулярно-кинетической теории" сочетает практическую работу с развитием основ научной деятельности – необходимость делать обобщающие выводы на основе проведенных экспериментов.


Дисциплина: Физика

Тема урока: Основы молекулярно-кинетической теории

Задачи:

1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Основы МКТ».

2. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к учебе.

3. Формирование умений проводить опыты, делать обобщающие выводы.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.

Вид занятия: урок – практическая работа.

Методы обучения (по характеру познавательной деятельности): частично-поисковый.

Структура урока.

1. Организационный момент.

2. Работа в учащихся.

3. Выступление учащихся.

4. Решение качественных задач.

5. Итог, домашнее задание.

Содержание

1. Вступительное слово.

- Сегодня на занятии мы с вами повторим как устроено вещество. Для этого нам необходимо разделиться на 7 групп, каждая из которой выполнит практическое задание и ответит на поставленные вопросы.

Карточка №1.

Оборудование: мел, марганцовка, три стакана с чистой водой, стеклянная палочка.

Ход работы

1. Проведите пальцем по поверхности мела. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?

2. Бросьте в стакан с водой марганцовки. Размешайте палочкой и перелейте несколько капель во второй стакан, затем повторите эту процедуру еще раз. Сравните цвет раствора во всех трех стаканах.

3. Ответьте на вопросы:

- сохранилось ли основное свойство вещества – цвет - при уменьшении концентрации раствора;

- можете ли вы сделать предположение о том, сколько частичек марганцовки еще осталось в третьем стакане; а сколько их тогда было в первом стакане;

- вспомнив размеры кристалликов, брошенных вами в воду, можете ли вы сказать что-либо о размерах мельчайших частиц вещества.

Карточка №2.

Оборудование: пустая колба, пробка с трубкой, бумажка, миска с холодной водой.

Ход работы

1. Вставьте пробку с трубкой в колбу, охладите колбу, погрузив ее в миску с водой. Переверните колбу, погрузив в воду трубку, обхватите ее руками. Наблюдайте, что произойдет.

2. Зажгите бумажку и засуньте ее в колбу. Быстро закройте колбу пробкой и погрузите трубку в воду. Что вы наблюдаете? Объясните.

Карточка №3.

Оборудование: колба с подкрашенной водой, пробка со вставленной в нее трубкой, маркер, штатив, асбестовая подставка, спиртовка.

Ход работы

1. Положите подставку на держатель штатива, поставьте на него колбу, отметив маркером уровень воды в трубке. Зажгите спиртовку.

2. Наблюдайте, что происходит с уровнем воды в течение 2-3 минут, после чего сообщите об окончании опыта.

3. Обсудите результаты опыта.

Карточка №4

Оборудование: дощечка с двумя вбитыми в нее гвоздями, монета, пинцет.

1. Проверьте, легко ли проходит монета между вбитыми в дощечку гвоздями.

2. Возьмите монету за край пинцетом и подержите 1 минуту в пламени. Проходит ли монета теперь между гвоздями?

3. Подождите, пока монетка охладиться. Повторите попытку. Как вы можете объясните результаты опыта?

Карточка №5.

Оборудование: пластилин, мел.

Ход работы

1. Разделите пластилин на две части и соедините. Что вы наблюдаете. Как это можно объяснить.

2. То же самое сделайте с мелом. Какие выводы можно сделать.

Карточка №6.

Оборудование: стакан с горячей и холодной водой, весы.

Ход работы

1. Уравновесить весы.

2. В два одинаковых стакана налить горячей и холодной воды равного объема.

3. Стаканы аккуратно поставить на чаши весов.

4. Что вы наблюдаете? Как это можно объяснить?

Карточка №7.

Оборудование: медицинский шприц, вода.

Ход работы

1. Возьмите шприц, зажмите отверстие для иглы пальцем и попытайтесь сжать воздух в нем как можно сильнее. На какую часть своего объема он сжался? Почему?

2. Проделайте то же самое с водой.

3. Скажите, как устроен газ и вода.

2. По окончании опытов происходит их демонстрация и обсуждение, заполняется таблица.

3. Решение качественных задач.

- Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике: кто-то украл золото? Или это чудо, знамение?

- Износ обуви, углубления в ступенях древних лестниц, протирание локтей пиджаков, брюк… Не наводят пли эти будничные явления на глубокие научные размышления? На какие?

4. Итог урока.

- Ответьте, пожалуйста, как же устроено вещество.

Учащиеся озвучивают таблицу.

Домашнее задание: придумать историю о путешествии молекулы воды.


Заключение

На данном занятии в учебном процессе участвуют все студенты группы. Не смотря на простые опыты, они позволяют обобщить полученные на предыдущих занятиях теоретические знания, заставляют делать самостоятельные выводы, т.е. применять их на практике, убедиться в необходимости научных знаний для объяснения каждодневных явлений. На уроке используются различные методы обучения: самостоятельная, практическая работа, решение проблемной ситуации и основы научного исследования. С самого начала урока необходимо задать хороший темп работы студентам, начав с актуализации знаний студентов по изученному материалу. Содержание урока соответствует требованиям программы. Прослеживается связь теории с практикой.

Подобные занятия позволяют вовлекать в учебную деятельность каждого студента, используя дополнительные эффективные методы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Молекулярная физика. Основы молекулярно-кинетической теории.

Интегрированный урок по физике и химии по теме "Молекулярная физика, Основы молекулярно-кинетической теории". Рассмотрен исторический аспект развития МКТ. Закон Авогадро и следствия из него. Количеств...

Обобщающий урок по теме " Основные положения молекулярно-кинетической теории"

Данная разработка может быть использована при изучении темы МКТ идеального газа в 10 классе.  Урок расчитан на 2 часа, но можно использовать элементы урока отдельно.  В работе использованы с...

Открытый урок : Интегрированный урок по дисциплинам: физика и информатика. Тема урока: "Основные положения молекулярно-кинетической теории"

Цели урока: Образовательные: сформулировать основные положения МКТ;раскрыть научное и мировоззренческое значение броуновского движения;установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от ...

презентация к уроку по теме "Основы молекулярно-кинетической теории"

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков; вид занятия: урок - практическая работа; методы обучения (по характеру познавательной деятельности): частично-поисковый.На уроке исполь...

Презентация к уроку физики в 10 классе "Молекулярно-кинетическая теория строения вещества"

Молекулярно-кинетическая теория строения вещества - учение о строении и свойствах вещества на основе представления о существовании атомов и молекул как наименьших частиц химического вещества....

Урок физики : «Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно- кинетической теории газа.»

План-конспект урока физики «Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно- кинетической теории газа.»...

Презентация к уроку-повторения "Основы молекулярно-кинетической теории". 10 класс

Презентация к уроку-повторения "Основы молекулярно-кинетической теории". 10 класс...