урок по теме "Основы молекулярно-кинетической теории"
план-конспект урока по физике (9, 10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Георгиевский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
«ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»
(урок обобщения и систематизации знаний)
Е.И.МЕЛЬНИЧУК
Георгиевск
2015
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине физика на тему «Основы молекулярно-кинетической теории», тип занятия: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков, вид занятия: урок – практическая работа, по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, демонстрирует возможность максимального вовлечения обучающихся в учебный процесс, используя мультимедийные средства обучения, предназначена для преподавателей образовательных учреждений СПО, НПО, а также может быть использована для самостоятельной работы студентов.
Оглавление
- Введение 4
- Тема, задачи, тип занятия, метод обучения, структура урока, содержание 5
- Карточки с заданиями 5-7
- Домашнее задание 7
- Заключение 8
Введение.
Современную жизнь трудно представить без технических средств, помогающих и облегчающих нашу жизнь. Некоторые технические средства обучения, такие как аудиотехника и диапроекторы, персональные компьютеры основательно утвердились в педагогическом процессе.
Структура и профиль учебных занятий требует наглядности, и современный уровень образования в мире заставляют искать новые методы обучения, постоянно быть в поиске нового в этой области.
У учащихся существует живой интерес ко всему новому и не использовать его в целях обучения физики было бы неразумно.
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Основы молекулярно-кинетической теории" сочетает практическую работу с развитием основ научной деятельности – необходимость делать обобщающие выводы на основе проведенных экспериментов.
Дисциплина: Физика
Тема урока: Основы молекулярно-кинетической теории
Задачи:
1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Основы МКТ».
2. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к учебе.
3. Формирование умений проводить опыты, делать обобщающие выводы.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.
Вид занятия: урок – практическая работа.
Методы обучения (по характеру познавательной деятельности): частично-поисковый.
Структура урока.
1. Организационный момент.
2. Работа в учащихся.
3. Выступление учащихся.
4. Решение качественных задач.
5. Итог, домашнее задание.
Содержание
1. Вступительное слово.
- Сегодня на занятии мы с вами повторим как устроено вещество. Для этого нам необходимо разделиться на 7 групп, каждая из которой выполнит практическое задание и ответит на поставленные вопросы.
Карточка №1.
Оборудование: мел, марганцовка, три стакана с чистой водой, стеклянная палочка.
Ход работы
1. Проведите пальцем по поверхности мела. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?
2. Бросьте в стакан с водой марганцовки. Размешайте палочкой и перелейте несколько капель во второй стакан, затем повторите эту процедуру еще раз. Сравните цвет раствора во всех трех стаканах.
3. Ответьте на вопросы:
- сохранилось ли основное свойство вещества – цвет - при уменьшении концентрации раствора;
- можете ли вы сделать предположение о том, сколько частичек марганцовки еще осталось в третьем стакане; а сколько их тогда было в первом стакане;
- вспомнив размеры кристалликов, брошенных вами в воду, можете ли вы сказать что-либо о размерах мельчайших частиц вещества.
Карточка №2.
Оборудование: пустая колба, пробка с трубкой, бумажка, миска с холодной водой.
Ход работы
1. Вставьте пробку с трубкой в колбу, охладите колбу, погрузив ее в миску с водой. Переверните колбу, погрузив в воду трубку, обхватите ее руками. Наблюдайте, что произойдет.
2. Зажгите бумажку и засуньте ее в колбу. Быстро закройте колбу пробкой и погрузите трубку в воду. Что вы наблюдаете? Объясните.
Карточка №3.
Оборудование: колба с подкрашенной водой, пробка со вставленной в нее трубкой, маркер, штатив, асбестовая подставка, спиртовка.
Ход работы
1. Положите подставку на держатель штатива, поставьте на него колбу, отметив маркером уровень воды в трубке. Зажгите спиртовку.
2. Наблюдайте, что происходит с уровнем воды в течение 2-3 минут, после чего сообщите об окончании опыта.
3. Обсудите результаты опыта.
Карточка №4
Оборудование: дощечка с двумя вбитыми в нее гвоздями, монета, пинцет.
1. Проверьте, легко ли проходит монета между вбитыми в дощечку гвоздями.
2. Возьмите монету за край пинцетом и подержите 1 минуту в пламени. Проходит ли монета теперь между гвоздями?
3. Подождите, пока монетка охладиться. Повторите попытку. Как вы можете объясните результаты опыта?
Карточка №5.
Оборудование: пластилин, мел.
Ход работы
1. Разделите пластилин на две части и соедините. Что вы наблюдаете. Как это можно объяснить.
2. То же самое сделайте с мелом. Какие выводы можно сделать.
Карточка №6.
Оборудование: стакан с горячей и холодной водой, весы.
Ход работы
1. Уравновесить весы.
2. В два одинаковых стакана налить горячей и холодной воды равного объема.
3. Стаканы аккуратно поставить на чаши весов.
4. Что вы наблюдаете? Как это можно объяснить?
Карточка №7.
Оборудование: медицинский шприц, вода.
Ход работы
1. Возьмите шприц, зажмите отверстие для иглы пальцем и попытайтесь сжать воздух в нем как можно сильнее. На какую часть своего объема он сжался? Почему?
2. Проделайте то же самое с водой.
3. Скажите, как устроен газ и вода.
2. По окончании опытов происходит их демонстрация и обсуждение, заполняется таблица.
3. Решение качественных задач.
- Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике: кто-то украл золото? Или это чудо, знамение?
- Износ обуви, углубления в ступенях древних лестниц, протирание локтей пиджаков, брюк… Не наводят пли эти будничные явления на глубокие научные размышления? На какие?
4. Итог урока.
- Ответьте, пожалуйста, как же устроено вещество.
Учащиеся озвучивают таблицу.
Домашнее задание: придумать историю о путешествии молекулы воды.
Заключение
На данном занятии в учебном процессе участвуют все студенты группы. Не смотря на простые опыты, они позволяют обобщить полученные на предыдущих занятиях теоретические знания, заставляют делать самостоятельные выводы, т.е. применять их на практике, убедиться в необходимости научных знаний для объяснения каждодневных явлений. На уроке используются различные методы обучения: самостоятельная, практическая работа, решение проблемной ситуации и основы научного исследования. С самого начала урока необходимо задать хороший темп работы студентам, начав с актуализации знаний студентов по изученному материалу. Содержание урока соответствует требованиям программы. Прослеживается связь теории с практикой.
Подобные занятия позволяют вовлекать в учебную деятельность каждого студента, используя дополнительные эффективные методы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Молекулярная физика. Основы молекулярно-кинетической теории.
Интегрированный урок по физике и химии по теме "Молекулярная физика, Основы молекулярно-кинетической теории". Рассмотрен исторический аспект развития МКТ. Закон Авогадро и следствия из него. Количеств...
Обобщающий урок по теме " Основные положения молекулярно-кинетической теории"
Данная разработка может быть использована при изучении темы МКТ идеального газа в 10 классе. Урок расчитан на 2 часа, но можно использовать элементы урока отдельно. В работе использованы с...
Открытый урок : Интегрированный урок по дисциплинам: физика и информатика. Тема урока: "Основные положения молекулярно-кинетической теории"
Цели урока: Образовательные: сформулировать основные положения МКТ;раскрыть научное и мировоззренческое значение броуновского движения;установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от ...
презентация к уроку по теме "Основы молекулярно-кинетической теории"
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков; вид занятия: урок - практическая работа; методы обучения (по характеру познавательной деятельности): частично-поисковый.На уроке исполь...
Презентация к уроку физики в 10 классе "Молекулярно-кинетическая теория строения вещества"
Молекулярно-кинетическая теория строения вещества - учение о строении и свойствах вещества на основе представления о существовании атомов и молекул как наименьших частиц химического вещества....
Урок физики : «Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно- кинетической теории газа.»
План-конспект урока физики «Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно- кинетической теории газа.»...
Презентация к уроку-повторения "Основы молекулярно-кинетической теории". 10 класс
Презентация к уроку-повторения "Основы молекулярно-кинетической теории". 10 класс...