"Подготовка к ЕГЭ по физике с применением компьютерных технологий"
элективный курс по физике (9, 10, 11 класс) по теме

Курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Главной особенностью курса является практический характер и использование различных современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Подготовка к ЕГЭ по физике с применением

компьютерных технологий»

для учащихся 11 классов

Пояснительная записка

Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе физики, оказавших  определяющее влияние на развитие техники и технологии: методах научного познания природы:
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели,; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний: оценивать достоверность естественнонаучной информации:
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убеждённости в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования  научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.  

 Программа курса составлена на основе сборника нормативных документов Министерства образования Российской Федерации издательства «Дрофа-2007».

Цели курса:

  1. обеспечить дополнительную поддержку учащихся 11 классов       универсального обучения для сдачи ЕГЭ по физике;
  2.  развить содержание курса физики для изучения  на профильном уровне.

Задачи курса:

  • углубление и расширение знаний учащихся при решении и     анализе задач, изучения содержания электронного учебника;
  • вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий), индивидуального входа, выстраивания индивидуальной программы обучения;
  • использование активных форм организации учебных занятий;
  • практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов на базе разделов "Тематический режим». «Тренировочный режим», «Экзаменационный режим».
  •  интерактивное знакомство учащихся с нормативными документами, спецификой обобщающего повторения, особенностями выполнения заданий;
  • автоматизацию процесса подготовки и тестирования по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ.
  • знакомство с кодификатором элементов содержания для составления контрольно-измерительных материалов ЕГЭ;
  • использование кодификатора элементов содержания при решении задач;
  • изучение метода решения тестовых заданий в экзаменационном режиме.

Курс рассчитан на 34 часа, 2-3 часа в неделю.

Курс опирается на знания, полученные при изучении базового курса физики. Основное средство и цель его – решение задач. Лекции предназначены для повторения теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий, поэтому носят обзорный характер при минимальном объёме математических выкладок.

В процессе обучения внимание учащихся должно быть направлено на выбор и разграничение математической и физической модели рассматриваемого явления, отработаны стандартные алгоритмы решения задач в стандартных ситуациях и в измененных или новых ситуациях. При решении задач предполагается широко использовать аналогии, графические методы.

Самостоятельная работа предусматривается в виде выполнения домашних заданий. Минимально необходимый объём домашнего задания – 7-10 задач (1-2 задачи повышенного уровня с кратким ответом (тип В), 1-2 задачи повышенного уровня  с развернутым ответом (тип С), остальные задачи базового уровня с выбором ответа (тип А).

Предусматриваются виды контроля, позволяющие оценивать динамику усвоения курса учащимися и получить данные для определения дальнейшего совершенствования курса:

  • текущие контрольные работы в форме тестовых заданий с выбором ответа
  • итоговое тестирование в форме репетиционного экзамена.

Занятия предполагается проводить блоками по 5 часов (3+2).

 1 час -  фронтальная работа:

        1.знакомство с кодификатором элементов содержания;

        2 актуализация знаний, работа с печатными источниками;

2 часа – тестирование в тематическом режиме. Тематический режим позволяет выполнять контрольные работы последовательно по темам, проверяемым ЕГЭ (входящим в состав кодификатора), и, заранее выявив проблемы которые могут возникнуть при выполнении заданий ЕГЭ, восполнить пробелы в знаниях учебного материала. Ученик может исправить любой ответ и возвращаться к пропущенным заданиям без ограничений во времени, а в конце работы – ознакомиться с правильными ответами.

1 час – рефлексия.

Для того  чтобы удовлетворить потребности учащихся с разным уровнем подготовки, предполагается использование тренировочного режима. Тренировочный режим позволяет проверить и закрепить знания по предмету, выполняя тренировочные тесты. Каждый вариант по количеству заданий, их содержанию и сложности полностью соответствует экзаменационному. Но тренировочный режим позволяет исправлять любые ответы и выполнить пропущенные задания без ограничений во времени. По окончании работы ученик может ознакомиться с правильными ответами.

4 часа – итоговое тестирование в экзаменационном режиме. Виртуальное  экзаменационное тестирование организовано в полном соответствии с правилами проведения единого государственного экзамена. На выполнение экзаменационных заданий отводится фиксированное время. Ответы могут быть сначала внесены в черновик, после принятия окончательного решения в экзаменационный бланк. Допускается ограниченное количество исправлений  в уже внесённых в бланк ответов.  

 

Предполагаемые результаты:

        Учащиеся должны:

-  понимать сущность метода научного познания окружающего мира;

-  владеть основными понятиями и законами физики;

- воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической);

- владеть понятиями и представлениями физики, связанными с жизнедеятельностью человека;

-  подготовиться к сдаче государственного экзамена по физике.

Данный курс предполагает использование учебников и пособий:

  1. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий, Физика -10 класс, М.; Просвещение, 2003-2007г.
  2. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Физика – 11 класс; М.; Просвещение, 2003-2007г.
  3. А.П. Рымкевич, Физика 10-11 класс, Задачник, М.; Дрофа, 2003-2007г.
  4. И.Л. Касаткина, Полный курс подготовки ЕГЭ, М.; Астрель, 2000г.
  5. М.Ю. Демидова, И.И. Нурминский., ЕГЭ 2008. Физика. Федеральный банк экзаменационных материалов; М.; Эксмо, 2008г.
  6. Материалы на компакт диске, ФГНУ «ФИПИ», 2007г.

Содержание курса

Механика - 5 часов

Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения. Момент силы. Условия равновесия. Гидростатика. Движение тел со связями. Законы сохранения импульса и энергии. Уравнение Бернулли и уравнение неразрывности.

Молекулярная физика и термодинамика – 5 часов

Основное уравнение МКТ газов. Уравнение состояния газа. Изопроцессы. Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Расчёт КПД тепловых двигателей, цикла Карно.

Электродинамика – 5 часов

Напряжённость и потенциал электростатического поля точечного  зарядов. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов. Конденсаторы

Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчёт разветвлённых электрических цепей.

Силы Ампера и Лоренца. Электромагнитная индукция.

Колебания и волны – 5 часов

Механические гармонические колебания.

Электромагнитные гармонические колебания.

Переменный ток.

Механические и электромагнитные колебания.

Оптика – 5 часов

Закон отражения и преломления света. Построение изображений неподвижных предметов в тонких линзах, плоских зеркалах.

Интерференция света, условия интерференционного максимума и минимума. Дифракция света. Дифракционная решётка. Дисперсия света.

Квантовая физика - 5 часов

Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение постулатов Бора для расчёта линейчатых спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомами.

Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда, массового числа, в задачах о ядерных превращениях.

Итоговое тестирование - 4часа

Тематическое планирование

Тема №1

Механика

3+2 часа

Тема №2

Молекулярная физика и термодинамика

3+2 часа

Тема №3

Электродинамика

3+2 часа

Тема №4

Колебания и волны

3+2 часа

Тема №5

Оптика

3+2 часа

Тема №6

Квантовая физика

3+2 часа

Тема №7

Итоговое тестирование

4 часа

                                                                                   Всего:

34 часа

По теме №1

Основные понятия, знания и умения

понятия: механическое движение, относительность движения, система отсчёта, материальная точка, траектория, скорость, ускорение, свободное падение, период, частота обращения, материальная точка, масса, сила, вес, невесомость.  Законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, зависимость силы трения скольжения от силы давления.

Учащиеся должны:

Уметь строить график скорости, движения при равномерном и равноускоренном движении, вычислять массу, силу, жёсткость, коэффициент трения.

Решать задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении, скорости и ускорения при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью, на расчет ускорения, массы, силы.

Изображать на чертеже при решении задач направления векторов скорости и ускорения.

По теме №2

Основные знания, умения и понятия

Понятия: тепловое движение частиц, массы и размеры молекул, идеальный газ, изохорный, изотермический, изобарный и адиабатный процессы, броуновское движение, температура, необратимость тепловых процессов, насыщенный и ненасыщенный пар, влажность воздуха, анизотропия монокристаллов, кристаллические и аморфные тела

Законы и формулы: основные уравнения МКТ, уравнение Менделеева-Клайперона, связь между параметрами состояния газа в изопроцесах, первый закон термодинамики

Практическое применение – использование кристаллов и других материалов в технике, тепловые двигатели и их применение на транспорте, в энергетике и сельском хозяйстве, методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды. Учащиеся должны:

Учащиеся должны:

Уметь решать задачи на расчёт количества вещества, молярной массы с использованием основного уравнения МКТ, уравнения Менделеева-Клайперона, связи кинетической энергии молекул и температуры, первого закона термодинамики, на расчёт работы газа в изобарном процессе, КПД тепловых двигателей

Читать и строить графики зависимости между основными параметрами состояния газа

Пользоваться психрометром.

 По теме №3

Основные понятия и умения

Понятия: электрический заряд, электрическое и магнитное поля, напряженность, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость, сторонние силы и ЭДС, термоэлектронная эмиссия, собственная и примесная проводимость полупроводников, p-n переход в полупроводниках.

Законы: Кулона, сохранения электрического заряда, Ома для полной цепи, электролиза.

Учащиеся должны:

Уметь решать задачи: на закон сохранения электрического заряда и закон Кулона, на расчет напряженности, напряжения, работы электрического поля, электроемкости.

Производить расчёты электрических цепей с применением закон Ома для участка и полной цепи и закономерностей последовательного  и параллельного соединения проводников.

По теме №4

Учащимся необходимо знать:

Понятия: электромагнитная индукция, самоиндукция; индуктивность;

Закон электромагнитной индукции, правило Ленца.

Решать задачи: на расчет силы Ампера, силы Лоренца.

Уметь определять направление силы Ампера и силы Лоренца используя правило правой и левой руки.

По теме №5

Учащимся необходимо :

знать понятия: свободные и вынужденные колебания; колебательный контур; переменный ток; резонанс; электромагнитная волна.

знать практическое применение: генератор переменного тока; схема радиотелефонной связи.

 уметь: применять силу тока и напряжение в цепях переменного тока, определять неизвестный параметр колебательного контура, если известны значения другого его параметра и частота свободных колебаний; рассчитывать частоту свободных колебаний в колебательном контуре с известными параметрами.

Использовать трансформатор для преобразования токов и напряжения.

По теме №6

Учащимся необходимо знать:

Понятия: интерференция, дифракция и дисперсия света.

Законы отражения и преломления света; принцип постоянства скорости света в вакууме; связь массы и энергии.

Практическое применение: полное отражение; примеры практического применения электромагнитных волн инфракрасного, видимого, ультрафиолетового и рентгеновского диапазонов частот.

Учащимся необходимо уметь: Измерять длину световой волны.

Решать задачи на применение  формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью, период колебаний с циклической частотой; на применение закона преломления света.

По теме №7

Учащимся необходимо знать

Понятия: фотон; фотоэффект, корпускулярно-волновой дуализм, ядерная модель атома; ядерные реакции, энергия связи; радиоактивный распад; цепная реакция деления; термоядерная реакция; элементарная частица; атомное ядро.

Законы фотоэффекта; постулаты Бора; закон радиоактивного распада.

Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента; примеры технического использования фотоэлементов; принцип спектрального анализа; примеры практических применений спектрального анализа; устройство и принцип действия ядерного реактора.

Учащимся необходимо уметь: 

Решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой соответствующей световой волной.

Вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотоэлектронов на основе уравнений Эйнштейна.

Определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электронного заряда и массового числа.

Рассчитывать энергетический выход ядерной реакции.

Определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компьютерных технологий при обработке результатов физических экспериментов

Предлагабю материал лабораторнй работы по физике с исполизованием возможностей электронных табли...

«Применение компьютерных технологий в учебном процессе ДШИ»

Данная статья была представлена на Республиканской научно-практической конференции «Развитие творческого потенциала личности ребенка. Инновационные технологии в педагогической  деятельности»....

Применение компьютерных технологий для выполнения практических работ по закреплению правил орфоэпии и произношения глухими учащимися на уроках РРС и ФП на второй ступени обучения

Данная статья представляет собой теоретический и практический материал по использованию компьютерных технологий на уроках РРС и ФП для закрепления правил  орфоэпии и произношения путём вы...

Применение компьютерных технологий на различных этапах урока физики

работа описывает опыт применения компьютерных технологий на различных этапах урока физики на примере разработки темы в 7 классе "Давление"....

Реферат по методической теме Применение компьютерных технологий в преподавании математики, физики, информатики.

За последние несколько лет персональные компьютеры прочно стали входить в нашу повседневную жизнь. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютер...