Открытый урок в 7 классе по теме Инерция
материал по физике (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок: 7 класс.
Цели урока:
I. Образовательные:
1.Повторить и закрепить знания по пройденному материалу.
2. Изучить явление инерции, уметь находить это явление в жизни и правильно его объяснять.
II. Развивающие:
1. Развивать готовность к самообразованию: уметь проводить наблюдение физического эксперимента, извлекать информацию, оценивать её достоверность и перерабатывать её, приобретать опыт выдвижения гипотез для объяснения физических явлений и для экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
II. Воспитательная: активизировать познавательную деятельность,
воспитывать самостоятельность, чувство прекрасного, чувство самосохранения.
Форма урока: урок – игра.
Тип урока: комбинированный, с применением информационных технологий. Этот тип урока был выбран мною для того, чтобы актуализировать полученные ранее знания детей и объяснить новый материал.
1. Вступление. Сегодня на уроке мы с вами, ребята, отправимся в увлекательное путешествие в «Мир знаний»
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Притрагивайтесь к родникам-
Ничто не повторится.
За мигом миг, за часом час,
Впадайте в изумленье.
Всё будет и всё - не так,
Через одно мгновенье.
В дорогу мы возьмём багаж:
Учебник, ручку, карандаш,
Тетрадь и знаний саквояж.
Учитель: Начинаем своё путешествие на великолепном, белоснежном теплоходе. Мы отплываем от причала, нас провожает спокойная музыка, волны бьются в борт теплохода, но вот и первая остановка, причаливаем к берегу, нас ждёт причал под названием « А знаешь ли ты, что…»
2. Проверка ранее усвоенных знаний.
Учитель: На этом причале Макеев Антон, Фокина Елизавета, Нувильев Игорь посетят павильон « Реши задачу» , но предварительно они получат билеты( дети выходят к доске, берут билеты с задачами и решают)
Остальные вместе со мной посетят павильон « Знаете ли вы?»
Учитель: У вас на столе разложены карточки, поработаем с ними. Вспомним ранее изученный материал. Я показываю слово, написанное на карточке, а вы, показывая свою карточку, отвечаете, что означает это слово с точки зрения физики.
Слова и предложения: « летит самолёт», ответ: физическое явление;
« теплоход», ответ: физическое тело;
«скорость», ответ: физическая величина;
Учитель: Сформулируйте, пожалуйста, определение скорости. В каких единицах в системе СИ измеряется данная величина?
Дети отвечают.
Учитель: Как называется прибор для измерения скорости?
Ответ: спидометр
Учитель: Покажите, пожалуйста, формулу скорости равномерного движения.
Учитель показывает карточки с записями слов.
Слова: «метр», ответ: единица измерения физической величины;
Учитель: Назовите, пожалуйста, физическую величину, которая в системе СИ измеряется в метрах.
Ответ: путь.
Учитель: Сформулируйте, пожалуйста, определение пути.
Дети дают формулировку.
Учитель: Покажите, пожалуйста, формулу пути равномерного движения.
Дети показывают карточку с формулой пути равномерного движения.
Учитель: Хорошо.
Антон, прокомментируй, пожалуйста, решение своей задачи, как наиболее сложной. Ребята, задайте, пожалуйста, ему дополнительные вопросы.
Учащиеся задают вопросы: дать определения: диффузии, материи.
Игорь и Лиза, возьмите из коробочки в виде маяка решение своих задач и проверьте их.
(Каждому учащемуся, ответившему правильно на вопрос, выдаётся жетон.)
Учитель: А теперь все вместе посетим павильон «Экспресс- опрос». На столе у вас лежат карточки с заданиями, в течение 3 минут ответьте на них и передайте соседу для проверки. Ключ к заданиям на обратной стороне карточки. Поставьте отметки и занесите их в лист оценивания. Нормы оценивания вы знаете.
Учитель: На пути у нас павильон « Тест» посетим его, на посещение данного павильона у нас всего 3 мин.
Учитель: А сейчас встали, потянулись ( физкультминутку проводит ученица)
Учитель: Время нашей стоянки истекло, поспешим на теплоход. Мы снова … по нашей красивой матушке Волге. Вставьте слово,
которое я пропустила? Правильно плывём т.е. движемся
Учитель: Что мы понимаем под механическим движением?
Ответ: …
Учитель: Приведите пример механического движения.
Ответ: движение автомобиля, движение поезда и т.д.
Учитель: А какое механическое движение называется равномерным?
Ответ: если тело за равные промежутки времени проходит равные пути, то его движение называется равномерным.
Учитель: Приведите, пожалуйста, пример механического равномерного движения?
Ответ: движение минутной и часовой стрелки часов.
Учитель: А какое механическое движение называется неравномерным?
Ответ: если тело за равные промежутки времени проходит разные пути, то его движение называется неравномерным.
Учитель: Приведите, пожалуйста, пример механического неравномерного движения?
Ответ: движения: автомобиля, трактора, человека.
Учитель: Движение автомобиля по дороге – это движение: равномерное или неравномерное?
Ответ: неравномерное.
3.Объяснение нового материала
Учитель: Ребята, все вы знаете, что нельзя переходить дорогу перед близко движущимся транспортом, а почему?
Чем, с точки зрения физики, отличается опытный водитель автобуса от неопытного?
Как вымокшие животные, например, собачка или кошка избавляются от воды?
На эти и многие другие вопросы вы научитесь отвечать, если будете внимательны сегодня на нашем уроке, тему которого мы увидим на слайде ( показывается слайд №1 – тема урока: « Инерция».)
Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока «Инерция». Ребята, откройте словарики и напишите новое слово - инерция.
Мы сегодня с вами, ребята, изучим это замечательное явление инерция и познакомимся с его проявлениями в жизни.
Продолжаем своё путешествие, мимо проплывают леса и перелески, сёла и города ( так ли это?)
Ответ: Нет. Движемся мы относительно земли, а леса, сёла находятся в покое.
Но, если взять за неподвижную систему отсчёта теплоход, то леса и перелески, города и сёла будут находиться в движение.
Учитель: А вот и следующий причал: « Город наук ». Причалили, вышли на берег. Сколько разных лабораторий? Но нас интересуют точные науки, а вот и наша «Лаборатория точных наук». Входим и попадаем в великолепное помещение. На столе у вас, ребята, имеется игрушечная машина, она находится в состоянии покоя или движения?
Ответ: Покоя.
Учитель:
Как машинку привести в движение?
Ответ - подействовать рукой.
Учитель: Правильно, подействуем на неё рукой или спустим машинку с горочки. А если мы не будем на неё действовать?
Ответ - То она будет находиться в покое.
Учитель: Правильно, ребята, точно так же рассуждал выдающийся древнегреческий учёный Аристотель. Я очень рада за Вас. Жил он в IV в. до нашей эры. Слайд № 2 ( на экране портрет Аристотеля и некоторые фрагменты его жизни)
Учитель: Идеи Аристотеля, древнего философа, господствовали в науке около 2000 лет и только в 17 веке гениальный итальянский учёный, имя которого мы сейчас узнаем, если коллективно быстренько разгадаем кроссворд
Слайд № 3 (на экран проецируется кроссворд и вопросы к нему. При разгадывании кроссворда появляется слово - Галилей.)
Учитель: Конечно – это Галилео Галилей, выдающийся итальянский учёный. Слайд № 4 ( показывается слайд: портрет Галилея,) ( ученица рассказывает о жизни учённого и его достижениях.)
Учитель: Галилей наблюдал за движением шара по наклонной плоскости.
Мы ведь с вами в лаборатории точных наук, поэтому тоже проделаем этот опыт, но только с машинками ( ребята делают опыт с машиной и песком). Машина останавливается быстро. Почему? Конечно, песок мешает, а именно сила трения. Давайте уменьшим силу трения, разровняем песок. Что будет с машиной?
Ответ: Она проедет дальше.
Учитель: А если мы уберём весь песок, что с ней будет?
Ответ: Машина будет двигаться ещё дольше.
Учитель: А если вообще устранить трение?
Ответ: Машина будет двигаться равномерно, прямолинейно и бесконечно долго, т. е. с постоянной скоростью.
Учитель: Значит, можно сделать такой вывод: тело не изменит скорость, если на его не подействует другое тело, т.е. тело будет сохранять свою скорость.
Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют инерцией. Слайд № 5
(Показать слайд, на котором написано определение явления инерция.)
Учитель: Запишем это великолепное слово инерция в словарик.
Таким образом, движение тела при отсутствии действия на него других тел называется движением по инерции.
Например, пуля, вылетевшая из ружья, продолжала бы двигаться, сохраняя свою скорость, если бы на неё не действовало другое тело - воздух. Вследствие этого, скорость пули уменьшается. Велосипедист, перестав работать педалями, продолжает двигаться. Он смог бы сохранить скорость своего движения, если бы на велосипед не действовало трение, скорость его уменьшается и он останавливается. Итак, если на тело не действуют другие тела, то оно движется с постоянной скоростью.
Учитель: А теперь продолжаем своё путешествие на великолепном теплоходе. Возьмите в руки шарики. Мы вышли на палубу, присели на скамеечки, а теплоход отплывает от пристани и вдруг он резко набирает скорость, ( мы изображаем, что с нами случилось) затем он резко повернул налево, так как навстречу несётся моторная лодка.( изображаем наше состояние), потом поворачивает теплоход направо, а мы … и, наконец, резко тормозит.
Почему с нами это происходит? Из-за явления инерции.
Вот почему, ребята, в автобусах, машинах, самолётах имеются ремни безопасности.
А теперь ответим на вопрос, поставленный вначале урока: « Почему нельзя перебегать дорогу перед близко движущимся транспортом?».
Ответ: Из-за явления инерции транспорт после торможения проедет определённый путь и может сбить пешехода.
Закрепление:
I. Вопросы на слайде ( показывается слайд, где вопросы идут бегущей строкой)
Учитель: Ответьте, пожалуйста, на вопросы.
1. Какое изменение произошло в движении речного трамвая, если его пассажи-
ры вдруг отклонились вправо? С каким явлением мы здесь встречаемся?
2. Почему запрещается буксировать автомобиль с неисправными тормозами с
помощью гибкого троса?
3. Зачем должен включаться на автомобиле задний красный свет, когда
водитель автомобиля нажимает на тормозную педаль?
4. Почему хозяйки при вывешивании мокрого белья для сушки резко
встряхивают каждую вещь?
II.Тест
Итак, ребята мы с вами сегодня изучили новое явление. Что это за явление?
Ответ: инерция.
Ещё чему мы научились на данном уроке?
Ответ: научились находить инерцию в природе, в нашей повседневной жизни и правильно объяснять её.
А ещё мы чему научились?
Ответ: Проводить наблюдения и эксперименты, выдвигать гипотезы для объяснения результатов эксеримента.
А с какими проявлениями инерции мы ознакомились сегодня на уроке?
Ответ: с полезным и вредным его действием.
Цели урока мы достигли, поставленные задачи выполнили.
III. Работа с листом оценивания. Оценки за урок: «5»: - Калугина Н., Макеев А.; «4»: Васюткин Н., Николаева И., Фокина Е; Нувильев И. (прокомментировать. Выставить их в журнал и дневники. Д.З. пар.17. №182;184;185. В.И. Лукашик , Е.В. Иванова. «Сборник задач по физике».
Учитель: Наше путешествие заканчивается. Мне сегодня было с вами, ребята, на уроке очень комфортно. Желаю вам успеха!
Материалы, используемые при опросе, объяснении и закреплении новой те-мы.
Лист оценивания:
1. Работа по карточкам: __________ баллов.
( за каждый правильный ответ по 1 баллу)
2. Работа по определениям _________ баллов
( за каждый правильный ответ по 1 баллу).
3.Экспресс- опрос: __________баллов
( за каждый правильный ответ по 1 баллу).
4.Оценивание теста№1: ______________ баллов.
( за каждый правильный ответ по 1 баллу, получают каждый индивидуально).
5. Оценивание решение задач у доски ________ баллов
( от 2 до 5 баллов)
6. Оценивание работы по разгадыванию кроссворда_________ баллов.
( за каждый правильный ответ по 1 баллу)
7. Оценивание работы по ответу на вопросы:_______баллов.
( за каждый правильный ответ по 1 баллу)
8. Оценивание теста № 2: ________________ баллов
( за каждый правильный ответ по 1 баллу)
Итого: _________________баллов. Оценка: _________
Количество баллов от 19 баллов и выше – оценка «5»
Количество баллов от 15 до 18 баллов - оценка «4»
Количество баллов от 7 до 14 баллов - оценка « 3 »
Задача № 1
Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течение 5 минут, затем полчаса бежала 2 км. по лесу, затем переплывала пруд шириной 1 км со скоростью 0,5 м/с. С какой средней скоростью гналась она за бедным Иванушкой?
Задача № 2
Скорость зайца равна 15 м/с, а скорость дельфина 72 км./ч
Кто из них имеет большую скорость?
Задача 3
Муха летит со скоростью 18 км./ч. Какой путь она пролетит за 0,5 ч.?
Построить график зависимости пути от времени.
Экспресс – опрос:
Вариант 1.
1. Мельчайшая частица данного вещества это …
2. Всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего
сознания называется …..
3. Изменение с течением времени положения тела относительно других тел называется …
4.Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени называется …
5. Если тело за равные промежутки времени проходит разные пути, то его движение называют …
6. Явление, при котором происходит взаимное проникновение моле-кул одного вещества между молекулами другого вещества, называется … Экспресс – опрос:
Вариант 2.
1. Наука о природе это -
2.Сравнить какую-нибудь величину с её однородной величиной, принятой за единицу измерения это значит её ……
3.Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого вещества называется …..
4. Линия, вдоль которой движется тело, называется …
5. Если тело за равные промежутки времени проходит равные пути, то его движение называют …
6.Величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден называется ...
Кроссворд по теме « Инерция»
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 |
1. Состояние вещества, в котором оно легко меняет форму и занимает весь предоставленный объём.
2.Всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания.
3.Каким словом в физике называются разнообразные изменения в окружающем мире.
4. Название прибора для определения скорости
5.Самая мельчайшая частица вещества – это...
6.Линия, вдоль которой движется тело, называется…
7.Вещество, которым мы смазываем кожу вокруг ранки при порезе
Тест № 1. «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения».
ВариантI 1. Что называют траекторией? А. Линию, по которой движется тело. Б. Длину линии, по которой движется тело. В. Изменение положения тела относительно других тел 2. Относительно какого тела пассажир, сидя-щий в движущемся автобусе, находится в состоянии покоя? 1) относительно водителя автобуса, 2) относительно Земли, 3) относительно колес автобуса. А. 1. Г. 1, 2. Ж. 1, 2, 3. Б. 2. Д. 1, 3. В. 3. Е. 2, 3. 3. Какова траектория движения секундной стрелки часов? А. Прямая линия. Б. Кривая линия. В. Окружность. 4.Какое движение называют неравномерным? А. Движение, при котором тело в любые равные промежутки времени проходит равные пути. Б. Движение, при котором тело в любые равные промежутки времени проходит неравные пути. В. Движение тела, при котором его траекторией является прямая линия. 5. Какие из перечисленных движений явля-ются равномерными прямолинейными? 1) Движение автомобиля при торможении, 2) Движение маятника в часах, 3) Движение эскалатора метро. А. 1,2, 3. Г. 2, 3. Ж. 3. Б. 1,2. Д. 1. В. 1,3. Е. 2. | Вариант 2 1. Изменение положения тела относительно других тел с течением времени называют... А. Пройденным путем. Б. Траекторией. В. Механическим движением. 2. Относительно каких тел груз на борту плывущей яхты находится в движении? 1) Относительно берегов, 2) Относительно воды, 3)Относительно мачты. А. 1. Г. 1, 2. Ж. 1, 2, 3. Б. 2. Д. 1, 3. В. 3. Е. 2, 3. 3. Какова траектория движения мяча во время футбольного матча? А. Прямая линия. Б. Кривая линия. В. Окружность. 4. Какое движение называют равномерным? А. Движение, при котором тело в любые равные промежутки времени проходит неравные пути. Б. Движение, при котором тело в любые равные промежутки времени проходит равные пути. В. Движение тела, при котором его траекторией является прямая линия. 5. Какие из перечисленных движений являются неравномерными непрямолиней-ными? 1)Полет самолета, 2) Движение секундной стрелки часов, 3) Движение шарика, выпавшего из рук. А. 1,2,3. Г. 2, 3. Ж. 3. Б. 1,2. Д. 1. В. 1,3. Е. 2. |
Тест № 2. «Инерция. Инерция в быту и технике».
Вариант1 1. Как называется явление, когда скорость тела сохраняется при отсутствии действия на него других тел? А. Инерция. Б. Покой. В. Механическое движение. Г. Диффузия. 2. Может ли тело уменьшать свою скорость без действия на него других тел? А. Может. Б. Не может. В. Может, но не каждое тело. 3. Пассажир автобуса непроизвольно отклонился назад. Чем это вызвано? А. Автобус повернул вправо. Б. Автобус повернул влево. В. Автобус уменьшил свою скорость. Г. Автобус увеличил свою скорость. 4. Куда ,относительно катера, отклонятся пассажиры, если катер повернет вправо? А. Вперёд. Б. Назад. В. Останутся на месте. Г. Влево. Д. Вправо. 5. Перепрыгнуть через ров легче с разбега. Какое явление здесь используется? А. Механическое движение. Б.Инерция. В.Трение. Г Диффузия | Вариант 6 1. Тело находится в движении и на него действуют другие тела. Что произой-дет с телом, если действие других тел прекратится? А. Скорость тела увеличится. Б. Скорость тела уменьшится. В. Движение тела прекратится. Г.Тело станет двигаться равномер-но и прямолинейно. 2. Может ли тело прийти в движение, если на него не действуют другие тела? А. Может. Б. Не может. В. Может, но не каждое тело. 3. Пассажир автобуса непроизвольно отклонился влево. Чем это вызвано? А. Автобус повернул вправо. Б. Автобус повернул влево. В.Автобус уменьшил свою скорость. Г. Автобус увеличил свою скорость. 4. Куда, относительно катера, отклонятся пассажиры, если катер начнет двигаться назад? А. Останутся на месте. Б. Вправо. В. Влево. Г. Назад Д. Вперед 5. Если резко поднимать груз подъемным краном, то трос при этом разрывается. Какое явление это объясняет? А. Механическое движение. Б. Диффузия. В. Инерция. Г. Трение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-конференция "Век величайших открытий" 8 класс
Урок-конференция "Век величайших открытий" история, биология - 8 класс....
План проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса в рамках проведения городского семинара учителей физической культуры г. Саратова "Внедрение Комплекса ГТО в общеобразовательных учреждениях", декабрь 2014 г.
Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол).Мастер-Класс[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8019316","attribu...
Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса
Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....
Открытое внеклассное мероприятие "Открытый мастер-класс по пошиву игрушки в подарок к 8 Марта"
План-конспект мастер-класса по пошиву мягкой игрушки...
Открытый мастер-класс в 7 классе школы-интерната № 22 ОРО «РДЖ» по метапредмету «Сравнение»
Открытый мастер-класс в 7 классе школы-интерната № 22 ОРО «РДЖ» по метапредмету «Сравнение»...
Открытый мастер-класс по пошиву игрушки из фетра. Проведения МАСТЕР-КЛАССА по изготовлению новогоднего сувенира – «Тигр», для дома ветеранов «Ногинский»
- познакомить педагогов с историей возникновения и качественными характеристиками фетра, как материала для творчества;- показать, для чего можно использовать фет...