Проектно-исследовательская работа на уроках физики
методическая разработка по физике по теме
Предварительный просмотр:
Проектное обучение – фактор эффективности
повышения мотивации учащихся к изучению предмета физики
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню
Дай мне действовать самому,
И я научусь.
Конфуций
На современном этапе в работе школы в период внедрения и реализации ФГОС, очень важно обеспечить развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, выработать умение глубоко анализировать явления, прививать навыки самостоятельной работы и получать новые знания, развивать творческую личность ученика. В физике используются различные методы обучения, которые ведут к повышению качества образования. Одним из этих методов является метод проектов.
Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Работы над проектом помогают им осознать, что знания это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, самореализоваться как личность.
Метод проектов это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны учителя.
Физика - сложный предмет и от учителя требуется немалое мастерство, чтобы учащиеся успешно овладевали знаниями.
Метод проектов- система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.
Выполнение проекта требует от учащихся:
-самостоятельно приобретать недостающие знания и разных источников;
-научиться пользоваться приобретенными знаниями,
-приобретать коммуникативные умения, работая в различных группах;
-развивать у себя исследовательские умения.
Основные этапы работы над проектом:
-постановка цели;
-выявление проблемы;
-формулировка задач;
-обсуждение возможных вариантов исследования;
-продумывание хода деятельности;
-исследование;
-решение отдельных задач;
-обобщение;
-вывод;
-рецензирование.
Проектное обучение способствует повышению личной уверенности учащихся, отработке умений искать пути решения проблемы, развитию механизма критического мышления, формированию у учащихся исследовательских умений, развитию коммуникабельности и умения сотрудничать.
Моя роль как учителя:
-оказание помощи ученику в поиске нужного источника информации,
-координирование процесса работы его над его проектом
-поощрение обучающегося.
С помощью метода проектов можно обучить учащихся :
-выявлять и формулировать проблемы-
-анализировать и решать их
-работать с источниками информации
-решать поставленные задачи.
Учащиеся нашей школы выполняют проекты по физике. Они готовят мини-проекты и презентации по разным темам урока : «Атмосферное давление», «Полезное и вредное трение», «Оптические иллюзии», «Давление в природе и технике» и др.
Ребята при создании проектов активно используют компьютерные технологии и Интернет. Включают в презентации фрагменты видеофильма, рисунки, анимации, схемы.
Учащиеся так же создают проекты, изучая какой-либо теоретический вопрос учебной программы с целью углубления знаний «Свойства жидкостей», «Статика»
и межпредметные проекты, требующие привлечения знаний из разных областей: «Как защитить себя от радиации», «Влияние магнитных бурь на организм человека» «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды».
Например: В 7 классе при изучении темы «Сообщающиеся сосуды», ребята написали проект «Фонтаны». Цель этого проекта: рассмотреть действие закона сообщающихся сосудов на примере работы проточных фонтанов.
Проект «Влияние тепловых машин на жизнь человека»
Выяснить, какую роль играют тепловые машины в жизни человека, и попытаться наметить выход из сложившейся в мире тяжёлой экологической ситуации, связанной с их использованием.
Результаты проектной деятельности:
-защита проекта;
-создание презентаций по темам урока
-изготовление моделей, анимаций;
-участие в конкурсах;
-эффективная подготовка к экзамену;
Выполняя проекты, ребята учатся находить возможности творчески применять свои знания на практике. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта. Если выпускник приобретает эти качества, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.
Следовательно, проектная деятельность является эффективным фактором повышения мотивации к изучению предмета физики, способствует развитию творческого мышления, расширению области познания учащихся; работа над проектом предоставляет возможность всем без исключения проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий для каждого возможность реализации своих личных планов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно- исследовательской деятельности с учащимися по физике
Презентация содержит материал организации проектной деятельности....
"Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеклассной работе"
Выступление на педагогическом совете. К нему прилагаются фрагменты уроков и работы учащихся....
Отчёт о работе над собственным методическим исследованием «Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»
Работа опубликована в школьном методическом сборнике за 2012-13 учебный год...
Как организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках физики
Рекомендации для учителя и учащихся по вопросу организации, планирования и осуществления проектной деятельности на уроках физике и во внеурочной деятельности.Приведены примеры такой деятельности....
Формирование проектно-исследовательских компетенций средствами учебных предметов физика и информатика.
Выступление на научно-практической конференции...
Элективный курс "Решение проектно - исследовательских задач". Программа углубленного изучения физики в 8-9 классах.
Элективный курс разработан для учащихся 8-9-х классов на основе учебника А.В.Перышкина. Курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся к старшей школе, расчитан на 70 часов в год как в 8 так...
презентация "Проектно-исследовательская работа на уроках физики"
Этот материал разработан с целью создания методической системы работы учителя в условиях введения ФГОС на примере формирования проектно-исследов...