РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 5 КЛАССА
рабочая программа по физике (5 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программы по физике, в соответствии с Требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5v_rab_progr.doc | 293 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 г. Якутска
«Согласовано» Руководитель методического объединения _________________ ____________________ 2013 г. | «Утверждаю» директор МОБУ СОШ №7 ___________________________ ___________________ 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
ДЛЯ 5 КЛАССА
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Перышкин, А. В. Физика. 7 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений/ А. В. Перышкин. – М. :Дрофа, 2012. – 204 с. : ил.
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
Разработчик программы
учитель физики
Педагогический стаж 25 лет,
квалификационная категория Высшая
Якутск
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программы по физике, в соответствии с Требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Перышкин, А. В. Физика. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. В. Перышкин. − М. : Дрофа. 2012.
- Ханнанов, Н. К. Физика. 7 кл. : тесты / Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова. − М. : Дрофа. 2005.
- Марон, А. Е. Физика. 7 кл. : дидактические материалы / А. Е. Марон, Е. А. Марон. − М. : Дрофа. 2010.
- Марон, А. Е. Физика. 7 кл. : тренировочные задания; Задания для самоконтроля; Самостоятельные работы и др. Учебно-методическое пособие / А. Е. Марон, Е. А. Марон. − М. : Дрофа. 2010.
- Лукашик В.И.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Школьный курс физики − системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Физика − наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.
Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.
Физика − экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.
В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Базисный учебный (образовательный) план на изучение физики в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю 70 часов в год.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В Примерной программе по физике для 7−9 классов основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ В 5 КЛАССЕ
Физика и физические методы изучения природы
Физика − наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира. Краткая история основных научных открытий. Наука и техника.
Механические явления.
Кинематика
Материальная точка как модель физического тела.
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь - скалярная величина. Скорость - векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.
Динамика
Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса - скалярная величина. Плотность вещества. Сила - векторная величина. Движение и силы. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести. Условия равновесия твердого тела.
Строение и свойства вещества
Атомно-молекулярное строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В 5 КЛАССЕ
- Понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел
- Умения измерять расстояние, промежуток времени, температуру, скорость, массу, силу.
- Владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел.
- Понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон всемирного тяготения, закон Гука.
- Понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
- Овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики
- Умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Учебно-методическое оснащение учебного процесса
- Перышкин, А. В. Сборник задач по физике. 7-9 кл.: К учебникам А.В. Перышкина и других "Физика. 7 класс", "Физика. 8 класс", "Физика. 9 класс" / А. В. Перышкин; сост. Н. В. Филонович. М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 КЛАССА
раздел | тема | Количество часов | В том числе контрольных работ | В том числе лабораторных работ |
Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года) | ||||
1 | Физика и физические методы изучения природы
| 14 | 0 | 4 |
Фаза постановки и решения системы учебных задач | ||||
II | Первоначальные сведения о строении вещества | 11 | 1 | 3 |
III | Взаимодейстивие тел | 33 | 3 | 8 |
Рефлексивная фаза | ||||
IV | Обобщающее повторение | 11ч | 0 | 0 |
резерв | 1 | |||
итого | 70 |
Календарно-тематический план 5 класс
№ | п/п | Тема урока | Основное содержание темы, термины и понятия | Этап учебной деятельности | ЗУН | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Дата |
Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года) | |||||||||
Физика и физические методы изучения природы | 14 ч | ||||||||
1 | 1 | Что изучает физика. Науки, изучающие природу | Физика Природа Науки Профессии | Вводный урок | Знать, что изучает физика, науки, изучающие физику. Правила поведения, Тб и ПБ в кабинете физики. | Пробуют самостоятельно формулировать определения понятий (наука, природа, человек). | формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу, способам решения новой задачи | осознание важности изучения физики, проведение наблюдения, формирование познавательных интересов | |
2 | 2 | Явления природы. | Физические явления. Задача физики. | Изучение нового УМ | Демонстрируют уровень знаний об окружающем мире. Наблюдают и описывают физические явления | Выбирают основания и критерии для сравнения объектов. Умеют классифицировать объекты | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно | Позитивно относятся к процессу общения. Умеют задавать вопросы, строить понятные высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения | |
3 | 3 | Физические термины. Наблюдения и опыты. | Физические термины. Наблюдение Опыт Анализ | Изучение нового УМ | Знать, что называют терминами. Уметь описывать и объяснять физические явления. | Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Умеют заменять термины определениями. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Осознают свои действия. Учатся строить понятные для партнера высказывания. Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания | |
4 | Лабораторная работа №1 «Наблюдение различных тел и определение веществ, из которых они состоят» | Тело Вещество Свойства тел | Лабораторное исследование | Знать: название физических тел и вещество, из которых тело состоит. Уметь: определять вещество тела. Сделать вывод по проделанной работе. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Составляют план и последовательность действий | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | ||
5 | Измерение физических величин | Методы изучения природы Измерительные приборы. Шкала. Цена деления. | Комбинированный | Знать: методы изучения природы, измерительные приборы, что общего у всех приборов. Уметь определять цену деления измерительного прибора. | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выделяют формальную структуру задачи. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона, вносят коррективы в способ своих действий | Владеют вербальными и невербальными средствами общения. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь | ||
6 | Точность и погрешность измерений | Точность. Погрешность Шкала Цена деления | Комбинированный | Знать: смысл понятия «точность измерения и погрешность» Уметь: определять цену деления прибора, определять погрешность прибора. | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выделяют формальную структуру задачи. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона, вносят коррективы в способ своих действий | Владеют вербальными и невербальными средствами общения. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь | ||
7 | Лабораторная работа №2 «Определение цены деления измерительного прибора» | Шкала Цена деления Измерительные приборы | Практическое исследование | Знать: название измерительных приборов, что такое шкала, цена деления. Уметь: определять цену деления измерительного прибора. Записывать результаты исследования в таблицу. Сделать вывод по проделанной работе. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Составляют план и последовательность действий | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | ||
8 | 2 | Физические величины. Измерение физических величин. | Физические величины. Измерения. | Изучение нового УМ | Знать определение физической величины, обозначения и единицы измерения величин. Уметь приводить примеры физических величин, единиц их измерения, пользоваться шкалой приборов, определять цену деления, пределы измерения, показания | Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Умеют заменять термины определениями. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Осознают свои действия. Учатся строить понятные для партнера высказывания. Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания | |
9 | Лабораторная работа №3 «Измерение размеров бруска и шнура» | Измерительный прибор. Длина Ширина Цена деления Предел Погрешность. | Практическое исследование | Уметь: пользоваться линейкой, произвести необходимые измерения, определять цену деления измерительного прибора. Записывать результаты исследования в таблицу. Сделать вывод по проделанной работе. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Составляют план и последовательность действий | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | ||
10 | 3 | Лабораторная работа №4 «Измерение объема жидкости при помощи мензурки» | Мензурка Шкала Цена деления Погрешность. Объем жидкости | Практическое исследование | Уметь: измерять объем жидкости с помощью мензурки, записывать результаты измерения с учетом погрешности, записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Составляют план и последовательность действий | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | |
11 | Международная система единиц (СИ). | Системы единиц – СИ, СГС. Основные и дополнительные единицы. Множители и приставки. | Изучения нового УМ | Знать системы единиц, обозначения величин, их единицы измерения. Греческий и латинский алфавиты. Уметь записывать обозначения величин их единицы, сделать перевод единиц из СГС в СИ. | Выделяют формальную структуру задачи. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выбирают знаково-символические средства для построения модели | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Умеют обосновывать и доказывать свою точку зрения, планировать общие способы работы | ||
12 | 4 | Перевод внесистемных единиц в единицы СИ | Физические величины: масса, длина, площадь, объем Скорость. | комбинированный | Знать обозначения величин, их единицы. Уметь сделать перевод единиц | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Составляют план и последовательность действий | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | |
13 | Решение задач на перевод единиц. | Единицы измерения величин. | Комбинированный (практикум) | Знать величины, их единицы. Уметь: сделать перевод единиц в СИ | Выделяют формальную структуру задачи. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Умеют обосновывать и доказывать свою точку зрения, планировать способы решения задач | ||
14 | 5 | Физика и техника | История физики. Наука и техника. Достижения науки | комбинированный | Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации о развитии техники с использованием различных источников. | Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними |
Составляют план и последовательность действий | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | |
Личностные результаты освоения темы: готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика, готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности, познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива, готовность к равноправному сотрудничеству, оптимизм в восприятии мира | |||||||||
Фаза постановки и решения системы учебных задач | |||||||||
Первоначальные сведения о строении вещества 11ч | |||||||||
16 | 1 | Для чего нужно знать строение вещества? | Явления природы Примеры явлений Тело вещество | Изучение нового УМ | Знать : методы изучения физических явлений. Уметь приводить примеры, объяснять результаты опытов. | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Владеют вербальными и невербальными средствами общения | |
17 | 2 | Строение вещества. Молекулы | Атомное строение вещества. Промежутки между молекулами. | Изучение нового УМ | Знать: исторические сведения о развитии взглядов на строение вещества, определение молекулы. Уметь приводить примеры доказывающих существование молекул. | Строят логические цепи рассуждений | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Владеют вербальными и невербальными средствами общения | |
18 | 3 | Лабораторная работа №5 «Измерение размеров малых тел» | Молекула Линейка Цена деления | Практическое исследование | Уметь: измерять методом рядов, записывать результаты измерения с учетом погрешности, записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности. | Составляют план и последовательность действий. контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы | соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения развитие внимательности собранности и аккуратности | |
19 | 4 | Явление диффузии в газах, жидкостях и твердых телах | Броуновское движение. Диффузия | Изучение нового УМ | Знать: определение температуры, единицы измерения, определение диффузии. Уметь: наблюдать и объяснять явление диффузии | Анализируют наблюдаемые явления, обобщают и делают выводы | Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи | Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь | |
20 | 5 | Лабораторная работа №6 «Наблюдение явления диффузии» | Молекула, промежутки между ними.
| Практическое исследование | Знать: определение молекулы. Уметь наблюдать и объяснять явление диффузии | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности. | Составляют план и последовательность действий. контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы | соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения развитие внимательности собранности и аккуратности | |
21 | 6 | Скорость движения молекул и температура тела. | Тепловые явления Температура Скорость движения молекул | комбинированный | Знать: определение температуры, единицы измерения величины. Уметь: объяснять зависимость скорости движения молекул от температуры. | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | |
22 | 7 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | Взаимодействие частиц вещества Взаимодействие частиц вещества. | Изучение нового УМ | Знать: характер взаимодействия молекул. Уметь: приводить примеры опытов и явлений, подтверждающих взаимодействие молекул, описывать взаимодействие молекул. | Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Выделяют обобщенный смысл наблюдаемых явлений | Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи | Строят понятные для партнера высказывания. Обосновывают и доказывают свою точку зрения. Планируют общие способы работы | |
23 | 8 | Лабораторная работа №7 «Наблюдение взаимодействия молекул различных веществ» | Притяжение и отталкивание молекул | Практическое исследование | Знать: виды взаимодействия частиц. Уметь наблюдать и объяснять явления взаимодейтсвия частиц. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности. | Составляют план и последовательность действий. контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы | соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения развитие внимательности собранности и аккуратности | |
24 | 9 | Три состояния вещества | Агрегатные состояния вещества. Свойства газов. Свойства жидкостей. Свойства твердых тел. Строение газов, жидкостей и твердых тел | комбинированный | Знать: характер движения, взаимодействия и расположение молекул веществ в различных состояниях. Уметь: формулировать основные положения строения вещества, применять основные положения о строении вещества для объяснения свойств жидкости, твердых тел и газов. | Выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
26 | 10 | Строение вещества | Свойства газов. Свойства жидкостей. Свойства твердых тел. Строение газов, жидкостей и твердых тел | Обобщения и повторения | Знать: характер движения, взаимодействие и и расположение молекул веществ в различных состояниях Уметь: формулировать основные положения строения вещества, применять основные положения о строении вещества для объяснения свойств жидкости, твердых тел и газов. | Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона | Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. Умеют задавать вопросы, обосновывать и доказывать свою точку зрения | |
27 | 11 |
Контрольная работа по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | Агрегатные состояния вещества. Строение газов, жидкостей и твердых тел | Контроль | Уметь: осуществлять самостоятельный поиск информации; проводить эксперимент по описанию, делать выводы на основе знаний о строении вещества, применять полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и быту. | Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат | Понимают относительность оценок и выборов, совершаемых людьми. Осознают свои действия | |
Личностные результаты освоения темы: убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; доброжелательное отношение к окружающим. | |||||||||
Взаимодействие тел 33ч | |||||||||
28 | 1 | Механическое движение. | Механическое движение. Траектория. Путь. | Вводный урок - постановка учебной задачи, поиск и открытие нового способа действия | Знать определения механического движения, траектории, пути, времени; смысл понятия «относительность движения». Уметь приводить примеры относительности движения, траектории в разных системах отсчета. | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | |
29 | 2 | Равномерное и неравномерное движение | Равномерное и неравномерное движение. Средняя скорость | Изучение нового УМ | Знать определения ПРД, НРД. Уметь приводить примеры ПРД и НРД | Выделяют и формулируют познавательную цель. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | |
30 | 3 | Скорость РД. Единицы скорости | Скорость. Скалярные и векторные величины. Единицы пути и скорости | Изучение нового УМ | Знать определения скорости движения, единицы измерения скорости. Уметь производить перевод единиц, рассчитывать скорость, сравнивать скорости движения различных тел. | Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами | Сличают свой способ действия с эталоном | Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной | |
31 | 4 | Средняя скорость НРД | Неравномерное движение. Скорость при НРД. | комбинированный | Знать определение средней скорости. Уметь: находить среднюю скорость движения | Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами | Сличают свой способ действия с эталоном | Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной | |
32 | 5 | Расчет пути и времени движения | Определение пути и времени движения при равномерном и неравномерном движении | Комбинированный | Знать: определения скорости, пути, и времени движения. Уметь: Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. | Выделяют формальную структуру задачи. Выражают структуру задачи разными средствами. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи | Составляют план и последовательность действий | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | |
33 | 6 | Графики движения и скорости | Графики движения и скорости | Комбинированный | Уметь: определять пройденный путь и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени . Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. | Выделяют формальную структуру задачи. Выражают структуру задачи разными средствами. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи | Составляют план и последовательность действий | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | |
34 | 7 | Лабораторная работа №8 «Наблюдение относительности покоя и движения тела» | Движение Покой Относительность | Практическое исследование | Знать: явления покоя и движения. Уметь наблюдать и объяснять явления относительности движения и состояния покоя. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности. | Составляют план и последовательность действий. контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы | соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения развитие внимательности собранности и аккуратности | |
35 | 8 | Контрольная работа по теме «Скорость, путь, и время движения» | Расчет скорости, пути и времени движения. | Контроль | Уметь: осуществлять самостоятельный поиск информации; проводить эксперимент по описанию, делать выводы на основе знаний о строении вещества, применять полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и быту. | Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат | Понимают относительность оценок и выборов, совершаемых людьми. Осознают свои действия | |
36 | 9 | Инерция. | Инерция. | Изучение нового УМ | Знать определение явления инерции. Уметь приводить примеры явления инерции, наблюдаемые в природе, наблюдать и объяснять явление. | Выделяют и формулируют проблему. Выполняют операции со знаками и символами, заменяют термины определениями | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
37 | 10 | Взаимодействие тел. | Изменение скорости тела и его причины. Понятие взаимодействия. Изменение скоростей взаимодействующих тел | Изучение нового УМ | Знать, что мерой любого взаимодействия является сила. Уметь: приводить примеры и объяснять причину изменения скорости тела | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
38 | 11 | Масса тела | Зависимость изменения скорости взаимодействующих тел от их массы. Масса - мера инертности. Единицы массы. | Изучение нового УМ | Знать: определение массы, единицы измерения. Уметь Приводить примеры проявления инертности тел, исследовать зависимость быстроты изменения скорости тела от его | Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи. Выполняют операции со знаками и символами | Сличают свой способ действия с эталоном | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия | |
39 | 12 | Измерение массы на рычажных весах. Лабораторная работа №9 «Измерение массы вещества на рычажных весах» | Измерение массы весы правила взвешивания тел пинцет набор гирь | Урок практикум | Знать правила взвешивания тел на весах. Уметь: производить измерение массы тела на весах; записывать результаты измерения в виде таблицы с учетом погрешности; сделать выводы по проделанному исследованию. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности. | Составляют план и последовательность действий. контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы | соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения развитие внимательности собранности и аккуратности | |
40 | 13 | Плотность вещества | Плотность. Единицы плотности. Плотность твердых тел, жидкостей и газов | Комбинированный | Знать определение плотности вещества, формулу. Уметь работать с физическими величинами, входящими в данную формулу. | Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки | Составляют план и последовательность действий | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений | |
41 | 14 | Расчет массы и объема тела по его плотности | Расчет массы тела при известном объеме. Расчет объема тела при известной массе. Определение наличия пустот и примесей в твердых телах и жидкостях | Комбинированный | Знать: формулы расчета массы по плотности, объема тела и плотности вещества. Уметь: работать с физическими величинами, входящими в данную формулу. | Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения | Принимают и сохраняют познавательную цель, регулируют весь процесс и четко выполняют требования познавательной задачи | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
42 | 15 | Расчет массы и объема тела по его плотности | Расчет массы тела при известном объеме. Расчет объема тела при известной массе. Определение наличия пустот и примесей в твердых телах и жидкостях | Комбинированный | Уметь: работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества. | Анализируют условия и требования задачи. | Составляют план и последовательность действий | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений | |
43 | 16 | Лабораторная работа №10 «Измерение объёма тела» | Мензурка Шкала Цена деления Объем жидкости | Лабораторное исследование | Умение работать с приборами, записывать результаты в виде таблицы и сделать выводы по проделанной работе. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности. | Составляют план и последовательность действий. контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы | соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения развитие внимательности собранности и аккуратности | |
44 | 17 | Лабораторная работа №11 «Измерение плотности твердого тела» | Мензурка Шкала Цена деления Объем жидкости Весы Масса тела | Лабораторное исследование | Умение работать с приборами, записывать результаты в виде таблицы и сделать выводы по проделанной работе. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности. | Составляют план и последовательность действий. контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы | соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения развитие внимательности собранности и аккуратности | |
45 | 18 | Контрольная работа по теме «Масса и плотность тела» | Расчет плотности, объема и массы тела. | Контроль | Уметь: осуществлять самостоятельный поиск информации; Решают качественные, количественные и экспериментальные задачи по теме. | Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат | Понимают относительность оценок и выборов, совершаемых людьми. Осознают свои действия | |
46 | 19 | Сила | Сила - причина изменения скорости. Сила - мера взаимодействия тел. Сила - векторная величина. Изображение сил. | Комбинированный | Знать: определение силы, признаки действия силы, единицы измерения. Уметь: приводить примеры действия силы, изображать силу графически. | Выделяют и формулируют проблему. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выбирают знаково-символические средства для построения модели | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | |
47 | 20 | Явление тяготения. Сила тяжести. | Явление тяготения. Сила тяжести. Единицы силы. Связь между массой тела и силой тяжести | Изучение нового УМ | Знать: определение силы тяжести. Уметь: рассчитывать силу тяжести и описывать явление всемирного тяготения | Выделяют и формулируют проблему. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | |
48 | 21 | Лабораторная работа №12 «Наблюдение действия силы тяжести» | Сила тяжести | Практическое исследование | Умение наблюдать и объяснять явления и сделать выводы по проделанной работе. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности. | Составляют план и последовательность действий. контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы | соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения развитие внимательности собранности и аккуратности | |
49 | 22 | Сила упругости. Закон Гука. | Деформация тел. Сила упругости. Закон Гука. | Изучение нового материала | Знать: определение силы упругости. Уметь: формулировать закон Гука, рассчитывать силу упругости, изображать графически. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки, выводят следствия из имеющихся данных | Составляют план и последовательность действий. Сличают свой способ действия с эталоном | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией | |
50 | 23 | Лабораторная работа №13 «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации» | Сила упругости деформация | Практическое исследование | Умение наблюдать и объяснять явления и сделать выводы по проделанной работе. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности. | Составляют план и последовательность действий. контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы | соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения развитие внимательности собранности и аккуратности | |
51 | 24 | Вес тела. Единицы силы. | Действие тела на опору или подвес. Вес тела. Вес тела, находящегося в покое или движущегося прямолинейно, равномерно. Определение веса тела с помощью динамометра | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Объясняют действие тела на опору или подвес. Обнаруживают существование невесомости | Устанавливают причинно-следственные связи. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Составляют план и последовательность действий | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | |
52 | 25 | Лабораторная работа №14 «Обнаружение веса тела» | Вес тела Опора Притяжение Земли | Практическое исследование | Умение наблюдать и объяснять явления и сделать выводы по проделанной работе. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности. | Составляют план и последовательность действий. контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы | соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения развитие внимательности собранности и аккуратности | |
53 | 26 | Динамометр | Динамометр. | Изучение нового УМ | Знать: устройство и действие динамометра. Уметь: измерять силы с помощью динамометра. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки, выводят следствия из имеющихся данных | Составляют план и последовательность действий. Сличают свой способ действия с эталоном | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией | |
54 | 27 | Лабораторная работа № 15 "Градуирование пружины" | Динамометр Цена деления Сила упругости Силы тяжести | Практическое исследование | Знать: устройство и действие динамометра. Уметь: измерять силы с помощью динамометра. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности. | Составляют план и последовательность действий. контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы | соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения развитие внимательности собранности и аккуратности | |
55 | 28 | Сила-векторная величина. | Сила - векторная величина. Изображение сил. | Изучение нового УМ | Знать, что действие силы зависит от модуля, направления действия и точки приложения силы | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
56 | 29 | Сложение сил. Равнодействующая сила | Равнодействующая сила. Сложение двух сил, направленных по одной прямой |
Комбинированный | Знать: определение равнодействующей . Уметь находить равнодействующую сил, действующих по одной прямой, изображать графически. | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
57 | 30 | Сила трения. Трение покоя | Сила трения. Трение покоя. Способы увеличения и уменьшения трения | Комбинированный | Знать: определения силы трения. Уметь привести примеры | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Составляют план и последовательность действий | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | |
58 | 31 | Лабораторная работа №16 «Измерение силы трения» | Силы трения | Практическое исследование | Знать: устройство и действие динамометра. Уметь: измерять силы с помощью динамометра. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности. | Составляют план и последовательность действий. контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы | соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения развитие внимательности собранности и аккуратности | |
59 | 32 | Движение и взаимодействие, Силы вокруг нас | Сила как мера взаимодействия тел и причина изменения скорости. Сила тяжести, сила упругости, сила трения и вес тела. | Обобщение и систематизация материала | Составляют опорный конспект по теме "Взаимодействие тел" | Структурируют знания. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией | |
60 | 33 | Контрольная работа по теме "Взаимодействие тел" | Скорость, путь и время движения. Средняя скорость. Плотность, масса и объем тела. Силы в природе | Контроль | Демонстрируют умение решать задачи по теме "Взаимодействие тел" | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий | Осознают качество и уровень усвоения | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | |
Личностные результаты освоения темы: позитивная моральная самооценка; доброжелательное отношение к окружающим; уважение личности и ее достоинства; готовность к равноправному сотрудничеству; основы социально-критического мышления, умение конструктивно разрешать конфликты, вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | |||||||||
Обобщающее повторение 11ч | |||||||||
61 | 1 | Методы изучения физики | Физические явления Методы изучения природы Физические величины Измерение физических величин | Обобщение и систематизация материала | Уметь объяснять физический смысл явлений, строение вещества, решать качественные задачи по теме «Методы изучения природы» | Анализируют условия и требования задачи, выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения результата | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | |
62 | 2 | Основные положения строения вещества | Молекула Движение молекул Взаимодействие молекул Агрегатные состояния вещества Диффузия. | Обобщение и систематизация материала | Уметь объяснять физический смысл явлений, строение вещества, решать качественные задачи по теме «Первоначальные сведения строения вещества» | Анализируют условия и требования задачи, выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения результата | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | |
63 | 3 | Движение и взаимодействие. Силы вокруг нас | Расчет скорости, пути и времени движения. Расчет плотности, объема и массы тела. Вычисление сил тяжести, упругости, трения, равнодействующей двух и более сил | Обобщение и систематизация материала | Решают качественные, количественные и экспериментальные задачи повышенной сложности по теме "Взаимодействие тел" | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | |
64 | 4 | Подготовка к экзамену | Экзаменационные вопросы по разделам «Методы изучения физики», «Основные положения строения вещества», «Взаимодействие тел» | Обобщение и систематизация материала | Знать определения величин, их обозначения, единицы измерения. Уметь решать качественные задачи по теме, пользовать формулами расчета величин, выполнять практические работы, оформлять результаты измерений. | Анализируют условия и требования задачи | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | |
65 | 5 | ||||||||
66 | 6 | ||||||||
67 | 7 | ||||||||
68 | 8 | ||||||||
69 | 9 | ||||||||
70 | 10 | ||||||||
Личностные результаты освоения курса: сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.
Предлагаю рабочую программу к учебнику "Физика-7", автор А. В. Перышкин....
Рабочая программа по физике 9 класс
Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое планирование составлено на основе стандарта РФ основного общего...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Тематическое планирование для 10 класса...
Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.
Рабочие программы по физике по учебникам Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...