Занятие спецкурса по физике в 8 классе. Урок-лаборатория "Бионика и электрические явления в живой природе"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Занятие спецкурса о физике в 8 классе "Бионика и электрические явления в живой природе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Бейбулатова Е.А. Биофизика и электрические явления в живой природе | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Спецкурс по физике в 8 классе
«Развитие нестандартного мышления учащихся посредством решения физических задач»
Методическая разработка занятия по теме:
«Бионика или электрические явления в живой природе »
Автор: Бейбулатова Елена Анатольевна,
учитель физики высшей кв. категории
МБОУ – СОШ №1 р. п. Степное
Советского района Саратовской области
п. Степное - 2015г.
Методические рекомендации
Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: урок-лаборатория.
Форма урока: урок творчества.
Материально-техническое обеспечение:
- интерактивный комплекс:
авторская презентация, http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4be420d6-9a14-4bd2-b440-83b19f2fbc0b/?interface=teacher&class=50&subject=30 электрические рыбы
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0e83ddd4-8962-4f00-a8d3-e95eeda6d815/?interface=teacher&class=50&subject=30 спор Вольта и Гальвани
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0e2c8b2f-86a8-47af-b823-d5f957a52844/?interface=teacher растения хищники
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/59e0308d-934b-26ec-3dc5-8b1650eba5e5/?interface=teacher биоэлектричество
оборудование для проведения фронтального и демонстрационного эксперимента
Приложение № 1 Ц.Б.Кац Биофизика на уроках физики.
Приложение № 2 В.Е.Манойлов Электричество и человек
Приложение № 3 И.Г. Кириллова Книга для чтения по физике
Приложение №4 А.С. Енохович Сравочник по физике и технике.
Методическая цель урока:
Совершенствование имеющихся и формирование новых знаний по теме «Электрический ток. Характеристики электрического тока»; рассмотрение значения электрического тока в природе и жизни человека.
Цели образования:
Обучения:
1.Сформировать умения сравнивать значения характеристик электрического тока в различных практических ситуациях.
2.Научить учащихся обосновывать необходимость учета хакрактеристик электрического тока.
3.Выделять главное в изучаемом материале.
Развития:
1. Развитие познавательной активности учащихся, их критического мышления, умения самостоятельно делать выводы.
2. Способствовать дальнейшему развитию нестандартного физического мышления.
3. В ходе урока отрабатывать практические навыки при работе с физическим оборудованием.
4.Формировать навыки самостоятельной, поисковой деятельности, развивать интерес и положительную мотивацию к предмету.
Воспитания:
1.Научить учащихся, имея жизненный опыт, обосновывать необходимость учета хакрактеристик электрического тока
2. Прививать учащимся чувство ответственности по отношению к окружающему миру.
3.Продолжить формирование представлений о связи теории с практической жизнью
.Способы организации деятельности учащихся на уроке:
- коллективные,
- индивидуальные,
- групповые.
Содержание занятия актуально и интересно, что способствует включению учащихся
в коммуникативную деятельность, создает благоприятную атмосферу для обмена мнениями и поиска решения проблем, организации проектной деятельности и формированию надпредметных и межпредметных компетенций (связь с курсом биологии, разделами физики).
Занятие имеет практическую направленность, расширяет знания учащихся по вопросу «Электрические явления в живой природе», учит общению, помогает учащимся раскрыть свой творческий потенциал.
На уроке используются
- информационно – коммуникационные и здоровьесберегающие технологии,
- элементы технологий проблемного обучения,
- проектной деятельности и дальтон-технологии,
-технологии сотрудничества и интерактивного обучения.
Использование элементов интерактивного обучения (работа в группах)
служит средством снятия интеллектуального напряжения, активного поиска,личностного отношения сопричастности, ответственности каждого члена группы в работе над мини-проектом.
Принцип свободы в используемой технологии дальтон реализуется через выбор учениками заданий, уровня их сложности, времени и места их выполнения, источников информации, уровня самостоятельности. Ученик несет полную ответственность за качество и своевременность выполнения домашнего задания, за продуктивность сотрудничества с одноклассниками.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: определение понятий: «характеристики электрического тока», «бионика», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций.
РегулятивныеУУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования физических объектов) с тем, что еще не известно, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.
Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.
Метапредметные результаты обучения: умение применять понятия, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием, умение работать с различными источниками информации.
Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме, основным понятиям.
Надпредметные результаты обучения: применение базовых знаний в нестандартных ситуациях, формирующих нестандартное мышление учащихся.
Ход урока:
Физика не только может, но и должна глубоко вторгаться в биологию,
как своими средствами исследования,так и свойственными
ей теоретическими представлениями".
Академик Л.А.Арцимович
І. Мотивационный этап.
Девиз сегодняшнего урока: Выбирай, кого хочешь. Спрашивай кого хочешь, но за выполнение задания будешь отвечать сам.
Введение в тему.
При входе в класс вы случайным образом получали карточку определенного цвета, таким образом у нас были сформированы группы.
Для определения темы урока каждая группа должна выполнить задание. Каждая команда выбирает себе задание.
У каждой группы на парте лежат:
Памятка «Как работать на сегодняшнем уроке». Прочитайте ее и следуйте ей.
Памятка для учащихся:
Получив задание по теме, распределите его в группе.
Вчитайся в задание и определи его цель.
Береги время.
Консультируйся с товарищами по группе, учителем. Спрашивай у других, объясняй сам .
Используй библиотеку, работай со справочниками, проведи анализ текста.
Подготовься к выступлению и выступи.
Задание №1. Составьте кластер из предложенных карточек с понятиями, физическими величинами, обозначениями, единицами измерения. «Расскажите» его.
Задание №2. Составьте кластер из предложенных карточек с понятиями, физическими величинами, обозначениями, единицами измерения. «Расскажите» его.
Задание №3. Составьте кластер из предложенных карточек с понятиями, физическими величинами, обозначениями, единицами измерения. «Расскажите» его.
Задание №4. Отгадайте кроссворд. По вертикали определите новое для вас слово.
После выполнения заданий. Группы защищают свои кластеры, таким образом повторяются вопросы «Характеристика электрического тока — сила тока», «Характеристика электрического тока — напряжение»,«Характеристика проводника — сопротивление» .
Итоги защиты кластеров:
Не смогли определится с предложенными значениями силы тока и напряжения.
Отгаданное слово «Бионика»
Тема урока: «Бионика и электрические явления в живой природе»
(запись в тетрадь числа и темы урока)
ІІ. Введение в тему (Что такое бионика?)
Сегодня к нам на урок пришла ученица 3а класса Ульяна Агеева, которая в этом году работает над проектом «Бионические протезы».
(Прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, то есть формы живого в природе и их промышленные аналоги )
ІІІ. Дальтон-лаборатория.
У каждой группы на парте лежат:
Памятка «Как работать на сегодняшнем уроке». Прочитайте ее и следуйте ей.
Памятка для учащихся:
Получив задание по теме, распределите его в группе.
Вчитайся в задание и определи его цель.
Береги время.
Консультируйся с товарищами по группе, учителем. Спрашивай у других, объясняй сам .
Используй библиотеку, работай со справочниками, проведи анализ текста.
Подготовься к выступлению и выступи.
Группы получают задания:
Задание №2 Решите предложенные задачи.
Задание №3 С помощью таблиц составьте и решите задачи по изучаемой теме.
Задание №1 Используя предложенные ЭОР и литературу изучите вопрос «Примеры живого электричества в природе», защиту проведите с помощью минипроекта.
Задание №4 Используя предложенное оборудование определите «Сопротивление предложенных тел»
Время выполнения 8-10 мин. Учитель наблюдает и консультирует учащихся.
IV. Защита выполненных заданий.
В ходе защиты мини проекта ученики узнают познавательную информацио о примерах живого электричества в природе.
В ходе рассмотрения задач решенных 2 группой класс делает вывод о безопасных значениях силы тока и напряжения.
В ходе рассмотрения задач решенных 3 группой класс делает вывод о небезопасных значениях силы тока и напряжения.
По итогам проведенного эксперимента показывают умение работать с приборами
V. Рефлексия.
«Корззина идей, мнений, высказываний»
Каждая группа на листочке пишет свое мнение о занятии, можно и индивидуально. Все мнения складываются в корзинку, а затем зачитываются записи сделанные учащимися (записи делают ученики анонимно )
VI. Домашнее задание: используя таблицу «Физика человека» составить и решить задачи по изученным темам. Подготовить проект «Растения хищники», «Электрические рыбы» -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по физике 11 класс "Производство,передача и использование электрической энергии"
Презентация по теме "Производство,передача и использование ээлектрической энергии"содержит необходимый материал по данной теме в 11 классе...
Физика. 8 класс. Перышкин А.В. Урок "Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление"
Урок физики в 8 классе (по учебнику Физика. 8 класс. Перышкин А.В.) по теме "Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление" с применением ЦОР...
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (к учебнику А.В.Перышкина)
Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы ...
Урок по физики 8 класс. Обобщение и закрепление темы: "Электрические явления"
Повтор и обобщение материала по теме: "Электрические явления". Тесты.Задачи. Презентации по теме. Дискуссия. Выявление менее усвоенных понятий, формул.и т.д....
Биоэлектрические и световые явления в живой природе
Презентация для проведения открытого урока в старших классах, с целью расширения знаний о биофизических явлений в живой природе....
Урок физики 8 классе на тему: "Химическое действие электрического тока. (Закон Фарадея)."
Урок физики в 8 классе на тему: "Химическое действие электрического тока. (Закон Фарадея)."...
Тема урока: "Электрические явления в живой и неживой природе"
Цель: сформировать представление об общих законах живой и неживой природы – как основу научного мировоззрения...