Занятие спецкурса по физике в 8 классе. Урок-лаборатория "Бионика и электрические явления в живой природе"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Бейбулатова Елена Анатольевна

Занятие спецкурса о физике в 8 классе "Бионика и электрические явления в живой природе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Спецкурс по физике  в 8 классе

«Развитие нестандартного мышления учащихся посредством решения физических задач»

Методическая разработка занятия по теме:

«Бионика или электрические явления в живой природе  »

                                                                                   Автор: Бейбулатова Елена Анатольевна,

                                                                                      учитель физики высшей кв. категории

                                                                                      МБОУ – СОШ №1 р. п. Степное

                                                                     Советского района Саратовской области

п. Степное - 2015г.

Методические рекомендации

Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: урок-лаборатория.

Форма урока: урок творчества.

Материально-техническое обеспечение:

- интерактивный комплекс:

авторская  презентация, http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4be420d6-9a14-4bd2-b440-83b19f2fbc0b/?interface=teacher&class=50&subject=30 электрические рыбы

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0e83ddd4-8962-4f00-a8d3-e95eeda6d815/?interface=teacher&class=50&subject=30 спор Вольта и Гальвани

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0e2c8b2f-86a8-47af-b823-d5f957a52844/?interface=teacher растения хищники

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/59e0308d-934b-26ec-3dc5-8b1650eba5e5/?interface=teacher биоэлектричество

оборудование для проведения фронтального и демонстрационного эксперимента

Приложение № 1 Ц.Б.Кац Биофизика на уроках физики.

Приложение № 2 В.Е.Манойлов Электричество и человек

Приложение № 3 И.Г. Кириллова Книга для чтения по физике

Приложение №4 А.С. Енохович Сравочник по физике и технике.

Методическая цель урока: 

Совершенствование имеющихся и формирование новых знаний по теме «Электрический ток. Характеристики электрического тока»; рассмотрение значения электрического тока в природе и жизни человека.

Цели образования: 

Обучения: 

1.Сформировать умения сравнивать значения характеристик электрического тока в различных практических ситуациях.

2.Научить учащихся обосновывать необходимость учета хакрактеристик электрического тока.

     3.Выделять главное  в      изучаемом материале.

Развития:

1. Развитие познавательной активности учащихся, их критического мышления, умения самостоятельно делать выводы.

2. Способствовать дальнейшему развитию нестандартного физического мышления.

3. В ходе урока отрабатывать практические навыки при работе с физическим оборудованием.  

4.Формировать навыки самостоятельной, поисковой деятельности, развивать   интерес и положительную мотивацию к предмету.

Воспитания:

1.Научить учащихся, имея жизненный опыт, обосновывать необходимость  учета хакрактеристик электрического тока

    2. Прививать учащимся чувство ответственности по отношению к окружающему миру.

3.Продолжить формирование   представлений о связи теории с  практической жизнью

.Способы организации деятельности учащихся на уроке:

- коллективные,

- индивидуальные,

- групповые.

Содержание занятия актуально и интересно, что способствует включению учащихся

в коммуникативную деятельность, создает благоприятную атмосферу для обмена мнениями и поиска решения проблем, организации проектной деятельности и формированию надпредметных и межпредметных компетенций (связь с курсом биологии, разделами физики).

Занятие имеет практическую направленность, расширяет знания учащихся по     вопросу «Электрические явления в живой природе», учит общению, помогает учащимся раскрыть свой творческий потенциал.  

На уроке используются

- информационно – коммуникационные и  здоровьесберегающие  технологии,

      - элементы технологий проблемного обучения,

- проектной деятельности и дальтон-технологии,

-технологии сотрудничества и интерактивного обучения.

Использование элементов интерактивного обучения (работа в группах)

служит средством снятия интеллектуального напряжения, активного поиска,личностного отношения сопричастности, ответственности каждого члена группы в работе над мини-проектом.

Принцип свободы в используемой технологии дальтон реализуется через выбор учениками заданий, уровня их сложности, времени и места их выполнения, источников информации, уровня самостоятельности. Ученик несет полную ответственность за качество и своевременность выполнения домашнего задания, за продуктивность сотрудничества  с одноклассниками.

 Формируемые УУД:

Познавательные УУД: определение  понятий: «характеристики электрического тока», «бионика»,  самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций.

РегулятивныеУУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования физических объектов)  с тем, что еще не известно,  уметь преобразовать  информацию  из одного вида в другой.

Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы. 

Метапредметные результаты обучения: умение применять понятия, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием, умение работать с различными источниками информации.

Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме, основным понятиям.

Надпредметные результаты обучения: применение базовых знаний в нестандартных ситуациях, формирующих нестандартное мышление учащихся.

Ход урока:

Физика не только может, но и должна глубоко вторгаться в биологию,

 как своими  средствами исследования,так и свойственными

ей  теоретическими представлениями".
Академик Л.А.Арцимович
 

І. Мотивационный этап.                                                                                                                              

Девиз сегодняшнего урока: Выбирай, кого хочешь. Спрашивай кого хочешь, но за выполнение задания будешь отвечать сам.

Введение в тему.

При входе в класс вы случайным образом получали карточку определенного цвета, таким образом у нас были сформированы группы.

Для определения темы урока каждая группа должна выполнить задание. Каждая команда выбирает себе задание.

У каждой группы на парте лежат:

Памятка «Как работать на сегодняшнем уроке». Прочитайте ее и следуйте ей.

Памятка для учащихся:

Получив задание по теме,  распределите его в группе.

Вчитайся в задание и определи его цель.

Береги время.

Консультируйся с товарищами по группе,  учителем.  Спрашивай у других, объясняй сам .

Используй библиотеку, работай  со справочниками, проведи анализ текста.

Подготовься к выступлению и выступи.

Задание №1. Составьте кластер из предложенных карточек с понятиями, физическими величинами, обозначениями, единицами измерения. «Расскажите» его.

Задание №2. Составьте кластер из предложенных карточек с понятиями, физическими величинами, обозначениями, единицами измерения. «Расскажите» его.  

Задание №3. Составьте кластер из предложенных карточек с понятиями, физическими величинами, обозначениями, единицами измерения. «Расскажите» его.

Задание №4. Отгадайте кроссворд. По вертикали определите новое для вас слово.

После выполнения заданий. Группы защищают свои кластеры, таким образом повторяются вопросы «Характеристика электрического тока — сила тока», «Характеристика электрического тока — напряжение»,«Характеристика проводника — сопротивление» .

Итоги защиты кластеров:

Не смогли определится с предложенными значениями силы тока и напряжения.

Отгаданное слово «Бионика»

Тема урока: «Бионика и электрические явления в живой природе»

(запись в тетрадь числа и темы урока)

ІІ. Введение в тему (Что такое бионика?)

Сегодня к нам на урок пришла ученица  3а класса Ульяна Агеева, которая в этом году работает над проектом «Бионические протезы».

рикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, то есть формы живого в природе и их промышленные аналоги )

ІІІ. Дальтон-лаборатория.

У каждой группы на парте лежат:

Памятка «Как работать на сегодняшнем уроке». Прочитайте ее и следуйте ей.

Памятка для учащихся:

Получив задание по теме,  распределите его в группе.

Вчитайся в задание и определи его цель.

Береги время.

Консультируйся с товарищами по группе,  учителем.  Спрашивай у других, объясняй сам .

Используй библиотеку, работай  со справочниками, проведи анализ текста.

Подготовься к выступлению и выступи.

Группы получают задания:

Задание №2 Решите предложенные задачи.

Задание №3 С помощью таблиц составьте и решите задачи по изучаемой теме.

Задание №1 Используя предложенные ЭОР и литературу изучите вопрос «Примеры живого электричества в природе», защиту проведите с помощью минипроекта.

Задание №4 Используя предложенное оборудование определите «Сопротивление предложенных тел»

Время выполнения 8-10 мин. Учитель наблюдает и консультирует учащихся.

IV. Защита выполненных заданий.

В ходе защиты мини проекта ученики узнают познавательную информацио о примерах живого электричества в природе.

В ходе рассмотрения задач решенных 2 группой класс делает вывод о безопасных   значениях силы тока и напряжения.

В ходе рассмотрения задач решенных 3 группой класс делает вывод о  небезопасных значениях силы тока и напряжения.

По итогам проведенного эксперимента показывают умение работать с приборами

V. Рефлексия.

«Корззина идей, мнений, высказываний»

Каждая группа на листочке пишет свое мнение о занятии, можно и индивидуально. Все мнения складываются в корзинку, а затем зачитываются записи сделанные учащимися (записи делают ученики анонимно )

VI. Домашнее задание: используя таблицу «Физика человека» составить и решить задачи по изученным темам. Подготовить проект «Растения хищники», «Электрические рыбы» -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по физике 11 класс "Производство,передача и использование электрической энергии"

Презентация по теме "Производство,передача и использование ээлектрической энергии"содержит необходимый материал по данной теме в 11 классе...

Физика. 8 класс. Перышкин А.В. Урок "Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление"

Урок физики в 8 классе (по учебнику Физика. 8 класс. Перышкин А.В.) по теме "Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление" с применением ЦОР...

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (к учебнику А.В.Перышкина)

Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы ...

Урок по физики 8 класс. Обобщение и закрепление темы: "Электрические явления"

Повтор и обобщение материала по теме: "Электрические явления". Тесты.Задачи. Презентации по теме. Дискуссия. Выявление менее усвоенных понятий, формул.и т.д....

Биоэлектрические и световые явления в живой природе

Презентация для проведения открытого урока в старших классах, с целью расширения знаний о биофизических явлений в живой природе....

Урок физики 8 классе на тему: "Химическое действие электрического тока. (Закон Фарадея)."

Урок физики в 8 классе на тему: "Химическое действие электрического тока. (Закон Фарадея)."...

Тема урока: "Электрические явления в живой и неживой природе"

Цель: сформировать представление об общих законах живой  и неживой природы – как основу научного мировоззрения...