Урок физики в 7 классе "Скорость. Единицы скорости"
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Ямолтдинова  Любовь Яковлевна

Что означают слова, взятые эпиграфом нашего урока?  «Жить – значит непрерывно двигаться вперед».  О каком движении идет речь?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skorost.edinitsy_skorosti.rar21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Скорость. Единицы скорости

Класс: 7

Цель: Познакомить с одной из важнейших характеристик механического движения скоростью и ее единицами.

Оформление доски – эпиграф «Жить – значит непрерывно двигаться вперед»

С. Джонсон. Английский поэт ХVIII века.

Логическая схема «Виды механического движения», таблица для составления ключевых терминов урока, таблица «Международная система единиц», плакат с рисунком пизанской башни-символизирующей начало изучения механического движения, таблица рейтинговая система оценки достижений учащихся на уроке.

I. Актуализация знаний:

Перед вами таблица. Составьте из букв таблицы два ключевых термина нашего урока.

с

и

к

ж

в

р

и

о

о

с

е

т

д

е

н

ь

(Движение, скорость).

Сегодня мы продолжаем изучать характеристики механического движения. С какой физической величиной мы сегодня познакомимся? Правильно со скоростью и ее единицами.

Что означают слова, взятые эпиграфом нашего урока?  «Жить – значит непрерывно двигаться вперед».  О каком движении идет речь? (ответы: движение науки, техники, цивилизации, мысли, знания…)

А мы сегодня будем говорить о механическом движении. По структурно-логической схеме выясняется, какие виды механического движения будут изучаться на протяжении всего курса физики: равномерное прямолинейное, неравномерное, криволинейное, вращательное, колебательное. Все виды движения демонстрируются. В 7 классе мы познакомимся с равномерным прямолинейным движением и неравномерным движением. Демонстрируются опыты, приводятся в движение различные тела.

1) дадим определение механического движения.

а) выделите в этих примерах тела,  которые движутся.

 б) по каким признакам судят о движении?

3) Что называется телом отсчета? Назовите тела отсчета в приведенных примерах

3) Что такое траектория движения?

а) какими могут быть траектории.

Покажите   какие   у   вас   получились  траектории   движения   от  дома  до

школы (оценить выполнение домашнего задания в баллах по рейтинговой

системе оценки, оговориться, что за готовность к уроку дети

уже заработали 1 балл)

А кто же дальше живёт от школы?

(дети получали задание подсчитать число  шагов от дома до школы и

измерить среднюю длину шага). Ребята рассчитывают свой путь, переводят

его в (м), (км).

(Оценка в баллах каждого)

4) В чём разница между траекторией и пройденным путём?

5) Назовите виды движения в зависимости от траектории.

Демонстрация   на   ПК   равномерного   движения   камня   в   космосе   и

парашютиста.

6) В чём разница между равномерным и неравномерным движением?

II. Объяснение нового материала

Постановка проблемы:

На   ПК   -   демонстрация   движения   двух   машин.   Два   тела   движутся

равномерно. Чем могут отличаться движение этих тел? Скоростью.

Скорость при равномерном движении показывает, какой путь прошло тело в

единицу времени.

                    Путь

 Скорость =          ;                                    

                       Время                          

 υ =

Скорость при равномерном движении - это величина, равная отношению пути ко времени за которое этот путь пройден. Самостоятельно   прочитать   используя   стрелочки.   Физический   смысл   - скорость - это путь, пройденный телом за единицу времени. υ, S,t    - почему эти величины так называются (история)

Демонстрация на ПК.  Скорость - остаётся постоянной при равномерном движении. Единица скорости в международной системе (СИ)  [υ ]=м/с

За единицу скорости принимают скорость такого равномерного движения, при котором за 1 с тело проходит путь, равный 1 м. Скорость можно измерять в :

км

- поездов, самолетов

ч

км        

-  космических кораблей

 с

см

-   (демонстрация игрушек: «ребёнок – ползунок», черепаха)

с

Сообщение ученика: спидометры и лоты. Экспериментальное задание:

1) Определить скорость шарика в трубке с маслом, (длина трубки 200-400 мм - это путь. Время  определяется секундомером)

2)  Определить скорость игрушки «ребёнок - ползунок».

Решим задачу: Самая быстрая сухопутная змея - чёрная мамба. Расстояние 1800 м она может преодолеть за 10 мин. С какой скоростью она движется?

        1,8 км                 11*1000м      
υ = —— = 11км/ч = ————— = 3м/с;
       0,16ч                      3600с

Вывод: Числовое значение скорости зависит от выбранной единицы.

  Вопрос: можно ли узнать где будет находиться    автобус, выехавший из п.

Квиток через 15-20 минут?

В Гоголевке? Короленко? Невельской?

Что  надо  знать?  Правильно  направление.  Скорость  кроме  числового

значения имеет направление

  Обозначение:                      υ - модуль скорости

                             - вектор скорости

 S, t  - скалярные величины.

 

весь путь . всё время

Демонстрация видеоролика - средняя скорость движения.   υср =

Средняя  скорость  характеризует  движение  тела  за  весь  промежуток

времени и не поясняет, как двигалось тело в различные моменты времени.

Самостоятельная работа: Определить среднюю скорость своего движения от дома до школы (путь был пройден ранее, время дети определяли по часам, когда шли в школу). Оценка деятельности.

Работа с таблицей:

Задание: На каком расстоянии будет слышно звонок через 5 секунд?

III. Закрепление: Экспресс – контроль. (3 балла)

Необходимо поднять нужную цифру 1, 2, 3.

I). Основная единица скорости 1) м/с; 2) км/ч; 3) см/мин

II). Велосипедист движется со скорость 36 км/ч, а в м/с ...

1) 10м/с; 2)15 м/с; 3)5 м/с

III). Черепаха удаляется со скоростью   100  см за 5  мин.  Какова её скорость в м/с.

1) 1/200 м/с

2) 1/300 м/с.

3) 1/400 м/с

IV.   Подведение   итогов: 

 Выставить   оценки,   подсчитав   предварительно количество баллов у каждого ученика.  Выяснить у кого выше рейтинг.

 Рейтинговая система оценки:

1) Явка на урок, готовность к уроку .... 1 балл

2) Самоорганизация   учебной   деятельности (внимательное   вдумчивое

выслушивание объяснение учителя, быстрое включение в работу, серьёзное её выполнение, умение переключать внимание)..... 3 балла.

3) Выполнение домашнего задания....... 4 балла

4) Самостоятельная работа ..... 8 баллов

5) Работа по изучению нового материала......... 4 балла

6) Экспресс - контроль ......... 3 балла

7) Познавательная активность и смекалка .... 2балла Всего за урок:    22 – 25б. - «5»

                                   19-21б-  «4»

13-20б- «3»

6-12б -  «2»

                           0-5б -   «1»

V   Домашнее задание:   § 15 (всем).     

У кого «4» и «5» - творческие задания: (на выбор)

1) Составить и решить задачи по теме с элементами экологии, географии, биологии, по художественным произведениям.

2) Экспериментальное   задание:  а) определить   скорость   течения   реки; б) скорость ветра;  

3) Выполнить проект измерение скорости падения дождевых капель.

У кого «2» и «3» работа с учебником: заполнить в тексте пропуски терминов и ключевых понятий по теме.

Приложение 1

План класса

 (в плане каждому ученику ставятся баллы в его клеточке - для быстрого оценивания на уроке)

Ковтюк В.

Корнеева

Мордуева К

Попова Н.

 


Гришаков М

Иванченко Л


Овчаренко С

Симановская К.

Алгазина Н

Каменков В

Ткаченко И

Пустовалова Д

Фтомин А

Черепанов С

Пантелеева О.

Шохина И.

ЛапкинА.

Ассютович  Ж

 


Азарова Т.

Шестакова С

 Приложение 2

Материал для творческого задания.

 Материал, на основе которого дети должны составить задачи и решить их.

1) Первые сверхзвуковые пассажирские лайнеры (англофранцузский «Конкорд» и советский Ту-144) были созданы еще в 70-х годах XX в., но по

разным причинам вскоре их сняли с эксплуатации. Однако в середине 90-х

годов они снова стали совершать экспериментальные полеты.
В 1995 году «Конкорд» в рекламных целях осуществил кругосветный перелет по маршруту Нью-Йорк , покрыв (с шестью посадками) расстояние в 40717 км.
Этот перелет занял 31 час 27 минут 40 секунд. Расстояние от Лондона до Нью-Йорка «Конкорд» преодолевает за 3 часа 40минут. В России проводятся летные испытания Ту-144 и на, его основе создается самолет Ту-244 с крейсерской ско
ростью 2300—2500 км в час.

2) Скорость крови в сосудистой системе.

Сосуды

Внутренний       диаметр сосуда, мм

Скорость         движения крови, см/с

Аорта

20

50

Артерии

5-10

20-50

Капилляры

0,01-0,5

0,1-0,05

Вены

10-30

10-20

3) Скорости   движения   в   животном   мире (ориентировочные
значения).

Скорость, км/ч

Скорость, км/ч

Акула

40

Лев

65

Борзая

58

Лось

47

Гепкрд

112

Майский жук

11

Жираф

51

Муха

18

Кенгуру

48

черепаха

0,5

4) Леса на планете исчезают со скоростью 20 га в минуту.

5) Соглашение о сооружении тоннеля под Ла-Маншем было подписано в 1986 году, а вступил он в эксплуатацию в 1994 году. Проложены два параллельных железнодорожных тоннеля длиной 50 км (в том числе 37 км ПОД водой). Скоростные поезда теперь преодолевают расстояние между Лондоном и Парижем за 3 часа, при-чем сам проезд под Ла-Маншем занимает 30-35 минут.

6) Кораллы растут очень быстро. Так, одна личинка фабии за год дает колонию площадью 20 мм2 и высотой 5 мм. Есть кораллы, растущие еще быстрее. Так, один из кораблей, затонувший в Персидском заливе, за 20 месяцев оброс коркой кораллов толщиной 60 см.

7) Общая длина магистрали «Санкасен» («Новая линия») около 1100 км. Поезда идут по ней со средней скоростью 200 км в час и более. Особенно велико движение на отрезке Токио — Осака длиной 515 км, где за сутки проходит до 120 пар поездов, а за год перевозится 120 млн. пассажиров, что равно всему населению страны. Расстояние между этими городами экспресс «Хикари» («Свет») проходит за 2 часа 15 минут. При этом он преодолевает 66 тоннелей и 3 тысячи мостов.

8) Арктика — обширная область северного полушария. Большая часть Северного Ледовитого океана и окраинных морей: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и др. — круглый год закована льдом, который дрейфует с востока на запад. Ледяные поля движутся то медленно, едва преодолевая 1—2 км в сутки, то за 24 часа покрывают расстояния в 40—45 км.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по физики в 7 классе. Тема "Скорость. Единицы скорости"

Презентация к уроку по физике в 7 классе. Тема " Скорость. Единицы скорости" позволяет решитьосновные задачи урока. Поможет учащимся освоить материал.....

"Скорость.Единица скорости"

Коспект занятия по физике 7 класс...

Разработка урока физики по теме "Скорость. Единицы скорости"

Разработка урока физики по теме "Скорость. Единицы скорости"...

Конспект урока "Скорость. Единицы скорости" с презентацией.

Направлен на то, чтобы хорошо усвоить понятие скорости и единиц ее измерения....