Урок Архимедова сила
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
"Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила".
Дидактическая цель урока: сформировать представление о действии жидкости и газа на погружённое в них тело, помочь учащимся осмыслить практическую значимость действия, полезность приобретаемых знаний и умений.
Цели урока:
- Образовательная:сформировать представление о действии жидкости и газа на погружённое в них тело, помочь учащимся осмыслить практическую значимость действия, полезность приобретаемых знаний и умений.
- Развивающая: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков, навыков общения и совместной деятельности.
- Воспитательная:способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для усвоения новых знаний.
Задачи урока:
- Знать:
- название силы, выталкивающей тело из жидкости или газа;
- единицы измерения силы;
- обозначение новых физических величин, формулы;
- от каких величин зависит (не зависит) архимедова сила.
- Уметь решать расчетные задачи на нахождение архимедовой силы.
Приобретаемые навыки детей:
- работа в группах, умение обобщать, сопоставлять, исследовать;
- развитие логического мышления, памяти, речи;
- внимательное отношение к окружающим, друг другу;
- анализировать свою работу.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Формы организации работы учителя:
- словесно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, практический;
- организация восприятия новой информации;
- обобщение изучаемого материала на уроке.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, теннисный шарик, аквариум с водой, ведёрко Архимеда, динамометр лабораторный, груз 100г, набор лабораторного оборудования для экспериментальной работы учащихся, учебники, Презентация.
Используемые ресурсы:
- А.В. Пёрышкин. Учебник физики 7 класс.
- А.В. Пёрышкин. Сборник задач по физике 7-9 класс.
- В.И. Лукашик. Сборник задач по физике 7-9 класс.
Структура и ход урока:
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся |
Организационный момент (1 мин.) | Проверяет готовность к уроку | Определяют готовность к уроку |
Подготовка к восприятию нового материала (2 мин.) | Здравствуйте, ребята! Начинаем урок, сегодня мы с вами отправимся в Древнюю Грецию в 3 век до нашей эры. Именно в это время в Сиракузах, на острове Сицилия проживал величайший математик и физик древности - Архимед. Он прославился многочисленными научными трудами, главным образом в области геометрии и механики. В это время Сиракузами правил царь Гиерон. Он поручил Архимеду проверить честность мастера, изготовившего золотую корону. Хотя корона весила столько, сколько было отпущено на нее золота, царь заподозрил, что она изготовлена из сплава золота с другими, более дешевыми металлами. Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь. И сегодня мы с вами должны решить эту задачу, последовательно воспроизвести рассуждения Архимеда. | Слушают рассказ учителя об Архимеде. На экране портрет Архимеда. |
Проблема (1 мин.) | Как Архимед узнал, есть ли в короне примесь? | Пытаются ответить на данный вопрос. |
Целеполагание (1 мин.) | Какова же цель нашего урока? | Помогают учителю поставить цель урока |
Актуализация (10 мин.)
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4 | Проведём демонстрационный эксперимент. I. Погрузим теннисный шарик в воду и быстро уберём руку. Шарик «выпрыгивает» из воды. II. Опустим в тот же аквариум металлический цилиндр. (Опыт демонстрируется) Тело утонуло. Действует ли выталкивающая сила в этом случае? III. Проводится опыт по рис. 137 учебника А теперь сделайте вывод. Верно. Эта сила называется,архимедовой. Впервые выталкивающую силу рассчитал Архимед, поэтому ее так и называют. Именно с помощью данной силы Архимед решил задачу царя, а мы с вами попытаемся воспроизвести данное решение. Идея решения пришла к ученому однажды, когда он, находясь в бане, погрузился в наполненную водой ванну, его внезапно осенила мысль, давшая решение задачи. Ликующий и возбужденный своим открытием, Архимед воскликнул: «Эврика! Эврика!», что значит: «Нашел! Нашел!» Предлагает учащимся сделать вывод Если подобный опыт провести с газом, то он показал бы, что сила, выталкивающая тело из газа, также равна весу газа, взятого в объеме тела. Закон Архимеда формулируется таким образом: тело, находящееся в жидкости (или газе), теряет в своем весе столько, сколько весит жидкость (или газ) в объеме, вытесненном телом. |
Ответы учащихся: На мяч подействовала сила со стороны воды. Так как тело утонуло, то выталкивающая сила на него не действует. Сила, действующая на тело, находящееся в жидкости, направлена вверх. |
1 мин. | Физкультминутка | Проводит один из учеников |
Освоение учащимися новой информации
Слайд 5 | От чего зависит сила Архимеда? После получения результатов каждая группа отчитывается о проделанной работе и сообщает свои выводы. Выводы фиксируются в виде структурно логической схемы, учитель демонстрирует ее на экране. | Учащиеся образуют рабочие группы. Сообщают выводы о проделанном эксперименте |
Закрепление полученных знаний | А теперь давайте решим задачу, которую поставил перед Архимедом царь Гиерон. 3. Зная объем короны, он смог определить плотность короны, а по плотности ответить на вопрос царя: нет ли примесей дешевых металлов в золотой короне? Верно. Мы с вами решили задачу Архимеда. Легенда говорит, что плотность вещества короны оказалась меньше плотности чистого золота. Тем самым мастер был изобличен в обмане, а наука обогатилась замечательным открытием. Историки рассказывают, что задача о золотой короне побудила Архимеда заняться вопросом о плавании тел. |
1 ученик 2 ученик
3 ученик
Слушают рассказ учителя. |
Отработка нового материала (7 мин.) | IV. Найдем практическое применение изученному материалу. 1. Существует море, в котором нельзя утонуть. Это знаменитое мертвое море Палестины. Воды его настолько солены, что в них не может жить не одно живое существо. Утонуть в такой тяжелой жидкости невозможно: человеческое тело легче ее. |
Предлагают свои версии по данным вопросам. |
Рефлексия (4 мин.) Слайд 6 | Что было изучено сегодня на уроке? | Отвечают на вопросы
Вместе с учителем анализируют ход прошедшего урока
Отвечают на вопросы |
Домашнее задание (2 мин.) | §48, 49, | Записывают домашнее задание в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Архимедова сила"
Презентация к уроку по теме "Архимедова сила"...
Разработка урока "Архимедова сила".
Это первый урок по данной теме. Новые знания учащиеся получают, выполняя экспериментальную работу. Для этого класс разбивается на группу, каждая из которых выполняет свое задание. Выполняя данные зада...
Презентация урока "Архимедова сила"
Небольшая презентация по теме: "Сила Архимеда"....
Конспект урока "Архимедова сила"
Урок открытия « нового» и первичного закрепления знаний. Урок-исследование....
Презентация к уроку "Архимедова сила"
Презентация содержит обзор пройденного материала по теме: "Давление в жидкости и гзе", определение выталкивающей силы, Исторические сведения о жизни и деятельности учёного Архимеда, задачи и тесты на ...
Педагогический проект урока "Архимедова сила" 8 класс
Цель урока: Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости или газа, и выяснить от каких факторов она зависит.Задачи урока:Обучающие1.учающиеся должны знать,a. на тело погруженное в жидкость ...
разработка урока "Архимедова сила. Плавание тел" согласно ФГОС
урок решения задач согласно ФГОС...