разработка урока "Архимедова сила. Плавание тел" согласно ФГОС
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

урок решения задач согласно ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

Пилипенко Светлана Эриховна

Решение задач по теме «Архимедова сила. Плавание тел»

Цели урока. 

  1. Образовательные: повторение темы, умение применять знания при решении задач, закрепление темы.
  2. Развивающие: развивать экспериментальные умения, навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.
  3. Воспитательные: убеждать учащихся в познаваемости окружающего мира, формировать интерес к познанию законов природы и их применению, создавать позитивное отношение к предмету.

Задачи урока:

- развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)

- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке; высказывать свою версию, строить план действий; (регулятивные УУД)

- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)

- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)

Методы обучения: проблемный, практические задания, решение задачи физического содержания, кроссворд.                    

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, лабораторное оборудование для проведения опытов: мензурка, тело на нити, динамометр, стакан с водой.

Средства обучения: кроссворд, задания для групп, оценочный лист, оценочная карта, слайды.

Учебно-методический комплекс:

  1. Примерные программы по учебным предметам Физика 7-9 классы М «Просвещение» 2011, стандарты второго поколения
  2. Современный урок физики в средней школе. «Просвещение», 2013
  3. Физика в задачах. «Наука», 2012
  4. ЭОР «Физика в школе»

План урока.

  1. Организационный момент. 2 мин.
  2. Этап постановки цели и задач урока. 4 мин
  3. Этап актуализации знаний. 6 мин.
  4. Этап работы в группах. Разгадывание кроссворда.8 мин
  5. Этап практической работы учащихся в группах 10 мин.
  6. Этап обобщения и закрепления знаний. 10 мин.
  7. Домашнее задание и заключительное слово учителя. 3 мин.
  8. Этап рефлексии. 2 мин.

Технологическая карта урока:

Этапы урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Планируемая деятельность учащихся

Деятельность учителя

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

Организационный момент.

Получить информацию от учителя по дальнейшей деятельности на уроке.

Формируются 4 группы и распределяются роли.

Настроить учащихся на дальнейшую деятельность, мотивация на успех.

Эпиграфом к уроку будут слова И. Гёте: «Человек должен верить, что непостижимое постижимо, иначе он не стал бы исследовать».

Сегодня вы работаете в группах и сами оцениваете себя, используя оценочный лист.(приложение №1)

Коммуникативные:

Умение слушать, получать  и обрабатывать информацию, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем, организация и планирование работы в группе.

Этап постановки цели и задач урока.

Дети самостоятельно ставят цель и планируют свою деятельность

Решить  задачи, выполнить тест, лабораторную работу.

Решение задач по данной теме.

Практические задачи с применением данного оборудования, разгадывать кроссворд(приложение№4), рассказывать, где мы встречались с Архимедовой силой и что о ней знаем

Идет обсуждение в группах, а затем каждая группа проговаривает свои действия.

Дети читают.

Дети знакомятся с оценочными листами и картами.

Учитель помогает детям прийти к цели урока.

Ребята. Мы изучили с вами тему «Архимедова сила и плавание тел», записали формулу для нахождения этой силы. Скажите, что еще вы хотели бы узнать и чему научиться, чтобы понять, что тема вами закреплена?

Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

На слайде записана тема урока.

Ребята посмотрите на свои столы с оборудованием, и скажите, какие задачи мы с вами сегодня будем решать?

Молодцы!

Вспомните правила работы с оборудованием и спланируйте свою деятельность.

На слайде зафиксированы общие действия по работе в группах(приложение № 2)

У вас на столах лежат оценочные листы и оценочные карты(приложение №3)

Не забывайте оценивать себя за каждую работу.

Итак, начинаем работать с первого пункта плана.

Личностные: смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения

Регулятивные: целеполагание, планирование и организация деятельности

Коммуникативные:действия, направленные на совместную деятельность: участие в коллективном обсуждении, умение находить общее решение

Этап актуализации знаний.

После обсуждения каждая группа делится своими знаниями о силе Архимеда и плавание тел.

Дети работают с оценочным листом.

Дети использовали вырезки из журналов, энциклопедии, материал, скачанный из интернета.

Слушает и наблюдает за работой групп.

Ребята,  в работе участвуем все, зарабатываем баллы.

Не забывайте оценить себя за эту работу.

Определение силы Архимеда, плавание тел и воздухоплавание

Регулятивные: самоконтроль и самооценивание.

Познавательные: поиск и переработка информации,

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Этап работы в группах. Разгадывание кроссворда.

Дети, работая в группах разгадывают кроссворд и на доске записывают получившееся слово.

Дети делятся своими знаниями.

Дети работают с оценочным листом.

Наблюдает за работой групп.

Молодцы! Все разгадали слово: Архимед. Скажите, что вы знаете об Архимеде?

Не забывайте оценить себя за эту работу.

Повторили: отчего зависит сила Архимеда, как рассчитывается с использованием формулы

Регулятивные: самоконтроль и самооценка.

Познавательные: переработка и структуирование информации (работа с текстом, смысловое чтение), работа с понятиями, формулами, знаками и символами.

Коммуникативные: организация работы в группе, умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты.

Этап практической работы в группах.

Дети знакомятся с заданием.

Дети выполняют работу, фиксируют результаты.

Дети работают с оценочным листом.

Каждой группе дает задания.(приложение № 5)

Ребята, не забываем о технике безопасности, выполняем задания и фиксируем результаты.

Оказывает необходимую помощь.

Не забывайте оценить себя за эту работу.

Умение работать с лабораторным оборудованием,

Добывать данные и использовать при решении задач

Использование формулы силы Архимеда для нахождения объема и плотности тела

Регулятивные:

контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном; прогнозирование;

самоконтроль и самооценка.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

Личностные: опора на жизненный опыт.

Познавательные: работа с формулами, общеучебные действия по решению задач.

Этап обобщения и закрепления знаний.

Группы отчитываются о проделанной работе

Учитель оказывает необходимую помощь, исправляет ошибки

Умение правильно записать решение задачи, отвечать на вопросы по данной теме

Регулятивные: получение результата, внесение необходимых дополнение и корректив, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня освоения.

Познавательные: получение и переработка информации.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении.

Домашнее задание и заключительное слово учителя

Повторили тему «Архимедова сила. Плавание тел», формулу для нахождения силы, решили задачи.

Дети записывают домашнее задание.

Итак, наш урок подходит к концу, мы решили экспериментальные задачи и рассмотрели жизненные ситуации, по теме «АРХИМЕДОВА СИЛА и ПЛАВАНИЕ ТЕЛ».

Скажите, каких результатов мы добились на уроке?

 Д/З: повторить: §50-54  

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения материала

Этап рефлексии

Дети работают с оценочной картой

Возьмите, пожалуйста оценочную карту и ответьте на вопросы:

                  Я оцениваю свою работу в группе …

                  Сегодня на уроке мне удалось …

                  Мне на уроке показалось трудным …

                  Что бы вы посоветовали учителю?

Понравился ли тебе урок, оцени «смайликом»

Сдайте оценочные листы и оценочные карты.

Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Коммуникативные: действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.

Регулятивные:

Самооценка.

Личностные: развитие я-концепции и самооценки

Приложения:

Приложение №1 «Оценочный лист»

Архимедова сила вокруг нас

кроссворд

Решение задач

Отчет о проделанной работе

Итоговая оценка

Максимальный балл – 5 баллов

Приложение № 2

План работы в группах:

  1. Беседа «Архимедова группа вокруг нас»
  2. Разгадывание кроссворда
  3. Решение задач с использованием лабораторного оборудования.
  4. Отчет о проделанной работе.
  5. Заполнение оценочного листа и оценочной карты

Приложение № 3

Оценочная карта

Я оцениваю свою работу в группе …

Сегодня на уроке мне удалось …

Мне на уроке показалось трудным …

Что бы вы посоветовали учителю?

Приложение № 4

Кроссворд

1

2

3

4

5

6

 АРХИМЕДОВА СИЛА

1. К одинаковым пружинам подвешены шарики равной         массы, но разного объема. Снизу к шарикам подносят сосуд с водой и поднимают его до такого уровня,  пока шарики полностью погрузятся в воду (рис. 52). Какая пружина сократится больше?

        1. Первая (А). 2. Вторая (К). 3. Третья (Э).

2. К коромыслу рычажных весов подвешены два одинаковых груза (рис. 53). Нарушится ли равновесие весов, если одну гирю опустить в воду, а другую в керосин?

        1. Не нарушится (Р).

        2. Перетянет гиря, опущенная в воду (О).

                                                                                             3. Перетянет гиря, опущенная в керосин (В).

3.  Тела опущены в мензурки с водой и уравновешены на рычаге (рис. 54). Нарушится ли равновесие весов, если в мензурку б налить столько же воды, сколько ее в мензурке а?

        1. Не нарушится (Р).

        2. Перетянет тело, опущенное в мензурку а(Х).

        3. Перетянет тело, опущенное в мензурку б(И).

4.  Тело объемом 80 дм3 погружено в машинное масло.         Вычислите архимедову силу, действующую на это тело.

        1. 90 Н (К); 2. 71 Н (Л); 3. 720 Н (И); 4. 80 Н(П).

5.  На рычаге уравновешены бруски, разные по объему  (рис. 55). Нарушится ли равновесие рычага, если бруски  опустить в воду?

        1. Не нарушится (М).

               2. Перетянет больший по объему брусок (Д).

               3. Перетянет меньший по объему брусок (К).

6.         Одинаковая ли сила нужна для подъема якоря в морской и речной воде?

        1. Одинаковая (Е).

        2. Большая в речной воде (А).

        3. Большая в морской воде (Б).

Приложение № 5

Задания группам:

Задания первой группе: Определить плотность жидкости (сосуд с жидкостью, динамометр, тело на нитке, мензурка).

Определите силу Архимеда, с помощью мензурки определите объем тела и по формуле    рассчитайте  плотность жидкости.

Задания второй группе: Определить объём тела (сосуд с водой, динамометр, тело на нитке). Определите силу Архимеда, плотность жидкости возьмите из таблицы и по формуле    рассчитайте объем тела.

Задания третьей группе: Определить архимедову силу, действующую на данное тело в воде (тело на нити, мензурка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ НА ТЕМУ «АРХИМЕДОВА СИЛА. ПЛАВАНИЕ ТЕЛ» 7класс

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ НА ТЕМУ  «АРХИМЕДОВА СИЛА. ПЛАВАНИЕ ТЕЛ» 7класс...

Повторительно - обобщающий урок по теме: "Архимедова сила. Плавание. Воздухоплавание.

Сценарий повторительно - обобшающего урокапо физике  в 7 классе с презентацией и приложением. Приложение содержит тестовый материал для повторения темы....

Викторина по физике "Архимедова сила. Плавание тел"(7 класс)

Данная разработка выполнена в виде презентации. Может использоваться при проведении внеклассных мероприятий и декады физики, а также как обобщающе-повторяющий материал....

Урок по теме "Архимедова сила. Плавание тел"

Урок по теме  « Архимедова сила. Плавание тел »( решение задач )7 КЛАСС...

итерактивный тест "Архимедова сила. Плавание тел" - 7класс

Интерактивный тест на тему "Архимедова сила. Плавание тел." может быть использован в 7 классе при контроле знаний после прохождения данной темы.Тест содержит 9 вопросов и по 3 варианта ответов. При вы...

Итоговый тест по теме "Выталкивающая сила. Плавание тел"

Тест составлен в соответствии со структурой ГИА. В первой части - задания с выбором ответа. Во второй - задание на соответствие. В третьей - расчетная задача. Время выполения работы - 40-45 мин. Оцени...

разработка урока по физике "Архимедова сила. Плавание тел"

разработка урока по физике в 7 классе "Архимедова сила. Плавание тел"...