Рабочая программа по физике 7-9 классы
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
Рабочая программа по физике для основной общеобразовательной школы 7 - 9 классов составлена на основе авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2011. Количество часов по программе в неделю – 2. Количество часов по учебному плану школы – 2. Количество часов в год – 68.
Предлагаемый курс должен способствовать формированию и развитию у учащихся знаний основ современных физических теорий (понятий, теоретических моделей, законов, экспериментальных результатов); систематизации научной информации (теоретической и экспериментальной); выдвижения гипотез, планирования эксперимента или его моделирования; оценки достоверности естественнонаучной информации, возможности ее практического использования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 114.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Утверждаю»
зам.директора по УВР директор ОУ
__________/Кернос И. С. _________/Иванова Н. П.
«____»__________2014г «____»__________2014 г.
Рабочая программа
по ______физике ____________
Класс: ____7______________
Учитель: _Миникаева Ф. Ф,____
Количество часов: всего____68__ часов; в неделю: _2___ часа
Плановых контрольных работ: ___4___
Лабораторных работ: __14__
Планирование составлено на основе: Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 классы. Автор-составитель В. А. Коровин, В. А. Орлов. М.:Дрофа, 2011
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для основной общеобразовательной школы 7 класса составлена на основе авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004.
Обучение ведётся по учебнику «Физика. 7 класс». Пёрышкин А. В.: – М.: Дрофа, 2011 г.
Количество часов по программе в неделю – 2. Количество часов по учебному плану школы – 2. Количество часов в год – 68.
Предлагаемый курс должен способствовать формированию и развитию у учащихся знаний основ современных физических теорий (понятий, теоретических моделей, законов, экспериментальных результатов); систематизации научной информации (теоретической и экспериментальной); выдвижения гипотез, планирования эксперимента или его моделирования; оценки достоверности естественнонаучной информации, возможности ее практического использования.
Цель курса – освоение обучающимися знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы; овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений.
Задачи:
- Создавать условия для освоения знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- Формировать на основе освоенных знаний представление о физической картине мира;
- Создавать условия для овладения умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитывать убежденность в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основное содержание программы
- Введение (4 ч)
- Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)
- Взаимодействие тел (21 ч)
- Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (23 ч)
- Работа и мощность. Энергия (13 ч)
- Резервное время (2 ч)
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 классов
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, механическое движение;
- смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, момент силы, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия механизма;
- смысл физических законов Паскаля, Архимеда, Ньютона, Гука, сохранения механической энергии
уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: диффузии, равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, размеров малых тел, промежутка времени, массы, силы, давления, объема, плотности вещества, КПД;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических и тепловых явлениях;
- приводить примеры практического использования физических знаний: о механических и тепловых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета),
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
- рационального применения простых механизмов
Учебно-методический комплект по физике для 7 класса:
- Учебник. Физика. 7 класс. Перышкин А. В
- Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс». 7 класс. Гутник Е,М, Рыбакова Е.В.
- Физика. Разноуровневые самостоятельные и тематические контрольные работы для подготовки к ГИА. 7 класс. Кирик Л.А., Нурминский А.И.
- Физика. Сборник вопросов и задач к учебникам А.В. Перышкина, Е.М. Гутник. 7-9 классы. Марон А.Е., Марон Е.А., Позойский С.В.
- Образовательная коллекция: «Открытая Физика 1.1» 7 – 11 классс
М.: Дрофа, 2008 - 2012 г.;
График проведения лабораторных работ
Названия л/р | Дата проведения | |
1 | Л/р №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности» | 13.09 |
2 | Л/р №2 «Измерение размеров малых тел» | 23.09 |
3 | Л/р №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости» | 14.10 |
4 | Л/р №4 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 28.10 |
5 | Л/р №5 «Измерение объема твердого тела» | 01.11 |
6 | Л/р №6 «Измерение плотности твердого тела». | 15.11 |
7 | Л/р №7 «Измерение зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины» | 06.12 |
8 | Л/р № 9 «Определение центра тяжести плоской пластины» | 13.12 |
9 | Л/р № 8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления» | 20.12 |
10 | Л/р №10 «Измерение давления твердого тела на опору» | 10.01 |
11 | Л/р № 11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | 07.03 |
12 | Л/р № 12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | 22.03 |
13 | Л/р № 13 «Выяснение условия равновесия рычага» | 25.04 |
14 | Л/р № 14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | 03.05 |
№ урока | Названия тем | Демонстрация | Контрольные и лабораторные работы | Кол-во часов | Дата | |
по плану | факт | |||||
I | ВВЕДЕНИЕ | 4 | ||||
1 | Вводный инструктаж. Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты. | 1Физические явления: колебания тела на пружине; звучание камертона; получение изображения пламени свечи на экране с помощью линзы; взаимодействие металлических опилок с магнитом. 2.Набор тел, имеющих: одинаковую форму, но разный объем; одинаковый объем, но различную форму. | 1 | 06.09 | ||
2 | Измерения. Погрешности измерений | Измерительная линейка, секундомер, термометр, амперметр демонстрационный, транспортир. | 1 | 09.09 | ||
3 | Л/р №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности» | 1 | 13.09 | |||
4 | Физика и техника | Мобильный телефон; видео-магнитофон; плеер и т. д. | 1 | 16.09 | ||
II | ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА | 5 | ||||
5 | Молекулы | 1 | 20.09 | |||
6 | Л/р №2 «Измерение размеров малых тел» | 1 | 23.09 | |||
7 | Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение | 1. Рис.23 2.Модель хаотического движения молекул 3.Модель броуновского движения. 4.Диффузия газов | 1 | 27.09 | ||
8 | Притяжение и отталкивание молекул | 1.Силы взаимодействия молекул: разламывание и соединение куска мела; сжатие и распрямление ластика; сваривание в пламени двух стеклянных палочек; соединение пластилина. 2.Сцепление свинцовых цилиндров. 3. Отрывание стеклянной пластины от воды и керосина. | 1 | 30.09 | ||
9 | Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно - кинетических представлений | 1. Объем и форма твердого тела, жидкости и газа. 2. Свойство газа занимать весь предоставленный объем. | 1 | 04.10 | ||
III | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ | 21 | ||||
10 | Механическое движение. Равномерное движение | 1. Относительность движения: движение игрушечного автомобиля по столу и по движущейся тележке 2. Равномерное и неравномерное, прямолинейное и криволинейное движение управляемого игрушечного автомобиля 3. Траектория мела. | 1 | 07.10 | ||
11 | Скорость | Движение игрушечного автомобиля (определить путь, пройденный им за 5 с, найти среднюю скорость) | 1 | 11.10 | ||
12 | Л/р №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости» | 1 | 14.10 | |||
13 | Инерция | 1. Рис. 41 2. Колебания маятника 3. Явление инерции (кукла на тележке) | 1 | 18.10 | ||
14 | Взаимодействие тел | 1. Рис. 42, 43. 2. Взаимодействие подвижного тела с неподвижным (дв. шарика по желобу и столкновение с неподвижным шариком) | 1 | 21.10 | ||
15 | Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов |
| 1 | 25.10 | ||
16 | Л/р №4 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 | 28.10 | |||
17 | Л/р №5 «Измерение объема твердого тела» | 1 | 01.11 | |||
18 | Плотность вещества | 1. Рис.50 2.Рис. 51 3. Сравнение объемов мелких гвоздей и кусочков бумаги, уравновешенных на весах | 1 | 11.11 | ||
19 | Л/р №6 «Измерение плотности твердого тела». | 1 | 15.11 | |||
20 | Решение задач | Измерение объемов алюминиевого цилиндра и стального бруска, вычисление их масс. Проверка полученного результата с помощью весов. | 1 | 18.11 | ||
21 | Явление тяготения. Сила тяжести | 1.Рис. 55,56. 2.Падение металлического шарика, подвешенного на нити, после перерезания нити | 1 | 22.11 | ||
22 | Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука. | 1 | 25.11 | |||
23 | Вес тела. Связь между силой тяжести и массой | 1 | 29.11 | |||
24 | Динамометр. Графическое изображение силы. | 1 | 02.12 | |||
25 | Л/р №7 «Измерение зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины» | 1 | 06.12 | |||
26 | Сложение сил, действующих по одной прямой | 1. Рис.74, 76. 2.Измерение равнодействующей сил, действующих на тело, погруженное в жидкость. | 1 | 09.12 | ||
27 | Центр тяжести тела | Л/р № 9 «Определение центра тяжести плоской пластины» | 1 | 13.12 | ||
28 | Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники |
2. Шариковые и роликовые подшипники | 1 | 16.12 | ||
29 | Л/р № 8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления» | 1 | 20.12 | |||
30 | К/р №1 по теме «Взаимодействие тел» | 1 | 23.12 | |||
IV | ДАВЛЕНИЕ ТВЁРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ | 23 | ||||
31 | Анализ к/р №1. Давление. Давление твёрдых тел | Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры (по рис.86 в уч.) | 1 | 27.12 | ||
32 | Л/р №10 «Измерение давления твердого тела на опору» | 1 | 10.01 | |||
33 | Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений | 1.Раздувание камеры (по рис.91 в уч.) 2.Изменение давления газа при изменении его объема и температуры (по рис. 92 в уч.) | 1 | 14.01 | ||
34 | Закон Паскаля | Передача давления жидкостями и газами (по рис.95, 96 в уч. и по рис.24) | 1 | 17.01 | ||
35 | Давление в жидкости и газе | Опыты по рис. 99-103, 106 в уч. | 1 | 24.01 | ||
36 | Решение задач | 1 | 25.01 | |||
37 | Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. | 1.Равновесие в сообщающихся сосудах однородной и неоднородных жидкостей 2.Модели водомерного стекла, фонтана. 3. Таблица «Шлюз» | 1 | 31.01 | ||
38 | Атмосферное давление. | 1. Определение массы воздуха (по рис. 115 в уч.). 2.Обнаружение атмосферного давления (по рис.116, 117, 119 в уч.; опыты с демонстрационной пипеткой – стеклянной трубкой длиной 30-40 см с резиновой грушей на конце; опыт по рис. 38 – обнаружение давления внутри и вне воронки) | 1 | 01.02 | ||
39 | Опыт Торричелли | 1.Опыт с магдебургскими полушариями 2.Сдавливание жестяной банки атмосферным давлением 3.Действие присоски 4. Таблица «Опыт Торричелли» | 1 | 07.02 | ||
40 | Барометр - анероид. Изменение атмосферного давления с высотой | 1.барометр-анероид; таблица «Схема устройства барометра» 2.Измерение атмосферного давления барометром-анероидом 3.Изменение показаний барометра, помещенного под колокол воздушного насоса 4.Изменения атмосферного давления с высотой | 1 | 08.02 | ||
41 | Манометр | 1.Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра (по рис.126, 127 в уч.) 2.Устройство и принцип действия металлического манометра | 1 | 14.02 | ||
42 | Насос | Действующая модель насоса (в проекции) и демонстрационная таблица | 1 | 21.02 | ||
43 | Гидравлический пресс Гидравлический тормоз | Действие модели гидравлического пресса | 1 | 15.02 | ||
44 | Решение задач | Опыты по рис. 137 и 138 в уч. | 1 | 22.02 | ||
45 | К/р № 2 по теме «Давление твердых тел жидкостей и газов» | 1 | 28.02 | |||
46 | Анализ к/р №2. Архимедова сила | Опыт по рис. 139 в уч. | 1 | 01.03 | ||
47 | Л/р № 11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | 1 | 07.03 | |||
48 | Условия плавания тел | 1.Плавание тела в жидкости при равенстве действующих на него силы тяжести и архимедовой силы 2.Зависимость поведения тела в жидкости от соотношения их плотностей | 1 | 14.03 | ||
49 | Водный транспорт | 1.Плавание коробки из фольги 2.Изменение осадки модели судна при увеличении веса груза на нем | 1 | 15.03 | ||
50 | Воздухоплавание | Подъем в воздухе резинового шара или мыльных пузырей, наполненных водородом | 1 | 21.03 | ||
51 | Л/р № 12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | 1 | 22.03 | |||
52 | Решение задач | 1 | 04.04 | |||
53 | К/р № 3 по теме «Архимедова сила. Плавание тел» | 1 | 05.04 | |||
V | РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ | 13 | ||||
Глава 4. Работа и мощность. Энергия | 13 | |||||
54 | Анализ к/р №3. Работа силы, действующей по направлению движения тела. | Определение работы при подъеме бруска на 1 м и равномерном его перемещении на то же расстояние | 1 | 11.04 | ||
55 | Мощность | Определение мощности, развиваемой при ходьбе (вызвать ученика, знающего свою массу и длину шага) | 1 | 12.04 | ||
56 | Простые механизмы. Условия равновесия рычага | 1. Простые механизмы (без рассмотрения устройства) 2.Опыты по рис. 149, 150 и 154 в уч. | 1 | 18.04 | ||
57 | Момент силы | Устройство и применение различного вида ножниц, рычажных весов, щипцов для раскалывания орехов и т.п. | 1 | 19.04 | ||
58 | Л/р № 13 «Выяснение условия равновесия рычага» | 1 | 25.04 | |||
59 | Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия. «Золотое правило» механики. | 1.Изменение направления действия силы с помощью неподвижного блока 2.Действие подвижного блока 3. Равенство работ | 1 | 26.04 | ||
60 | КПД механизма | 1 | 02.05 | |||
61 | Л/р № 14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | 1 | 03.05 | |||
62 | Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. | 1 | 10.05 | |||
63 | Кинетическая энергия движущегося тела. | 1.Опыты по рис. 171 и 172 в уч. 2.Опыты по рис. 87 и 88, подтверждающие наличие потенциальной энергии у поднятого над землей тела и сжатой пружины. 3.Скатывание шарика по наклонной плоскости с разной высоты и сравнение работ, произведенных им, по перемещению бруска, лежащего у основания наклонной плоскости. | 1 | 16.05 | ||
64 | Превращение одного вида механической энергии в другой Закон сохранения полной механической энергии. | 1.Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно: опыт по рис. 175 и 176 в уч. 2.Колебания нитяного маятника 3.Раскручивание пружины заводной игрушки. 4.Движение шарика по наклонному желобу вверх и вниз. 5. Движение «сенгерова колеса» | 1 | 17.05 | ||
65 | Энергия рек и ветра. Решение задач | 1 | 23.05 | |||
66 | К/р № 4 по теме «Работа. Мощность. Энергия» | 1 | 24.05 | |||
VI | РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ | 2 | ||||
67 | Анализ к/р №4. Три состояния вещества. Взаимодействие тел | 30.05 | ||||
68 | Давление твердых тел, жидкостей и газов. Работа, мощность, энергия | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...

Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 7 класса системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....

Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"
Рабочая программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для 8 классов системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....

Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...

Рабочая программа по физике для 11 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10
Рабочая программа по физике 11 класс...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...