Рабочая программа по физике 7-9 классы
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Миникаева Фариза Фрунзевна

             Рабочая программа по физике для основной общеобразовательной школы 7 - 9 классов составлена на основе авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2011. Количество часов по программе в неделю – 2. Количество часов по учебному плану школы – 2. Количество часов в год – 68.

Предлагаемый курс должен способствовать формированию и раз­витию у учащихся знаний основ современных физических теорий (понятий, теоретических моделей, законов, экспери­ментальных результатов); систематизации научной информации (теорети­ческой и экспериментальной); выдвижения гипотез, планирования экспери­мента или его моделирования; оценки достоверности естественнонаучной ин­формации, возможности ее практического использо­вания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog_po_fiz7-9.rar114.76 КБ

Предварительный просмотр:

       «Согласовано»                                                                    «Утверждаю»

   зам.директора по УВР                                                             директор ОУ    

   __________/Кернос И. С.                                                _________/Иванова Н. П.

«____»__________2014г                                                         «____»__________2014 г.                                                                                                                        

Рабочая программа

по ______физике ____________

Класс: ____7______________

Учитель: _Миникаева Ф. Ф,____

Количество часов: всего____68__ часов; в неделю: _2___ часа

Плановых контрольных работ: ___4___

Лабораторных работ: __14__

Планирование составлено на основе: Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 классы. Автор-составитель В. А. Коровин, В. А. Орлов. М.:Дрофа, 2011

Пояснительная записка        

             Рабочая программа по физике для основной общеобразовательной школы 7 класса составлена на основе авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004.

 Обучение ведётся по учебнику «Физика. 7 класс». Пёрышкин А. В.: – М.: Дрофа, 2011 г.

Количество часов по программе в неделю – 2. Количество часов по учебному плану школы – 2. Количество часов в год – 68.

Предлагаемый курс должен способствовать формированию и развитию у учащихся знаний основ современных физических теорий (понятий, теоретических моделей, законов, экспериментальных результатов); систематизации научной информации (теоретической и экспериментальной); выдвижения гипотез, планирования эксперимента или его моделирования; оценки достоверности естественнонаучной информации, возможности ее практического использования.

Цель курса – освоение обучающимися знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы; овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений.

Задачи:

  • Создавать условия для освоения знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • Формировать на основе освоенных знаний представление о физической картине мира;
  • Создавать условия для овладения умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитывать убежденность в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основное содержание программы

  1. Введение  (4 ч)
  2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)
  3. Взаимодействие тел (21 ч)
  4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (23 ч)
  5. Работа и мощность. Энергия (13 ч)
  6. Резервное время (2 ч)

Требования к уровню подготовки обучающихся 7 классов

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, механическое движение;
  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, момент силы, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия механизма;
  • смысл физических законов Паскаля, Архимеда, Ньютона, Гука, сохранения механической энергии

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: диффузии, равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, размеров малых тел, промежутка времени, массы, силы, давления, объема, плотности вещества, КПД;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических и тепловых явлениях;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: о механических и тепловых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета),

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  • рационального применения простых механизмов 

Учебно-методический комплект по физике для 7 класса:

  1. Учебник. Физика. 7 класс. Перышкин А. В
  2. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс». 7 класс. Гутник Е,М, Рыбакова Е.В.
  3. Физика. Разноуровневые самостоятельные и тематические контрольные работы для подготовки к ГИА. 7 класс. Кирик Л.А., Нурминский А.И.
  4. Физика. Сборник вопросов и задач к учебникам А.В. Перышкина, Е.М. Гутник. 7-9 классы. Марон А.Е., Марон Е.А., Позойский С.В.
  5. Образовательная коллекция: «Открытая Физика 1.1» 7 – 11 классс

М.: Дрофа, 2008 - 2012 г.;


График проведения лабораторных работ

Названия л/р

Дата проведения

1

Л/р №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности»

13.09

2

Л/р №2 «Измерение размеров малых тел»

23.09

3

Л/р №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости»

14.10

4

Л/р №4 «Измерение массы тела на рычажных весах»

28.10

5

Л/р №5 «Измерение объема твердого тела»

01.11

6

Л/р №6 «Измерение плотности твердого тела».

15.11

7

Л/р №7 «Измерение зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины»

06.12

8

Л/р № 9 «Определение центра тяжести плоской пластины»

13.12

9

Л/р № 8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

20.12

10

Л/р №10 «Измерение давления твердого тела на опору»

10.01

11

Л/р  № 11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»        

07.03

12

Л/р № 12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

22.03

13

Л/р № 13 «Выяснение условия равновесия рычага»

25.04

14

Л/р № 14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

03.05


№ урока

Названия тем

Демонстрация

Контрольные и  лабораторные работы

Кол-во часов

Дата

по плану

факт

I

ВВЕДЕНИЕ

4

1

Вводный инструктаж. Что изучает физика.  Физические явления. Наблюдения и опыты.

1Физические явления: колебания тела на пружине; звучание камертона; получение изображения пламени свечи на экране с помощью линзы; взаимодействие металлических опилок с магнитом.

2.Набор тел, имеющих: одинаковую форму, но разный объем; одинаковый объем, но различную форму.

1

06.09

2

Измерения. Погрешности измерений

Измерительная линейка, секундомер, термометр, амперметр демонстрационный, транспортир.

1

09.09

3

Л/р №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности»

1

13.09

4

Физика и техника

Мобильный телефон; видео-магнитофон; плеер и т. д.

1

16.09

II

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА

5

5

 Молекулы

1

20.09

6

Л/р №2 «Измерение размеров малых тел»

1

23.09

7

Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение                            

1. Рис.23

2.Модель хаотического движения молекул

3.Модель броуновского движения. 4.Диффузия  газов

1

27.09

8

Притяжение и отталкивание молекул

1.Силы взаимодействия молекул: разламывание и соединение куска мела; сжатие и распрямление ластика; сваривание в пламени двух стеклянных палочек; соединение пластилина. 2.Сцепление свинцовых цилиндров.

3. Отрывание стеклянной пластины от воды и керосина.

1

30.09

9

Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно - кинетических представлений

1. Объем и форма твердого тела, жидкости и газа.

2. Свойство газа занимать весь предоставленный объем.

1

04.10

III

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ

21

10

Механическое движение. Равномерное  движение

1. Относительность движения: движение игрушечного автомобиля по столу и по движущейся  тележке

2. Равномерное и неравномерное, прямолинейное и криволинейное движение управляемого игрушечного автомобиля

3. Траектория мела.

1

07.10

11

Скорость

Движение игрушечного автомобиля (определить путь, пройденный им за 5 с, найти среднюю скорость)

1

11.10

12

Л/р №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости»

1

14.10

13

Инерция

1. Рис. 41                                                                                           2.  Колебания маятника

3.  Явление инерции (кукла на тележке)

1

18.10

14

Взаимодействие тел

1. Рис. 42, 43.  

2. Взаимодействие подвижного тела с неподвижным (дв. шарика по желобу и столкновение с неподвижным шариком)

1

21.10

15

Масса тела. Измерение массы тела с помощью  весов

  1. Рис. 46
  2. Взвешивание деревянного бруска на рычажных весах.

1

25.10

16

Л/р №4 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

28.10

17

Л/р №5 «Измерение объема твердого тела»

1

01.11

18

Плотность вещества

1. Рис.50

2.Рис. 51

3.  Сравнение объемов мелких гвоздей и кусочков бумаги, уравновешенных на весах

1

11.11

19

Л/р №6 «Измерение плотности твердого тела».

1

15.11

20

Решение задач

Измерение объемов алюминиевого цилиндра и стального бруска, вычисление их масс. Проверка полученного результата с помощью весов.

1

18.11

21

 Явление тяготения. Сила тяжести

1.Рис. 55,56.

 2.Падение металлического шарика, подвешенного на нити, после перерезания нити

1

22.11

22

Сила,  возникающая при деформации.  Упругая деформация. Закон Гука.

1

25.11

23

Вес тела. Связь между силой тяжести и массой

1

29.11

24

Динамометр.  Графическое изображение силы.

1

02.12

25

Л/р №7 «Измерение зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины»

1

06.12

26

Сложение  сил, действующих по одной прямой

1. Рис.74, 76.

 2.Измерение равнодействующей сил, действующих на тело, погруженное в жидкость.

1

09.12

27

Центр тяжести тела

Л/р № 9 «Определение центра тяжести плоской пластины»

1

13.12

28

 Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники

  1. Способы увеличения трения и уменьшения трения

2. Шариковые и роликовые подшипники

1

16.12

29

Л/р № 8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

1

20.12

30

К/р №1 по теме  «Взаимодействие тел»

1

23.12

IV

ДАВЛЕНИЕ ТВЁРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ

23

31

Анализ к/р №1.  Давление.  Давление твёрдых тел

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры (по рис.86 в уч.)

1

27.12

32

Л/р №10 «Измерение давления твердого тела на опору»

1

10.01

33

Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений

1.Раздувание камеры (по рис.91 в уч.)

2.Изменение давления газа при изменении его объема и температуры (по рис. 92 в уч.)

1

14.01

34

Закон Паскаля

Передача давления жидкостями и газами (по рис.95, 96 в уч. и по рис.24)

1

17.01

35

Давление в жидкости и газе

Опыты по рис. 99-103, 106 в уч.

1

24.01

36

Решение задач

1

25.01

37

Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.

1.Равновесие в сообщающихся сосудах однородной и неоднородных жидкостей

2.Модели водомерного стекла, фонтана.

3. Таблица «Шлюз»

1

31.01

38

 Атмосферное давление.

1. Определение массы воздуха (по рис. 115 в уч.).

2.Обнаружение атмосферного давления (по рис.116, 117, 119 в уч.; опыты с демонстрационной пипеткой – стеклянной трубкой длиной 30-40 см с резиновой грушей на конце; опыт по рис. 38 – обнаружение давления внутри и вне воронки)

1

01.02

39

Опыт Торричелли

1.Опыт с магдебургскими полушариями

2.Сдавливание жестяной банки атмосферным давлением

3.Действие присоски

4. Таблица «Опыт Торричелли»

1

07.02

40

Барометр - анероид.  Изменение  атмосферного давления с высотой

1.барометр-анероид; таблица «Схема устройства барометра»

2.Измерение атмосферного давления барометром-анероидом

3.Изменение показаний барометра, помещенного под колокол воздушного насоса

4.Изменения атмосферного давления с высотой

1

08.02

41

Манометр 

1.Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра (по рис.126, 127 в уч.)

2.Устройство и принцип действия металлического манометра

1

14.02

42

Насос

Действующая модель насоса (в проекции) и демонстрационная таблица

1

21.02

43

Гидравлический пресс Гидравлический тормоз

Действие модели гидравлического пресса

1

15.02

44

Решение задач

Опыты по рис. 137 и 138 в уч.

1

22.02

45

К/р № 2 по теме «Давление твердых тел жидкостей и газов»

1

28.02

46

Анализ к/р №2.  Архимедова сила

Опыт по рис. 139 в  уч.

1

01.03

47

Л/р  № 11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»        

1

07.03

48

Условия плавания тел

1.Плавание тела в жидкости при равенстве действующих на него силы тяжести и архимедовой силы

2.Зависимость поведения тела в жидкости от соотношения их плотностей

1

14.03

49

Водный транспорт

1.Плавание коробки из фольги

2.Изменение осадки модели судна при увеличении веса груза на нем

1

15.03

50

Воздухоплавание

Подъем в воздухе резинового шара или мыльных пузырей, наполненных водородом

1

21.03

51

Л/р № 12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

1

22.03

52

Решение задач

1

04.04

53

К/р № 3 по теме «Архимедова сила. Плавание тел»

1

05.04

V

РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ

13

Глава 4. Работа и мощность. Энергия

13

54

Анализ к/р №3.   Работа силы, действующей по направлению движения тела.

Определение работы при подъеме бруска на 1 м и равномерном его перемещении на то же расстояние

1

11.04

55

Мощность

Определение мощности, развиваемой при ходьбе (вызвать ученика, знающего свою  массу и длину шага)

1

12.04

56

Простые механизмы. Условия равновесия рычага

1. Простые механизмы (без рассмотрения устройства)

2.Опыты по рис. 149, 150 и 154 в уч.

1

18.04

57

Момент силы

Устройство и применение различного вида ножниц,  рычажных весов, щипцов для раскалывания орехов и т.п.

1

19.04

58

Л/р № 13 «Выяснение условия равновесия рычага»

1

25.04

59

Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия. «Золотое правило» механики.

1.Изменение направления действия силы с помощью неподвижного блока

2.Действие подвижного блока

3. Равенство работ

1

26.04

60

КПД механизма

1

02.05

61

Л/р № 14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

03.05

62

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины.

1

10.05

63

Кинетическая энергия движущегося тела.

1.Опыты по рис. 171 и 172 в уч.

2.Опыты по рис. 87 и 88, подтверждающие наличие потенциальной энергии у поднятого над землей тела и сжатой пружины.

3.Скатывание шарика по наклонной плоскости с разной высоты и сравнение работ, произведенных им, по перемещению бруска, лежащего у основания наклонной плоскости.

1

16.05

64

Превращение одного вида механической энергии в другой Закон сохранения полной механической энергии.

1.Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно: опыт по рис. 175 и 176 в уч.

2.Колебания нитяного маятника

3.Раскручивание пружины заводной игрушки.

4.Движение шарика по наклонному желобу вверх и вниз.

5. Движение «сенгерова  колеса»

1

17.05

65

Энергия рек и ветра.

Решение задач

1

23.05

66

К/р № 4 по теме «Работа. Мощность. Энергия»

1

24.05

VI

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ

2

67

Анализ к/р №4. Три состояния вещества. Взаимодействие тел

30.05

68

Давление твердых тел, жидкостей и газов.  Работа, мощность, энергия

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  7 класса  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....

Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  8 классов  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....

Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10

Рабочая программа по физике  для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...